Занятие 52 Диагностирование и техническое обслуживание генератора и стартера
52.1. Назначение и общее устройство генератора автомобиля
Генератор автомобиля служит для питания потребителей (кроме стартера) электрическим током и подзарядки аккумуляторной батареи. Основным требованием, предъявляемым к автомобильным генераторам, является постоянство напряжения на его клеммах при переменном как по оборотам, так и по нагрузке режиме работы самого генератора.
Генератор автомобиля
Генератор автомобиля
52.2. Назначение и общее устройство стартера автомобиля.
Стартер предназначен для запуска двигателя автомобиля.
Он состоит из трех основных частей:
- электродвигателя постоянного тока,
- втягивающего реле
- приводной шестерни с обгонной муфтой.
Механизм работы стартера состоит в следующем:
Путем поворачивания ключа замка зажигания производится подача напряжения к реле электрического тока, тем самым достигается замыкание электрической цепи.
Стартер автомобиля
Стартер автомобиля
В силу этого, ток поступает и на электродвигатель стартера.
На данном этапе шестерня находится в состоянии полного сцепления с венцом маховика.
После запуска двигателя происходит размыкание возникшей электроцепи посредством вывода шестерни из зацепления.
Для того чтобы избежать работы стартера при заведенном двигателе автомобиля, машины оборудуются блокирующими механизмами.
52.3. Диагностирование и техническое обслуживание генератора и стартера
Диагностирование и техническое обслуживание генератора и стартера заключаются в:
- подтяжке их крепежных соединений,
- чистке и подтяжке электрических соединений.
Одновременную работу генератора и реле-регулятора можно проверить с помощью вольтметра.
Для этого через несколько минут после запуска двигателя на повышенных оборотах следует измерить напряжение на выводах батареи, которое должно быть в пределах 13,5... 14,5 В.
Затем, не меняя режима работы двигателя, включить дальний свет и мотор отопителя.
Напряжение не должно изменяться, что свидетельствует об исправности генератора.
Если при работе в этом режиме напряжение
менее 12,5 В или горит красная контрольная лампа на щитке приборов, или амперметр показывает разрядку, то нет контакта в цепи генератора батареи.
Если после подтяжки электрических соединений неисправность не устранилась, следует проверить щеткодержатель со щетками.
При необходимо выполнить:
- зачистить шлифовальной шкуркой контактные кольца генератора,
- проверить износ и прилегание щеток,
- при необходимости заменить их.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не должны иметь сколов, высота щетки должна быть не ниже нормативной.
52.4. Проверка и регулировка натяжения ремня привода генератора
При ТО генератора автомобиля необходимо проверять и регулировать натяжение ремня привода.
Если прогиб ремня при заданном усилии соответствует данным табл. 52.1, то натяжение ремня в норме.
табл. 52.1
Для увеличения натяжения ремня надо отпустить гайку крепления генератора к натяжной планке, сместить генератор в сторону от двигателя и затянуть гайку, затем повернуть коленчатый вал на два оборота и проверить натяжение ремня.
При этом следует избегать излишнего натяжения ремня, чтобы не вызвать повышения нагрузок на подшипники генератора. Операции по регулированию натяжения ремня рассмотрены
в п. 52.5.
Если при хорошо заряженной аккумуляторной батарее амперметр показывает большой зарядный ток и в аккумуляторах электролит бурно кипит, это указывает на неисправность реле-регулятора, и его надо заменить.
52.5. Проверка натяжения ремня привода генератора на автомобиле Лада Приора ВАЗ 2170
- Проверьте натяжение ремня привода генератора нажатием на него пальца между шкивами генератора и коленчатого вала.
При нажатии с усилием 100 Н (10 кгс) прогиб ремня должен
составлять 10 -15 мм.
2. Для регулировки натяжения ремня генератора ослабьте затяжку гайки крепления генератора к натяжному кронштейну.
3. Отрегулируйте натяжение ремня генератора регулировочным болтом. 4. Затяните гайку крепления генератора к натяжной планке моментом 21 Н-м.