СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заикание, виды ,причины возникновения и устранение его у детей. Рекомендации для родителей .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены теоретические положения механизма возникновения заикания,его виды ,причины и устранения в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Заикание, виды ,причины возникновения и устранение его у детей. Рекомендации для родителей .»

Что такое заикание и как оно проявляется

Заикание как одно из выраженных речевых расстройств известно с древних времен. Оно имеет относительно широкую распространен­ность и трудность в излечении. Распространенность заикания зави­сит не только от многообразных этиологических факторов, но и от некоторых национальных черт, например от особенностей темпера­мента, определяющих в известной мере такие характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. В Европе число заика­ющихся уменьшается с запада на восток: у французов — 5,7%, у нем­цев — 2%, у русских — 1,2%.

Заикание — это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и ее коммуникативная сторона в результате функци­ональных расстройств и органических поражений центральной не­рвной системы.

Основным проявлением заикания являются судороги в процессе речевой деятельности, т. е. когда ребенок говорит. При заикании речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повто­рениями отдельных звуков, слогов и даже слов. Это возникает вслед­ствие судорог мышц речевого аппарата. Подобная судорожность тес­но связана с психофизическим состоянием заикающегося ребенка: страхом, робостью, чувством стыда за свою речь, покраснением ли­ца, повышенной потливостью и т. д.

Заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда так или иначе проявляется совместно с другими нервно-психи­ческими расстройствами. Это обязательно нужно знать родителям, которые должны проконсультировать ребенка у детского психиатра

или невропатолога, иначе работа с детьми специалистов будет не эф­фективна.

Заикание обычно возникает в возрасте 2—5 лет, когда личность еще не сформировалась. В некоторых случаях заикание может начать­ся и позже. Иногда это связано с поступлением в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребенка, предъявляют­ся новые, повышенные, требования. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психо­логические изменения в организме.

Основным проявлением заикания являются судороги, которые возникают во время речи в дыхательном, голосовом и артикуляци­онном аппарате. Существует два типа судорог: клонический и тони­ческий, а также их смешанный вид, когда одновременно проявля­ются как клонические, так и тонические судороги (при этом одни судороги проявляются сильнее, а другие слабее). Для заикающегося с клоническими судорогами характерно повторение звуков или сло­гов: с-с-с-садик, ма-ма-ма-шина по причине затруднительности в про­изнесении слов. Сначала он несколько раз повторяет первый слог, а затем как бы выталкивает конец слова. Эта стадия заикания, кото­рая характеризуется кратковременным сокращением мышц, сменяю­щихся их расслаблением, называется клонической. Со временем этот тип судорог может перейти в более тяжелую форму — тоническую,

которая характеризуется длительным сокращением мышц: с адик,

ма шина.

При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласован­ность в речевых движениях, появляется судорожность в произноше­нии. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно перерываются.

По степени проявления заикание может быть легким (слабым), средним и тяжелым (сильным).

Легкая степень характеризуется едва заметным проявлением су­дорог, которые не мешают речевому общению. При тяжелой сте­пени, в результате длительных судорог, речевое общение становит­ся невозможным. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

В зависимости от места возникновения речевые судороги одразделяются на артикуляционные, голосовые, дыхательные и сме­шанные.

В первом случае судороги поражают мышцы языка, губ или мяг­кого нёба и тогда как бы запирается свободный речевой выдох. На­пример: б'..бабушка, бу-бу-будка (судороги губ); д'..домик, дя-дя-дя-денька (судороги кончика языка); г'..гуси, к'..камень, й-ю-юла (судо­роги корня языка или мягкого нёба).

Во втором случае судороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые связки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая вы­ход гласного звука (а'..арбуз, о-о-о-огурец) или голосовые связки ос­таются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

В третьем случае из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, и говорящий как бы замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воз­дух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе.

Обычно по месту возникновения речевые судороги бывает сме­шанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые и др. Нарушение координации общего речевого акта отражается та­ким образом и на дыхательной, фонаторной (голосовой) и артикуля-торной мускулатуре. Дыхательные движения нарушаются очень за­метно и многие заикающиеся испытывают трудности в голосопода-че. Заикающиеся чрезмерно расходуют воздух. Некоторые из них вы­дыхают часть воздуха перед фонацией (голосоподачей), другие рас­трачивают воздух при преодолении препятствий, создающихся в орга­нах речи. Особенно заметен расход воздуха при тоническом заика­нии, когда нередко выдыхается большая часть воздуха, прежде чем образуется голос, и больной после этого говорит только на остаточ­ном воздухе. У заикающихся детей дыхание поверхностное: следова­тельно, большое значение имеет вентиляция легких. При клонусах выдыхательные движения беспрестанно прерываются быстрыми, ко­роткими, как бы вдыхательными движениями. Тонусы и клонусы ча­сто сочетаются.

Нарушение фонаторных движений заключается в том, что почти у всех заикающихся нарушается голос, однако не так заметно, как дыхание. Во время приступа заикания можно видеть и ощущать быс­трые движения гортани вверх, вперед или вниз.

