СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие факультатива 7 класс "Цифровые технологии в научном познании"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативное занятие в 7 классе по теме "Цифровые технологии в научном познании"

Просмотр содержимого документа
«Занятие факультатива 7 класс "Цифровые технологии в научном познании"»

1

Цифровые технологии в научном познании

На дворе 21 век – век компьютерных технологий. Школа, как и все наше общество не остается в стороне от этого процесса. Тема нашего сегодняшнего занятия – цифровые технологии в научном познании.

В начале урока мы рассмотрим некоторые вопросы: (Слайд 2)

Виды познания мира – обыденное сознание, наука, искусство

(Слайд 3) 1. Обыденное сознание – отличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств. Всегда ли одинакова оценка одних и тех же событий? Что хорошо, что плохо. Вечный вопрос. В разные периоды времени на него можно ответить совершенно по-разному.

(Слайд 4) 2. Искусство – восприятие искусства носит индивидуальный характер: кому-то нравится классика, кому-то рэп.

(Слайд 5) 3. Наука – научное познание объективно и не зависит от сознания человека.

(Слайд 6) Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности.

Мы с вами изучаем науку и имя этой науки – физика.

Она возникла как результат изучения природы человеком, объединила все существующие на то время знания. Эту науку называли по-разному, например, натурфилософией. Затем вследствие расширения и углубления научных знаний выделились отдельные науки, которые изучают определенные группы явлений.

Физика изучает общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения.

В переводе с греческого слово «физика» как раз и означает «природа». Это название использовал Аристотель в IV в. до н. е.

(Слайд 7) В историю развития цивилизации вписаны имена великих ученых-физиков. Практически на каждом уроке мы говорим о



2

том или другом ученом. Имена многих увековечены в названиях физических величин, законов и единиц измерения.

(Слайд 8) Наряду с учеными других стран, наши соотечественники оставили огромный вклад в развитие науки. Перед вами фотографии советских и российских ученых, лауреатов самой значимой премии, Нобелевской премии по физике. Они прославились в разных областях физики: кто-то занимался теоретической наукой, другие сделали открытия в практических направлениях.

(Слайд 9) За многие тысячелетия своего существования человечество накопило огромные научные знания об окружающем мире. Например, научно доказано, что Земля вращается вокруг оси; что свет в большинстве случаев распространяется прямолинейно; что гроза есть электрический разряд и т. д. Но в результате чего и как появились эти и другие знания? Каков метод научного познания окружающего мира?

Методы научного познания.

Понятие «методы познания»

(Слайд 10) Метод – совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия, это система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи.

(Слайд 11) Классификация методов познания

Посмотрим на эту таблицу. Сформулируем ответ на вопрос: «Что есть научное познание?»

Вообще формулировок Познания десятки в различных только русскоязычных словарях, что подчёркивает отсутствие однозначного общенаучного понятия.

Остановимся на одном из них: ПОЗНАНИЕ - это процесс постижения действительности и приобретения знаний. 

Проложим дорогу к цели нашего занятия: всеобщие методы научного познания  для нас важны частнонаучные  поскольку нам


3

необходимо произвести измерения, мы выбираем эмпирические  измерение  в результате мы получаем результаты  эти результаты мы проанализируем.

Получим результаты измерений  составим таблицы данных, построим графики.

(Слайд 12) Эмпирические методы познания

Измерение - предполагает наличие некоторого измеряемого объекта и некоторой шкалы, на основе которой протекает измерение.

(Слайд 13) «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Эти слова принадлежат Д. И. Менделееву, который был не только великим химиком, но и автором основополагающих трудов в области измерения.

(Слайд 14) Измерительный прибор – это устройство для измерения какой–либо физической величины.

Появление каждого конструктивно нового прибора открывает перед нами новые возможности. Однако эти приборы с течением времени перестают отвечать постоянно растущим требованиям науки и производства. Точность и диапазон возможностей прибора оказываются недостаточными. Начинается или усовершенствование прибора (которое дает временно выход из положения), или разработка принципиально новой конструкции с учетом новых требований и последних достижений науки и техники.

Таким образом, точность измерительных приспособлений, используемых на том или ином этапе исторического развития, отражает уровень знаний этого периода, а возникавшая время от времени ограниченность точности измерения определенных величин приводила к созданию новых приборов и к новой ступени в развитии познания.

Выраженная в количественной форме информация, которую дают измерения, воспринимается органами чувств и отражается в сознании человека или непосредственно, или с помощью специальных


4

приборов, получающих, хранящих и перерабатывающих информацию в доступную для органов чувств человека форму.

Успехи, достигаемые в области измерений приводили нередко к появлению новых теорий.

В современной жизни невозможно представить отрасль человеческой деятельности без применения информационных технологий, т.е. технологий переработки информации на базе компьютерных вычислительных систем. И все активнее и прочнее ИТ входят в школьное образование. В этих условиях весьма важным является приобретение навыков работы с цифровыми инструментами различного рода. Данная цифровая лаборатория позволяет проводить самые различные эксперименты. Она позволяет собирать данные и отображать их в ходе эксперимента на реальном оборудовании. Учащиеся могут выбирать различные способы отображения данных - в виде графиков, таблиц, табло измерительных приборов. После проведения эксперимента, полученные данные можно экспортировать в текстовом формате.

Сегодня вы выполните измерения при помощи как традиционных приборов (термометр, барометр, психрометр), так и с помощью цифровой лаборатории «Эйнштейн». Полученные данные вы занесете в таблицы, рассчитаете среднее значение величины. На основе этих данных построите графики. В конце занятия вы сформулируете вывод: какой способ получения информации предпочтительнее. Надо ли уметь пользоваться традиционными измерительными приборами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!