СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заимствованные слова. 6класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать понятие о заимствованных словах, научить детей пользоваться «Школьным словарем иностранных слов В.В. Одинцова и др. Показать значение этимологического анализа для понимания значения слова и правильного его написания.

Просмотр содержимого документа
«Заимствованные слова. 6класс.»

Тема: Заимствованные слова. 6класс.

Цель урока; дать понятие о заимствованных словах, научить детей пользоваться «Школьным словарем иностранных слов В.В. Одинцова и др. Показать значение этимологического анализа для понимания значения слова и правильного его написания.

Ход урока;

I.Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы продолжаем путешествие по стране «Лексика». Сходим с ковра самолета и видим знание, возле которого стоят два человечка в костюмах одного цвета. Они говорили о чем - то, и было видно, что во всем друг с другом соглашались. Кто жил в этом здании? Идет дальше. Видим еще один дом и возле него двух человечков. Один из них был высоким и худым, а другой толстым и низеньким. Эти человечки громко спорили и ни в чем друг с другом не соглашались. Кто это? Не будем вмешиваться в их спор, а пойдем дальше. Но что это? Перед нами раскинулась большая поляна, а на ней происходят удивительные вещи. Один человечек катается на велосипеде , а другой вставляет ему палки в колеса. Третий тянет четвертого за нос, а четвертый почему - то сидит в калоше. Что же это за слова здесь живут? Давайте поспешим дальше. Впереди виднеется небольшое, но многоэтажное здание. Окна в нем открыты, и до нас долетают обрывки слов инг, мен, мак, мейстер, бург. Вокруг стоит невообразимый шум. Здесь живут слова, заимствованные из разных языков. Давайте войдем внутрь и познакомимся с ними.

П.Сообщение темы и целей урока.

Скажите, много ли иностранных слов вы знаете? Слова из каких языков вы употребляете?

Ш.Объяснение нового материала. Знаете вы китайские, немецкие, английские, голландские, турецкие слова?

Нет? Но это не так. Вспомните ваш завтрак. Ведь даже за завтраком вы можете говорить на множестве самых различных языках. Вы попросили себе кофе - и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром - и перешли на древнеиндийский язык, ибо слово «сахар» индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай. Вы начинаете

говорить по китайски «чай» - так в северном Китае искони веков называется

чайное деревце и полученный из его листьев напиток.

Ребята!

Откуда можно узнать об истории вашего рождения? У слов тоже есть свидетельство о рождении - эти малыши. « Все народы меняются словами и словарь занимают у друг друга». ( В.Г.Белинский).

В русском языке заимствованных слов немного. Заимствованные слова

приспосабливаются к русскому языку, начинают произноситься на русский

манер.

Gefreite ( гэфрайтэ) - ефрейтор

Kuche ( кюхэ) - кухня

Haistuch ( хальстух) - галстук

Но не только русский язык заимствует слова. Языки взаимообогащаются. В

прошлые века в западноевропейские языки вошли слова: воевода, царь,

копейка, рубль, самовар, тройка, борщ, квас, и др. В XX века - совет,

спутник, луноход и др.

Вместе с кулинарными изделиями японцы заимствовали русское слово

пирожки, которое на японский манер произносится как пиросики.

IV.Тренировочные упражнения:

1)Как отличают окончание, не склоняются, слова начинаются не

2)а, э, ф, дж, шт,шп, заканчивающиеся на инг, мен, ман, мейстер, бург.

Определить откуда пришли слова:

джентельмен, смокинг, штаб, пиджак, штольня, спортсмен, джинсы, штраф,

спининг, гроссмейстер, гороскоп.

Пользуйтесь таблицей:

Из англ. яз. Из немец. яз.

Дж –джаз шт, шп – в начале слова

Инг –митинг ман

Мен –спортсмен мейстер, бург ---в конце


2) С помощью словаря иностранных слов сгруппируйте в одну колонку

исконно русские, а в другую - заимствованные слова.

Фломастер, цветок, дождь, эпоха, трава, олимпиада, серебро, транспорт, чаша,

огонь, девиз.

3) Спишите, вставляя из двух слов одно, подходящее:

У з(е, и)мовщиков подходили к концу продовольствия. Противник бросил

в бой последние свои ...(Резервы, запасы)

Председатель собрания объявил ... на десять минут. В мы вышли в фойе.

(Антракт, перерыв)

-Необходимы ли нам заимствованные слова? Да. Но не нужно их употреблять без надобности.

4)3амените русскими: Игра «Переводчик».

- Представьте себе, что нас пригласили в редакцию газеты «Знамя октября» немного поработать. И как раз в это самое время приносят статью, автор которой очень увлекся заимствованными словами.

- Найдите эти слова и замените их русскими.

При проверке было выявлено немало дефектов. Он пишет мемуары. Ваши аргументы убедительны. Все работали с энтузиазмом .Мы гордимся нашим голкипером. В газете появилась информация о футбольном матче.

Слабым учащимся дать слова для справок: недостатки, сообщение, суждение, воодушевление, вратарь.

V. На дом: записать известные вам слова начинающиеся с буквы э, шт, шп, заканчивающиеся на мен, ман. Всего 12 слов.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о заимствованных словах:

джинсы

вестибюль амулет акция

авторитет


Игра «эрудит».

Что это за человек, (словарь стр.203)

Угадайте слово по толкованию лексического значения:

  1. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или перегревания (Термос).

  2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (Акваланг- анг.слово)

  1. Красная строка, отступ в начале строки (абзац - немец.слово).

  2. Большое стоячее зеркало (Трюмо - франц.слово).

  1. Спортивное сооружение для увеличения пути самолета спортсмена при
    прыжках (Трамплин - франц.слово).

  1. Условный знак для обозначения музыкального звука (Нота - лат.слово).

  1. Складной прибор на длинной ручке, раскрывающийся над головой в
    виде крыши и служащий от дождя или солнца.(3онтик - голл.слово).

  1. Наездник на скачках(Жокей - анг.слово).

















ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Стахановская средняя общеобразовательная школа I-III ст. №2»










Заимствованные слова.

6класс.











Подготовила

уч. русск. яз и лит-ры

Резниченко Л.А.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!