СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Законы сохранения в механике 10 класс (профильный)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОУ по теме "Законы сохранения в механике", урок - исследование в "Науколаб", с применением лаборатории "L- micrо"

Просмотр содержимого документа
«Законы сохранения в механике 10 класс (профильный)»

Урок физики

Закон сохранения механической энергии

10 класс (профильный). 2 часа.


«Верховным судьей всякой физической теории является опыт»

лауреат нобелевской премии Лев Давыдович Ландау


Тип урока. Урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Цель. Создание условий для активации познавательной деятельности с помощью проблемного материала и исследовательского метода.

Дидактическая цель. Решение прикладных задач и расчет энергии для механических процессов.

Приобретение учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков при выполнении практико-ориентированных заданий. Развивающая цель. Продолжить формирование умений и навыков проведения экспериментов, обработки данных и решения задач при расчете энергии в механических процессах и величин, характеризующих эти процессы, с применением математического аппарата.

Воспитательная цель. Продолжить формирование целостного представления об окружающем мире через этапы научного познания.

Планируемые результаты.

Систематизация знаний об истории открытия законов сохранения энергии, их экспериментального доказательства и применения при решении практико-ориентированных заданий по механике с применением математического аппарата;

Продолжить формирование умений:

- самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения исследовательских задач;

- владения основами самоконтроля, самооценки;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

-преобразовывать текст в знаки и символы, модели и схемы для решения исследовательских задач на основе смыслового чтения;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

- владения устной монологической речью;

Сформировать целостное представление о мире через этапы научного познания.
Оборудование: цифровые лаборатории «Науколаб» и «L-micro», весы электронные, штативы с муфтой и лапкой, бруски, маятники – нитяной и пружинный, динамометры, линейки, деревянная дощечка, гвозди, спички, ножницы, тележка.

ЭФУ «Физика» («LEKTA»);

ноутбуки, мультимедийный проектор, ИД;


Цель и этапы урока

Учебная задача

Результат

Организационный момент. 1 мин

Учитель приветствует учащихся, гостей, присутствующих на уроке.

Петр Капица говорил, что «Только кухарка прибавляет соли на глаз, а физики должны все рассчитывать»

Настраиваются на урок.

Актуализация и мотивация.

5 мин.

Учитель физики.

Эксперимент. На штативе на нити висит груз. Под грузом дощечка в которой торчит гвоздик со шляпкой. Пережигая нить, груз падает на шляпку гвоздя, и гвоздь входит в дощечку.

Как можно объяснить увиденное?

Что происходит и почему?

Как это объяснить?


И есть ли здесь некоторые нюансы, на которые надо обратить внимание?


Учитель физики. Этот закон является фундаментальным. Его можно применять к механическим, тепловым и другим процессам.

Как в земных условиях эти законы выполняются? И почему?

Так о чем сегодня будет идти речь на уроке?


Учащиеся отвечают, что совершена механическая работа. за счет того, что висящий груз, обладая потенциальной энергией, падая на шляпку гвоздя забивает его в дощечку.

При падении груза, Еп переходит в Ек за счет которой и совершается работа.





Да. Есть. Не вся потенциальная энергия идет на совершение работы.







Учащиеся формулируют тему урока, цель, и что они будут делать. Что для доказательства закона необходимо провести эксперимент, подтверждающий закон сохранения энергии.

Записали число, тему урока.

Обобщение закона сохранения энергии.

(10-12 мин)


































Работа в парах

20 мин























Работа с текстом учебника §33. Работая с текстом, составляем схему-конспект

























Работа с таблицей на странице 142

Обратить внимание на энергию маленькую и объекты, которые обладают огромной энергией.

Энерги,я используемая в военных целях.








Учитель физики.

«Верховным судьей всякой физической теории является опыт» сказал лауреат нобелевской премии Лев Давыдович Ландау. Поэтому проверить физическую теорию опытом!

Используя интернет-ресурсы, каждой паре учащихся, необходимо проверить «Закон сохранения энергии» и найти ответы на вопросы:

  1. История открытия закона.

  2. Закон сохранения энергии (кем открыт, дата открытия, формулировка).

  3. Экспериментальное подтверждение закона (опыт).

  4. Значение закона.

Ресурсы.

-ЭФУ: В.А. Касьянов. Физика 10 класс, профильный уровень. – Москва, ДРОФА, 2013 г.

- Интернет ресурсы

Задание для учащихся.

«Закон сохранения энергии»

1 пара +1

Используя интернет-ресурсы, каждой паре учащихся, необходимо проверить, как работает «Закон сохранения энергии» на практике, и найти ответы на вопросы:

1.История открытия закона.

2.Закон сохранения энергии (кем открыт, дата открытия, формулировка).

3.Экспериментальное подтверждение закона (опыт).

4.Значение закона.

Определить потерю механической энергии за одно полное колебание груза.

Оборудование: линейка, динамометр, шарик на нити.

(Потеря энергии равна разности значений потенциальной энергии груза в начальном и в конечном его положении через один период.

Е = Ер1 - Еp2 = mgh1mgh2 = mg (h1h2);

P = mg;

Е = Р(h1h2); р – это вес шарика, измеряют его динамометром

Высота h1 и h2 – измеряют линейкой

Объяснить, с чем связана потеря энергии.


