Н. Н. Заяц, педагог дополнительного образования ГУДО Областной центр творчества» г. Могилёва
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Занятие проводится в рамках объединения по интересам «Абитуриент. Русский язык». Объединение создано для учащихся X—XI классов, желающих дополнительно изучать русский язык с целью углубить и систематизировать знания.
Учащимся не выставляются отметки за работу. Каждый сам определяет свой уровень учебных достижений по изученной теме, сравнивая набранное количество баллов с максимально возможным (максимальное количество баллов равно сумме баллов за правильные ответы).
Цель: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях».
Задачи:
• обучающие: совершенствовать умение определять отношения между частями бессоюзного сложного предложения и в соответствии с этим правильно расставлять знаки препинания, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий;
-
развивающие: способствовать разви тию умений выделять главное, выстраиват! причинно-следственные связи; создать уело вия для развития внимания, логическогс мышления, зрительной памяти, речи уча щихся;
-
воспитательные: создать условия дл* воспитания чувства гордости за свою страну и благодарности по отношению к своей ма лой родине.
Время занятия: 60 минут.
Оборудование и материалы: индивиду альные листы с заданиями для учащихся мультимедийная презентация.
Ход занятия
-
Организационный этап.
-
Объявление темы, определение целе] занятия.
— Сегодня мы проводим обобщающе' занятие по теме «Знаки препинания в бес союзных сложных предложениях». Из предложенных целей выберите те, которые наиболее соответствуют нашему занятию:
-
совершенствовать умение определять отношения между частями бессоюзного сложного предложения и в соответствии с этим правильно расставлять знаки препинания;
-
выполнить контрольный тест;
-
учиться перестраивать БСП в ССП и СПИ;
-
учиться вести дискуссию.
-
Актуализация знаний.
— В бессоюзных сложных предложениях возможна постановка запятой, двоеточия и тире. Вспомним, в каких случаях ставится каждый из перечисленных знаков препинания. Вам необходимо заполнить недостающими сведениями опорные конспекты. Учащиеся в индивидуальных листах самостоятельно выполняют задание № 1: заполняют «белые пятна», дописывая слова- « помощники».
Самопроверка. На экране демонстрируется правильный вариант (приложение 1).
Учащиеся озвучивают правило по восстановленному конспекту. Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание — 9.
IY. Практическая работа (работа в парах).
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, используя алгоритм.
Алгоритм
-
Обозначьте границы частей в БСП.
-
Определите смысловые отношения между частями БСП: подберите слова- помощники».
-
Расставьте знаки препинания.
-
Ждали Соколова положенное время_ он всё не приходил.
-
Виктор Петрович удивился_ почему его н-.кто не ищет?
-
Обращаться со словом нужно чес..но_ оно высший подарок человеку.
-
Хочеш.. добиться успеха _ приложи максимум усилий.
-
Я ведь только недавно поняла_ быть свободной и быть одинокой — это не одно и то (же).
-
В путь соб..раеш..ся_ разузнай дорогу.
-
Один раз солж..шь_ на(век) лгуном останешься.
-
Я выглянул в окно_ всё выше поднималось майское солнце.
-
Книги как люди_ одни, едва пр..коснувшись к тебе, исчезают навсегда, другие, встретившись случайно, входят в твою жизнь и остаются в ней.
-
Воет зимний ветер за окном фонари
на столбе раскачиваются.
Фронтальная проверка. Вся группа проверяет задание: комментирование по цепочке. Максимальное количество баллов — 10.
Задание 3. Выполните тест (самостоятельная работа ).
Данный тест составлен из образцов заданий ЦТ разных лет. Прежде чем выбрать ответ, внимательно прочитайте условие задания.
При выполнении 3-го и 4-го заданий подумайте, какие темы следует помнить, кроме темы «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях».
-
Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как во второй части поясняется, раскрывается содержание первой части:
-
Через минуту вспыхнуло пламя_ кругом всё стало видно.
-
Позиция моя такова_ я не уволю ни одного человека.
-
Я прожил жизнь, полную неожиданностей и предательств, и поэтому решаюсь дать вам один совет_ бегите отсюда.
-
Птицы приумолкли_ жди грома.
-
Лыжники пошли вдоль ручья_ нужно было найти переход.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 23.
-
Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:
-
Пахомов не начинал работать_ он ждал Швейцера.
-
Рассказывать об Аристотеле очень непросто_ слишком большой промежуток времени отделяет его от нас.
-
Нас занимал вопрос_ почему мы не выходим в море?
-
Вышли из дома_ солнце тут же ударило в глаза.
-
Не сошлись характерами_ не бывать дружбе.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 24.
-
Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
-
Мёд — один из любимых продуктов питания людей.
-
Один и тот же спектакль дважды посмотреть невозможно: завтра он будет совсем не тот, что сегодня.
-
Увидишься с Горьким — обязательно поговори с ним.
-
Богатство ассоциаций — есть богатство внутреннего мира писателя.
-
Абсолютно всё: и просторы Сибири, и древние горы Кавказа, и живописные леса Закарпатья, и деревянное зодчество Севера интересует путешественников.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 14.
-
Укажите, какие предложения соответствуют схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены): [ ] — [ ].
-
Старик что-то подбросил в костёр пламя вспыхнуло с новой силой.
-
Егорка выглянул в окно и увидел на проводе совсем рядом сидела синичка.
-
В полночь ворота захлопнутся ты уже никогда не сможешь выйти из замка.