Напряженная и судорожная фонация иногда изменяет состояние голосовых связок, возникает гиперемия, утолщение слизистой и об­разуются узелки, что способствует различным нарушениям голоса. У заикающихся нарушения в образовании голоса многочисленны. Они проявляются в виде префонаторного (доречевого) давления как то­ническая и клоническая фонации или певчее выкрикивание слогов или слов.

Признаком длительного заикания является образование голоса при вдохе, чем прерываются фонаторные или артикуляционные тоны. У некоторых заикающихся детей период фонации заметно укорочен.

Нарушения артикуляционных движений наступают при произно­шении всех звуков, чаще всего «чеканных», больше незвонких (п, т, к), чем звонких (б, д, г). При произношении длительных согласных бо­лее часты тонические остановки. Артикуляционные нарушения очень разнообразны и у одного и того же ребенка могут меняться.

При заикании трудно произносятся согласные, причем больше на­чальные звуки, чем последующие. Затруднительны для заикающихся те звуки, которые они сами считают наиболее трудными. Иногда боль­ные хорошо произносят физиологически трудные звуки и, наоборот, легкие представляют для них непреодолимые затруднения. Статис­тически доказано, что заикание наступает чаще при произношении длинных слов, чем коротких. Слово, которое часто вызывает присту­пы заикания, под влиянием психологических факторов становится по­стоянным местом запинки.

Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствую­щие движения. В этих движениях могут участвовать самые различ­ные группы мышц лица, шеи, туловищ» и конечностей. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизы­вать губы, иногда скрипят зубами и т. д. Некоторые дети проделыва­ют сложные движения: подергиваются, кивают или вертят головой,

прягают мышцы шеи, двигают туловищем в разные стороны, сжи­мают пальцы, топают ногами и пр.

Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна' вздрагивают, сбрасывают одеяло, мечутся, ложатся поперек кро­вати. Заикание проявляется значительно сильнее во время разговор­ной речи, когда требуется самостоятельно выразить свои мысли. Заме­чено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого они боятся или уважают, например в школе — учителей, в детском саду — воспитателей. Заикание также резче проявляется пос­ле сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях.

Кроме физических признаков заикания существуют психические, которые превращают заикание в тяжелое мучительное страдание. Осо­бенно типичным признаком заикания является боязнь речи (логофо-бия), страх перед определенными звуками или словами. Под влияни­ем страха больной эти звуки произнести не может, запинается на них, и этим вызывается приступ заикания. Некоторое дети предпочитают молчать и не произносить опасное слово. Другие его заменяют сино­нимом. Страх вынуждает заикающихся все время думать о механиз­ме артикуляционных движений, и от этого они становятся малораз­говорчивыми и необщительными.

Боязнь речи заставляет заикающегося плохо владеть собой; он одержим стремлением выговорить трудное слово и выходит из этого состояния только тогда, когда ему удается после неимоверных уси­лий произнести желаемый звук или слово. Какие мучения испытыва­ет при этом больной, окружающие часто даже не представляют.

Заикающиеся постоянно испытывают страх перед приступом, и каждый приступ наносит тяжелые и всегда новые психические трав­мы. Иногда проявляются параноидные черты. Каждый заикающий­ся чувствует свою неполноценность, и это иногда приводит к полно­му обесцениванию личности. Не удивительно, что психическое состо­яние больных постепенно изменяется к худшему и невроз речи пере­ходит в психоз.

На фоне судорог и других длительных физических и психических проявлений возникает стойкий патологический речевой рефлекс, т. е.

нарушение координации процессов, которые необходимы для обра­зования устной речи.

От заикания необходимо отличать физиологически обусловлен­ные итерации: повторения, запинки, повторы в речи несудорожного характера. Итерация, как правило, возникает в возрасте 2—3 лет и не носит судорожный характер и проходит сама по себе.

Причины заикания

Факторы, которые могут быть причиной возникновения заикания, разнообразны.

Одним из таких факторов является испуг, который может быть выражен в страхе как реакции на какой-то сильный раздражитель из­вне. Состояние страха резко сказывается у такого ребенка на нервно-мышечной работе речевого аппарата: ребенок говорит с судорожны­ми повторениями звуков и слов, нагружается ритм дыхания, речь арит­мична. Речь купируется на отдельные звуки и слова. У ребенка, пере­несшего состояние страха, возникают первые симптомы заикания, которые в дальнейшем могут фиксироваться. При испуге может так­же наблюдаться и длительное молчание ребенка как реакция на свое состояние. Если родители неправильно ведут себя по отношению к ребенку: частые наказания, угрозы, окрики, одергивания, приказа­ния и т. д., то у него они тоже могут спровоцировать судорожные явления в области речи.

Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и пр.) могут спровоцировать заикание. Особенно частая роль в воз­никновении заикания принадлежит коклюшу, который протекает с приступами судорожного кашля, что нарушает регуляцию дыхания. Заикание может также возникнуть в результате травмы головы.

