СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Законы технической механики в литературе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Законы технической механики в литературных произведениях.

Задача: Провести анализ литературных произведений и выявить законы механики , которые действуют в произведениях.

 Объект исследования- законы механики.

В работе рассмотрены следующие произведения: Басня Крылова «Лебедь ,рак и щука»; былина «Святогор -богатырь»; Роман Жюль Верна   «Матиас Сапдорф»;  Роман Жюля Верна «путешествие на луну»; повесть М. Е. Щедрина  “Современная идиллия»; Роман «Дон Кихот» Сервантеса ; Джонатан Свифт «Гулливер в стране великанов»; сказка «Курочка Ряба».

Распространение  знаний о механике , к сожалению далеко ещё не отвечает исключительной важности этой науки. Особенно смутны в широких кругах представления из того раздела, с которого начинается её изучение: учения о движениях и силах. А «кто не знает движения , тот не понимает природы» (Аристотель).

В творческой работе есть расчёты , так как знания приобретённые без расчётов шаткие и практически бесплодные. Эта работа ставит себе задачу повысить интерес к предмету занимательными сопоставлениями из литературных произведений.

Мы рассмотрели ряд литературных произведений и подобрали  характеристики произведений с целью, чтобы лучше понять тему, идею, проблематику произведений, лучше познакомиться с литературными героями. Мы не предоставляем текст произведений, у нас лишь анализ литературного произведения в детальном его содержании.

Лебедь, Щука и рак – басня Ивана Крылова, вышедшая в свет в 1814 году. Короткая басня Крылова – шедевр басенного жанра, создавшая крылатое выражение  «А воз и ныне там». Едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова.

Силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.

Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу все нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни.

Странный это богатырь Святогор — величественный, суровый и одновременно жалкий, трагический. Он фантастически силен, во много раз сильнее Ильи Муромца, но силушка в нем какая-то бесполезная. Не совершает этот богатырь подвигов, как Илья Муромец, ради своей родной земли, не сокрушает врагов ее, не борется со злом. Нет у него ни отца, ни матери, ни друзей. Даже земля родная, как сказано в былине, его «не носит», не выдерживает.

Если бы Святогору был известен закон действия и противодействия, он сообразил бы, что богатырская сила его, приложенная к земле, вызовет равную, а следовательно, столь же колоссальную противодействующую силу, которая может втянуть его самого в землю.

Во всяком случае, из былины видно, что народная наблюдательность давно подметила противодействие, оказываемое землей, когда на нее опираются.

Вы помните у Жюля Верна силача-атлета Матифу? «Великолепная голова, пропорциональная исполинскому росту; грудь, похожая на кузнечный мех; ноги — как хорошие бревна, руки — настоящие подъемные крапы, с кулаками, похожими на молоты…» Вероятно, из подвигов этого силача, описанных в романе «Матиас Сапдорф», вам памятен поразительный случай с судном «Трабоколо», когда наш гигант силой могучих рук задержал спуск целого корабля.

Как изумился бы автор романа, если бы ему сказали, что для совершения подобного подвига не нужно вовсе быть великаном и обладать, как Матифу, «силою тигра». Каждый находчивый человек мог бы сделать то же самое!

Механика учит, что при скольжении каната, навитого на тумбу, сила трения достигает большой величины. Чем больше число оборотов каната, тем трение больше; правило возрастания трения таково, что, с увеличением числа оборотов в прогрессии арифметической, трение растет в прогрессии геометрической. Поэтому даже слабый ребенок, держа за свободный конец каната, 3 — 4 раза навитого на неподвижный вал, может уравновесить огромную силу. В работе так же  рассмотрен ряд вопросов Как Жюль Верн описал путешествие на Луну и как оно должно было бы происходить.

Данная работа позволяет студентам получить знания по разделам  «Кинематика», «Динамика»  путем собственных наблюдений и расчетов. Исследовательская работа  требует хорошо продуманной структуры , возможности систематической коррекции по ходу работы, подразумевает анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами и аргументированные выводы.

Просмотр содержимого документа
«Законы технической механики в литературе»

ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»  Выполнили студенты:  Гельвер Дмитрий  Волков Максим Руководители:  Забродкина И.К.  Горожанкина Е.Н.

ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Выполнили студенты:

Гельвер Дмитрий

Волков Максим

Руководители:

Забродкина И.К.

Горожанкина Е.Н.

