СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Закон и подросток"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия.

Просмотр содержимого документа
«"Закон и подросток"»

ЗАКОН И ПОДРОСТОК



Поворот дороги – это еще не конец…
Еще вы можете повернуть.
К.Роджерс

Цели: ознакомить учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия; дать возможность учащимся получить интересующую их информацию из компетентных источников.

задачи:

  • упорядочить знания студентов о видах наказания за различные поступки: проступок, правонарушение, преступление, научить различать административную и уголовную ответственность;

  • учить нравственной оценке результатов своих поступков;

  • воспитывать - чувство ответственности за свои поступки;

                             - позитивное отношение к окружающим людям
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения: правовые нормы, гражданская позиция студента.

 Оборудование:  Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федера­ции, Кодекс Российской Федерации об административных пра­вонарушениях, Устав колледжа, анкеты, «зеленые» и «красные» карточки,проектор, компьютер, подготовить оформить кабинет для проведения классного часа.
Оформление: написать на доске эпиграф, нарисовать таблицу «Словарь гражданина» (с перепутанными позициями); подготовить в виде плакатов высказывания выдающихся людей: «Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, - все это, в конечном счете, не принадлежит человеку. А то жалко, что человек теряет свою истинную собственность – человеческое достоинство» (Л. Вовенарг), «Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом» (Ф.М. Достоевский), «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Л. Вовенарг), «С людьми живи в мире, а с пороками – сражайся» (Латинская пословица).
План классного часа: 
I. Вступительное слово.
II. Составление «Словаря гражданина».
III. Анализ анкетирования учащихся.
IV. Информационный блок:
1. Показ презентации «Ответственность несовершеннолетних».
2. Невыдуманные истории.
V. Заключительное слово.










Ход классного часа

I. Вступительное слово. 
В каждом из нас есть противоречивые чувства. Но в том-то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить свое лучшее я. В подростковом возрасте это делать сложнее. Потому каждый год детская преступность растет с ужасающей быстротой.
В совершении преступлений и правонарушений приняли участие около трехсот тысяч подростков. Наиболее распространены имущественные преступления – две трети от общего числа. Далее идут угоны транспортных средств, хулиганства и преступления против личности. Каждое третье преступление совершалось группой.
Преступления совершаются как в вечернее время, так и в дневное. Преступления даже стали совершать ученики начальных классов. Как же мы будем жить дальше?

 Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Имен­но в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал...», «Не думал...», «Не хотел...», - этот лепет часто приходит­ся слышать
Много зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой. 
Не оступиться в жизни – трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: «Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь». Все не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра?
Сложно на этот вопрос дать ответ, когда ты уже плохо сделал, выбраться из того болота, ох, как сложно.
Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки самостоятельно. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны надо только знать закон и соблюдать его. Давайте постараемся разобраться сегодня, насколько мы знаем закон и соблюдаем его.
II. Составление «Словаря гражданина».
Для начала я хочу предложить вам составить «Словарь гражданина». Для этого у вас на столе лежат карточки с терминами и определениями, вам нужно напротив карточки с термином положить карточку с соответствующим на ваш взгляд определением. (Группа учащихся разбивается на три подгруппы. Ребята работают в течение пяти минут, затем каждая группа опрашивается по двум определениям)
Молодцы. У каждого из вас получился вот такой «Словарь гражданина» (Итог выводится в виде таблицы на экран).

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Я зачитываю ситуацию, один из вас высказывает свое мнение, если вы согласны с ним – поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.

Ситуация №1:

Пятиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близ­лежащей к школе, катается на велосипеде.

Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Учитель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Дети. Устав школы.

Учитель. Вспомним его вместе.

Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задание по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других уча­щихся и работников школы.

Учитель. Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Дети. Проступком.

Учитель. Предусмотрено какое-либо наказание за просту­пок? Какое?

Дети. Да. Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.