Заикание может возникнуть и при общем недоразвитии речи, ко­торое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедностью словарного запаса и нарушением грамматического строя. При нару­шении программирования своей речи, т. е. несоответствии мыслитель-

ых способностей и речевых возможностей, может возникнуть явле­ние заикания. Например, ребенок хочет сказать — «машина», но на какой-то момент он не может сразу этого добиться и начинает повто­рять начальный слог: ма-ма-машина. В начале это проявление не но­сит судорожного характера, но со временем может перейти в заика­ние.

Заикание может возникнуть и при чрезмерной речевой нагрузке, ког­да родители много читают ребенку, разучивают с ним различные рас­сказы, сказки, которые для него имеют возрастную сложность. Рече­вой аппарат у него еще слаб и легко травмируем.

О наследственности как предрасполагающем факторе в развитии заикания имеются самые противоречивые представления. Данные, по­лученные многими авторами, указывают на незначительную роль предполагаемых факторов в формировании заикания. Если родите­ли заикаются, ребенок не обязательно будет страдать тем же неду­гом, но к этому он уже предрасположен.

Следует также отметить незначительную роль подражания в раз­витии заикания. Даже длительное имитирование вряд ли приведет к развитию истинного заикания как качественно нового состояния, со­провождающегося непроизвольным блокированием голоса. Для это­го нужно сильное внешнее воздействие.

Длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угне­тением центральной нервной системы: постоянные семейные сканда­лы, неправильное отношение к ребенку в семье, конфликты в дет­ском коллективе, могут явиться результатом заикания.

Нарушение звукопроизношения может также сыграть роль в возникновении заикания. Ребенок начинает осознавать свое неуме­ние произносить правильно те или иные звуки: у него возникает страх перед ними и он начинает «спотыкаться» в словах, где они имеются. Этот механизм закрепляется и может привести к заиканию.

Причиной возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребенка. Часто родители водят своих детей в кино на дет­ские утренники, выставки, в театры. Разрешают им ежедневно подо­лгу смотреть телевизионные передачи. Эмоциональными впечатле-


10

11

ниями ребенок стремится поделиться с членами семьи. Его речь ста­новится быстрой, захлебывающейся, он проглатывает звуки, слова, сбивается с ритма: возникают запинки. Они могут принять стойкий характер, если вовремя не принять соответствующие меры.

Заикание может возникнуть и вследствие быстрой речи. Такой темп мешает легкой и свободной артикуляции звуков: возникают ос­тановки, чтобы сориентироваться в выборе правильного звука.

Примеры возникновения и течения заикания

Петя К., 3 года. Родители здоровы, имеют высшее образование. Три месяца назад у мальчика появились запинки в виде повторения начальных звуков, слогов. Темп речи быстрый, дыхание — прерыви­стое, голос — слабый, артикуляция — напряженная. Иногда старает­ся перейти на шепот. При беседе с родителями выяснено, что они фор­сировали речевое развитие сына. Они предъявляли для усвоения ма­териал, не соответствующий возрасту, разучивали сложные для по­нимания стихи, азбуку. Речевой аппарат малыша к этому еще не был готов. Произошла речевая перегрузка, а с ней и нервный срыв, что привело к заиканию, по типу клонусов.

Саша В., 5 лет. Заикание началось после того, как мальчик пошел в детский сад, т. е. уже полгода. Ребенок в сад пошел без желания. Очень привязан к родителям. Сначала заикание проявлялось в виде повторений звуков, а в последнее время мальчик делает продолжи­тельные остановки. Иногда тянет звуки. Заикание усилилось за счет тонических судорог. У мальчика клоно-тоническое заикание. Отец мальчика в детстве заикался.

Катя М., 7 лет. Часто болела простудными заболеваниями. В воз­расте 5 лет у нее появились первые признаки заикания, девочка стала повторять начальные слоги в словах. Темп речи — ускоренный, го­лос — смодулированный, дыхание — поверхностное, прерывистое. Иногда говорит на вдохе. Артикуляция — зажатая (артикуляцион­ные судороги). До школы заикание протекало скачкообразно: оно то


проходило, то снова возобновлялось. При поступлении в школу заи­кание усилилось. Заикание протекает по типу клинических судорог.

Коля С, 4 года. Ребенок с бабушкой сходил в театр на кукольный спектакль. Дома он стал пересказывать содержание увиденной сказ­ки и во время речи у него появились кратковременные судорожные остановки. К вечеру они усилились. Из-за страха перед речью он во­обще перестал общаться с родственниками. У мальчика после эмоци­ональной нагрузки, вызванной просмотром спектакля, появилось за­икание, по типу тонических судорог. Произошло перенапряжение не­рвной системы.

Маша Ф., 5 лет. 2 месяца назад родители познакомились с новой семьей, в которой заикалась дочка. Девочки подружились и часто об­щались друг с другом. В последние две недели родители Маши заме­тили, что она стала повторять начальные звуки и слоги в словах, по­явились дыхательно-голосовые судороги. Заикание появилось по под­ражанию. Родители во время изолировали ребенка от неблагоприят­ного общения, тем самым предотвратили возникновение истинного заикания.

