Описание урока/занятия |
Предмет | Астрономия |
Класс | 10 |
Тема | Законы движения планет Солнечной системы |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Лукьянова Надежда Владимировна, учитель физики |
Образовательная организация | МКОУ Венгеровская СОШ № 2 |
Район | Венгеровский |
Город/поселение | С. Венгерово |
Тип урока | Изучение нового материала |
Время реализации урока | 45 минут |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные: Изучить законы движения планет и применять их к решению задач. Развивающие: Способствовать развитию логического мышления; развивать память; развивать умения правильно анализировать данные и сделать вывод; развивать умение выделять особенности движения планет, развивать умение сравнивать законы Кеплера, анализировать научный текст и условия задач; развивать умение ставить цели и задачи своей учебной деятельности; развивать наблюдательность, развивать внимание. Воспитательные: Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта; отзывчивости, ответственности за порученное дело, исполнительности, добросовестности, ответственности за сохранение тайны. |
Планируемые результаты | Предметные: Воспроизводить определение терминов и понятий: «эллипс», «афелий», «перигелий», « большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица», формулировать законы Кеплера. Личностные: Целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность Метапредметные: Анализировать информацию, полученную из текста научного содержания: объяснять суть эмпирического способа определения формы траектории небесных тел (на примере Марса) |
Дидактическая структура урока Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС? | Активная самостоятельная работа учащихся по организации собственной деятельности на различных этапах урока. Использование современных технологий способствуют: динамичности урока, возможности развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся |
Дополнительная информация | Дополнительно стимулирование самостоятельной деятельности происходит благодаря общедоступности материалов. Создана группа в контакте. «Астрономия ВСШ 2». Лидер группы - учитель. Любой участник, ученик 10 кл. может организовывать обсуждение вопросов и решений задач по изучаемому материалу. Там же публикуются ссылки на материалы проведенного урока, интерактивные задания для опережающей проверки домашнего задание и ответы к ним (размещаются после урока). Ученики уже имеют аккаунты на Lеarning Apps.Создан виртуальный класс. |
Размер мультимедиа компонента | Материал размещён на диске Google Drive, находится по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B4pLvV2AiZCxcjA5X0NQUl9IaTg. Все медиа материалы, за исключением фильма, авторские. |
Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.) | Google презентация, формы, таблица и диаграмма, приложение Learning Apps. Фильм. Интерактивная викторина на сайте http://myquiz.ru |
Ресурсы, оборудование и материалы: Компьютер, ноутбуки, мультимедиа проектор, аудиоколонки, интерактивная доска, интернет ресурсы, учебники электронная и бумажная версии. |
Список учебной и дополнительной литературы Воронцов-Вельяминов Борис Александрович, Страут Евгений Карлович. М. А. Кунаш Методическое пособие к учебнику Астрономия 11 класс (базовый уровень) |
Ссылки на использованные интернет - ресурсы 1.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ 1)Формула "Третий закон Кеплера" 2)1. Анимация "Законы Кеплера" 2.Для проектов 1)https://ru.wikipedia.org 2) http://www.astronet.ru/ 3.https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=ODgo5UZVtuE 4. http://zeus.sai.msu.ru/ng/solar/solar_nabl.html 5. http://meteoweb.ru/2011/clnd043.php 6. https://learningapps.org/display?v=pt5iqngtj17 7. http://www.planetarium-moscow.ru/about/news/detail.php?ID=9001 8) http://myquiz.ru 9) http://www.astronet.ru/db/msg/1221098/10.html 10) https://reader.lecta.ru/read/7934-62 |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, проблемное обучение, дифференцированный подход, опережающая проверка домашнего задания, работа в группе по 4 человека, доступность медиа материала после урока, индивидуальный подход, метод проектов, состязание команд (группы) |
Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | 10 | « Законы движения планет Солнечной системы» |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия. ( Бумажная и электронная версии)
| 11 | Воронцов-Вельяминов Борис Александрович, Страут Евгений Карлович
|
