СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закрытость территории россии: горные стены

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ц е л ь: расширить знания о горных системах, окружающих Россию; проанализировать значение природных рубежей в жизни людей; развивать умение работать с тематическими картами и умение синтезировать полученные сведения; убедить детей в необходимости быть толерантными по отношению к людям разных национальностей.

Просмотр содержимого документа
«Закрытость территории россии: горные стены»

Тема «Закрытость территории России: горные стены»

Ц е л ь: расширить знания о горных системах, окружающих Россию; проанализировать значение природных рубежей в жизни людей; развивать умение работать с тематическими картами и умение синтезировать полученные сведения; убедить детей в необходимости быть толерантными по отношению к людям разных национальностей.

Оборудование: физические карты Евразии, России, атлас и контурные карты для 9 класса.

Методы обучения: словесный (эвристический) наглядно-иллюстративный, практический.

С о д е р ж а н и е б е с е д ы.

Учитель. В предыдущем разделе мы выяснили, что территорию нашей страны из тела Евразии с довольно близким приближением выкраивает одна из январских изотерм. Сюда, в царство зимнего холода, веками отступали разные народы, не нашедшие себе места у теплых южных и западных кромок континента.

– Так наша страна – всеобщая периферия? Простая смесь изгоев древних цивилизаций? Справедливо ли тогда рассматривать нашу территорию как единый регион?

География дает основания для этого. Природа подарила Северо-Восточной Евразии предпосылки для объединения. Территория России опоясана общей январской изотермой. Но изотерма ведь не изгородь, заметная на местности. Мы не можем рассматривать ее как стены общего дома для разных живущих за ней народов.

Да, изотерма – не более чем воображаемая линия, соединяющая одновременно одинаково мерзнущих наблюдателей нескольких метеостанций. Холод, конечно, не может спаять воедино разные территории.

Учитель. В ходе беседы 2 ученика, которым было дано заранее задание, предстанут перед вами как журналисты. Они будут задавать мне интересующие их вопросы.

Итак, обратите внимание на физическую карту Евразии, посмотрите: северо-восточный сектор словно выгорожен из Евразии вереницей гряд и горных цепей, получилась своеобразная ограда.

 Начинает её гряда Манселька на северо-западе (финская граница).

 Далее эстафету принимают Карпаты, Кавказ.

 Восточнее Каспия тянется хребет Копетдага.

 Юго-Восточная часть Средней Азии занята самыми высокими горами, а именно: Гиндукуш, Памиром и Тянь-Шанем она отгородилась от России.

 Юго-восток Западно-Сибирской равнины закрыт Алтаем и Саянами.

 За Байкалом и рекой Леной весь наш Восток начинает широким фронтом взбегать на горный амфитеатр.

Посмотрите на карту: хребты Прибайкалья и Забайкалья, Становой Хребет, Верхоянский, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь, Срединный хребет.

Я еще раз провожу указкой по всей границе России, на что похожа территория страны?

Учащийся. полукольцо, полукруг, арена.

Учитель. Да, горное полукольцо похоже на арену. Можно себе представить, что жители России, как актеры, выходят из закулисных помещений и включаются в единое действие.

Вопрос журналиста. А не кажется ли вам, что эта горная стена совпадает с былыми границами СССР?

Учитель. Да, Россия издавна варится в едином географическом котле с теми территориями, которые называются сейчас ближним зарубежьем. Подлинное же зарубежье в географическом смысле слова начинается только за горными стенами. Попадая туда, россиянин по-настоящему начинает ощущать себя иностранцем. Лежащая за Памиром – самым высоким звеном нашей горной цепи – Индия сегодня также потрясает нашего путешественника своей резкой непохожестью на Россию, как когда-то Афанасия Никитина.

Вопрос журналиста. А мне кажется, что и страны ближнего зарубежья отличаются от России, особенно сейчас. Есть ли между ними географические рубежи?

