СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закон Ома для участка цепи

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Закон Ома для участка цепи»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области «Калининский техникум агробизнеса»
















Методическая разработка урока

по учебной дисциплине

«Электротехника»

тема «Закон Ома для участка цепи»





Автор – составитель:

Преподавательспец.дисциплин

Шерстюкова Т.А.








Содержание


  1. Введение

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Список использованной литературы

  5. Приложение
























Введение


Методическая разработка урока по теме «Закон Ома для участка цепи» разработана с использованием информационно-компьютерных технологий. Применение этих технологий устанавливает различную связь с межпредметными учебными дисциплинами, позволяет повысить эффективность обучения, проявляет положительные эмоциональные воздействия на студентов. Реализация данного урока рассчитана на формирование компетенций, обучающихся для студентов 2 курса по профессии среднего профессионального образования 23.01.03 «Автомеханик». Тема урока соответствует рабочей программе и тематическому плану по учебной дисциплине «Электротехника».

Закон Ома представляет собой в электротехнике основной закон, который устанавливает связь силы электрического тока с сопротивлением и напряжением.

При изучении этой темы необходимо отчетливо понимать сущность закона и уметь правильно пользоваться им при решении практических задач. Часто в электротехнике из-за неумения правильно применять закон Ома допускаются ошибки

Целью данного урока является обобщение знаний учащихся об электрическом токе, напряжении и сопротивлении, установить зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка.

Задачи урока:

  • научить применять полученные знания на практике;

  • вовлечь в активную деятельность; 

  • развивать творческие способности;

  • развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Для реализации данной методической разработки необходимо использовать презентацию, которая поможет доступно и интересно преподнести материал для учащихся. Будут представлены фрагменты различных этапов технологии, с помощью групповой формы работы обучающихся. Эти этапы будут представлены последовательно, что даст возможность составить целостное представление о данной системе занятий. Обучающиеся будут находится в процессе сбора, анализа и интерпретации полученных на занятии информации, будут демонстрировать коллективную работу в форме ответов-отчетов.

























Основная часть


Учебная дисциплина: Электротехника

Тема урока: «Закон Ома для участка цепи»

Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока:

  • образовательные:

  • обобщение и представление знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в процессе изучения дисциплины;

  • развивающие:

  • развитие навыков поиска и отбора информации;

  • анализ и оценка информации с точки зрения полезности и достоверности;

  • обобщение и систематизация информации;

  • развитие активности и самостоятельности;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие умения работать в группе;

  • развитие воображения и фантазии в процессе выполнения заданий;

  • воспитательные:

  • привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков;

  • привитие интереса к поиску информации по различным источникам, в том числе с целью удовлетворения личностно-ориентированных потребностей, обучающихся;

  • воспитание трудолюбия и ответственности;

  • создание ситуации успеха при совместной деятельности педагога и студентов в области решения нестандартных задач;

  • воспитание умения выслушать мнение своих товарищей;

  • воспитание социальной культуры.


Задачи:

- раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

Используемые методы, формы и приемы учебной деятельности:

  • форма – урок с элементами практического занятия;

  • методы – метод создания ситуации творческого поиска, деловая игра;

  • приемы обучения – поиск информации, обработка информации, подготовка ответов и отчетов, подготовка компьютерных презентаций, выступления обучающихся по результатам работы.

Учебные предметы и межпредметные связи – «Физика», «Математика», «Материаловедение» и «Информационные технологии».

Оборудование урока

  • компьютер, мультимедиа и учебная доска, презентация, карточки с заданиями.

Формы работы: индивидуальная и в малых группах.

Планируемые результаты

Студенты после проведения урока должны: (знать, уметь)

  • на примере задач и ситуаций устанавливать межпредметные связи для достижения успеха.

  • закрепить навыки в умении ориентироваться в современном информационном пространстве, в том числе работать с различными источниками информации;

Развиваемые на уроке:

Общие компетенции

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов её достижения, определённых руководителем.