Виды заикания

У детей, в основном, часто встречаются две формы заикания: невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание.

С физиологической стороны при этом виде заикания правое полу­шарие работает более активно, чем левое. Поэтому взаимодействие между ними нарушено, нет нужной синхронности в работе. Нестандартное взаимоотношение между полушариями заставляет ра­ботать мышцы со сбоем. Такая картина может проявляться только в речи, а в двигательной области — нет, т. е. здесь нет общей моторной неловкости.

Невротическое заикание обнаруживается лишь в психотравмиру-ющей ситуации. Оно усиливается вследствие фиксации больного на


12

13

своем дефекте. При отвлечении внимания нарушение плавности речи резко уменьшается или вообще пропадает.

У детей с невротическим заиканием остро выступают общеневро­тические проявления, к которым можно отнести пониженное настро­ение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то непри­ятного. У таких детей отмечается снижение аппетита, вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, ощущение жара во всем теле. Также отмечаются медленное засыпание и сон, не приносящий чувства отдыха, с обильными сновидениями.

На фоне общеневротических нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых часто встречается ло­гофобия (навязчивый страх речи). Логофобия заключается в том, что после психической травмы возникает напряженное ожидание невоз­можности произнести звук, слово, фразу, предложение. Ожидание сво­ей несостоятельности приводит к выраженному страху речи, при ко­тором у человека с заиканием как бы парализуется механизм звуко-произнесения. Логофобия всегда непостоянна: в психотравмирующей ситуации она более бросается в глаза. В знакомой и нетравмирую-щей — может отсутствовать. Выраженность логофобии порой быва­ет столь заметной, что ребенок не способен вообще что-либо сказать. Иными словами, развивается молчание, обусловленное страхом пе­ред речью. Это нарушение именуется логофобическим мутизмом. Он проявляется лишь в психотравмирующих ситуациях.

Логофобия, как один из главнейших и распространеннейших патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к му-тизму, но и к невротическому заиканию. Невротическое заикание, обусловленное логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими синкинезиями (сопутствующими движени­ями), которые имеют ту же динамику, что и все расстройства, выте­кающие из логофобии. Из этого следует, что в основе невротическо­го заикания лежит логофобия.

Неврозоподобное заикание.

Неврозоподобное заикание — это остатки апраксических наруше­ний при поражении головного мозга. Апраксия — нарушение произ-

вольных движений (определенной позы или артикуляции) — ребенок не может выполнить то или иное движение конечностями, либо язы­ком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) — это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестети-ческих зонах. Это и является механизмом неврозоподобного заика­ния.

Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание (на­следственность, органические причины или их сочетания), внешне оно выглядит одинаково. Оно монотонно, однообразно, не зависит от си­туации. Больные дети не переживают по этому поводу. Если ребенка заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на рече­вом дефекте, то заикание резко уменьшается.

Дети с неврозоподобным заиканием равнодушны к собственному речевому недостатку, они воспринимают его как нечто привычное, данное им с рождения. У них заикание усиливается не вследствие пе­реживания своего заболевания, что свойственно больным с логонев-розом, а после двигательного или психического возбуждения, сома­тической болезни или вследствие переутомления. Количественная вы­раженность заикания зависит от степени усталости, во второй поло­вине дня оно, как правило, усиливается.

Главным в неврозоподобном заикании, его патогенетической ос­новой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия и дис-лалия). Однако диагностика неврозоподобного заикания на основе последнего недостаточна. Для квалификации характера речевого де­фекта необходимо еще учитывать фактор переживания своего забо­левания, отношение к нему со стороны ребенка.

Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия — бо­язнь речи, а неврозоподобного — нарушение темпа речи. Поэтому при устранении заикания необходимо это принимать во внимание. Эти виды заикания внешне проявляются одинаково.


14

15

Физиология речевого акта и его механизмы

Голос — это совокупность различных по высоте, силе и тембру зву­ков, издаваемых посредством голосового аппарата. Полное понима­ние разных явлений патологии речи, в том числе и заикания, возможно лишь на основе знаний о нормальных функциях механизма речи.

Произнесение слов обеспечивается синхронной работой четырех систем: а) энергетической — трахея, бронхи, легкие и дыхательная мышца (диафрагма), б) генераторной — гортань, в) резонаторной — глотка, полость носа, околоносовые пазухи и г) артикуляторной — ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое нёбо. Голосовой ап­парат — это сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга. Сам механизм голосообразования чрезвычайно сложен.

Первая система речевого аппарата подает струю воздуха, вторая служит для образования голоса, третья (резонатор) усиливает звук голоса и сообщает ему тот или иной тембр, четвертая система — ар-тикуляторная — является органами произношения.

Дыхательный аппарат. Основная его функция заключается в осу­ществлении газового обмена, необходимого для жизни организма: снабжение кислородом и освобождение от углекислого газа. Благо­даря попеременному расширению и сужению легких происходит об­новление воздуха. Вдох происходит при расширении грудной клетки, выдох при ее сужении.

