СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие №59 Трехвальная механическая коробка передач

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Механическая коробка передач (МКПП) – является устройством для передачи, преобразования и изменения направления крутящего момента от маховика двигателя.

В данном виде коробки передач переключение ступеней производится направленными механическими движениями рычага переключения передач.

Ступенчатая передача подразумевает определенное передаточное число в паре взаимодействующих шестерен ведущего и ведомого валов, в отличие, например от вариатора, у которого плавающее передаточное число

Просмотр содержимого документа
«Занятие №59 Трехвальная механическая коробка передач»

Занятие №59  Трехвальная  механическая  коробка передач

Занятие №59 Трехвальная механическая коробка передач

59.1. Общие характеристики МКПП: Механическая коробка передач (МКПП ) – является устройством для передачи, преобразования и изменения направления крутящего момента от маховика двигателя. В данном виде коробки передач переключение ступеней производится направленными механическими движениями рычага переключения передач. Ступенчатая передача подразумевает определенное передаточное число в паре взаимодействующих шестерен ведущего и ведомого валов, в отличие, например от вариатора, у которого плавающее передаточное число.

59.1. Общие характеристики МКПП:

Механическая коробка передач (МКПП ) – является устройством для передачи, преобразования и изменения направления крутящего момента от маховика двигателя.

В данном виде коробки передач переключение ступеней производится направленными механическими движениями рычага переключения передач.

Ступенчатая передача подразумевает определенное передаточное число в паре взаимодействующих шестерен ведущего и ведомого валов, в отличие, например от вариатора, у которого плавающее передаточное число.

Определяется передаточное число соотношением количества зубьев взаимодействующих шестерен. Самое большое передаточное число у меньшей ступени, соответствующей «первой» передаче. По количеству ступеней механические коробки переключения передач делятся на четырех ступенчатые, пяти и шести ступенчатые. 4-х ступенчатая коробка на данный момент большая редкость, а вот пяти ступка является наиболее распространённой. По количеству валов, МКПП подразделяются на трехвальные и двухвальные.

Определяется передаточное число соотношением количества зубьев взаимодействующих шестерен.

Самое большое передаточное число у меньшей ступени, соответствующей «первой» передаче.

По количеству ступеней механические коробки переключения передач делятся на четырех ступенчатые, пяти и шести ступенчатые.

4-х ступенчатая коробка на данный момент большая редкость, а вот пяти ступка является наиболее распространённой.

По количеству валов, МКПП подразделяются на трехвальные и двухвальные.

Трехвальная коробка передач может применяться в автомобилях с передним и задним приводом, в то время как двухвальная более подходит для легковых авто с передним приводом. Для большегрузных автомобилей так же применяется коробка трехвальная. 59.2.Трехвальная МКПП. В коробках этого типа применяется три вала: ведущий, промежуточный ведомый.

Трехвальная коробка передач может применяться в автомобилях с передним и задним приводом, в то время как двухвальная более подходит для легковых авто с передним приводом.

Для большегрузных автомобилей так же применяется коробка трехвальная.

59.2.Трехвальная МКПП.

В коробках этого типа применяется три вала:

  • ведущий,
  • промежуточный
  • ведомый.
Устройство МКПП.  Ведущий вал выходит из корпуса коробки, для соединения своими шлицами с диском сцепления и применяется для передачи крутящего момента на вал промежуточный. Промежуточный вал располагается параллельно ведущему и соединен с ним при помощи шестерни, которая жестко установлена на ведущем валу.  На промежуточном валу так же находится блок шестерен. Ведомый вал располагается на одной оси с ведущим, но при этом вращается независимо от него. На ведомом валу располагается блок шестерен, которые не имеют жесткой сцепки с самим валом.

Устройство МКПП.

Ведущий вал выходит из корпуса коробки, для соединения своими шлицами с диском сцепления и применяется для передачи крутящего момента на вал промежуточный.

Промежуточный вал располагается параллельно ведущему и соединен с ним при помощи шестерни, которая жестко установлена на ведущем валу.