  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Профессиональные компетенции:

ПК.1.1 способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики, в своей предметной области

ПК.1.2 способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ПК.1.3.готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат

План занятия:

Элементы занятия

Время (мин.)

  1. Организация урока. Проверка присутствующих. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы урока, цели урока и задач.

2

  1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся

3

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знании.

10

  1. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

7

  1. Физкультминутка

3

  1. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

5

  1. Усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой систематизации знаний.

10

  1. Подведение итогов урока.

5

Итого

45минут

ХОД ЗАНЯТИЯ

Технологическая карта урока

Этап занятия

Действия педагога

Действия обучающегося

ОК и ПК

Формы

Используемые образовательные ресурсы

I.Организационный момент


Приветствие преподавателя, настрой обучающихся на учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть! К уроку готовы все?... Мы начинаем наш урок.

Наш урок будет отличаться от традиционного урока – мы проведём с вами квест-урок. Для этого вы должны разделиться на 3 команды, выбрать капитана. Будьте внимательными, так как за каждое верно выполненное задание вы получите – житон!!! (приложение № 1)

Победит та команда, которая наберёт больше житонов

Обучающиеся приветствуют преподавателя.

Группа разделяется на 3 команды, рассаживаются и выбирают капитана команды (в обязанности капитана входит общее руководство команды и единоличное принятие решения в спорных вопросах).


ОК 1, ОК2, ОК3, ОК6, ПК 1.1

коллективная

Презентация слайд № 1

II.Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности обучающихся.


Хотелось бы начать наш урок с поговорки и пусть эта поговорка станет девизом нашего урока: «Знание – не только сила, но и путь к успеху». Хочется верить, что, приложив необходимые усилия, вы будете успешны в любом начинании.

Сегодня урок общения и систематизации знаний пройденной теме, а какая это темы, вам сейчас придётся выяснить при помощи кроссворда.

Ребята, предлагаю вам разгадать кроссворд, выделенные слова которого укажут на название данной зависимости и темы урока.

Предлагает студентам сформулировать цели урока (Приложение № 2).

Совместное целеполагание:

Цель урока: закрепить пройденный материал по теме «Закон Ома на участке цепи».


Обучающие слушают преподавателя, записывают тему и совместно с преподавателем формулируют цель урока при разгадывании кроссворда)

ОК 1, ОК2, ОК3, ОК6, ПК 1.1, ПК 1.2

фронтальная, индивидуальная

Презентация слайд № 2







Презентация слайд № 3

III. Воспроизведение и коррекция опорных знании.

Сегодня квест-урок по теме «Ззакон Ома на участке цепи». Для квеста, нам с вами будет нужна карта, на которой мы сможем увидеть все препятствия, которые необходимо нам с вами пройти. Но у нас карта будет необычная, а карта-электрическая цепь. Давайте с вами рассмотрим карту. На карте пункты, которые нам обязательно необходимо с вами посетить. Как обозначаются основные пункты на карте? (I, U, R). Давайте, вспомним, что обозначается такими буквами? (сила тока, напряжение и сопротивление). Правильно, на карте – схеме у нас электрические величины, которые характеризуют электрический ток.

Давайте каждой команде мы дадим название.

И такмы начинаем наше путешествие?!

Первый пункт нашего квеста – это сила тока. Команде под название сила тока необходимо рассказать о характеристике своей величины (приложение № 3)

Вопросы

  1. Назвать величину

  2. Что характеризует данная величина

  3. В каких единицах измеряется

  4. Каким прибором можно измерить эту величину?

Второй пункт нашего квеста это –U (команде под таким названием необходимо, рассказать про эту величину)

Третий пункт – R.

У обучающих на парте лежит карта, они рассматривают карту.





Отвечают на заданный вопрос.

Капитан каждой команды берет листочек, на котором написано название команды (I, U, R).

Каждая команда отвечает про свою физическую величину

I – Сила тока, Ампер, Амперметр, характеризует элек.ток в проводнике

U – напряжение, Вольт, Вольтметр, характеризует элек.поле.

R – сопротивление, Ом, характеризует сам проводник.