Расширение грудной клетки происходит вперед, в стороны, вверх и вниз. Движение стенок грудной клетки при вдохе происходит бла­годаря действию вдыхательных мышц, из которых одной из самых сильных является диафрагма. При спокойном выдохе стенки груд­ной клетки движутся под воздействием силы тяжести. При форсиро­ванном (усиленном) выдохе включаются выдыхательные мышцы (брюшной пресс, внутренние межреберные мышцы).

В спокойном дыхании преобладание фазы выдоха над фазой вдо­ха составляет приблизительно 2:1. В течение минуты происходит 16— 18 полных дыхательных движений, т. е. вдохов и выдохов.

16

(Схема 1) СХЕМА СИСТЕМ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО АППАРАТА

РЕЗОНАТОРНАЯ

СИСТЕМА

Носовые и ротовые

пазухи

нижняя челюсть


ГЕНЕРАТОРНАЯ СИСТЕМА ГОРТАНЬ

(хрящи, мышцы, складки) щитовидный хрящ перстневидный хрящ



ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА трахея

бронхи



легкие



диафрагма



17



твердое нёбо мягкое нёбо губы зубы язык

Различают три основных типа дыхания: брюшной или нижне-ди-афрагмальный, реберный и ключичный.

При брюшном типе дыхания основное участие в дыхании прини­мает диафрагма, мощная вдыхательная мышца. При сокращении ди­афрагма опускается, вследствие чего нижняя часть грудной клетки значительно увеличивается в объеме.

При реберном типе дыхания грудная клетка расширяется в сто­роны и вперед, что происходит вследствие поднятия ребер. Это можно проверить, положив руку на грудь — при вдохе она подни­мается.

При ключичном типе дыхания поднимается плечевой пояс и про­исходит расширение грудной клетки в верхней ее части.

Чистых типов дыхания нет. При любом типе дыхания в большей или меньшей степени действует диафрагма, которая принимает учас­тие как при вдохе, так и при выдохе. Дыхание, при котором сочета­ются брюшной, грудной и ключичный типы, называется полным или глубоким.

При речи дыхание характеризуется значительным преобладанием фазы выдоха над фазой вдоха, примерно 5:1, т. е. вдох при речи ко­роткий, а выдох — длительный.

Мы говорим на выдохе и поэтому, чтобы обеспечить длительный выдох, необходимо иметь достаточный запас воздуха в легких. Дли­тельность выдоха необходима для слитного произнесения слов во фра­зах, которое облегчает слушающему понимание речи. Короткий вдох позволяет избегать длительных дыхательных пауз, которые могут за­медлить процесс общения.

Во время речи вдох происходит через рот, что обеспечивает его быстроту и глубину.

Во время речи вдох осуществляется при активном участии выды­хательных мышц, которые регулируют достаточный напор воздуха, без которого невозможна звучная речь. Во время речи наблюдается чрезвычайная неравномерность выдоха и изменчивость степени на­пряжения дыхательных мышц. Это связано с тем, что во время речи выдыхаемая струя должна преодолевать быстро сменяющиеся раз-

нообразные преграды, образуемые в гортани и резонаторной и арти­куляционной системах, и обеспечивать необходимое для речи варьи­рование силы звучания.

Гортань. При выдохе и во время речи, воздух из легких поступает в бронхи, затем в трахею, а из трахеи в гортань. Гортань состоит из нескольких хрящей: перстневидного, лежащего в ее основании, щи­товидного, который опирается на перстневидный, черпаловидных (их два), надгортанного (надгортанника). Все эти хрящи соединяются между собой системой мышц и связок (схема 1).

Для образования голоса важны внутренние мускулы гортани, или голосовые складки. Они имеют вид двух губ, которые выступают на­встречу друг другу. Передние концы голосовых складок неподвижно укреплены в переднем углу щитовидного хряща, а задние их концы прикреплены к черпаловидным хрящам.

Голосовые складки могут то смыкаться, то размыкаться, образуя так называемую голосовую щель. При спокойном дыхании голосо­вая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треуголь­ника, обращенного своей вершиной вперед.

Во время фонации, т. е. голосообразования, голосовые складки сближаются и колеблются: воздушные колебания переходят в звуко­вые. Голосовые складки попеременно то смыкаются, закрывая голо­совую щель, то размыкаются на мгновение, чтобы затем снова сомк­нуться и т. д. Голосовые складки во время голосоведения пассивно колеблются под напором выдыхаемого воздуха. Чем сильнее ампли­туда колебания голосовых складок, тем громче звучит голос; чем чаще они колеблются, тем выше тон голоса.

Амплитуда и частота колебания голосовых складок во время фо­нации зависят от напора выдыхаемого воздуха, строения складок, их длины и толщины, степени натяжения.

Вместе с обычным голосом мы еще пользуемся шепотом. При ше­поте голосовые складки смыкаются, но не на всем протяжении, а так, что в заднем отделе гортани образуется более или менее узкая щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, который мы и называем шепотом.


18

19

Голосовые складки могут приводиться в действие различными спо­собами.