На промежуточном валу так же находится блок шестерен.

Ведомый вал располагается на одной оси с ведущим, но при этом вращается независимо от него. На ведомом валу располагается блок шестерен, которые не имеют жесткой сцепки с самим валом.

Между шестернями располагаются муфты синхронизаторов , которые жестко сидят на валу, но могут двигаться вдоль вала. На конце муфты синхронизатора расположены зубчатые венцы, которые в процессе работы «входят» во «внутрь» шестерни ведомого вала, таким образом, получается жесткое соединение вала и ведомой шестерни заданной передачи. В нейтральном же положении все шестерни ведущего, промежуточного и ведомого вала вращаются в холостом ходу, ведомый вал стоит на месте, поскольку венец синхронизатора не соединен с внутренним венцом шестерни.

Между шестернями располагаются муфты синхронизаторов , которые жестко сидят на валу, но могут двигаться вдоль вала.

На конце муфты синхронизатора расположены зубчатые венцы, которые в процессе работы «входят» во «внутрь» шестерни ведомого вала, таким образом, получается жесткое соединение вала и ведомой шестерни заданной передачи.

В нейтральном же положении все шестерни ведущего, промежуточного и ведомого вала вращаются в холостом ходу, ведомый вал стоит на месте, поскольку венец синхронизатора не соединен с внутренним венцом шестерни.

Вилки переключения находятся в корпусе механической коробки передач, шарнирно связаны с рычагом переключения передач и предназначены для перемещения муфт синхронизаторов вдоль ведущего и ведомого вала. Корпус МКПП выполнен из легкого металла, предназначен для крепления внутри всего механизма переключения и заливки смазывающего вещества, обычно это трансмиссионное масло. Рычаг переключения передачи может находиться непосредственно в коробке передач, или смонтированным на кузове автомобиля. В этом случае применяется дистанционное управление с помощью тросов или рычагов на шарнирах.

Вилки переключения находятся в корпусе механической коробки передач, шарнирно связаны с рычагом переключения передач и предназначены для перемещения муфт синхронизаторов вдоль ведущего и ведомого вала.

Корпус МКПП выполнен из легкого металла, предназначен для крепления внутри всего механизма переключения и заливки смазывающего вещества, обычно это трансмиссионное масло.

Рычаг переключения передачи может находиться непосредственно в коробке передач, или смонтированным на кузове автомобиля. В этом случае применяется дистанционное управление с помощью тросов или рычагов на шарнирах.

1 - ведущий вал. 2 - крышка подшипника; 3 - выключатель света  заднего хода, 4 – манжета ведущего вала, 5 - задний подшипник  ведущего вала; 6 - шестерня привода  промежуточного вала; 7 - сапун; 8  - шестерня III передали; 9- передний картер; 10 - шестерня I передачи; 11 - шестерня заднего хода; 12 - штоки переключения  передач; 13 - шарик-фиксатор; 14 - пружина; 15 - рычаг переключения; 16 - защитный уплотнитель; 17 - колпак рычага; 18 - корпус рычага переключения; 19 -задний картер; 20 - ведомый вал; 21 - манжеты удлинителя заднего картера; 22 - втулка; 23 - шестерня привода спидометра, 24 - привод спидометра; 25 - задний подшипник промежуточного вала; 25 - шестерня V передачи; 27 - болты крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, 28 - промежуточная шестерня заднего хода, 29 - промежуточный вал; 30 - маслозаливная пробка

1 - ведущий вал.