Учитель. Разумеется. От того, резко или плавно выражен на местности рубеж, зависят и отношения России с соседями.

Вопрос журналиста. Например?

Учитель. Бассейны рек Волги и Днепра очень плавно переходят один в другой, так сплетаются притоками и верховьями, что грань между русскими, украинцами и белорусами почти неуловима и как такового природного рубежа между Россией и Украиной, Россией и Белорусью практически нет.

Вопрос журналиста. А есть ли рубеж между Россией и Прибалтикой?

Учитель. Здесь он очень хорошо заметен: эта цепочка озер, которые тянутся от Чукотского озера по водораздельной Балтийской гряде. И прибалтийский народ гораздо существеннее отличается от русского.

Очень резок природный рубеж между Россией и Закавказьем – это Кавказский хребет.

Совершенно другая культура, быт, традиции у народов Грузии, Армении и даже народы, входящие в состав РФ, тоже отличаются от русских. А в последнее время, как вы знаете, именно на этот район приходится 1/3 всех территориально-этнических споров, возникающих вследствие распада СССР. Горы юга стали, как это ни печально отмечать, и прибежищем для террористов.

Вопрос журналиста. А в чем причина различий между Россией и Средней Азией, тут гор нет?

Учитель. Здесь преграда – пустыня. Не высокая и не глубокая, но, пожалуй, труднее преодолимая. Для наших предков, не имевших транспортной техники, путешествия через казахские сухие степи и пустыни было исключительным подвигом. Поэтому культуры по обе стороны пустыни длительное время развивались изолированно друг от друга. В них накапливались различия, а перемешивания почти не было.

Учитель (обобщает). Как вы убедились, особенность рельефа России – ее горное обрамление (а о возникновении гор мы поговорим позже) – влияет не только на природные условия страны, но и на взаимоотношения людей разных национальностей, культур.

Поэтому необходимо сказать о терпимом отношении к другим традициям, культуре, пусть и получается, что территория России создает впечатление территории-крепости, закрытой страны, самой природой застегнутой на все пуговицы, но вместе с тем она связана с другими народами.








 Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия. Важнейшие равнины и горы России.

 Рельеф страны: а) разнообразен, есть высокие горы и обширные равнины; б) 2/3 территории занимают равнины; в) горы расположены в основном на южной и восточной окраинах страны.
    
     Эти особенности объясняются большими размерами территории, ее разнообразным тектоническим строением, расположением основных тектонических структур. Равнины расположены на платформах. Горы возникли в пределах складчатых областей.
    
     В западной части страны расположена Русская (Восточно-Европейская) равнина, она находится на древней Русской платформе. Рельеф равнины разнообразен — на севере и юге преобладают низменности, в средней части — крупные возвышенности. Средняя высота — около 200м.
    
     Вдоль восточной окраины Русской равнины расположены Уральские горы, они невысоки, максимальная высота — 1894 м (г. Народная).
    
     К востоку от Урала находится обширная Западно-Сибирская равнина, которая расположена на Западно-Сибирской плите. Эту равнину часто называют низменностью, так как половина ее территории имеет высоты менее 100 м и лишь по краям 150—200 м.
    
     К востоку от нее, между реками Леной и Енисеем, лежит Среднесибирское плоскогорье, расположенное на древней Сибирской платформе. Средняя его высота 500—700 м, максимальная — 1701м.
    
     К югу от Русской равнины находятся самые высокие (г. Эльбрус — 5642 м) и молодые горы России — Кавказские.
    
     В верховьях рек Оби и Енисея хребты Ал тая (г. Белуха — 4506 м) и Саян. С востока к Саянам примыкают горы Прибайкалья и Забайкалья (Становое нагорье, Становой хребет). Восточнее Среднесибирского плоскогорья лежат хребты Верхоянский и Черского. На Дальнем Востоке вдоль берега Тихого океана протянулся хребет Сихотэ-Алинь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!