  1. Твердая атака. Складки плотно смыкаются до начала звука, а
    затем под давлением скопившегося в трахее воздуха смычка проры­
    вается и складки приходят в колебание: «Ах, разбилась кружка!»

  2. Мягкая атака. При этом складки сближаются и в момент смы­
    кания сразу же начинают вибрировать, т. е. звук появляется одновре­
    менно со смыканием складок: «Ах, как приятно пахнет».

  3. Придыхательная атака. При таком способе, пока складки еще
    не успели сомкнуться, через голосовую щель успевает пройти неко­
    торое количество воздуха, отчего получается слабый гортанный звук,
    который предшествует гласному: сначала выходит немного воздуха,
    затем появляется голос.

Резонаторная система. Над гортанью располагается глотка. Верх­няя часть глотки, или носоглотка, сообщается спереди посредством двух отверстий, так называемых хоан, с полостью носа. Средняя же часть глотки сообщается посредством зева с полостью рта.

В полости рта находятся: внизу — нижняя десна с зубами, нижняя губа, вверху — верхняя десна с зубами и альвеолы, верхняя губа, твер­дое и мягкое нёбо, оканчивающееся маленьким язычком. Над рото­вой полостью расположена носовая полость, которая разделена вер­тикальной перегородкой на две симметричные половины. В момент речи струя воздуха из гортани попадает в глотку и затем в рот или через носоглотку в нос.

Артикуляционная система. В ротовой полости находятся подвижные органы, которые принимают активное участие в образовании различ­ных звуков: язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть. Эти органы, про­водя различные движения, принимая при этом разнообразные положе­ния, образуют в ней щели, смычки. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижи­маясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, а опускаясь, от­крывает его. Активная деятельность органов произношения называется артикуляцией.

Звуки речи являются результатом сложной работы различных ча­стей речевого аппарата. В образовании звуков принимают участие

кчыре отдела этого органа: энергетический (дыхательный), генера-1,рный, резонаторный и артикуляционный. Координация работы jthx частей речевого аппарата возможна лишь благодаря централь­ному управлению процессами речи и голосообразования, т. е. про­цессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются де­ятельностью центральной нервной системы. Так, работа дыха­тельного аппарата обеспечивает силу звучания голоса. Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких че­рез гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Дискоординация работы четырех систем и центральной нервной системы приводит к заиканию; к судорогам в дыхательной (энергети­ческой), генераторной, резонаторной и артикуляторной системах. Длительное заикание приводит к становлению патологического ре­чевого рефлекса и к изменению психического состояния ребенка, осо­бенно при невротической форме заикания.

С чего начать устранение заикания

Прежде всего родители должны проконсультировать своего ре­бенка у невропатолога и психиатра, которые определят природу заи­кания: является ли оно функциональным или органическим. От этого и зависит подход при устранении того или иного вида заикания. Ро­дителям следует неукоснительно выполнять все указания врачей и не реже 1—2 раз в месяц консультироваться у них. Родители должны контролировать действие медицинских препаратов на организм ре­бенка и сообщать об этом лечащему врачу. Помимо медикаментоз­ного лечения проводятся физиотерапевтические процедуры, массаж иЛФК.

А что же могут предпринять сами родители?

Дыхание. Прежде всего нужно начать работу по отработке пра­вильного дыхания. Дыхание — это энергетическая основа нашей речи. У заикающихся детей наблюдаются судороги мышц дыхательного от­дела речевого аппарата. Речь становится прерывистой из-за судорож-


20

21

ного дыхания. Заикающийся ребенок во время судорожного дыхания пытается произносить звуки, слоги, слова, фразы. При этом преры­вистая струя приводит в судорожные колебания голосовые складки, которые тоже работают под прерывистым давлением воздушной струи.

При этом голос становится глухим, хриплым, прерывистым. Про­износимые в потоке речи звуки становятся неотчетливыми. За счет аритмичного сокращения брюшных мышц выдох становится преры­вистым и судорожным. Во время таких судорог голос тоже пропада­ет. У заикающегося ребенка начинает формироваться ощущение, что ему не хватит воздуха для того, чтобы закончить фразу — у него вы­рабатывается патологический рефлекс. Во время судорожного выдо­ха заикающийся уже думает о том, чтобы сделать новый вдох. Это приводит к вынужденной остановке, которая еще больше удлиняется. Иногда можно наблюдать, как заикающийся ребенок пытается гово­рить даже на вдохе. Это противоречит правильной физиологической голосоподаче.

Как было уже выше сказано, у заикающихся детей страдает и го­лос, поэтому нужно обязательно коснуться анатомии гортани, где зарождается голос. Обратите внимание на черпаловидные парные хрящи. Они чем то напоминают букву X (схема 2). К верхним отро­сткам прикрепляются голосовые складки, а к нижним — мышцы, которые растягивают в стороны мышечные отростки, благодаря чему складки приходят в соприкосновение — возникает голос. Эти мышцы сокращаются только благодаря воздушному давлению, во время выдоха, т. к. в этих мышцах имеются барорецепторы. Таким образом, если есть давление на мышцы, то они сокращаются: хоро­шее давление — хорошее сокращение. Значит, голосовые складки будут хорошо смыкаться, в результате чего получается сильный, звонкий голос.

