Занятие №1.
Тема «Рационализаторство и изобретательство
в техническом прогрессе» (2 часа)
Тип занятия - комбинированный.
Общая дидактическая цель - показать, что вся история человеческой цивилизации - это история изобретений, что двигателем технического прогресса является творчество людей. Творческие способности необходимо развивать, чтобы быть успешным в жизни.
Триединая дидактическая цель
Развивающий acпeкт
Развитие навыков логического мышления как средства решения технических производственных задач; побуждение интереса к изобретательству и рационализаторству.
Образовательный аспект
Сформировать первичные понятия об уровнях творчества: изобретение, промышленный образец, полезная модель, рациональное предложение;
развитие инициативы.
Воспитательный аспект
Формировать гражданскую позицию созидателя.
Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Прогнозируемый результат - решение технических задач.
Методы обучения - дедуктивный, поисковый, исследовательский.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель получает информацию о выполнении домашнего задания
подготовить сообщение об изобретениях.
2. Мотивация и актуализация.
Учащимся предлагается сделать краткие сообщения об известных им изобретателях и их изобретениях о значении этих изобретений для развития цивилизации.
3. Сообщение познавательных сведений.
Изложение лучше начать с фактов и примеров, более знакомых по привычным явлениям, окружающим нас. Интересным для всех профилей может стать рассказ об изобретениях, которые сделали ЭВМ надежным помощником современного человека в любой отрасли.
ЭВМ прошла огромный путь от первой электрической машины, которая заработала в 1941г.(электронный численный калькулятор и интегратор), до современной. Первая ЭВМ выполняла 5000 операций в секунду и имела память всего 20 десятизначных чисел.
Первая отечественная ЭВМ была создана в 1951г. под руководством академика С.А. Лебедева и состояла из нескольких тысяч электронных ламп, накалявшихся до такой степени, что зимой в машинном зале отключали отопление.
ЭВМ первого поколения занимали огромные площади, однако, они уже делали до 20000 операций в секунду, что позволяло применять их для расчетов в ядерной физике, космонавтике и других областях науки.
Быстрота действия второго поколения машин возросла до сотен тысяч в секунду. Для них стали применять миниатюрные транзисторы вместо ламп. В 1971г. сотруднику фирмы «Интел» Марчиану Хоффу удалось произвести революцию в ЭВМ, создав микропроцессор, который представлял собой миниатюрную радиосхему из 2250 транзисторов. Сейчас такие схемы содержат 2-3 млн. элементов. Быстродействие ЭВМ последних поколений достигает сотен миллионов операций в секунду, а объемы памяти таковы, что могут хранить материалы, содержащиеся в многотомных энциклопедиях. С помощью современных компьютеров человек имеет возможность увидеть процессы, которые нельзя обнаружить простым глазом.
Благодаря изобретениям мы наблюдаем технический прогресс в области изготовления обработки конструкционных материалов (станки с ЧПУ, сверхпрочные композиционные материалы, лазерное сваривание металла и др.)
4.Изучение нового материала. Работа над понятиями.
Учащимся предлагается объединиться в группы. Можно применить дедуктивный способ работы над понятиями. Группы получают Патентный закон РФ (ст.4, §3) и знакомится с понятием «изобретение»; получают литературу об изобретениях и рационализаторстве (Башн Я.З. И творцы, и мастеровые. – М.: Высш.шк., 1988. – 224с.; Боголюбов А.Н. Творение рук человеческих: Естественная история машин. – М.: Знание, 1988.- 176с; Мезенцев В.А. И вечный: Кн. О вечной жажде открытий, о поисках и находках, о путешествиях в прошлое и будущее. – М: Дет.лит., 1984. – 288с.; Петрович Н.Т. Беседы об изобретательстве. – М: Мол. Гвардия, 1978. – 189с.; Силин А.А. На тропе в будущее: Размышление о судьбе изобретений и открытий. – М.: Знание, 1983. – 176с.; журналы «Юный техник» и др.)
В патентном законе РФ «изобретение » включает «создание новые устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток, растений и животных, а также применение известных ранее устройств, способов, веществ, штаммов по новому назначению» (ст.4, §2).
Учащиеся приводят из литературы наглядные примеры изобретательства. Например обычная авторучка. И ручка, и чернильница в разных видах, формах и материалах известны давно. Но только польский конструктор З.Дембицкий нашел изобретательское решение: поместил «чернильницу» внутрь корпуса ручки.
Обращается внимание учащихся на то, что в §3 этой же статьи Закона не признаются патентоспособными:
научные теории и математические методы;
условные обозначения, расписания, правила;
методы выполнения умственных операций;
сорта растений и породы животных;
проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; алгоритмы и программы для вычислительных машин;
решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Вопрос учащимся: не видят ли вы здесь каких-либо противоречий?
У учащихся чаще возникает следующий вопрос: почему не признаются изобретениями решения, касающиеся внешнего вида изделий? Ведь именно в этом направлении идет большая работа в области промышленного дизайна: внешний вид автомобилей, промышленного оборудования и бытовых приборов, предметов одежды и обуви.
Учителю здесь уместно объяснить условия патентоспособности полезной модели, промышленного образца.
К полезным моделям относятся конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Если модель признается новой и промышленно применимой, ей предоставляется правовая охрана.