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Воспроизводить определение терминов и понятий: «эллипс», «афелий», «перигелий», « большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица», формулировать законы Кеплера. | Анализировать информацию, полученную из текста научного содержания: объяснять суть эмпирического способа определения формы траектории небесных тел (на примере Марса) | Целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер. Ноутбуки. Медиа проектор. Экран. Аудио колонки. | Электронный учебник по астрономии 11 класс авторов Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. (платформа Lekta),сайт astronet.ru, тесты в почтовом сервисе Google, приложения Learning.Apps.org., https://ru.wikipedia.org Интерактивная викторина: http://myquiz.ru |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
Организационно - мотивационный Разминка Постановка темы урока | Целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность | 1)Почтовый сервис Google: тест, презентация: https://drive.google.com/drive/folders/0B4pLvV2AiZCxcjA5X0NQUl9IaTg 2)приложение; Learning.Apps.org. ; Электронный учебник платформы Lekta | Приветствует учащихся. 1.Предлагает провести интеллектуальную разминку в виде дискуссии, в ходе которой обсуждаются результаты домашней работы (заранее известны учителю) А. Дома учащиеся выполнили тесты в почтовом сервисе Google, https://docs.google.com/forms/d/1DH-U3pbIbHyxHre9Q6kmfsyrf8hjygeMEMOygZv60x8/edit Учитель проецирует на экран диаграмму Google документа с результатами ответов учащихся, сообщает верные ответы (накануне учащиеся получили ссылки через группу в контакте). Рекомендует ученикам ещё раз решить тест, но уже с комментариями к решению, добавленными учителем. Б. Прокомментировать выдержки из книг Ф.М. Дягилева и М. В. Келдыша. Слайды 2,3 презентации. Делает краткое резюме ответов учащихся Слайд 4 2.Читает эпиграф к уроку, Слайд 5. Делает акцент на эмпирический характер открытия Кеплером законов с опорой на гелиоцентрическое устройство Солнечной системы. Обращается к ученикам: «Как же движутся планеты Солнечной системы»? Что способствовало развитию представления об истинном движении планет? Слайды 6,7,8. Какая же тема нашего урока? | А. Выполнили дома тест на Google Drive: Задание: https://docs.google.com/forms/d/1DH-U3pbIbHyxHre9Q6kmfsyrf8hjygeMEMOygZv60x8/edit Проверка задания с комментариями: https://docs.google.com/forms/d/1cXmQ4zj39sfQ-hRzGspViUSGYNkuWMJoH2FfJN41dz0/edit Знакомятся с анализом ответов. Дискутируют. Делают выводы о правильности своих решений. Б. Комментируют выдержки из книг. В. Выдвигают гипотезы. Г. Предлагают тему урока | 6 |
Изучение нового материала Работа с учебником 2. Мини – лекция. | Анализировать информацию, полученную из текста научного содержания: объяснять суть эмпирического способа определения формы траектории небесных тел (на примере Марса) | 1)Фильм канала Ytube: https://youtu.be/ODgo5UZVtuE- ссылка есть в презентации - слайд13 ( размещена в свободном доступе на Google Drive и есть ссылка в тематической группе в контакте «Астрономия ВСШ 2») 2)Тетради, чертёжные инструменты. 3)Нерастяжимый шнур, английские булавки. 4)Электронный учебник. | 1.Предлагает самостоятельно ознакомиться с описанием действий И. Кеплера, представленными в п.12 учебника. 2.Проводит лекцию. Делает акцент на таких фактах рождения законов сформулированных И. Кеплером, как: исходные положения, использованный им метод, полученные выводы. Слайды 9-13. 3. Организует просмотр фильма (ссылка в презентации - слайд13). 4. Рассматривает с учащимися рисунок 3.7 эллипса (стр. 61 электронного учебника, проецируется на экран). | 1.Самостоятельно знакомятся с описанием действий И. Кеплера, представленными в п.12 учебника или его электронной версии (стр. 58- 62) 2. Активно слушают мини - лекцию, обращают внимание на логику рассуждений ученого-астронома и вывод законов на основе эмпирических данных. 3. Выполняют конспект. А. Формулируют 1,2 законы. Заполняют таблицу. Слайд 12 Б. Строят вместе с учителем эллипс (нерастяжимый шнур, булавки, карандаш) | 12 |
Выдвижение целей урока | Целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность развивать умение ставить цели и задачи своей учебной деятельности. | Учебник любой формы. | Какие цели урока вы могли бы поставить исходя из темы урока. Прекрасно, я рада, что наши цели совпадают. План урока у нас таков: Исходя из целей урока, нам нужно решить следующие ЗАДАЧИ УРОКА: изучить законы Кеплера и границы его применения; рассмотреть историю открытия законов; показать практическое значение закона; закрепить изученную тему при решении качественных и расчетных задач. Затем потренируем мозги - порешаем задачи. В ходе этой работы мы проверим, насколько продуктивно вы можете работать в группах. Слайды 14-22 | Ученики предлагают варианты целей. Изучить и применять законы Кеплера к решению задач на «Описание движения планет». «Изображать эллиптические траектории планет» и т.