Ситуация №2:

Десятиклассники Коля, Аня, Марина, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Как можно рас­ценить их поведение?

Дети. По всей видимости, это правона­рушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

Учитель. Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административ­ных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алко­гольной продукции в общественных местах».

Ситуация №3:

Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь рас­скажут, им не поздоровится.

Как можно классифицировать дейст­вия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, зги ребята совершили преступление.

Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымога­тельство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Ко­декса Российской Федерации.

Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

Ситуация №4:

Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа под­ростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны су­мочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрози­ли ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Что это по-вашему?

Дети. Это преступление.

Учитель. Назовите, какое именно преступление.

Дети. Кража. \ Грабеж.

Учитель. Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?

Дети. Это грабеж - открытое хищение чужого имущества, а кража - это тайное хищение чужого имущества.

Учитель. Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна расска­зать кому-нибудь о случившемся?

Дети. Конечно, должна рассказать родителям и заявить в полицию.

Учитель. Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче. Был ли шанс у Татьяны избежать данной си­туации?

Дети. Да, ей не нужно было кого-нибудь попросить, что­бы ее проводили домой с дискотеки, либо идти вместе с подружка­ми, либо попросить кто-нибудь из родственников встретить.

Ситуация №5:

Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Что это по-вашему?

Учитель. Объясните, почему это проступок?

Дети. Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следователь­но, их действия можно расценить как проступок.

Учитель. Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся?

Дети. Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.

Ситуация №6:

Маша стала замечать, что у. нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попро­буй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», -ответили ей девочки. Что это?

Дети. Преступление.

Учитель. Какое именно?

Дети. Кража - тайное хищение чужого имущества.

Учитель. Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?

Дети. Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.

Учитель. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Дети. Рассказал бы отцу. \ Рассказал бы учителю. \ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.

Ситуация №7:

Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортив­ном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

Учитель. Все согласны, что это правонарушение? Докажите.

Дети. Да. Курить в общественных местах запрещено.

Учитель. Где об этом говориться?

Дети. В «Кодексе об административной ответственности».

Учитель. Верно.

Учитель. Молодцы с этим заданием вы справились! А с какого возраста наступает административная и уголовная ответственность?

Дети. Уголовная ответствен­ность наступает с 14-ти лет, за административное правонарушение с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14 или 16-ти лет?

Дети. Родители.

Учитель. Какое наказание вы или ваши родители могут по­нести за совершенное вами административное правонарушение?

Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.

Учитель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поста­вить на учет в милицию, а могут ли за административное правона­рушение посадить в тюрьму?

Дети. Нет. В тюрьму сажают за преступления.

Учитель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое нака­зание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?

Дети. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

Учитель. Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, ус­тановив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совер­шать правонарушения, то суд отменит условное наказание и напра­вит его в места лишения свободы.


III. Анализ анкетирования учащихся. Вы отвечали на вопросы анкеты «Закон и ответственность». Сейчас я хочу вам представить анализ анкетирования (анализ анкетирования для лучшего восприятия можно вывести на экран в виде диаграмм). 
С утверждением, что от тюрьмы никто не застрахован 76% опрошенных согласны, 24% - не задумывались над этим (см. диаграмму 1).
На вопрос, как ты думаешь, какие преступления может совершить подросток, 25% опрошенных ответили воровать, 18% - ограбить; 15% - угнать транспортное средство; 26% - избить; 13% - изнасиловать; 3% - распространять и принимать наркотики (см. диаграмму 2).
На вопрос, что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений, 23% опрошенных ответили семейная ситуация; 31% - компании; 28% - особенности характера; 10% - непредвиденная ситуация; 8% - другое (см. диаграмму 3).
35% опрошенных считают, что разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них могли бы уберечь подростков от нарушения закона; 14% считают, что необходимо обсуждать статьи законов в семье; 17% считают, что необходимо издавать специальную литературу, которая в доступной форме объясняет законы общества; 20% считают, что необходимы спецкурсы и факультативы по правовой тематике; 14% считают, что нужны тренинги и игры по правовой тематике.