Общая характеристика  проекта.   Цель:  Показать необходимость развития в процессе обучения механике способностей , позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из различных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности студентов. Задача:  Показать возможность межпредметной интеграции дисциплин механики и литературы. Провести анализ литературных произведений и выявить законы механики , которые действуют в произведениях.  Объект исследования- процесс развития познавательного интереса при выявлении законов механики и их механическое объяснение.

Общая характеристика проекта.

  • Цель: Показать необходимость развития в процессе обучения механике способностей , позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из различных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности студентов.
  • Задача: Показать возможность межпредметной интеграции дисциплин механики и литературы. Провести анализ литературных произведений и выявить законы механики , которые действуют в произведениях.
  • Объект исследования- процесс развития познавательного интереса при выявлении законов механики и их механическое объяснение.
Лебедь, Щука и рак – басня Ивана Крылова  Поклажа бы для них казалась и легка:  Да Лебедь рвется в облака,  Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.  Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;  Да только воз и ныне там.

Лебедь, Щука и рак – басня Ивана Крылова

Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там.

Задача о лебеде , раке и щуке. Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу все нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни.

Задача о лебеде , раке и щуке.

Крылов не мог с уверенностью утверждать, что

«возу все нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни.

Былина о Святогоре-богатыре.    Сошел Святогор с добра коня,  Захватил сумочку рукою – не мог и пошевелить;  Стал вздымать обеими руками  – Только дух под сумочку мог пропустить,  А сам по колена в землю угряз.  Говорит богатырь таковы слова:  «Что это у тебя в сумочку накладено?  Силы мне не занимать стать,  А я и здынуть сумочку не могу!»  – «В сумочке у меня тяга земная».

Былина о Святогоре-богатыре.

Сошел Святогор с добра коня, Захватил сумочку рукою – не мог и пошевелить; Стал вздымать обеими руками – Только дух под сумочку мог пропустить, А сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова: «Что это у тебя в сумочку накладено? Силы мне не занимать стать, А я и здынуть сумочку не могу!» – «В сумочке у меня тяга земная».

Доказательство от чего погиб Святогор-богатырь. Доказательство от чего погиб Святогор-богатырь. Если бы Святогору был известен закон действия и противодействия, он сообразил бы, что богатырская сила его, приложенная к земле, вызовет равную, а следовательно, столь же колоссальную противодействующую силу, которая может втянуть его самого в землю.

Доказательство от чего погиб Святогор-богатырь.

  • Доказательство от чего погиб Святогор-богатырь.

Если бы Святогору был известен закон действия и противодействия, он сообразил бы, что богатырская сила его, приложенная к земле, вызовет равную, а следовательно, столь же колоссальную противодействующую силу, которая может втянуть его самого в землю.

роман Жюль Верна «Матиас Сапдорф»

роман Жюль Верна «Матиас Сапдорф»

Жюль верновский силач и формула Эйлера   Каждый находчивый человек мог бы сделать то же самое! Механика учит, что при скольжении каната, навитого на тумбу, сила трения достигает большой величины. Чем больше число оборотов каната, тем трение больше; правило возрастания трения таково, что, с увеличением числа оборотов в прогрессии арифметической, трение растет в прогрессии геометрической.

Жюль верновский силач и формула Эйлера

Каждый находчивый человек мог бы сделать то же самое!

Механика учит, что при скольжении каната, навитого на тумбу, сила трения достигает большой величины. Чем больше число оборотов каната, тем трение больше; правило возрастания трения таково, что, с увеличением числа оборотов в прогрессии арифметической, трение растет в прогрессии геометрической.

роман Жюля Верна «Путешествие на луну»  Здесь произошло нечто поистине сказочное: все предметы внутри снаряда утратили свой вес, а сами путешественники, подпрыгнув, повисли в воздухе без опоры. Этого романист не заметил: он думал, что предметы внутри свободно несущегося снаряда, находящегося под действием одних лишь сил притяжения, будут продолжать давить на свои опоры, как давили тогда, когда снаряд был неподвижен.

роман Жюля Верна «Путешествие на луну»

Здесь произошло нечто поистине сказочное: все предметы внутри снаряда утратили свой вес, а сами путешественники, подпрыгнув, повисли в воздухе без опоры.

Этого романист не заметил: он думал, что предметы внутри свободно несущегося снаряда, находящегося под действием одних лишь сил притяжения, будут продолжать давить на свои опоры, как давили тогда, когда снаряд был неподвижен.

Как Жюль Верн описал путешествие на Луну и как оно должно было бы происходить “ —  Николь, движемся ли мы? Николь и Ардан переглянулись: они не чувствовали колебании снаряда. —  Действительно! Движемся ли мы? — повторил Ардан. —  Или спокойно лежим на почве Флориды? — спросил Николь. —  Или на дне Мексиканского залива? — прибавил Мишель”.