Итак, чтобы получить качественный голос, нужно уметь правиль­но дышать. Например, певцы уделяют много времени умению пользо­ваться нижне-диафрагмальным дыханием, которое позволяет им ус­пешно владеть голосом, его силой, высотой.

Вот почему родители должны научить ребенка правильно владеть нижне-диафрагмальным дыханием.

Первые упражнения помогут активизировать работу диафрагмы.

Попробуем сымитировать дыхание собаки, которой «жарко». От­крыв рот и высунув вперед язык, быстрыми движениями делаем вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха. Одной рукой контролируем (она находится на животе) движение мышц брюшного пресса: при вдо­хе живот чуть выпячивается вперед, а при выдохе — чуть втягивается.

Упражнение «хомячок» — делаем то же самое, с той лишь разни­цей, что вдох и выдох идет только через нос, и при этом еще оскали­ваем зубы.

Это подготовительные начальные упражнения. Они должны выполняться легко, без напряжения.

Следующий этап — это постановка нижне-диафрагмального ды­хания, самого экономичного. Большую роль при этом типе дыхания играет диафрагма, которая является мощной всасывающей мышцей. При грудно-ключичном дыхании она работает менее активно, поэто­му дыхание при этом типе неглубокое, поверхностное.

При нижне-диафрагмальном дыхании при одновременном вдохе синхронно вперед выпячиваем мышцы живота (надуваем живот). Вдох делаем через нос. При выдохе мышцы живота втягиваем в себя. Уси­ливаем выдох. Брюшной пресс является мощными выдыхательными мышцами.

Кстати, если у ребенка слабо развиты мышцы брюшного пресса, можно с ним проводить следующие упражнения:

а) сидя на стуле, поднимать как можно выше колени. Так несколь­
ко раз, в медленном темпе;

б) сидя на стуле, поднимать ноги параллельно полу. При подня­
тии колен и ног одновременно производится вдох носом.

Нижне-диафрагмальное дыхание (НДД) начинаем осваивать в по­ложении лежа. Выпячивание мышц живота контролируем рукой, ко­торая лежит на нем. Кроме контролирования рукой можно на живот положить книгу: при вдохе поднять ее животом. При выдохе книга опускается вместе с мышцами брюшного пресса.


22

23

(Схема 2)



СХЕМА РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

ГОЛОС. ЧЕРПАЛОВИДНЫЕ ХРЯЩИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ГОЛОСООБРАЗОВАНИИ



ГОРТАНЬ СПЕРЕДИ щитовидный хрящ



ГОРТАНЬ СВЕРХУ

голосовые складки разомкнуты голос отсутствует



•» перстне­видный хрящ черпало-видный хрящ



Родители сами должны владеть нижне-диафрагмальным дыхани­ем, т. к. они его будут показывать ребенку на собственном примере. Всегда нужно помнить — плечи при вдохе не поднимать! Как гово­рится в таких случаях, «берите дыхание животом».

По мере усвоения навыков НДД лежа, постепенно переходим к сидячему и стоячему положению. Сначала вдох по продолжительно­сти соответствует выдоху. Ежедневно проводим 18—20 дыхательных упражнений, три-четыре раза в день. Затем добиваемся короткого вдо­ха и длительного выдоха. Чтобы увеличить длительность выдоха, про­износим на выдохе отдельно звуки С, 3, Ш, Ж (тянем их). Родители могут даже устроить соревнование «кто дольше протянет звук». Иг­ровые моменты следует устраивать как можно чаще — это создает у ребенка эмоциональный настрой.

Родители должны добиваться, чтобы ребенок легко, без напряже­ния выполнял это упражнение: ведь хорошее, правильное дыхание — это питание клеток головного мозга, это нормальное функционирова­ние центральной нервной системы. Этому нужно уделять постоянное внимание. У заикающихся детей речевое дыхание как правило поверх­ностное, короткое. Ребенок должен научиться правильно дышать во время речи, экономить воздух в тот момент, когда он не произносит звуки; не делать вдох в середине слова, не говорить на вдохе и т. д.

отростки сомкнуты

отростки разведены в стороны


Во время речи необходимо обеспечивать организм достаточным количеством воздуха, экономно его расходовать и поддерживать не­обходимое подсвязочное давление.

Голос. Голосообразование — это сложный процесс координаци­онной работы различных систем и органов. Энергетической основой нашей речи является дыхание. Воздушная струя, проходя через гор­тань, заставляет вибрировать голосовые складки. В результате чего воздушные колебания благодаря гортани и резонаторной системе пре­вращаются в звуковые. Сила звука зависит от подсвязочного давле­ния, от силы воздушного потока, который давит на мышцы, растяги­вающие черпаловидные хрящи, их мышечные отростки. При этом от­ростки, к которым прикреплены голосовые складки, смыкаются. Воз­никает голос.