-
Понаблюдать жизнь волчьего логова несбыточная мечта многих натуралистов.
-
Пока отец разговаривал с дядей Серёжей я всё ещё думал о вчерашнем бое.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2018 год.
Самопроверка. На экране демонстрируются правильные ответы. Максимальное количество баллов за тест — 9.
-
Какие темы следует помнить при выполнении последнего и предпоследнего заданий теста? (Тире между подлежащим и сказуемым. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.)
-
Вы можете самостоятельно оценить свой результат и определить уровень учебных достижений по изученной теме.
Учащиеся подсчитывают набранные бал лы. Максимальное количество баллов за вы полнение всех заданий — 28.
-
Кто доволен своим результатом? Работой?
-
А теперь вернёмся к целям, поставленным в начале занятия. Как вы считаете, достигнуты ли они? (Учащиеся высказывают своё мнение и обосновывают его.)
V. Рубрика «Это интересно».
-
Ребята, 2018, 2019 и 2020 годы в Бе ларуси посвящены малой родине. Что такое в вашем понимании малая родина?
-
Используя приём «магнит», подберите синонимы к выражению малая родина.
Беларусь — МАЛАЯ РОДИНА Могилёе
моя улица моя семья мои родные
Наша родина — Беларусь. И нам, бело русам, есть чем восхищаться; есть чем и кеи гордиться. Предлагаю озвучить некоторьп
интересные факты о Беларуси (приложение 2).
Задание 4. Творческая работа.
Продолжите высказывание в форме БСП (на выбор):
Моя малая родина — это... :
Я горжусь своей родиной... :
Я люблю свою родину... : ... .
Я благодарна/благодарен своей ...: ... .
-
Рефлексия.
-
Малая родина — это то место, где человек родился и вырос. С малой родиной связаны наши приятные воспоминания и яркие впечатления. Здесь нас встречают с радостью родные и близкие. Здесь мы пребываем в спокойствии и гармонии. Малая родина — это то место, куда хочется возвращаться. Всегда.
Малая родина — это то место, те люди, которые навсегда останутся в нашем сердце. У каждого из нас своя малая родина.
Предлагаю каждому из вас составить синквейн о малой родине и записать его на листочке в форме сердца. В 4-ю строку синк- вейна вы можете записать составленное вами высказывание.
Учащиеся озвучивают свои синквейны (приём «Свободный микрофон» ).
Приложение 1
Знаки препинания в БСП
Знак препинания | Отношения между частями БСП | Как проверить | Предложение |
| Одновременность | Союзом и | Качались деревья, скрипели ставни. |
Последовательность | Сам бьёт, сам караул кричит. |
| Противопоставление | Союзом а, но | Глаза боятся — руки делают. |
Время | Союзом когда | Зубов у белки не стало — дали ей орехов. |
| Условие | Союзом если | Будет дождик — будут и грибки. |
Следствие, вывод | Словами так что, поэтому, значит | Нанялся волк в пастухи — добра не жди. |
• • | Причина | Союзами потому что, так как | Глухому песен не пой: не услышит. |
Пояснение | Словами то есть, а именно | Горе как море: берегов не видно. |
Изъяснение (дополнение) | Союзом что (и увидел, что и услышал, что и т. п.) | Встарь бывало: собака с волком живала. |
Прямой вопрос | Комбинацией знаков : ? | Люди часто задаются вопросом: искоренимо ли зло на Земле? |
Приложение 2
Интересные факты о Беларуси
Беларусь — это не самая маленькая страна: на её территории могли бы целиком поместиться Бельгия, Швейцария и Греция.
Территория Беларуси на 40 % состоит из лесов.
В Беларуси находится национальный парк «Беловежская пуща», самый большой и старый лес в Европе, где живёт самое большое животное Европы — зубр.
Ещё одна достопримечательность нашей страны — это меловые карьеры. Их называют Белорусские Мальдивы. Находится этот уголок под Волковыском, около городского посёлка Красноселький. Именно мел придаёт воде такой необыкновенный цвет (от лазурно-бирюзового до изумрудно-зелёного). Однако на данный момент меловые карьеры закрыты для посещения.
В Беларуси производится самый большой самосвал в мире. БелАЗ весит 360 тонн, высота его колес — 4 метра. А если кто-то захочет приобрести себе такую машину, то это обойдётся ему примерно в 10 млн долларов!
Едва ли не каждый житель планеты ( дневно пользуется научными разработк нашего земляка Жореса Ивановича А: рова. Он разработал гетероструктурный лупроводник («лазер Алфёрова»), кото] используется:
-
в проигрывателях компакт-диско дисководах современных компьютеров;
-
во всех мобильных телефонах;
-
в автомобильных фарах, светофора?
-
в оборудовании супермаркетов — д( дерах товарных ярлыков.
За это открытие Алфёров в 2000 году б награждён Нобелевской премией.
Родился Жорес Алфёров в 1930 год; Витебске. Своё детство и юность он провё, Беларуси, но большую часть жизни про» в России.
Наш знаменитый земляк являлся ви: президентом Российской академии наук, б избран иностранным членом академий Н8 США, Молдовы, Армении, Азербайджа] Китая, Польши. Жорес Иванович был поч ным гражданином Минска, почётным дс тором БГУ. В марте 2019 года Алфёрова стало...
Он признавался, что Беларусь как бьи так и осталась для него родиной. И где i он ни находился, всегда старался приехат: родные места, подышать знакомым с детст воздухом, полюбоваться прекрасной природой.