2 пара +1

Используя интернет-ресурсы, каждой паре учащихся, необходимо проверить, как работает «Закон сохранения энергии» на практике, и найти ответы на вопросы:

1.История открытия закона.

2.Закон сохранения энергии (кем открыт, дата открытия, формулировка).

3.Экспериментальное подтверждение закона (опыт).

4.Значение закона.

Определить начальную скорость тележки

Оборудование: линейка, динамометр, тележка с грузом на платформе из «L-micro»

На столе тележка с грузом. Слегка толкаем тележку рукой. Пройдя некоторое расстояние, тележка останавливается.

Определить начальную скорость тележки.

Кинетическая энергия тележки в начальный момент времени ее движения равна работе силы трения на всем пути движения

Ек = Атр

Ек = mV2/2; Атр = FтрS


mV2/2 = FтрS V 2=2FтрS / m


V = 2FтрS / m

Массу тележки с грузом определяем динамометром, так же определяем силу трения. Путь, пройденный тележкой, определяем линейкой.

Делаем вывод. Почему тележка останавливается?


3 пара +1

Используя интернет-ресурсы, каждой паре учащихся, необходимо проверить, как работает «Закон сохранения энергии» на практике, и найти ответы на вопросы:

1.История открытия закона.

2.Закон сохранения энергии (кем открыт, дата открытия, формулировка).

3.Экспериментальное подтверждение закона (опыт).

4.Значение закона.

Определить c какой максимальной скоростью, груз подвешенный на пружине, совершает одно полное колебание.

Оборудование: линейка, пружина, штатив, груз.


Ек = Eп


mV2 /2 = kx2 / 2; V = k x2 / m,

mg = kx, k = mg / x

Сделать вывод, объяснив, почему определяем скорость максимальную за одно полное колебание.



4 пара +1


Используя интернет-ресурсы, каждой паре учащихся, необходимо проверить, как работает «Закон сохранения энергии» на практике, и найти ответы на вопросы:

1.История открытия закона.

2.Закон сохранения энергии (кем открыт, дата открытия, формулировка).

3.Экспериментальное подтверждение закона (опыт).

4.Значение закона.

Определить работу, совершаемую грузом при падении на шляпку гвоздя

Оборудование: линейка, груз на нити, штатив, дощечка с гвоздем, спички.

Выполнить необходимые измерения, и вычислить работу.

Где используют этот прием на практике?


Работа в тетрадях.

В природе существую силы:

Потенциальные Непотенциальные

АF зависит от х0 и х (Fтр и Fсопр), АF ˂0

(Fт, Fупр)


Е = Еk + Еp –полная мех.энергия

Е

k + Еp) – (Еk0 + Еp0) = Аnp – закон ∆Е энергии

Консервативная система – отсутствуют Fnp и Аnp =0


Еk + Еp = Еk0 + Еp0 = const

закон сохранения механической энергии

Применение закона.

  1. Для систем микрочастиц

  2. Не зависит от того, в какой момент времени протекает процесс.

Закон сохранения энергии предполагает взаимное превращение Еk Еp Еk Еp в равных количествах.


Учащиеся анализируют таблицу «Энергия физических объектов и явлений», определяют какой энергией обладают данные объекты, явления. Предполагают, сколько можно было выполнить работы – полезной.







Используя интернет ресурсы и оборудование, проводят эксперимент, делают математические расчеты и оформляют в тетрадях.

Задания в приложение № 1- № 5


































Защита работ.

(10-12) минут



Защита работ. Отчет о проделанной работе.



Учитель физики.

Закон сохранения энергии фундаментальный.

Приведите примеры, где в жизни можно наблюдать превращение и сохранение энергии в жизни?








Приводят примеры, учитывая различные виды энергии (ТЭЦ, ГЭС, ВЭС, АЭС) и целесообразность использования с точки зрения экологии.

2 урок.

Мотивация на работу.






Закрепление.

Учитель физики.

Давайте решим вот такую задачу. С какой скоростью должна лететь муха, что бы ударившись о лобовое стекло автомобиля, от нее не осталось и мокрого места. Муха – капелька воды», начальная температура 20 0С.



Всем вам сдавать ЕГЭ, поэтому давайте возьмем задачу из части второй на закон сохранения энергии. Задачи решаем в общем виде, проверяем единицы измерения.

ЕГЭ 2020. Вариант № 11 № задачи 29

ЕГЭ 2020. Вариант № 19 № задачи 29

Учащиеся вместе с учителем решают задачи

Применяя, алгоритм решения задач.


Рефлексия.

3 мин.

Учитель физики

Вернемся к теме, целям и эпиграфу урока.

Оценить работу учащихся, прокомментировав их участие.



Убедились в справедливости закона.

Полученные знания пригодятся при выполнении заданий ЕГЭ.


Домашнее задание.

2 мин.

Учитель физики.

1. § 33, работа по вопросам после §.

2 Задачи после §33, № 1-5

___________________________________________

Для тех, кто сдает ЕГЭ Задачи (12 в, № 29) и

(20в, № 29)


































Приложение 1. Раздаточный материал к уроку.






Скачать

© 2020 652 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!