СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗАЯЦ Н. Н. Урок "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" 2019-7

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ЗАЯЦ Н. Н. "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Просмотр содержимого документа
«ЗАЯЦ Н. Н. Урок "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" 2019-7»


Н. Н. Заяц, педагог дополнительного образования ГУДО Областной центр творчества» г. Могилёва

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях


Занятие проводится в рамках объединения по интересам «Абитуриент. Русский язык». Объединение создано для учащихся X—XI классов, желающих дополнительно изучать русский язык с целью углубить и систематизировать знания.

Учащимся не выставляются отметки за работу. Каждый сам определяет свой уровень учебных достижений по изученной теме, сравнивая набранное количество баллов с максимально возможным (максимальное количество баллов равно сумме баллов за правильные ответы).

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях».

Задачи:

обучающие: совершенствовать умение определять отношения между частями бессоюзного сложного предложения и в соответствии с этим правильно расставлять знаки препинания, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий;

  • развивающие: способствовать разви тию умений выделять главное, выстраиват! причинно-следственные связи; создать уело вия для развития внимания, логическогс мышления, зрительной памяти, речи уча щихся;

  • воспитательные: создать условия дл* воспитания чувства гордости за свою страну и благодарности по отношению к своей ма лой родине.

Время занятия: 60 минут.

Оборудование и материалы: индивиду альные листы с заданиями для учащихся мультимедийная презентация.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

  2. Объявление темы, определение целе] занятия.

— Сегодня мы проводим обобщающе' занятие по теме «Знаки препинания в бес союзных сложных предложениях». Из предложенных целей выберите те, которые наиболее соответствуют нашему занятию:

  • совершенствовать умение определять отношения между частями бессоюзного сложного предложения и в соответствии с этим правильно расставлять знаки препинания;

  • выполнить контрольный тест;

  • учиться перестраивать БСП в ССП и СПИ;

  • учиться вести дискуссию.

  1. Актуализация знаний.

— В бессоюзных сложных предложениях возможна постановка запятой, двоеточия и тире. Вспомним, в каких случаях ставится каждый из перечисленных знаков препинания. Вам необходимо заполнить недостающими сведениями опорные конспекты. Учащиеся в индивидуальных листах самостоятельно выполняют задание № 1: заполняют «белые пятна», дописывая слова- « помощники».





Самопроверка. На экране демонстрируется правильный вариант (приложение 1).

Учащиеся озвучивают правило по восстановленному конспекту. Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание — 9.

IY. Практическая работа (работа в парах).

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, используя алгоритм.

Алгоритм

  1. Обозначьте границы частей в БСП.

  2. Определите смысловые отношения между частями БСП: подберите слова- помощники».

  3. Расставьте знаки препинания.

  1. Ждали Соколова положенное время_ он всё не приходил.

  2. Виктор Петрович удивился_ почему его н-.кто не ищет?

  3. Обращаться со словом нужно чес..но_ оно высший подарок человеку.

  4. Хочеш.. добиться успеха _ приложи максимум усилий.

  5. Я ведь только недавно поняла_ быть свободной и быть одинокой — это не одно и то (же).

  6. В путь соб..раеш..ся_ разузнай дорогу.

  7. Один раз солж..шь_ на(век) лгуном останешься.

  8. Я выглянул в окно_ всё выше поднималось майское солнце.

  9. Книги как люди_ одни, едва пр..коснувшись к тебе, исчезают навсегда, другие, встретившись случайно, входят в твою жизнь и остаются в ней.

  10. Воет зимний ветер за окном фонари

на столбе раскачиваются.

Фронтальная проверка. Вся группа проверяет задание: комментирование по цепочке. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 3. Выполните тест (самостоятельная работа ).

Данный тест составлен из образцов заданий ЦТ разных лет. Прежде чем выбрать ответ, внимательно прочитайте условие задания.

При выполнении 3-го и 4-го заданий подумайте, какие темы следует помнить, кроме темы «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях».

  1. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как во второй части поясняется, раскрывается содержание первой части:

  1. Через минуту вспыхнуло пламя_ кругом всё стало видно.

  2. Позиция моя такова_ я не уволю ни одного человека.

  3. Я прожил жизнь, полную неожиданностей и предательств, и поэтому решаюсь дать вам один совет_ бегите отсюда.

  4. Птицы приумолкли_ жди грома.

  5. Лыжники пошли вдоль ручья_ нужно было найти переход.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 23.

  1. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:

  1. Пахомов не начинал работать_ он ждал Швейцера.

  2. Рассказывать об Аристотеле очень непросто_ слишком большой промежуток времени отделяет его от нас.

  3. Нас занимал вопрос_ почему мы не выходим в море?

  4. Вышли из дома_ солнце тут же ударило в глаза.

  5. Не сошлись характерами_ не бывать дружбе.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 24.

  1. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

  1. Мёд — один из любимых продуктов питания людей.

  2. Один и тот же спектакль дважды посмотреть невозможно: завтра он будет совсем не тот, что сегодня.

  3. Увидишься с Горьким — обязательно поговори с ним.

  4. Богатство ассоциаций — есть богатство внутреннего мира писателя.

  5. Абсолютно всё: и просторы Сибири, и древние горы Кавказа, и живописные леса Закарпатья, и деревянное зодчество Севера интересует путешественников.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 14.

  1. Укажите, какие предложения соответствуют схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] — [ ].

  1. Старик что-то подбросил в костёр пламя вспыхнуло с новой силой.

  2. Егорка выглянул в окно и увидел на проводе совсем рядом сидела синичка.

  3. В полночь ворота захлопнутся ты уже никогда не сможешь выйти из замка.

  4. Понаблюдать жизнь волчьего логова несбыточная мечта многих натуралистов.

  5. Пока отец разговаривал с дядей Серёжей я всё ещё думал о вчерашнем бое.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2018 год.

Самопроверка. На экране демонстрируются правильные ответы. Максимальное количество баллов за тест — 9.

  • Какие темы следует помнить при выполнении последнего и предпоследнего заданий теста? (Тире между подлежащим и сказуемым. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.)

  • Вы можете самостоятельно оценить свой результат и определить уровень учебных достижений по изученной теме.

Учащиеся подсчитывают набранные бал лы. Максимальное количество баллов за вы полнение всех заданий — 28.

  • Кто доволен своим результатом? Работой?

  • А теперь вернёмся к целям, поставленным в начале занятия. Как вы считаете, достигнуты ли они? (Учащиеся высказывают своё мнение и обосновывают его.)

V. Рубрика «Это интересно».

  • Ребята, 2018, 2019 и 2020 годы в Бе ларуси посвящены малой родине. Что такое в вашем понимании малая родина?

  • Используя приём «магнит», подберите синонимы к выражению малая родина.

Беларусь — МАЛАЯ РОДИНА Могилёе

моя улица моя семья мои родные



Наша родина — Беларусь. И нам, бело русам, есть чем восхищаться; есть чем и кеи гордиться. Предлагаю озвучить некоторьп

интересные факты о Беларуси (приложение 2).

Задание 4. Творческая работа.

Продолжите высказывание в форме БСП (на выбор):

Моя малая родина — это... :

Я горжусь своей родиной... :

Я люблю свою родину... : ... .

Я благодарна/благодарен своей ...: ... .

  • Озвучим несколько фраз (приём «Свободный микрофон»).

  1. Рефлексия.

  • Малая родина — это то место, где человек родился и вырос. С малой родиной связаны наши приятные воспоминания и яркие впечатления. Здесь нас встречают с радостью родные и близкие. Здесь мы пребываем в спокойствии и гармонии. Малая родина — это то место, куда хочется возвращаться. Всегда.

Малая родина — это то место, те люди, которые навсегда останутся в нашем сердце. У каждого из нас своя малая родина.

Предлагаю каждому из вас составить синквейн о малой родине и записать его на листочке в форме сердца. В 4-ю строку синк- вейна вы можете записать составленное вами высказывание.

Учащиеся озвучивают свои синквейны (приём «Свободный микрофон» ).




Приложение 1

Знаки препинания в БСП

Знак

препинания

Отношения между частями БСП

Как проверить

Предложение

Одновременность

Союзом и

Качались деревья, скрипели ставни.

Последовательность

Сам бьёт, сам караул кричит.


Противопоставление

Союзом а, но

Глаза боятсяруки делают.

Время

Союзом когда

Зубов у белки не сталодали ей орехов.


Условие

Союзом если

Будет дождикбудут и грибки.

Следствие, вывод

Словами так что, поэтому, значит

Нанялся волк в пастухидобра не жди.

Причина

Союзами

потому что, так как

Глухому песен не пой: не услышит.

Пояснение

Словами то есть, а именно

Горе как море: берегов не видно.

Изъяснение

(дополнение)

Союзом что (и увидел, что и услышал, что и т. п.)

Встарь бывало: собака с волком живала.

Прямой вопрос

Комбинацией знаков : ?

Люди часто задаются вопросом: искоренимо ли зло на Земле?




Приложение 2

Интересные факты о Беларуси



Беларусь — это не самая маленькая страна: на её территории могли бы целиком поместиться Бельгия, Швейцария и Греция.

Территория Беларуси на 40 % состоит из лесов.

В Беларуси находится национальный парк «Беловежская пуща», самый большой и старый лес в Европе, где живёт самое большое животное Европы — зубр.


Ещё одна достопримечательность нашей страны — это меловые карьеры. Их называют Белорусские Мальдивы. Находится этот уголок под Волковыском, около городского посёлка Красноселький. Именно мел придаёт воде такой необыкновенный цвет (от лазурно-бирюзового до изумрудно-зелёного). Однако на данный момент меловые карьеры закрыты для посещения.


В Беларуси производится самый большой самосвал в мире. БелАЗ весит 360 тонн, высота его колес — 4 метра. А если кто-то захочет приобрести себе такую машину, то это обойдётся ему примерно в 10 млн долларов!


Едва ли не каждый житель планеты ( дневно пользуется научными разработк нашего земляка Жореса Ивановича А: рова. Он разработал гетероструктурный лупроводник («лазер Алфёрова»), кото] используется:

  • в проигрывателях компакт-диско дисководах современных компьютеров;

  • во всех мобильных телефонах;

  • в автомобильных фарах, светофора?

  • в оборудовании супермаркетов — д( дерах товарных ярлыков.

За это открытие Алфёров в 2000 году б награждён Нобелевской премией.

Родился Жорес Алфёров в 1930 год; Витебске. Своё детство и юность он провё, Беларуси, но большую часть жизни про» в России.

Наш знаменитый земляк являлся ви: президентом Российской академии наук, б избран иностранным членом академий Н8 США, Молдовы, Армении, Азербайджа] Китая, Польши. Жорес Иванович был поч ным гражданином Минска, почётным дс тором БГУ. В марте 2019 года Алфёрова стало...

Он признавался, что Беларусь как бьи так и осталась для него родиной. И где i он ни находился, всегда старался приехат: родные места, подышать знакомым с детст воздухом, полюбоваться прекрасной природой.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя