СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Областная краеведческая конференция обучающихся «История населённых пунктов Воронежского края» Номинация: «Исчезнувшие памятники моей малой родины» Исследовательская работа: "Замер звон колокольный на родимой земле"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно детям и молодёжи, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Областная краеведческая конференция обучающихся «История населённых пунктов Воронежского края» Номинация: «Исчезнувшие памятники моей малой родины» Исследовательская работа: "Замер звон колокольный на родимой земле"»

Министерство образования и науки Российской Федерации


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Елизаветовская средняя общеобразовательная школа

Павловского муниципального района Воронежской области


Областная краеведческая конференция обучающихся

«История населённых пунктов Воронежского края»


Номинация: «Исчезнувшие памятники моей малой родины»


Замер звон колокольный на родимой земле








Подготовила:

Бутко Вероника Константиновна,

учащаяся 8 класса

МКОУ Елизаветовская СОШ,




Руководитель:

Галькова Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов

МКОУ Елизаветовская СОШ,




с. Елизаветовка Павловского района

2019

Содержание

Введение ……………………………………………………. …………………3

Глава 1. История образования и разрушения Троицкой церкви села Елизаветовки…………………………………………………………………….5

    1. Строительство Троицкой церкви…………………………………………..5

    2. Замер звон колокольный на родимой земле.……………………………...7

Глава 2. Приход Троицкой церкви села Елизаветовка ……………………..10

2.1. Общее собрание прихожан…………………………………………..…..10

2.2. Возрождение духовных традиций села…………………………………11

2.3.Результаты анкетирования и их анализ……………………………….....12
Заключение…………………………………………………………………….14
Литература и источники ……………………………………………………...15

ВВЕДЕНИЕ

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

(Гимн Российской Федерации)

Для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Православная вера и любовь к Отечеству едины. Подтверждение этому мы находим и в государственной символике Российской  Федерации. Великомученик Георгий Победоносец, олицетворяющий покровительство и защиту ратных людей, украшает Государственный герб нашей Родины. Он же изображен на символах столицы России.  

История Русской земли тесно взаимосвязана с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Вся отечественная культура формируется на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням своей малой родины.

Исторические события в стране меняют не только судьбы людей, но и православных святынь. Не всем храмам удалось избежать разрушения. Не все колокола могут звать на службу прихожан. Умолк давным-давно колокольный звон и в нашем селе Елизаветовка.

Тема исследовательской работы – «Замер звон колокольный на родимой земле»

Выбранную тему считаю актуальной, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история Троицкой церкви – это часть истории моего села, и все жители должны знать, каким был первый храм, как его разрушали, и не забыть тех людей, которые помогли в открытии молитвенного дома. До настоящего времени нет работы, в которой были бы объединены все ранее известные и вновь открытые факты из истории Троицкого храма (их на самом деле очень мало).

Цель исследования – изучить историю храма села Елизаветовка и исторических событий, связанных с ним.

Задачи для достижения цели:

1. Найти сведения о строительстве храма в селе Елизаветовка.

2. Изучить историю разрушения храма и открытия Молитвенного дома.

3. Раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей.

Объект исследования: события, связанные с церковью от построения и по настоящее время.

Предмет исследования: храм и молитвенный дом села Елизаветовка Павловского района Воронежской области.

Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села, и судьба храма неразрывно связана с историческими событиями страны.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно детям и молодёжи, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Источники исследования

В своей работе я использовала: 

1. Воспоминания жителей села - Ворвулевой Зинаиды Тимофеевны, Попенко Зинаиды Александровны, Емельяненко Николая Николаевича.

2. Копии документов из Павловского муниципального районного архива, оцифрованные материалы архивных книг (предоставил Емельяненко Николай Николаевич, Председатель приходского совета).

3. Книга местного историка-краеведа Попенко Зинаиды Александровны.

4. Информация из Интернета.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ЕЛИЗАВЕТОВКИ

    1. СТРОИТЕЛЬСТВО ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ

А в России все сначала не впервые начинать –

Истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять,

Из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота,

После крови, после страха вырастала – красота.

Н.А. Мельников

Всегда принято гордиться тем, у кого в селе церковь краше и выше. Своим храмом гордились наши предки.

Краевед Попенко Зинаида Александровна давно собирает материал о нашем селе. Из её книги мы узнаём:

В 1873 году в селе была построена церковь. В «Указателе храмовых праздников Воронежской Епархии 1884 г.», вып.3, стр. 254 сказано: «Церковь села Елизаветовка Павловского уезда, с приделами Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, каменная с колокольнею, построена в 1873 году… прихожан 600 дворов». (Приложение 1)

История строительства церкви очень интересна. Жители села, посещавшие храмы города Павловска, решили, что церковь надо построить и в нашем селе, и она должна отличаться от всех других в Павловском уезде. Для этого снарядили 5 человек, которые поехали по уездам выбирать «проект». Подходящую нашли в Бутурлиновке. Взяли чертежи храма. Привезли в село. Собирали деньги на постройку храма всем миром.

Место выбрали для строительства церкви напротив села. Справа от села находился холм, перед которым протекал ручей, впадавший в реку Гаврило. Сначала было построено четырёхугольное здание с одной колокольней. На ней были закреплены 4 колокола. Под лестницей колокольни прихожане могли раздеться и переобуться. Церковь была построена в честь праздника Троицы и освящена весной. Но здание не вмещало всех желающих, и поэтому был достроен алтарь, а над ним – ещё один купол без колоколов. Затем церковь была ещё раз освящена 9 октября, в праздник Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Здание церкви было расписано как внутри, так и снаружи. Оно было окружено деревянным забором. Через три года был построен колодец, который сохранился до сих пор. Вода в нём была вкусная, необыкновенно чистая и холодная. Всё село пользовалось водой церковного колодца. (Приложение 2)

Строили храм рабочие под руководством Шапошникова Дмитрия Егоровича.

Батюшка жил в доме по Второй улице (сейчас это улица Советская). В настоящее время в этом доме находится здание администрации сельского поселения. Колокола церкви отбивали время каждый час. Последний звонарь Васильченко Андрей Никитич умер в 1939 году. Его внук Литвинов Пётр Тимофеевич рассказывал об этом историку-краеведу нашего села Попенко Зинаиде Александровне. В церкви был хор из 30 человек. В хоре пели: Погорелов Василий (он пел басом, его так и прозвали Вася – «бас»), Кравченко Пелагея и др.

Исследуя документ «Страховая оценка 22 июля 1910 г.», предоставленный нам для работы Емельяненко Н.Н., я нашла описание Троицкой церкви (Приложение 3).

«Троицкая церковь – каменная, внутри оштукатуренная, покрыта железом, окрашенным зелёной маслечной краской. Длина трапезной церкви (настоящая не достроена) считая и колокольню 12 1/3 саж., наибольшая ширина 8 1/3 саж, высота до верха карниза – 4 1/3 саж, больших окон – 14 шт., дверей створчатых деревянных – 3 шт.» (орфография и пунктуация сохранены). Читать старинные документы непросто, но они свидетельствуют, что Троицкая церковь имела несколько строений: церковно-причтовый дом, 2 амбара, 2 сарая. Принято по страховой оценке 22 июля 1910 года имущества на 15543 рубля. Это большая сумма страховки в те времена.

23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Он декларировал принципы невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательства Церкви в управление государством. Принцип отделения церкви от государства и школы от Церкви был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. С 1929 года началась массовая кампания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К Церкви стали относиться как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс.

В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов из храмов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие Церкви стали закрываться, другие бездействовали.

Троицкую церковь постигла участь многих русских храмов. В результате массовой атеистической пропаганды среди сельского населения стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия стали утрачивать свое значение.

В 1928 году по приказу сельского совета церковь была закрыта. Последнего батюшку, Михаила, арестовали и повели в Павловск. Все жители села пришли проводить его и шли за процессией до начала села. Дальнейшая судьба его неизвестна.

