СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Загрязнение почвы

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Земля – наша общая мать, она кормит нас, дает нам приют, радует и любовно обогревает нас.

                               Л.Н.Толстой

Просмотр содержимого документа
«Загрязнение почвы»

 Загрязнение почвы

Загрязнение почвы

ЦЕЛЬ УРОКА оценить состояние почвы на территории Российской Федерации  оценить состояние почвы на территории Российской Федерации

ЦЕЛЬ УРОКА

оценить состояние почвы на территории Российской Федерации

  • оценить состояние почвы на территории Российской Федерации
ВСПОМНИМ ВМЕСТЕ: Сформулируйте понятие «литосфера». Каково её значения для живых организмов? Из каких компонентов состоит литоосфера? Какие источники являются естественными загрязнителями почвы? Какие источники являются искусственными загрязнителями почвы?

ВСПОМНИМ ВМЕСТЕ:

  • Сформулируйте понятие «литосфера».
  • Каково её значения для живых организмов?
  • Из каких компонентов состоит литоосфера?
  • Какие источники являются естественными загрязнителями почвы?
  • Какие источники являются искусственными загрязнителями почвы?
ЛИТОСФЕРА - (от греч. lithos - камень и sphaira - шар) твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии Литосфера является материальной литогенной основой биосферы Именно в литосфере формируются почвы, ландшафты, биосообщества

ЛИТОСФЕРА -

  • (от греч. lithos - камень и sphaira - шар) твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии
  • Литосфера является материальной литогенной основой биосферы
  • Именно в литосфере формируются почвы, ландшафты, биосообщества
Земля – наша общая мать, она кормит нас, дает нам приют, радует и любовно обогревает нас.  Л.Н.Толстой

Земля – наша общая мать, она кормит нас, дает нам приют, радует и любовно обогревает нас.

Л.Н.Толстой

Знаешь ли ты, что… бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет,  консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет,  стекло – 1000 лет?  Поэтому, отправляясь на прогулку в природу, давайте будем следовать примеру этих мудрых, по-настоящему любящих свою землю людей.

Знаешь ли ты, что…

  • бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет,
  • консервные банки – более 30 лет,
  • полиэтиленовый пакет – более 200 лет,
  • стекло – 1000 лет?
  • Поэтому, отправляясь на прогулку в природу, давайте будем следовать примеру этих мудрых, по-настоящему любящих свою землю людей.
Вспомним вместе В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие). Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти или растут растения.  ПОЧВА

Вспомним вместе

  • В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие).
  • Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов.
  • Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти или растут растения.
  • ПОЧВА
Кроссворд  1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. 2. Вещество, хорошо удерживающее воду. 3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. 4. Вещество, помогающее корням растений дышать. 5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. 6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. 7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. 3 6 4 2 5 7 1

Кроссворд

  • 1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы.
  • 2. Вещество, хорошо удерживающее воду.
  • 3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений.
  • 4. Вещество, помогающее корням растений дышать.
  • 5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.
  • 6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений.
  • 7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.

3

6

4

2

5

7

1

Кроссворд  1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. 2. Вещество, хорошо удерживающее воду. 3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. 4. Вещество, помогающее корням растений дышать. 5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. 6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. 7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. п м е в и с к в о г с е о и д о р п д о л и о е а к з л и б р н д а у е ы г х н о й

Кроссворд

  • 1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы.
  • 2. Вещество, хорошо удерживающее воду.
  • 3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений.
  • 4. Вещество, помогающее корням растений дышать.
  • 5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.
  • 6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений.
  • 7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.

п

м

е

в

и

с

к

в

о

г

с

е

о

и

д

о

р

п

д

о

л

и

о

е

а

к

з

л

и

б

р

н

д

а

у

е

ы

г

х

н

о

й

Виды почв Черноземные Подзолистые Торфяники Черноземы – одно из богатств нашей страны. В черноземных почвах самое большое количество перегноя. На них выращивают устойчивые высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. В этой почве много остатков растений, но перегноя меньше, чем в черноземных почвах. В нашей стране больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы. В данной почве перегноя не очень много, однако люди научились получать на этих почвах высокие урожаи.

Виды почв

Черноземные

Подзолистые

Торфяники

Черноземы – одно из богатств нашей страны. В черноземных почвах самое большое количество перегноя. На них выращивают устойчивые высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур.

Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. В этой почве много остатков растений, но перегноя меньше, чем в черноземных почвах.

В нашей стране больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы. В данной почве перегноя не очень много, однако люди научились получать на этих почвах высокие урожаи.

КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ПОЧВУ Выращивание урожаев овощей и фруктов Распашка Полей  Добыча полезных ископаемых ПОЧВА Сбор ягод и грибов Прокладывание новых дорог Строительство фабрик, заводов и зданий Выпас скота

КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ПОЧВУ

Выращивание урожаев

овощей и фруктов

Распашка

Полей

Добыча

полезных

ископаемых

ПОЧВА

Сбор

ягод и грибов

Прокладывание

новых дорог

Строительство фабрик,

заводов и зданий

Выпас скота

МЕРЫ ОХРАНЫ ПОЧВЫ Повышать плодородие Проводить снегозадержание Умеренно применять ядохимикаты Высаживать лесные полосы Умеренно применять удобрения Правильно распахать почву Умеренно орошать

МЕРЫ ОХРАНЫ ПОЧВЫ

Повышать

плодородие

Проводить

снегозадержание

Умеренно

применять

ядохимикаты

Высаживать

лесные полосы

Умеренно

применять

удобрения

Правильно

распахать

почву

Умеренно

орошать

В результате работы транспорта возникает химическое загрязнение почв Почвы в 30-метровой полосе вдоль всех шоссейных дорог насыщенных свинцом и цинком

