Занятие №3
Тема «Выбор темы проекта. Осознание проблемной области. Выявление конкретной потребности. Определение конкретной
задачи и ее формулировка» (2 часа)
Тип занятия – комплексное применение знаний.
Характеристика темы. Это третье занятие по теме «Проекты», рассчитанное на 2 часа. На этом занятии учащиеся определяют проблемную область, выявляют конкретные потребности, определяют конкретную задачу и формулируют ее, консультируются с учителем по выбору творческого проекта. Утверждаются темы проектов. Определяются основные требования к изделию. Осуществляется дизайнерская проработка изделия.
Триединая дидактическая цель
Развивающий аспект
Создание условий для проявления высокой познавательной активности у учащихся на основе использования формулы деятельности «Анализ-Синтез-Оценка» и «Проблема – Анализ – Идеи – Исследования – Формулировка задачи».
Познавательный аспект
1.Создание условий для усвоения понятий «проектная деятельность», «проект», на уровне понимания и применения.
2.Создание дидактических условий для включения обучающихся в проектную деятельность для умения точно сформулировать задачу на основе потребностей, выявленных в результате исследования мнений потенциальных потребителей.
3. Осуществление запуска проекта
Воспитательный аспект
Формировать гражданскую позицию созидателя.
Воспитывать интерес к творческой деятельности.
Цели учащихся
Знать понятия «потребность», «проектная деятельность», «проект».
Уметь предлагать гипотезы на основе анализа и выводить вышеуказанные понятия. Вырабатывать первоначальные идеи, проводить исследования мнений людей, обрабатывать результаты исследования, определять потребности и формулировать цель проекта.
Прогнозируемый результат
Дизайн-листы: «Первоначальные идеи», «Результаты исследования мнений людей», «Краткая формулировка задачи».
Методы обучения: эврестический, исследовательский, индуктивный.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Ход занятия
1.Организационная часть.
Контроль готовности учащихся к учебному занятию.
2. Мотивация и актуализация.
Беседа о значении преобразовательной деятельности человека в разрешении проблем и улучшения условий жизни. Привлечение учащихся к формулировке темы, постановке целей и задач учебного занятия.
3. Изучение нового материала.
3.1. Выявление проблемы - это самая первая ступень в процессе выполнения творческого проекта. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же возникновение проблемы. Посмотрите вокруг: с какими трудностями сталкивается человек, его близкие, друзья, окружающие его люди? Чем вы может помочь себе и им? Какие умения и навыки вы хотели бы развить в себе? Когда вы ответите на эти и подобные им вопросы то поймете, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.
Учащимся предлагается индивидуально или в группах по два три человека выявить из множества проблем несколько наиболее существенных (примерные направления: досуг, семья, школа, мастерская и др.) результаты исследования записываются в тетрадь.
3.2. Осознание проблемной области.
Итак, перед вами список выбранных проблем решать сразу все – очень сложно. Поэтому, на данном этапе необходимо выбрать одно. Для этого придется ответить на вопрос: проблема какой области важнее всего? Возможно, самое главное – приносить радость и пользу людям. Тогда необходимо работать в этом направлении и выполнять проект - результаты которого смогут порадовать окружающих. Или, допустим важно укреплять свое здоровье, а в списке проблем есть одна, мешающая этому (например, отсутствие спортивных приспособлений для индивидуальных занятий). Но эти помехи можно устранить.
3.3. Выявление конкретной потребности. Первое мини исследование.
К началу третьего этапа выполнения проекта уже ясно, какая стоит проблема и в какой области вести работу. Далее нужно выявить, что же конкретно требуется? Для этого следует провести первое мини исследование, в процессе которого «примеряется каждая потребность к себе, исследуется ее возможное решение и определение степени надобности в зависимости от обстоятельств». Это не очень легкая задача, но не надо огорчаться – после ее выполнения довольно легко пройти четвертый этап нашего плана.
Учащимся предлагается индивидуально или в группах по 2-3 человека провести исследовательскую работу по выявлению конкретной потребности. Учащиеся выполняют зарисовки в виде схем, делают пояснения, определяют перспективность своего проекта.
3.4. Определение конкретной задачи и ее формулировка.
Имея конкретную потребность легко формулировать конкретную задачу. Т.е., если на данном этапе мы нуждаемся в изготовлении большого количества деталей одинаковых размеров, на токарном станке, то задачу можно сформулировать следующим образом: сконструировать и изготовить копир к токарному станку.
3.5. Выявление основных параметров и ограничений.
Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями.
Изделие должно:
- не превышать определенные размеры;
- иметь низкую себестоимость;
- быть многофункциональным и универсальным;
- иметь красивый внешний вид;
- изготовлено из экологически чистых материалов и др.
4. Практическая работа.
Учащиеся индивидуально или в группах по 2-3 человека предварительно выявляют основные параметры и ограничения предполагаемого изделия. Вся проделанная работа учащихся обязательно должна отображаться на бумаге (дизайн- листах).
5. Рефлексия. Учащиеся выражают свои мнения о проделанной работе индивидуально и в группах.
6. Подведение итогов урока. Учитель проводит анализ проведенной работы учащихся, дает рекомендации индивидуально каждому ученику.
7. Информация о домашнем задании. Провести исследовательскую работу по выявлению традиций, истории, и тенденций развития выбранного учащимися изделия для проекта.
Литература
Для учителя:
Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебн. – метод.пособие. М.: Высш. шк., 1989. -72с.
Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: Высш. шк., 1984.- 46с.
Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск: Издательство курского госпедуниверситета.1998 – 321с..
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В.Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 286с.
Мелехина С.И. Обучение учащихся 8-9-х классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие .- Киров: Изд-во Кировского обласного ИУУ; 2002.-290с.
Для учащихся:
Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб.; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2010.
4