IV. Информационный блок:
1.Показ презентации «Ответственность несовершеннолетних»: Так как большинство из вас считают, что разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них могли бы уберечь подростков от нарушения закона, то хочу рассказать вам об ответственности несовершеннолетних. (Слайды презентации см. приложение П.3. Слайды презентации сменяются по щелчку мыши. Текст читает классный руководитель, разъяснения и комментарии дает специалист приглашенный на классный час.)
2. Невыдуманные истории. Хочу так же рассказать вам две истории о том, как одна ошибка может поломать всю жизнь. Это невыдуманные истории, взятые из газеты «Житье-Бытье» (после прочтения каждой истории ребята рассуждают, чего лишил герой себя в жизни, как можно было ему избежать нарушение закона; к обсуждению можно привлечь психолога).
История 1: «… 14-летний Алеша Ш. попал в ЦВИНП за очередную кражу. Мама страдала от алкогольной зависимости, была лишена родительских прав. Отец ушел от нее к другой женщине. В 2001 году мать умерла. Из дома Алеша сбегал потому, что не хотелось учиться. Мачеха за это ругала. И еще за то, что сигареты воровал. В мечтах мальчик представляет себе, как будет жить вдвоем с папой, тихо и мирно. Однако связь Алеши с отцом давно потеряна. Четыре раза подросток попадался за то, что "бомбил киоски". Первую свою кражу он совершил в 11 лет. Алеше ничего за это не было, ведь уголовная ответственность наступает только с 14 лет. Подросток направлен в ЦВИНП на 30 суток - максимальный для этого учреждения срок. Сам Алеша рассказывает, что ограбил два ларька и два дома. В ларьках брал еду и сигареты, в домах - деньги. Воровал он не потому, что хотел есть, просто делать было нечего. Первую кражу совершил четыре года назад. Прогуливал школу, зашел в открытый дом. Хозяина не было. Алеша стащил маленький телевизор, вино и сигареты. Спрятал в укромном месте. Возвратился взять что-нибудь еще, хозяин поймал и вызвал полицию. А перед Новым годом залез в ларек, взял два пакета петард и ракет на 600 рублей, о чем вспоминает с особой гордостью. Все взорвал… Сейчас без образования и каких либо перспектив в лучшее…»
История 2: «…Алеша З., поступил в ЦВИНП ночью по постановлению начальника РОВД Тамбовской области. Отец его умер, живет Алеша с мамой. Не учится с октября 2002 года, состоит на учете в милиции. Поступил за хулиганство: в состоянии алкогольного опьянения побил окна соседке. - Это я по пьянке сделал, был бы трезвый - не стал бы. А на учет меня поставили год назад за кражу из магазина. Разбили стекло, сигнализация не сработала. Взяли 2 литра водки, сок. Набил полный карман жвачки, часть по дороге высыпалась, по ней и нашли на утро, - с усмешкой вспоминает Алексей. В 2002 году Алеша сломал позвоночник, перешел на домашнее образование. Потом бросил учиться: надоело. Сейчас он работает у стеклореза, помогает ему полдня за 1200 рублей. Когда исполнится 18, рассчитывает пойти на завод учеником. Получать образование он больше не намерен. - Мне диплом не нужен, - говорит он корреспонденту "Житья-Бытья", - главное, чтоб не посадили. Мне здесь не нравится, лучше бы в СИЗО отсидел. Надо было сбежать по дороге. Когда меня выпустят, не знаете?..» 
V. Заключительное слово. Закончить сегодня наш классный час хотелось бы отрывком письма-рассуждения написанного вашим сверстником. Внимание на экран. (Показ презентации «Что такое жизнь?», см. приложение П.4. Презентация оснащена автоматической сменой слайдов и звуковыми эффектами, тем самым внимание учащихся сосредоточено на сменяющихся картинах и словах на экране)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!