В результате работы транспорта возникает химическое загрязнение почв

Почвы в 30-метровой полосе вдоль всех шоссейных дорог насыщенных свинцом и цинком

Промышленные отходы Наносят большой ущерб почвенно-растительному покрову

Промышленные отходы

  • Наносят большой ущерб почвенно-растительному покрову
Бытовые отходы В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти. Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предметы можно использовать вторично, например: стеклянные банки и бутылки. Эти предметы вновь послужат людям как вторичное сырье. Содержание мусорного ведра

Бытовые отходы

  • В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти. Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предметы можно использовать вторично, например: стеклянные банки и бутылки. Эти предметы вновь послужат людям как вторичное сырье.

Содержание мусорного ведра

Городской мусор

Городской мусор

Мы можем!

Мы можем!

Способы утилизации мусора СЖИГАНИЕ  (НАТУРАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ДРЕВЕСИНА) ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ  (МЕТАЛЛЫ, СТЕКЛО) ЗАХОРОНЕНИЕ  (ПЛАСТМАССЫ, РЕЗИНА)

Способы утилизации мусора

  • СЖИГАНИЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ДРЕВЕСИНА)
  • ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ (МЕТАЛЛЫ, СТЕКЛО)
  • ЗАХОРОНЕНИЕ (ПЛАСТМАССЫ, РЕЗИНА)
Проверь себя «Экология» 1. Парниковый эффект проявляется через: А накопление парниковых газов гидросфере Б увеличении поглощающей способности поверхности литосферы В накопление парниковых газов в атмосфере 2. Парниковые газы: А пропускают коротковолновые излучения и задерживают длинноволновые Б пропускают длинноволновые и задерживают коротковолновые В задерживают и пропускают коротковолновые излучения

Проверь себя «Экология»

  • 1. Парниковый эффект проявляется через:
  • А накопление парниковых газов гидросфере
  • Б увеличении поглощающей способности поверхности литосферы
  • В накопление парниковых газов в атмосфере
  • 2. Парниковые газы:
  • А пропускают коротковолновые излучения и задерживают длинноволновые
  • Б пропускают длинноволновые и задерживают коротковолновые
  • В задерживают и пропускают коротковолновые излучения
Проверь себя «Экология» 3. Эффект парника обнаруживается при: А охлаждении нижних слоев воздуха и нагреве поверхности земли Б нагреве поверхности земли и нижних слоев воздуха В нагреве нижних слоев воздуха и охлаждении поверхности земли  4. При всеобщем потеплении возможно: А поднятие уровня Мирового океана, разрушение сооружений, вымирание отдельных видов биосферы Б засоление прибрежных акваторий, учащение аномальных природных явлений В загрязнение воды в прибрежных очистительных системах, быстрая смена экосистем

Проверь себя «Экология»

  • 3. Эффект парника обнаруживается при:
  • А охлаждении нижних слоев воздуха и нагреве поверхности земли
  • Б нагреве поверхности земли и нижних слоев воздуха
  • В нагреве нижних слоев воздуха и охлаждении поверхности земли
  • 4. При всеобщем потеплении возможно:
  • А поднятие уровня Мирового океана, разрушение сооружений, вымирание отдельных видов биосферы
  • Б засоление прибрежных акваторий, учащение аномальных природных явлений
  • В загрязнение воды в прибрежных очистительных системах, быстрая смена экосистем
Проверь себя «Экология» 5.«Озоновой дырой» считают: А область с повышенной концентрацией озона Б область с повышенной концентрацией кислорода и пониженной концентрацией озона В область с пониженной концентрацией озона 6.Повышение интенсивности УФ-излучения, достигающего поверхности земли, в популяции людей вызывает: А быстротекущие раковые заболевания (карциномы и меланомы) Б возрастание частоты хромосомных и генных мутаций (синдром Дауна, гемофилия) В уменьшение частоты вирусных и бактериальных эпидемий

Проверь себя «Экология»

  • 5.«Озоновой дырой» считают:
  • А область с повышенной концентрацией озона
  • Б область с повышенной концентрацией кислорода и пониженной концентрацией озона
  • В область с пониженной концентрацией озона
  • 6.Повышение интенсивности УФ-излучения, достигающего поверхности земли, в популяции людей вызывает:
  • А быстротекущие раковые заболевания (карциномы и меланомы)
  • Б возрастание частоты хромосомных и генных мутаций (синдром Дауна, гемофилия)
  • В уменьшение частоты вирусных и бактериальных эпидемий
Проверь себя «Экология» 7. К кислотным осадкам относят: А образование дождя, тумана, снега Б образование града, росы В образование инея и гололеда 8. Основная масса кислотных осадков поступает на территорию России: А с севера Б с запада В с юга летом, с востока зимой

Проверь себя «Экология»

  • 7. К кислотным осадкам относят:
  • А образование дождя, тумана, снега
  • Б образование града, росы
  • В образование инея и гололеда
  • 8. Основная масса кислотных осадков поступает на территорию России:
  • А с севера
  • Б с запада
  • В с юга летом, с востока зимой
Проверь себя «Экология» 1 - В 2 - А 3 - Б 4 - А 5 - В 6 - А 7 - А 8 - Б

Проверь себя «Экология»

  • 1 - В
  • 2 - А
  • 3 - Б
  • 4 - А
  • 5 - В
  • 6 - А
  • 7 - А
  • 8 - Б


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс