СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Захватывающее средство в преподавании русского языка и литературы: СТОРИТЕЛЛИНГ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Захватывающее средство в преподавании русского языка и литературы: СТОРИТЕЛЛИНГ

Просмотр содержимого документа
«Захватывающее средство в преподавании русского языка и литературы: СТОРИТЕЛЛИНГ»

учитель высшей квалификационной категории

Банникова Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 50»


Захватывающее средство в преподавании русского языка и литературы: СТОРИТЕЛЛИНГ

Сторителлинг имеет огромный потенциал в обучении русскому языку и литературе. Это новое и захватывающее средство, способное привлечь внимание учащихся.

Однако для успешной реализации этой методики необходима тщательная подготовка учителя. Важно грамотно спланировать все этапы урока. Разумно выделить три основных этапа: подготовительный, использование сторителлинга на уроке и рефлексия.

Подготовительный этап включает в себя следующие шаги: анализ ситуации, где можно применить сторителлинг, выбор подходящей истории, планирование урока с постановкой целей и задач, подготовка необходимого материала и т.д.

Поскольку сторителлинг предполагает восприятие речи на слух, необходимо развивать коммуникативные навыки.

Второй этап можно разделить на три под эапа: до прослушивания истории, во время прослушивания и после него.

Подготовка детей к восприятию истории играет важную роль и зависит от установки учителя. Подготовка может быть разнообразной, включая специально подготовленные вопросы, утверждения, подбор словаря. Это поможет учащимся предугадать сюжет истории, развивая при этом воображение и мышление. Технические средства, такие как презентация и т.п.

Во время прослушивания истории учитель должен помочь детям понять ее, используя мимику, жесты, интонации и движения. Сторителлинг сочетает правила игры с моделируемой ситуацией и материалом для усвоения, тренировки и активизации. Это способствует активному участию детей, обеспечивая достаточное количество повторений и постепенное усложнение.

После прослушивания истории, можно провести тренировочные упражнения. Кроме того, можно использовать упражнения, которые помогут развить творческие способности детей, такие как создание иллюстраций к истории, изготовление масок для персонажей, придумывание собственных историй и т.д. В старших классах учащиеся уже могут самостоятельно придумывать истории. Обучение искусству сторителлинга помогает развить умение говорить красиво и эмоционально, таким образом, удерживая внимание аудитории. Это именно то умение, которое часто не хватает современным школьникам.

В педагогической деятельности рефлексия является неотъемлемым компонентом, так же, как и в любой другой деятельности. Ее значимость заключается в том, что рефлексия представляет собой внутреннюю работу, которая включает в себя сомнения, обсуждения с самим собой, поиск ответов на возникающие вопросы, недоумения и трудности, а также поиск вариантов решения проблем. В профессиональной рефлексии педагога также происходит соотнесение себя и своих возможностей с требованиями профессии, включая существующие представления о ней. Педагогическая профессиональная рефлексия отличается от обычной профессиональной рефлексии тем, что она связана с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом. Этап рефлексии имеет большое значение, так как его целью является не завершение работы, а достижение нового, более совершенного уровня.

Техника сторителлинга привлекательна, так как она способствует всестороннему развитию ребенка, учитывая его психологические и возрастные особенности. Она развивает воображение, память, наблюдательность, внимание, речь и пластичность. При этом она основана на естественной мотивации, так как дети любят слушать различные истории, особенно сказочные, и получают положительные эмоции от их прослушивания. Кроме того, использование данной техники способствует формированию социального навыка дружеского взаимодействия с людьми.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что техника сторителлинга способствует развитию коммуникативной компетентности, является технологией профориентации.

Социальный сторителлинг представляет собой объединение людей в обществе по интересам или направлению работы. В этом случае информация передается в виде разговоров, сплетен и слухов, которые передаются от одного человека другому. Публика реагирует эмоционально, испытывая восхищение, огорчение, страх, зависть и пытаясь представить, как бы они сами поступили в данной ситуации. Каждый слушатель делает свои собственные выводы.

Культурный сторителлинг включает поучительные истории, в которых затрагиваются понятия нравственности и морали.

Загадочный сторителлинг или фэнтези относится к информации, которую невозможно или сложно проверить на подлинность, но сюжет все равно волнует и вызывает разнообразные чувства страха и смятения. Фэнтези сторителлинг интересен тем, что погружает слушателя в мир таинственного, где он может действовать без помощи кого-либо.

Семейный сторителлинг может касаться тем родственной связи, традиций поколений и их достижений.

Метод сторителлинга вызывает положительные эмоции и позволяет применять знания в измененных ситуациях. Учащийся, используя закрепленные способы применения знаний на практике, может использовать их в нестандартных учебных ситуациях.

Таким образом, учащиеся, осознавая учебный материал, активно открывают для себя новые свойства объекта. Подключая объект к новым связям, учащийся осознает его в новых качествах и получает новые знания об объекте.

Практика показывает, что школьники не имеют достаточных знаний и навыков в создании историй, а также испытывают трудности при разработке историй на ходу. Однако они проявляют интерес к материалу и мотивацию к познанию. Для упрощения восприятия сложной теории нами на уроках и во внеурочно деятельности были использованы визуальные примеры историй, такие как реклама, мультимедийные истории и лонгриды.

Объяснение и обсуждение ключевых моментов преподавания в формате сторителлинга имеет важное значение для наполнения содержания предметов русского языка и литературы. Мы считаем, что общее образование должно включать в себя технику сторителлинга в процессе преподавания. Овладение техниками сторителлинга является одной из наиболее актуальных потребностей для профориентации.

Таким образом, важным аспектом сторителлинга является способность управлять эмоциями, поскольку эмоциональная связь формирует лояльность. Сторителлинг в качестве PR-инструмента способен демонстрировать систему ценностей, объяснять сложные процессы и явления на метауровне. Важным свойством технологии сторителлинга в PR-коммуникациях по мнению А.С. Сумской является создание пространства для переживания уникального опыта и возможность стать участником мира новой реальности, которую можно выбирать. Цифровой сторителлинг, учитывающий многоуровневое восприятие информации, нелинейное чтение и высокую эмоциональную вовлеченность, согласно исследованиям Global Communications Report 2017, будет лидирующим коммуникационным трендом в ближайшие пять лет. Digital сторителлинг использует различные форматы, возникшие в эпоху конвергентной культуры, для решения различных задач, таких как лонгрид, лэндинг, спецпроект, портфолио, веб-документари и кейсы. Подача информации в формате лонгрида сегодня является популярным направлением среди различных СМИ и новой формой диалога с аудиторией.

Лонгрид, или длинное чтение, представляет собой объемный материал, включающий текст, фото, видео, аудиомультипликацию, анимацию, интерактивный контент, карты местности, инфографику и другие элементы. Это мультимедийная история, которая оказывает сильное эмоциональное и манипулятивное воздействие на пользователя, используя яркий визуальный контент. Материалы в формате лонгрида можно охарактеризовать как "мультимедийное нарративное изложение". Лонгриды предназначены для вдумчивого чтения и основаны на глубоком социологическом, публицистическом, художественном исследовании предмета. Они могут быть написаны в различных жанрах, таких как репортаж, эссе, исследование. Лонгриды также могут использоваться в рекламных и PR-коммуникациях, так как они представляют собой интересные истории, которые привлекают и продают лучше рекламы.

В России популярными лонгридами, созданными ИД "Коммерсантъ", являются "День, когда кончилась война" и "Земля отчуждения". Также интересен совместный проект "Коммерсанта" и "Газпром нефти" под названием "Приразломная жизнь", рассказывающий о работе нефтяной платформы на арктическом шельфе.

Таким образом, лонгрид является форматом с высоким коммерческим потенциалом не исключая систему образования. Коммерческие лонгриды предоставляют исчерпывающую информацию о деятельности компании, услуге, продукте и т.д. Хотя лонгриды еще не ассоциируются у читателей с продающими текстами, данный формат позволяет успешно представить компанию.

Вместе с лонгридом можно выделить также формат веб-документария, который возник на стыке документального кино и цифровых медиа. Веб-документарий, или вебдок, представляет собой формат документального кино, предназначенного для показа в интернете, в котором могут сочетаться документальный фильм, компьютерная игра и веб-сайт. В отличие от лонгрида, у вебдока нелинейная структура, и основной акцент сделан на видео, а не на тексте. В лонгриде повествование идет от начала к концу, в то время как в вебдоке пользователь сам выбирает порядок просмотра и имеет возможность взаимодействовать с другими пользователями, оценивать. Каждая часть может быть просмотрена автономно. Примером успешного использования этого формата можно назвать портал norilskfilm.com, который стал первым в мире портретом города и компании, созданным в жанре веб-документария. За проект "НорильскФильм" компания "Норильский никель" получила гран-при премии АКМР Digital Communication AWARDS – 2016.

Со временем способы работы с информацией меняются. Как отметил А. Венедиктов, "Общество потребления сегодня – это общество потребления информации и коммуникации". С развитием цифровых медиа PR-коммуникации быстро переносятся в цифровую среду, и школам тоже необходимо адаптироваться к новой цифровой реальности, используя новые форматы и технологии для поддержания и укрепления связей с целевой аудиторией в эпоху цифровых технологий.

Стрителлинг объединяет людей и дает им возможность активного участия как в процессе создания историй, так и во время презентации проектов. Эта техника способствует развитию языковых, литературных навыков и других полезных умений, а также улучшению отношений между участниками группы. Применение стрителлинга на занятиях по русскому языку обогащает знания как учеников, так и учителей.

Использование стрителлинга также помогает педагогу включать различный грамматический материал, демонстрируя его роль в истории и показывая важность знания правил для правильной интерпретации. Исследования показывают, что стрителлинг более эффективен, чем классические упражнения, и приводит к значительному расширению словарного запаса, упрощению усвоения грамматических структур, повышению беглости и грамотности речи, а также увеличению мотивации к изучению русского языка.

Стрителлинг создает условия для усвоения всех видов деятельности (говорение, чтение, письмо) в комплексе, обращаясь к личному опыту учащихся и развивая их воображение и эмоциональный интеллект. Этот метод обеспечивает развитие когнитивных умений, коммуникативных навыков, общекультурных компетенций, творческих способностей и эмоционального интеллекта. Стрителлинг должен быть важной частью арсенала любого педагога и использоваться как можно чаще, так как он приносит удовольствие как учащимся, так и педагогу, и помогает учащимся приобретать навыки, которые могут быть полезны в различных профессиональных сферах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!