ОК 1, ОК2, ОК3,ОК4, ОК5, ОК6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3

коллективная

Презентация слайд №4













Слайд № 5





Слайд № 6





Слайд № 7




IV. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

Следующий пункт у нас под знаком «?». Давайте узнаем, что это значит и какое препятствие вам нужно преодолеем?

Раздаёт задания-карточки. (Приложение № 4,5)

Молодцы! У вас отлично получилось.

Команды письменно отвечают на вопросы, капитан команды выбирает одно из группы, кто отвечает на вопросы


ОК 1, ОК2, ОК3,ОК4, ОК5, ОК6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3

фрон-таль-ная, инди-виду-альная

Презентация слайд № 8

V. Физкультминутка

Проводит физкультминутку (приложение № 6)

Обучающие выполняют упражнения


коллективная

Презентация слайд № 9

VI. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Ещё один пункт нашего – квеста. Каждая команда получает по букве (I, U, R), а также знаки (*, /, =).

И так зная закон Ома, вам необходимо сформулировать закон Ома для участка цепи, т.е. математические значение этого закона.

А также при помощи закона Ома выявить и другие формулы, которые необходимы для расчёта напряжения и сопротивления.

(команды составляют формулы)

И так, теперь у нас с вами есть формулы и что эти формулы нам с вами помогут сделать?

(решать задачи)


Ученики составляют формулы.

Отвечают на заданный вопрос

ОК 1, ОК2, ОК3,ОК4, ОК5, ОК6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3 ОК 1, ОК2, ОК3,ОК4, ОК5, ОК6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3

коллективная

Презентация № 10

VII. Усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой си-стематизации знаний.

И последний пункт нашего квеста. Это пункт с восклицательным знаком. Здесь нам необходимо решить задачи используя закон Ома.

Задачи:

  1. Утюг включенный в сеть напряжением 220 В, потребляет ток 1,2 А. Определите сопротивление утюга.

  2. Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.

  3. В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.

  4. Сила тока в лампе накаливания равна 2 А. При каком напряжении работает лампа, если в течение 1 мин электрическое поле совершает в ней работу 1,44 кДж?

  5. Электрическая лампочка включена в сеть напряжением 220 В. Какой ток будет проходить через лампочку, если сопротивление ее нити 240 Ом?

Обучающиеся решают задачи, при решении задач один из студентов решает задачу на доске.

ОК 1, ОК2, ОК3,ОК4, ОК5, ОК6, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3

Групповая, индивидуальная

Презентация слайд № 11



Презентация слайд № 12



Презентация слайд № 13



Презентация слайд № 14



Презентация слайд №15

VIII. Подведение итогов урока.

Вот и подошел к концу необычный урок. Давай те с вами подсчитаем сколько житонов заработала каждая команда, и капитан команды выставит вам оценки за урок!

Молодцы. (объявляет команду победителя)

Для того, чтобы осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. я предлагаю вам составить синквейн на тему «Закон Ома»

Синквейн – это пятистрочная строфа. (приложение 8)


преподаватель подводит общий итог по конкурсу.


Чтобы наш труд на уроке не прошел даром, материал нужно будет закрепить дома и решить задачи дома на закон Ома. (приложение № 7)

А урок я бы хотела закончить стихотворением:

Не опровергнуть закон Ома,

Он справедлив, как аксиома,

И в упрощённом изложении

Гласит: при данном напряжении

Чем меньше ты сопротивляешься,

Тем больше током поражаешься.

Но есть трактовка ещё проще,

Взявшись рукой за напряжение,

Даёшь возможность прохождения

Тока через твоё сопротивление,

И будет жертвоприношение.

Совет особо любопытному

Исследователю ненасытному:

При изучении процессов

Во избежание эксцессов

Не лезь туда, где ток окажется,

Иначе мало не покажется...

Спасибо за урок! Досвидания!

Ребята подсчитывают житоны. Капитаны команд выставляют оценки товарищам по команде.