Как Жюль Верн описал путешествие на Луну и как оно должно было бы происходить

“ —  Николь, движемся ли мы?

Николь и Ардан переглянулись: они не чувствовали колебании снаряда.

—  Действительно! Движемся ли мы? — повторил Ардан.

—  Или спокойно лежим на почве Флориды? — спросил Николь.

—  Или на дне Мексиканского залива? — прибавил Мишель”.

повесть М. Е. Щедрина “Современная идиллия»   —  Зацепочка, стало быть, — сконфуженно объяснил изобретатель и опять напрягся и размахал колесо. Но во второй раз повторилось то же самое. —  Трения, может быть, в расчет не приняли? —  И трение в расчете было… Что трение? Не от трения это, а так… Иной раз словно порадует, а потом вдруг… закапризничает, заупрямится — и шабаш. Кабы колесо из настоящего материалу было сделано, а то так, обрезки кой-какие”.

повесть М. Е. Щедрина “Современная идиллия»

—  Зацепочка, стало быть, — сконфуженно объяснил изобретатель и опять напрягся и размахал колесо. Но во второй раз повторилось то же самое.

—  Трения, может быть, в расчет не приняли?

—  И трение в расчете было… Что трение? Не от трения это, а так… Иной раз словно порадует, а потом вдруг… закапризничает, заупрямится — и шабаш. Кабы колесо из настоящего материалу было сделано, а то так, обрезки кой-какие”.

«Зацепочка» Конечно, дело тут не в “зацепочке” и не в “настоящем материале”, а в сложности основной идеи механизма. Колесо немного вертелось от “импета” (толчка), который дан был ему изобретателем, но неизбежно должно было остановиться, когда сообщенная извне энергия истощилась на преодоление трения.

«Зацепочка»

  • Конечно, дело тут не в “зацепочке” и не в “настоящем материале”, а в сложности основной идеи механизма. Колесо немного вертелось от “импета” (толчка), который дан был ему изобретателем, но неизбежно должно было остановиться, когда сообщенная извне энергия истощилась на преодоление трения.
Роман  «Дон Кихот» Сервантеса  « — Садитесь на круп лошади, — объяснили Дон-Кихоту. — Требуется лишь одно: повернуть втулку, вделанную у коня на шее, и он унесёт вас по воздуху туда, где ожидает вас Маламбумо. Но чтобы высота не вызвала головокружения, надо ехать с завязанными глазами.   «Обоим завязали глаза, и Дон-Кихот дотронулся до втулки». 

Роман «Дон Кихот» Сервантеса 

« — Садитесь на круп лошади, — объяснили Дон-Кихоту. — Требуется лишь одно: повернуть втулку, вделанную у коня на шее, и он унесёт вас по воздуху туда, где ожидает вас Маламбумо. Но чтобы высота не вызвала головокружения, надо ехать с завязанными глазами.  «Обоим завязали глаза, и Дон-Кихот дотронулся до втулки». 

Путешествие на деревянном коне   Деревянный конь Сервантеса — прообраз многочисленных аттракционов, придуманных в наше время для развлечения публики на выставках и в парках.

Путешествие на деревянном коне

Деревянный конь Сервантеса — прообраз многочисленных аттракционов, придуманных в наше время для развлечения публики на выставках и в парках.

Гулливер в стране великанов Полное название книги: «Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей»

Гулливер в стране великанов

Полное название книги: «Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей»

В работе доказано , что для поднятия руки великан должен выполнить работу в 124 раз большую, нежели человек нормальных размеров. Законы механики в книге

В работе доказано , что для поднятия руки великан должен выполнить работу в 124 раз большую, нежели человек нормальных размеров.

Законы механики в книге

Сказка «Курочка Ряба» эта русская сказка за двадцать секунд передает основные базовые истины философии Нового и Ветхого Завета.

Сказка «Курочка Ряба»

эта русская сказка за двадцать секунд передает основные базовые истины философии Нового и Ветхого Завета.

Можно ли раздавить сырое яйцо одной рукой. Практика показывает, что яйцо одной рукой раздавить можно, причем как левой, так и правой. Нюанс в том, как именно держать яйцо. Если с

Можно ли раздавить сырое яйцо одной рукой.

Практика показывает, что яйцо одной рукой раздавить можно, причем как левой, так и правой. Нюанс в том, как именно держать яйцо. Если с "боков", то вполне возможно, если сверху и снизу, то действительно сложно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!