    1. ЗАМЕР ЗВОН КОЛОКОЛЬНЫЙ НА РОДИМОЙ ЗЕМЛЕ

В нашем селе живёт Ворвулева Зинаида Тимофеевна, ей скоро исполнится 90 лет. Её дедушка и бабушка жили при церкви в сторожке. Дедушка, Андрей Иванович Васильченко, был церковным старостой. Бабушка, Васильченко Прасковья Ивановна, убирала в церкви. Маленькая Зина жила с ними в сторожке. Она хорошо помнит большую яблоню, которая росла у церкви. Яблоки были большие красные, но дедуся не разрешал рвать их до 19 августа – Преображения Господня (яблочного Спаса). Объяснял, что сорвём все яблоки, освятим в церкви и всем в праздник раздадим. Церковь была большая. Дедушка обучал своих внуков, 2 братьев Зинаиды Тимофеевны – Петра и Ивана, звонить в колокола. Рассказала она о том, что после закрытия в церкви было зернохранилище. А когда в село назначили председателем Сельского Совета Марадудина, он распорядился церковь ломать. Люди просили и плакали, чтобы церковь сохранили. Говорили, что даже во времена Гражданской войны, когда в селе были то красные, то белые, церковь не трогали, но председатель стоял на своём. Ломать церковь начали осенью. Стали выносить иконы и сжигать. Люди стали иконы выхватывать из огня. Милиция не давала. Детей не трогали. Бабуся покажет на икону, а маленькая Зина между ногами у толпы икону вытащит. Другие дети тоже так делали. До сих пор в домах елизаветовцев хранятся церковные иконы. В семье Шаруновых несколько икон «обновились» - стали отчётливее видны лики святых. В семье Натальи Сергеевны Силаковой икона «Всех Святых» передаётся из поколения в поколение. Высота её около 1 метра (Приложение 4)

Из числа жителей села нашлись и желающие снимать «звоны» - колокола. Ярые коммунисты – Яков Сиденко и Бабачок (имени Зинаида Тимофеевна не помнит), забрались на церковь и стали снимать колокола. У всех на глазах оба «нехристя» упали с церкви. Бабачок разбился насмерть, а Сиденко долго был прикован к постели. Тогда пригнали трактора и стали рушить стены. Грохот стоял на всё село. Из того кирпича было построено 2 склада-зернохранилища. Один из них и до сих пор стоит заброшенным возле улицы 8 Марта. А возле улицы Ленина уже нет склада. Но тогда церковь разобрали не полностью. Часть стен разбирали в 1941 году и использовали для строительства школы в селе Гаврильск. Об этом свидетельствуют архивные данные (Приложение 5). А колонны оставались стоять до строительства Дома культуры, до 1951 года. Потом колонны разбивали в щебёнку и засыпали в фундамент клуба. Об этом помнят многие жители села, кто строил Дом Культуры.

О том, куда делся церковный крест, ходят легенды. Зинаида Тимофеевна рассказывает, что в солнечную погоду, когда люди подходили к церковному колодцу набрать воды, они часто видели на дне блестящий крест. Но все попытки вытащить его из воды не были успешными. А кто-то рассказывает, что крест упал прямо на землю, но потом куда-то пропал.

Прошло много десятков лет. Жители нашего села посещали храмы города Павловска, но с трепетом вспоминали свою Троицкую церковь. Жалели, что так и не уберегли Святыню. Надежда на восстановление церкви всё-таки жила в сердцах верующих односельчан.

В музее «СЕЛИУС» МКОУ Елизаветовская СОШ хранится картина местного художника Новикова Евгения Ивановича, написанная со слов Ворвулевой Зинаиды Тимофеевны. Церковь величественная и статная, стоит на открытом месте, приглашая всех к молитве. (Приложение 6)















ГЛАВА 2. ПРИХОД ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ЕЛИЗАВЕТОВКА

2.1 ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ПРИХОЖАН

Чтоб Истина в сердцах жила,

Чтоб совесть мира не угасла,

Звони, звонарь, в колокола

И в светлый день, и в час ненастья!

Есть в нашем селе на месте разрушенной Троицкой церкви поклонный Крест. На нём надпись: «Сей поклонный крест установлен и освящён 22.09.2003 года во Славу Божию и в память разрушенной церкви во имя Святого Апостола Иоанна Богослова». (Эта надпись не точная)

На сайте Павловского Благочиния я узнала следующую информацию.

24 октября 2013 г • Павловское благочиние. В Павловском районе будет возрожден храм.

На сходе жителей с. Елизаветовка принято решение об образовании прихода храма во имя Святой Троицы – первый шаг к восстановлению разрушенной в годы гонения сельской церкви.

В дореволюционное время в селе стоял Свято-Троицкий храм с приделом во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

20 октября в с. Елизаветовка Павловского района прошло собрание верующих села. На собрании было принято решение об образовании прихода храма во имя Святой Живоначальной Троицы, избраны руководящие органы прихода.

