СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие №3 Тема «Выбор темы проекта. Осознание проблемной области. Выявление конкретной потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка» (2 часа)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие №3

Тема «Выбор темы проекта. Осознание проблемной области. Выявление конкретной потребности. Определение конкретной

задачи и ее формулировка» (2 часа)

Тип занятия – комплексное применение знаний.

Характеристика темы. Это третье занятие по теме «Проекты», рассчитанное на 2 часа. На этом занятии  учащиеся определяют проблемную область, выявляют конкретные потребности, определяют конкретную задачу и формулируют ее, консультируются с учителем по выбору творческого проекта. Утверждаются темы проектов. Определяются основные требования к изделию. Осуществляется дизайнерская проработка изделия.

Триединая дидактическая цель

Развивающий аспект

Создание условий для проявления высокой познавательной активности у учащихся на основе использования формулы деятельности «Анализ-Синтез-Оценка» и «Проблема – Анализ – Идеи – Исследования – Формулировка задачи».

Познавательный аспект

1.Создание условий для усвоения понятий «проектная деятельность», «проект», на уровне понимания и применения.

2.Создание дидактических условий для включения обучающихся в проектную деятельность для умения точно сформулировать задачу на основе потребностей, выявленных в результате исследования мнений потенциальных потребителей.

          3. Осуществление запуска проекта

Воспитательный аспект

          Формировать  гражданскую  позицию созидателя.

           Воспитывать  интерес  к творческой  деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Занятие №3 Тема «Выбор темы проекта. Осознание проблемной области. Выявление конкретной потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка» (2 часа)»

Занятие №3

Тема «Выбор темы проекта. Осознание проблемной области. Выявление конкретной потребности. Определение конкретной

задачи и ее формулировка» (2 часа)

Тип занятия – комплексное применение знаний.

Характеристика темы. Это третье занятие по теме «Проекты», рассчитанное на 2 часа. На этом занятии учащиеся определяют проблемную область, выявляют конкретные потребности, определяют конкретную задачу и формулируют ее, консультируются с учителем по выбору творческого проекта. Утверждаются темы проектов. Определяются основные требования к изделию. Осуществляется дизайнерская проработка изделия.

Триединая дидактическая цель

Развивающий аспект

Создание условий для проявления высокой познавательной активности у учащихся на основе использования формулы деятельности «Анализ-Синтез-Оценка» и «Проблема – Анализ – Идеи – Исследования – Формулировка задачи».

Познавательный аспект

1.Создание условий для усвоения понятий «проектная деятельность», «проект», на уровне понимания и применения.

2.Создание дидактических условий для включения обучающихся в проектную деятельность для умения точно сформулировать задачу на основе потребностей, выявленных в результате исследования мнений потенциальных потребителей.

3. Осуществление запуска проекта

Воспитательный аспект

Формировать гражданскую позицию созидателя.

Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Цели учащихся

Знать понятия «потребность», «проектная деятельность», «проект».

Уметь предлагать гипотезы на основе анализа и выводить вышеуказанные понятия. Вырабатывать первоначальные идеи, проводить исследования мнений людей, обрабатывать результаты исследования, определять потребности и формулировать цель проекта.

Прогнозируемый результат

Дизайн-листы: «Первоначальные идеи», «Результаты исследования мнений людей», «Краткая формулировка задачи».

Методы обучения: эврестический, исследовательский, индуктивный.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Ход занятия

1.Организационная часть.

Контроль готовности учащихся к учебному занятию.

2. Мотивация и актуализация.

Беседа о значении преобразовательной деятельности человека в разрешении проблем и улучшения условий жизни. Привлечение учащихся к формулировке темы, постановке целей и задач учебного занятия.

3. Изучение нового материала.

3.1. Выявление проблемы - это самая первая ступень в процессе выполнения творческого проекта. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же возникновение проблемы. Посмотрите вокруг: с какими трудностями сталкивается человек, его близкие, друзья, окружающие его люди? Чем вы может помочь себе и им? Какие умения и навыки вы хотели бы развить в себе? Когда вы ответите на эти и подобные им вопросы то поймете, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

Учащимся предлагается индивидуально или в группах по два три человека выявить из множества проблем несколько наиболее существенных (примерные направления: досуг, семья, школа, мастерская и др.) результаты исследования записываются в тетрадь.

3.2. Осознание проблемной области.

Итак, перед вами список выбранных проблем решать сразу все – очень сложно. Поэтому, на данном этапе необходимо выбрать одно. Для этого придется ответить на вопрос: проблема какой области важнее всего? Возможно, самое главное – приносить радость и пользу людям. Тогда необходимо работать в этом направлении и выполнять проект - результаты которого смогут порадовать окружающих. Или, допустим важно укреплять свое здоровье, а в списке проблем есть одна, мешающая этому (например, отсутствие спортивных приспособлений для индивидуальных занятий). Но эти помехи можно устранить.

3.3. Выявление конкретной потребности. Первое мини исследование.

К началу третьего этапа выполнения проекта уже ясно, какая стоит проблема и в какой области вести работу. Далее нужно выявить, что же конкретно требуется? Для этого следует провести первое мини исследование, в процессе которого «примеряется каждая потребность к себе, исследуется ее возможное решение и определение степени надобности в зависимости от обстоятельств». Это не очень легкая задача, но не надо огорчаться – после ее выполнения довольно легко пройти четвертый этап нашего плана.

Учащимся предлагается индивидуально или в группах по 2-3 человека провести исследовательскую работу по выявлению конкретной потребности. Учащиеся выполняют зарисовки в виде схем, делают пояснения, определяют перспективность своего проекта.

3.4. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Имея конкретную потребность легко формулировать конкретную задачу. Т.е., если на данном этапе мы нуждаемся в изготовлении большого количества деталей одинаковых размеров, на токарном станке, то задачу можно сформулировать следующим образом: сконструировать и изготовить копир к токарному станку.

3.5. Выявление основных параметров и ограничений.

Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями.

Изделие должно:

- не превышать определенные размеры;

- иметь низкую себестоимость;

- быть многофункциональным и универсальным;

- иметь красивый внешний вид;

- изготовлено из экологически чистых материалов и др.

4. Практическая работа.

Учащиеся индивидуально или в группах по 2-3 человека предварительно выявляют основные параметры и ограничения предполагаемого изделия. Вся проделанная работа учащихся обязательно должна отображаться на бумаге (дизайн- листах).

5. Рефлексия. Учащиеся выражают свои мнения о проделанной работе индивидуально и в группах.

6. Подведение итогов урока. Учитель проводит анализ проведенной работы учащихся, дает рекомендации индивидуально каждому ученику.

7. Информация о домашнем задании. Провести исследовательскую работу по выявлению традиций, истории, и тенденций развития выбранного учащимися изделия для проекта.







Литература

Для учителя:

  1. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебн. – метод.пособие. М.: Высш. шк., 1989. -72с.

  2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: Высш. шк., 1984.- 46с.

  3. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск: Издательство курского госпедуниверситета.1998 – 321с..

  4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В.Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 286с.

  5. Мелехина С.И. Обучение учащихся 8-9-х классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие .- Киров: Изд-во Кировского обласного ИУУ; 2002.-290с.

Для учащихся:

Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб.; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2010.




















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!