Закономерности гармоничных цветовых сочетаний
Типы цветовых гармоний и принципы их построения
Каждый цвет в силу своей природы по-разному ведёт себя на плоскости и в пространстве, по-разному воздействует на психофизиологию человеческого состояния.
То есть, можно сказать что каждый цвет как и человек уникален и имеет свой характер. Как любой из нас, определенный цвет не со всеми цветами может «дружить», то есть хорошо сочетаться.
Дружественные цвета создают гармоничные «союзы», враждебные - дисгармоничные.
В переводе с греческого слово «гармония» буквально означает связь, стройностью, соразмерность.
Гармония - это равновесие, симметрия сил
Основной закон гармонии можно сформулировать так:
Гармония = Порядок
Цветовая гармония - это вовсе не случайное нагромождение цветовых пятен, а подобно созвучию музыкальных аккордов, она имеет определенную закономерность.
Гармония в цветовой композиции - это созвучие красок, совокупность цветовых отношений с учетом как основных характеристик цветов "тона, светлоты, насыщенности", так и формы, размеров занимаемых ими площадей.
Анализ существующих на сегодняшний день теории цветовых гармоний позволяет выделить основные типы цветовых гармоний, которые можно свести все многообразие цветовых решений, а также принципы их построения.
Целесообразно взять для рассмотрения типов гармонии не один цветовой круг, а система из 12-частных кругов. Средний круг (III) главный составлен из 12 цветов наибольшей насыщенности. В основу его построения положены три основных цвета - жёлтые, красный, синий. Между ними расположены составные цвета. Два внутренних круга (I,II) из тех же цветовых тонов, но с постепенным осветлением, а два внешних круга (IV, V) с постепенным затемнением цветовых тонов.
Однотоновая гармония
Однотоновая гармония строится на сочетании цветов одного цветового тона при наличии различий по светлоте и насыщенности . Общей цветовой тон придает данной цветовой гармонии композиции спокойный, уравновешенный характер.
Гармония родственных цветов (нюансная)
Гармония родственных цветов основывается на наличие в них примеси одного и того же главного цвета.
В цветовом круге имеются 4 группы родственных цветов: желто-красные, сине-красные, желто-зеленые, сине-зеленые. Чтобы достичь гармонии в данном цветосочетание равновесие, необходимо уравновесить цвета изменением их насыщенности или светлоты.
Полярная гармония
Полярная гармония построена на противопоставлении двух главных цветов, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными. Например, красный и зелёный, синий и жёлтый, жёлтый и фиолетовый.
В полярной гармонии могут сочетаться не только два цвета, но и больше. Например, розовый, салатовый и тёмно-зелёный. Главное, что эти цвета являются разновидностями двух главных полярных цветов. Сочетание полярных цветов характеризуется наибольшей активностью, динамичностью и напряженностью.
Сочетание полярных цветов характеризуется наибольшей активностью, динамичностью и напряженностью.
Несколько способов гармоничного сочетания полярных цветов:
- один из цветов должен быть меньше по площади.
- одному из цветов добавить белый или чёрный цвет.
- все цвета взять разбеленными или затемненными.
- в один из цветов добавить ему контрастный. Например, если в чистой красный добавить немного зелёного, он станет коричнево -красным и будет хорошо гармонировать с зелёным.
К обобщениям всё сказанное, можно сформулировать основные принципы построения цветовых гармоний:
- принцип одинаковости цветов одно то новые гармонии
- принцип соподчиненности цветов родственные гармонии
- принцип дополнительности полярные гармонии контрастных цветов
- принцип конструктивного построения.