Решено ходатайствовать перед митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием о назначении председателем Приходского совета образованного прихода Николая Николаевича Емельяненко. Помощником председателя избрана Любовь Егоровна Турова, казначеем – Екатерина Васильевна Синева.

Участники собрания, вместе с председательствовавшим на собрании и.о. благочинного Павловского церковного округа священником Максимом Богомоловым, прошли к месту, где стоял до разрушения сельский храм, и где сейчас установлен Поклонный крест. Всенародным голосом было высказано суждение, что постепенно, с Божией помощью, молитвами и трудами жителей села необходимо возродить сельский храм, чтобы у православных верующих, каковыми является большинство селян, было место для молитвы.

В собрании участвовал глава местной сельской администрации С.А. Шиндин.

2.2. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ СЕЛА

Теперь начался новый период в истории моего храма – восстановление. И пусть пока открыт приход в здании бывшего медпункта. Первоначально это было одно из зданий при Троицкой церкви. Силами односельчан удалось его привести в порядок и перестроить под церковный уклад. (Приложение 7) Появились алтарь и свечная комната. Многие жители нашего села внесли свой вклад в благое дело восстановления храма, на каждой улице был человек, который собирал пожертвования на строительство. Не только своими средствами помогали люди, но и своими руками: расчищали здание от мусора, штукатурили и белили. Мужчины – Дереглазов Евгений, Синёв Олег, Шиндин Сергей Александрович и его сыновья Юрий и Андрей, Северинов Николай Михайлович, Лынов Николай Григорьевич, Погорелов Олег Владимирович, Марышевы Сергей-отец и Сергей-сын, Пахомов Вячеслав Иванович выполняли работы после трудового дня на основной работе. Женщины – Галькова Александра Григорьевна, Кривопустова Мария Григорьевна, Северинова Галина Ивановна, Прядкина Нина Алексеевна, Охременко Нина Викторовна, Куликова Людмила Дмитриевна, Беленко Наталья Николаевна и другие проводили генеральные уборки по субботам.

Село зажило новой жизнью. В церковном приходе есть свой хор. Регент Ляшко Ольга Михайловна занимается с певчими.

Первого настоятеля, который служил в приходе, зовут отец Антоний. Он переведён в другое место службы. Теперь молебны и панихиды проводит отец Михаил.

В 2019 году на Праздник Троицы впервые была проведена литургия и часы. (Приложение 8) Проводятся полноценные литургии в конце каждого месяца, где можно исповедоваться и причаститься. 30 августа большинство школьников с родителями и учителей местной школы присутствовали на молебне об учении. В воскресные дни проходят поочерёдно молебны и панихиды. Планируется ещё многое сделать. Главное, что у нас в селе появился Приход Троицкой церкви. Есть Вера и Надежда, что колокола, которые смолкли много лет назад, обязательно зазвонят.

Я представила себе, как выглядела бы Троицкая церковь в современном облике Елизаветовки. (Приложение 9)

2.3.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ

Восстановление храмов по России – это первый этап в сохранении православных традиций. Но без духовного выздоровления общества, без осознания людьми важности Церкви в жизни русского народа невозможно говорить о полноценном возрождении духовности общества. Чтобы узнать о том, знают ли дети историю своего храма, а также выявить отношение к церкви для жителей, были проведены анкетные опросы учащихся МКОУ Елизаветовская СОШ.

Вопрос 1: Знаете ли вы историю нашего храма? Ответов да-1, нет-46.

В ходе исследования было опрошено 47 учеников 3-5 классов. При проведении опроса выяснилось, что около 99% опрошенных учеников не знают историю Троицкой церкви нашего села.

Вопрос 2: Хотели бы вы узнать больше о Троицкой церкви, если бы такая информация была в доступной форме? Ответов да - 38, нет - 9.

Так же выяснилось, что 81% опрошенных учащихся хотели бы подробнее узнать историю о Троицкой церкви нашего села. В результате был выявлен интерес со стороны учеников к теме моей исследовательской работы, и была выявлена ее практическая значимость.

Вопрос 3: Как вы считаете, когда люди ходят в церковь, они становятся более добрыми и воспитанными? Ответы да - 40, нет-3, не знаю - 4.