2 - крышка подшипника;

3 - выключатель света заднего хода,

4 – манжета ведущего вала, 5 - задний подшипник ведущего вала;

6 - шестерня привода промежуточного вала;

7 - сапун;

8 - шестерня III передали;

9- передний картер;

10 - шестерня I передачи;

11 - шестерня заднего хода; 12 - штоки переключения передач;

13 - шарик-фиксатор;

14 - пружина;

15 - рычаг переключения;

16 - защитный уплотнитель; 17 - колпак рычага; 18 - корпус рычага переключения;

19 -задний картер; 20 - ведомый вал; 21 - манжеты удлинителя заднего картера;

22 - втулка; 23 - шестерня привода спидометра, 24 - привод спидометра;

25 - задний подшипник промежуточного вала; 25 - шестерня V передачи;

27 - болты крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, 28 - промежуточная шестерня заднего хода, 29 - промежуточный вал; 30 - маслозаливная пробка

Видео Трехвальная МКПП Смотреть

Видео

Трехвальная МКПП

Смотреть

Принцип работы трехвальной МКПП.  Крутящий момент от диска сцепления передается на первичный вал, который передает вращение на промежуточный вал, шестерни промежуточного вращают шестерни ведомого, но сам ведомый вал не вращается. Водитель поворачивает рычаг включения передачи, например первой скорости, передвигая его влево. В этот момент выбирается нужная для включения вилка, далее происходит продольное движение рычага. Под его действием вилка начинает двигаться вдоль ведомого вала, приводя в действие синхронизатор.

Принцип работы трехвальной МКПП.

Крутящий момент от диска сцепления передается на первичный вал, который передает вращение на промежуточный вал, шестерни промежуточного вращают шестерни ведомого, но сам ведомый вал не вращается.

Водитель поворачивает рычаг включения передачи, например первой скорости, передвигая его влево.

В этот момент выбирается нужная для включения вилка, далее происходит продольное движение рычага.

Под его действием вилка начинает двигаться вдоль ведомого вала, приводя в действие синхронизатор.

Синхронизатор совмещает угловую скорость вала и шестерни, после этого в действие приводится зубчатый венец, который входит в шестерню, жестко связывая ведомый вал и шестерню. После этой процедуры крутящий момент передается на хвостовик коробки передач, далее через карданный вал на задний мост автомобиля (для заднеприводных моделей). Варьировать передаточное число можно применяя меньшее количество зубьев на ведущей шестерни и большее на ведомой, со ступенчатым изменением количества зубьев в сторону уменьшения, для ведомой. Но наступит тот момент, когда число оборотов двигателя внутреннего сгорания автомобиля приблизится к числу оборотов ведомого вала, тогда передача крутящего момента посредством шестерен теряет смысл.

Синхронизатор совмещает угловую скорость вала и шестерни, после этого в действие приводится зубчатый венец, который входит в шестерню, жестко связывая ведомый вал и шестерню.

После этой процедуры крутящий момент передается на хвостовик коробки передач, далее через карданный вал на задний мост автомобиля (для заднеприводных моделей).

Варьировать передаточное число можно применяя меньшее количество зубьев на ведущей шестерни и большее на ведомой, со ступенчатым изменением количества зубьев в сторону уменьшения, для ведомой. Но наступит тот момент, когда число оборотов двигателя внутреннего сгорания автомобиля приблизится к числу оборотов ведомого вала, тогда передача крутящего момента посредством шестерен теряет смысл.

Именно поэтому в трехвальных коробках применяется прямая передача, то есть ведущий вал напрямую, через синхронизатор коробки передач соединен с ведомым валом, коэффициент передачи равен единице. Для передачи «задний ход» вводится дополнительная шестерня, которая располагается на отдельном валу и включается между промежуточным валом и ведомым, тем самым обеспечивая реверсное вращение ведомого вала. В МКПП применяются косозубые шестерни, благодаря чему происходит «мягкое» включение передач.

Именно поэтому в трехвальных коробках применяется прямая передача, то есть ведущий вал напрямую, через синхронизатор коробки передач соединен с ведомым валом, коэффициент передачи равен единице.

Для передачи «задний ход» вводится дополнительная шестерня, которая располагается на отдельном валу и включается между промежуточным валом и ведомым, тем самым обеспечивая реверсное вращение ведомого вала.

В МКПП применяются косозубые шестерни, благодаря чему происходит «мягкое» включение передач.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!