д. Записывают цели на лист рефлексии. | 3 |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. 1.Самостоятельная работа с учебником. 2. Работа в группе. 3.Состязание групп в интерактивной викторине. | Воспроизводить определение терминов и понятий: «эллипс», «афелий», «перигелий», « большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица», формулировать законы Кеплера. Применять законы при решении задач. Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта; отзывчивости, ответственности за порученное дело, исполнительности, добросовестности, ответственности за сохранение тайны. | 1)Видеоролик из электронного учебника стр. 61( платформа Lekta), 2)Таблицы гелиоцентрических долгот планет из «Школьного астрономического календаря» 3) Интерактивная викторина «Движение планет» (Код викторины: 6078) Сайт: http://myquiz.ru | Слайд 23 Учитель организует работу, выступает в роли консультанта при затруднениях. Подводит итог работы учащихся. Стимулирует учащихся на применение новых терминов в устных ответах. Учит использовать навигацию учебника для самоконтроля. Организует интерактивную викторину « Движение планет» для подведения итогов работы групп. Объясняет правила проведения игры: лидером становится та группа которая отвечает не только правильно , но и быстрее остальных. | А. Самостоятельно разбирают решение задачи на стр. 61 электронного учебника Б. Участвуют в интерактивной викторине в виде состязания групп (по 4 человека). Задача игры проверить выполнение этими группами заданий на стр. 63 (электронный учебник) 1)Отвечают на вопросы параграфа. 2)Решают упр. 10(1); 3) Выполняют задание 12(2 а) Один из учащихся получает задание « Создать заметку в электронном учебнике о значении законов Кеплера». ( Выделить фрагмент на стр. 62 абзац со слов « Оба эти закона…) | 14 |
Проверь себя! | Воспроизводить определение терминов и понятий: «эллипс», «афелий», «перигелий», « большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица», формулировать законы Кеплера. | 1) Приложение « Законы Кеплера» Learning.Apps.org. ; https://learningapps.org/display?v=pt5iqngtj17 2)Презентация https://drive.google.com/drive/folders/0B4pLvV2AiZCxcjA5X0NQUl9IaTg | Учитель: «Используя презентацию урока, конспект, лучше по памяти, проверь усвоение материала урока с помощью сервиса, в котором вы зарегистрированы Learning.Apps.org.: В папке 10 класс = Астрономия =Задание (Законы Кеплера)» Проверяет журнал выполнения задания. Сообщает о завершении работы. Отмечает позитивные итоги. | Заходят на Learning.Apps.org. под своими учетными данными. Задание «Законы Кеплера». Делают обзор журнала, который учитель вывел на экран. Проверяют правильность ответов и свою внимательность и память. | 3 |
Итог: | Анализировать информацию, полученную из источников научного содержания, делать выводы. | Конспекты учащихся, учебник, собственные умозаключения | Обсуждает с учащимися значение и границы применения законов движения планет. Отмечает успешность прохождения учащимися этапов урока. | Участвуют в полилоге. Делают выводы об усвоении и понимании материала. | 4 |
Рефлексия: | Осознать пройденный путь, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. | 1)презентация https://drive.google.com/drive/folders/0B4pLvV2AiZCxcjA5X0NQUl9IaTg 2)карточки с таблицей рефлексии - слайд 24. | Сегодня вы продуктивно поработали, осознали, глубоко ли вы освоили Законы Кеплера. Развили умения анализировать, синтезировать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты своей работы. - Какое значение для вас имеют знания и умения, полученные на данном уроке? Что вызвало наибольшую трудность: а) изучение материала? б) систематизация знаний? | Рассуждают о значении законов «Законы Кеплера соединяли в себе ясность, простоту и вычислительную мощь…. Его великие открытия применяются и по сей день. Исаак Ньютон использовал достижения Кеплера для своих уже открытий». Заполняют и сдают таблицу рефлексии. | 2 |
Домашнее задание | Стремление успешному усвоению программного материала. Применение результатов урока в различных ситуациях (как для стандартных условий, так и для видоизмененных. Сближение обучения и самообразования. | Слайд 25 презентации | Задаёт и комментирует задания. § 12. Законы движения планет Солнечной системы (Электронный учебник стр. 58-63.Упр. 10(1). Задание 1, 2) Дополнительно http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ 1)Формула "Третий закон Кеплера" 2)1. Анимация "Законы Кеплера" 3) Для проектов материалы сайтов: https://ru.wikipedia.org http://www.astronet.ru/ | Записывают домашнее задание. Задают вопросы, по мере необходимости. (презентацию и ссылки на интерактивные задания и информацию по проектам могут просматривать в Google Drive или в группе vk «Астрономия ВСШ 2») | 1 |