По результатам третьего вопроса мною установлено, что 85% учеников считают, что когда люди посещают храм, то они изменяются к лучшему, становятся добрыми и воспитанными. Значит, церковь воспитывает хороших и достойных людей.

Можно сделать вывод, что духовность среди подрастающего поколения возрождается, и есть интерес к истории своего села.






























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Без прошлого нет будущего. Изучив исторические источники, пообщавшись с жителями села, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Наша Павловская земля полна памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего села начался новый отсчет – процесс культурного воспоминания.

У каждого человека есть свои ценности. Для меня это нечто иное - духовное наследие, православные ценности.

В заключение хочется высказать мысль: школа – это главная дорога в жизнь. Печально, что со школьной скамьи историю некоторые люди понимают как описание войн, драк за власть. Тогда как история должна быть священной, способной учить людей. Не все страницы истории моего храма еще хорошо изучены. Хочется продолжить работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний современников.










ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

  1. Архивные документы. Решения Исполкома райсовета депутатов трудящихся от 13 мая 1941 г.

  2. «Воронежские Епархиальные Ведомости» - 1874 – 1875 гг. Оцифрованный материал.

  3. Попенко З. А. Село Елизаветовка, станицы истории. Очерки по истории села. Рукопись.

  4. Страница на сайте «Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Воронежская Митрополия» - http://www.vobeparhia.ru/index.php?d=5984&city

  5. Указатель храмовых праздников Воронежской Епархии 1884 г, вып.3, стр. 254

  6. Хронологический указатель церквей в Воронежской Епархии (1586 – 1886г.). Воронеж: Типография В. И. Исаева. 1886























ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Копии документов - упоминаний о Троицкой церкви.

Представлены на электронном носителе Емельяненко Н. Н., председателем Приходского совета в сентябре 2019 года. Данное издание оцифровано в Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И. С. Никитина.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Фотоснимок «Церковный колодец»

Предполагаемое место, где была расположена Троицкая церковь.

На переднем плане – церковный колодец. На заднем плане – поклонный крест. Фотоснимок Бутко Вероники - октябрь 2019 года.























ПРИЛОЖЕНИЕ 3





Копия документа «Страховая карточка. 1910 год».

Представлена на электронном носителе Емельяненко Н. Н., председателем Приходского совета в сентябре 2019 года. Материалы Санкт – Петербургского архива.















ПРИЛОЖЕНИЕ 4




Икона «Всех Святых».

Хранится с 30-х годов 20 века в семье Силаковой Натальи Сергеевны, проживающей по адресу: с.Елизаветовка, ул. 30 лет Победы. Состояние иконы хорошее. Фотоснимок Силаковой Светланы Сергеевны – октябрь 2019 год.















ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Документы Павловского краеведческого музея

Представлены на электронном носителе Емельяненко Н.Н., председателем Приходского совета в сентябре 2019 года.























ПРИЛОЖЕНИЕ 6




Фотокопия картины «Церковь»

Автор: Новиков Евгений Михайлович. Картина написана гуашью по воспоминаниям старожилов села: Ворвулевой Зинаиды Тимофеевны и Литвинова Петра Тимофеевича, передана МКОУ Елизаветовской СОШ автором 20.04.2006. Фотоснимок Бутко Вероники – сентябрь 2019 года.















ПРИЛОЖЕНИЕ 7



Молитвенный дом Прихода Свято-Троицкого храма села Елизаветовка Павловского района Воронежской области Русской Православной церкви Воронежской митрополии Россошанской епархии.

Фотоснимок Гальковой Светланы Сергеевны – октябрь 2019 года. На крыльце – автор исследования Бутко Вероника.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 8




Праздник Святой Троицы

Крестный ход у молитвенного дома села Елизаветовка. Фотоснимок Гальковой Светланы Сергеевны - июнь 2019 г. На крыльце у молитвенного дома отец Михаил. В центре снимка прихожанка – Кутахина Раиса Фёдоровна. Слева от Раисы Фёдоровны Стёпкин Виталий Викторович, житель села Елизаветовка, учитель истории МБОУ ПСОШ с УИОП.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 9



Троицкая церковь сегодня.

Скан-копия реконструированного снимка. Автор – Бутко Вероника, октябрь 2019 года.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!