К промышленным образцам относятся художетственно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Охраняются законом образцы товарных знаков и знаков обслуживания. Это зарегистрированные обозначения, служащие для отличия однородной продукции разных производителей.
В группах учащиеся знакомятся с образцами товарных знаков и знаков обслуживания фирм Кировской области, выпускающих однородную продукцию (например, фирм «Калинка» и «Белка»). Отмечают особенности товарных знаков.
Учитель подводит учащихся к выводу, что в нашей стране охраняются права патентообладателей – авторов интеллектуальной собственности.
Учащимся предлагается подобрать из литературы примеры рацпредложений, обсудить в группах отличие рацпредложения от изобретения.
Учитель приводит примеры рацпредложений учащихся УПК: пальтотpансформер, делающее изделие многофункциональным; точильное устройство, повышающее производительность труда. Вместе с учащимися делaeт вывод.
Рационализация - это действие, направленное на то, чтобы усовершенствовать, сделать более разумными («рацио» по латыни означает «разум») конструкцию изделия, способ, процесс. Рационализация делает машины, процессы, способы более эффективными, целесообразными, безопасными, не меняя при этом их прежнего назначения в отличии от изобретения. Рациональное предложение - это посильное каждому техническое творческое решение.
К осознанию этого положения нужно подвести каждого ученика, так как первыми творческими шагами подростка чаще всего бывают именно рационализаторские действия.
Необходимо обратить внимание учащихся на следующее. Рационализаторскими являются предложения как создающие, так и не создающие экономию, ведь многие предложения повышают технику безопасности, способствуют улучшению условий труда.
Не признается рационализаторским предложение
снижающее надежность, долговечность и другие показатели качества продукции;
ухудшающее условия труда;
определяющее только прогнозируемый эффект без указания технического решения или конструкторской разработки.
Уместен будет рассказ о том, что мировой уровень качества товаров известных торговых фирм («Сони», «Рено», «Адидас» и др.) достигнут коллективными усилиями, участием в группах качества сотен тысяч простых работников. Такое движение, когда критический взгляд непосредственных производителей направлен на улучшение всех свойств выпускаемой продукции, становится источником процвeтaния и фирмы, и страны в целом.
В завершение можно сказать о массовом рационализаторском движении в нашей стране и о том, что у каждого есть возможность усовершенствовать что-либо на своем рабочем месте и в изделиях, которые будут являться объектами дизайн-проектной деятельности. Для этого необходимо воспитывать у себя навыки критического анализа всех элементов изделия: простоты конструкции и технологичности ее элементов, многофункционального использования отдельных деталей.
Этому будет способствовать овладение способами выполнения творческих заданий, решения технических, конструкторско-технологических задач.
Полезно обратить внимание учащихся на то, что объектами деятельности групп качества могут быть технологии производства, оборудование, качество продукции, рабочая документация, рабочее место, экономия ресурсов, организация производства и управления и т.д.
5. Решение задач на поиск оптимального решения.
Учитель обращает внимание учащихся на ход самостоятельной работы при решении задачи: ее уяснение, выявление противоречия (конфликт в модели задачи), анализ вариантов решения, оценка вариантов и выбор решения. При решении можно использовать такие приемы: контрольные вопросы, принцип универсальности (объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах), мозговой штурм.
Во время решения (или деловой игры) учитель должен все время контролировать ход занятия, делая обсуждение не только активным, но и направленным. В результате учащиеся должны уметь (на примере знакомого объекта) определить направление улучшения (рационализации) и сформулировать наиболее важные характеристики, с помощью которых это улучшение может быть достигнуто.
Задача 1. В нашем коллективе создаются группы качества по совершенствованию условий труда в мастерских. Подготовьте предложение по улучшению организации рабочих мест общего и индивидуального пользования.
1-й вариант организации поиска решения:
Познакомьтесь с эргономическими требованиями к рабочим местам в мастерских.
Соотнесите их с существующими условиями работы.
Установите противоречия.
Найдите пути устранения этих противоречий.
Результаты представьте в виде математических расчетов, технических рисунков, комментариев. Приведите аргументы в пользу вашего решения.
2-й вариант организации поиска решения:
Коллективный поиск решения методом обратной мозговой атаки для обозначения как можно большего количества недостатков в организации рабочих мест общего и индивидуального пользования.
Проведение мозгового штурма с целью получения множества идей следующего характера: что улучшить? Для чего? Из чего сделать? Как?
Работа в группах по разработке рациональных предложений, направленных на улучшение условий труда в мастерских.
Представление результатов в виде технических рисунков, расчетов, комментариев, доказывающих производительную ценность решения.
Задача 2. Используя метод обратной мозговой атаки, найдите недостатки имеющегося в мастерских токарного станка по дереву с точки зрения качества выполняемых работ.
Разбор задачи можно производить в два этапа:
6. Рефлексия. Оценивают свои достижения в решении задач.
7. Информация о домашнем задании. Закончить решение задач в группах. Оформить результаты решения задачи. (Задачи могут быть на выбор учителя).
Литература
Для учителя:
Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебн. – метод.пособие. М.: Высш. шк., 1989. -72с.
Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: Высш. шк., 1984.- 46с.
Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск: Издательство курского госпедуниверситета.1998.
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В.Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 286с.
Мелехина С.И. Обучение учащихся 8-9-х классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие .- Киров: Изд-во Кировского обласного ИУУ; 2002.-290с.
Для учащихся:
Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб.; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2010.
5