Составляют синквейн



Записывают задание на дом

ОК1, ОК2 ОК6, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3

Коллективная

Презентация слайд № 16













Слайд № 17











Слайд № 18


Заключение

В методической разработке выделена четкая структура, которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока. Суть проблемного обучения – воспитание и развитие творческих способностей обучающихся, обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том, что обучающийся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы обучающегося, поставленного в соответствующую ситуацию. Поэтому выбор преподавателя данного метода обучения не случаен.

Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление (одно и тоже значение силы тока и напряжения в разных видах соединений электрических цепей ведет себя по-разному) –восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации –обобщение - систематизация.

Основной задачей преподавателя на уроке является создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь им при изучении нового материала.

Для повышения интереса, преподаватель использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у обучающихся, значительно снижает уровень их тревожности, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый обучающийся вносит свою лепту в общую работу.

Урок проводился с применением современных, инновационных методов обучения. Активно используются ИКТ. Для успешного достижения цели урока продуманы и формы деятельности.

Применяются и различные формы организации познавательной деятельности.

Рефлексивно – оценочный этап урока проведен на определение степени затруднения в решении задач обучающимися на уроке, интереса к уроку.

Одним из важных условий достижения целей урока является развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения обучающихся в активную мыслительную деятельность имеет методика работы преподавателя.



























Список использованной литературы


  1. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2014 г.

  2. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0» www.college.ru/booklet/1st.html

  3. "Открытая Физика" http://www.physics.ru/

  4. Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике. – М.: Академия, 2013.

  5. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2014 г.

  6. Усольцев А.А. Общая электротехника: Учебное пособие. – СПб:СПбГУИТМО, 2014 г.

  7. Учебник «Физика 10», автор – Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., издательство «Просвещение», г.Москва, 2015 г.

















Приложения


1

U














2








1

















2















3















4














5








































6













7





















8













1. Какая физическая величина определяет силу тока в цепи?

2. Прибор, служащий для измерения силы тока в цепи?

3. Источник электрического тока?

4. Физическая величина, определяющая свойства проводника?

5. Частица, движущаяся в металлическом проводнике, представляющая электрический ток?

6. Упорядоченное движение заряженных частиц?

7. Прибор, служащий для измерения напряжения в цепи?

8. Физическая величина, характеризующая электрическое поле?

Итак, взаимосвязь между силой тока, напряжением и сопротивлением выражается законом, который называется законом Ома.

Ответы: 1. Заряд 2. Амперметр 3. Аккумулятор 4. Сопротивление 5. Электрон 6. Ток 7. Вольтметр 8. напряжение











3

Вопросы

  1. Назвать величину

  2. Что характеризует данная величина

  3. В каких единицах измеряется

  4. Каким прибором можно измерить эту величину?



4

Задание-карточки

  1. Основным законом электротехники является ________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Закон Ома был открыт ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Закон Ома гласит _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________



I

U

5



R

?

!

















6

Вот я вижу вы слегка устали,

Может быть, пора вам отдохнуть.

Попрошу, чтоб тихо все вы встали,

Чтобы грусть и лень с себя стряхнуть.

Для начала выпрямим мы спины,

Разведем руками шире плеч,

Изогнемся, как в воде дельфины.

Можете на парты приналечь.

Сделайте круги руками,

Поднимите их над головой,

Опустите, а теперь кистями

Начертите круг один, другой.

Встаньте прямо, чуть нагнитесь,

Три шага на месте: раз, два, три.

Три прыжка, теперь прошу, садитесь,

Думаю, что лень прогнать смогли.


7

1. Напряжение в цепи увеличили в 4 раза. Как изменится сила тока в такой цепи?

2. Сопротивление цепи увеличили в 2 раза. Как изменится сила тока, если напряжение в цепи останется неизменным?

3. Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента (спирали внутри корпуса) равно 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

4. Сила тока в спирали электрической лампы 0,7 А, сопротивление лампы 310 Ом. Определить напряжение, под которым находится лампа.

5. Сила тока в спирали электрической плитки равна 5 А. Напряжение, под которым находится плитка, равно 200 В. Определить сопротивление спирали.



8

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!