24


трахея


отростки, где крепят­ся голосовые складки

отростки, где крепятся мышцы, растягивающие их

складки сомкнуты (эти МЬ1ШЧЬ1 работают только
^w У под давлением на выдохе)

При




















выдохе мышцы сокращаются, а мышеч­ные отростки расходятся в стороны. В это время верхние отростки сходятся, смыкая голосовые складки. Возникает голос. Поэтому необходимо знать механизм об­разования голоса и роль дыхания при этом. Рабочее состояние черпаловидных хрящей и го­лосовых складок, верхние отростки сомкнуты, а пиление разведены мышцами в стороны.

Отсюда следует, что чем глубже дыхание, тем сильнее и звучнее голос. Попробуйте протянуть звук «а» после глубокого вдоха на вы-Дохе: он звучит четко, громко. А теперь попробуйте протянуть его после неглубокого поверхностного вдоха: он звучит слабо, невыра­зительно. Это можно дать почувствовать ребенку.

Голосовые складки во время голосоведения находятся в зависи­мости от величины воздушного давления и контроля со стороны цен-

25

тральной нервной системы. При изменении подсвязочного давления кора головного мозга быстро реагирует на это, изменяя тонус мышц гортани, повышая или понижая частоту их колебаний. Это сложный процесс. При этом воздушная струя, образующаяся на выдохе, явля­ется материалом, из которого генерируется энергия, т. е. звук.

Для того чтобы снять напряжение с голосовых складок, чтобы они ровно смыкались на всем своем протяжении, на начальном этапе по работе с голосом следует проводить следующие упражнения:

  1. После вдоха на плавном выдохе потянуть звук «м», при этом
    зубы не смыкать и голос не форсировать (в среднем регистре). Так
    проделать несколько раз (5—7).

  2. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные
    «а, о, у, ы, э, и».

  3. После вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть слоги
    «ма, мо, му, мы, ме, ми». По продолжительности звук «м» и последу­
    ющая гласная звучат одинаково: ммммммммаааааааа,
    ммммммммоооооооо

  4. После вдоха на плавном выдохе поочередно тянуть только глас­
    ные, которые перечислены выше.

  5. Потом по две гласных: ааааоооо, аааауууу и т. д. По три —
    аааоооууу в разных сочетаниях.

  6. Потом по две гласных два раза на одном выдохе: аааоооаааооо.
    При этом дыхание и голос не прерывать — голос звучит на выдохе
    постоянно.

Эти упражнения вырабатывают длительное дыхание и голосове­дение. Они должны проводиться систематически, чтобы выполнение их было легким, без напряжения, т. е. довести их до автоматизма. Ро­дители сами должны это четко выполнять и показывать ребенку. Уп­ражнения следует начинать всегда только после вдоха и ребенку по­чаще напоминать: «Сначала вдохни, а потом говори».

Кроме этого хорошо проводить вокальные упражнения: пение глас­ных звуков в таком порядке — а, э, о, и, у. Профессор Заседателев Ф. Ф. недаром отмечал, что не дыхание способствует развитию пе­ния, а пение развитию дыхания.

Затем к этим звукам добавляют согласные: сссааа, шшшааа и т. д. Обязательно следует помнить, что при вдохе плечи не поднимать, и почаще напоминать об этом ребенку.

Далее следует проговаривать короткие слова, фразы. Можно так­же напевать мелодии, слова и простые детские песенки. Такие упраж­нения способствуют тому, что речевой выдох у заикающихся детей становится более продолжительным и постепенно приближается к нормальному. Голос тоже становится более уверенным.

Артикуляционная гимнастика

  1. Гимнастика для языка: широко раскрыть рот и удерживать расслаб­
    ленный язык на дне его полости в течение нескольких минут; поочеред­
    но высовывать широкий и узкий язык, двигать языком в стороны — «ча­
    сики», «шишки» (язычок в щечки), покусать широкий язык со звуком
    «а»—ла-ла (толстый колокольчик), постучать кончиком языка во верх­
    ним альвеолам—ля-ля (тонкий колокольчик), облизывать верхнюю губу
    (языком на себя), «болтушка» — подвигать языком по нёбу.

  2. Гимнастика для губ: «улыбка» — обнажать верхние и нижние
    губы — звук «И», поочередно поднимать и опускать верхнюю и ниж­
    нюю губы, вытягивать губы в трубочку — звук «У», затем попере­
    менно «АУ» (рот раскрыт широко) и «ОИ», обнажая зубы. Попере­
    менно покусывать то верхнюю, то нижнюю губы.

  3. Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, пе­
    ремещение вправо-влево.

Эти упражнения проводятся по несколько раз как в статике, так в ди­намике. Такие упражнения помогают произвольно расслаблять оральную мускулатуру и добиться легких, четких координированных движений язы­ка, губ и нижней челюсти в полном объеме, что необходимо при судоро­гах артикуляционного аппарата, которые наблюдаются при заикании.

Итак при устранении заикания необходимо целенаправленно про­водить дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, что­бы снять или уменьшить проявление судорог.


26

27


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!