Тема: ГОЛОВАСТИК И ЖУК
Программные задачи:
- Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам, жукам. Объяснить, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа.
- Познакомить детей с развитием и ростом лягушки. Дать понятие, что лягушка растет и с ростом изменяется ее внешность.
- Обратить внимание на пищевую связь между животными при помощи игры.
- Учить перевоплощаться в лягушек, жучков и высказывать, свое чувство. Учить видеть, что предмет может нести в себе хорошее и плохое начало, учить видеть это, формулировать эти свойства словами.
- Изображать свое настроение при помощи «мордашек - пиктограмм». Учить детей обосновывать свои ответы, доказывать, почему так, а не иначе. Формировать представления об сезонных изменениях в природе.
- Обогащать речь детей.
Словарная работа:
Земноводные, кожа, икринки, головастики, водоросли, жучки.
Предварительная работа:
Беседа о насекомых, прочтение рассказа Э. Шина «Жук на ниточке»
Структура проведения занятия:
Чтение произведений.
Обсуждение прочитанного (обмен впечатлениями, пересказ или выделение главной мысли произведения, или обозначение начала, середины и конца произведения, пересказ с опорой на алгоритм….)
Выполнение игрушки ОРИГАМИ (по показу, с использованием чертежа- старший дошкольный возраст)
Обыгрывание игрушки (игра или элемент драматизации по фрагменту произведения)
Ход занятия:
-Дети стоят у окна и смотрят на зимнюю улицу.
-Ребята, а какое сейчас время года? (Ответы детей)
-А почему вы решили, что зима я думаю, что это осень, докажите свое решение. (Ответы детей)
-Скажите, за что вы любите зиму? (Ответы детей)
-А, что вам не нравится зимой? (Ответы детей)
-Ребята, а мне тоже нравится и не нравится зима. Нравится наблюдать, как падают с неба красивые, пушистые снежинки, лепить снежную бабу, кататься на лыжах и санках.
-А не нравится, что зимой не летают красивые бабочки, не поют свои песни птицы и кузнечики, не растет зеленая трава.
-Скажите, в какое время года все это бывает? (Ответы детей)
-Вы, сейчас хотели бы оказаться на летней поляне. (Ответы детей)
-У меня есть волшебные слова, и они помогут исполнить наше желание.
Давайте, все дружно скажем такие волшебные слова.
1-2-3 Лето в гости к нам приди. Закрывайте скорей глаза, сейчас произойдет чудо.
Представьте, что вы среди зеленой полянки? Рядом пруд. А кто живет в пруду? (ответы детей - рак, жук плавунец, рыбы, лягушки)
-Давайте мы с вами познакомимся с жительницей пруда, а с кем, вы узнаете, когда отгадаете загадку, которую я вам загадаю.
У болотной мягкой кочки,
Под зеленым под листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая……..(лягушка)
-Правильно (лягушка).
-Ребята, лягушка предлагает вам вспомнили песенку «В траве сидел кузнечик»
-Скажите, какая лягушка в песенке хорошая или плохая? Почему плохая?
(ответы детей)
-А может она не такая уж и плохая, давайте познакомимся с ней поближе и узнаем какая лягушка в природе.
-Лягушка – маленькое животное она не дикое животное, не птица, не насекомое, лягушка относится к земноводным. В длину она в пол ладони взрослого человека. Мы с вами уже знаем, что лягушка живет где? (ответы детей – пруду).
-Но могут жить и в болоте и в водоемах.
-А как вы думаете, почему лягушки любят купаться в воде? (Если дети затрудняются, ответить начинаю свой рассказ)
-Я вам открою секрет:
-У лягушки, посмотрите на картину, нет чешуи как у рыб, меха как у зверей, перьев как у птиц. У нее гладкая, не чем не покрытая голая кожа. И когда она выходит из воды чтобы половить насекомых в жаркий солнечный день, у неё кожа очень быстра, высыхает, что может привести к гибели лягушки. По этому она и любит сырость, влагу и купается очень часто в воде, чтобы смочить свою кожу.
-Ребята, а что мы с вами сейчас делаем? (ответы детей – беседуем, разговариваем)
-Правильно разговариваем или беседуем.
-А как вы думаете, лягушки разговаривают, ведут беседу между собой.
-Какие они звуки издают при этом? (ответы детей – квакают)
-Днем в пруду вы не увидите лягушек, которые сидели бы и вели беседу. Зато вечером это не просто пруд, а настоящий концертный зал. Сначала одно запоет свою песню, за ней сразу подхватывает другая певица и звенит на весь пруд лягушачий хор и каждая квакушка старается петь громче и красивее, Если приглядеться к воде, то можно увидеть и самих певцов.
-Вот как расположились наши певцы, они лежат на поверхности воды, раскинув лапки в стороны и в углах рта у них, раздуваются большие, белые пузыри. Оказывается, при помощи этих пузырей Звук у лягушек становится сильней. Поэтому очень далеко его можно услышать.
-Ребята, а как вы думаете, наша лягушка сразу стада такой большой или когда-то она была маленькой? (ответы детей)
-Всю зиму лягушка спит на дне пруда, зарывшись в ил. Весной. Когда вода хорошо прогреется солнцем, наши лягушки начинают откладывать в воде среди водорослей икру. Через 8-10 дней из икринок появляются головастики: они очень маленькие и совсем не похожи на лягушек.
Пройдет время и головастики, превратятся в маленьких лягушат, но у них имеется маленький хвостик. Растут они очень медленно и только через три года становятся взрослыми лягушками, которые тоже смогут отложить икру.
А что сделаете вы, если вам повстречается лягушка?
Вы 1- пройдете мимо.
2- раздавите ее потому, что она вам не нравится.
3- сядете на кукурочки и полюбуетесь ею. Дети выбирают тот ответ, который они считают нужным.
-Вы выбрали каждый свой ответ, а теперь объясните свой выбор. Дети объясняют свой выбор.
-Для нас с вами они верные друзья и человек должен быть для них другом.
Вспомните, народную примету про лягушку. (Лягушка предвещает дождь)
Послушайте стихотворение.
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат-
Испугались цапли.
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь не капли
-Давайте сейчас вместе из листа бумаги в технике оригами изготовим головастика.
Э. Шим «Жук на ниточке»
Рассмотрите картинку, на которой изображён жук.
Прочитаем ещё один рассказ Эдуарда Шима.
Жук на ниточке
Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.
В общем, вредят как могут.
Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.
Рано утречком, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели.
Тряхнёшь деревцо – и жуки вниз посыплются, только собирай.
Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.
Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.
Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.
Вдруг дедушка как крикнет:
– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!
Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.
– Это же вредитель, – говорит.
– Знаю, что вредитель!
– Чего же вам жалко?
– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!
– Меня?!
– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.
– Чего же меня жалеть, если я человек?
– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!
Вспомните, как дедушка сказал: «А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!». Главная мысль этого рассказа заключается в том, что в природе нет ничего лишнего, поэтому к природе нужно относиться очень бережно и внимательно.
Жук
- В каких сказках лягушка, была героиней. (Ответы детей)
А в каких жук? (Ответы детей)
Поиграем? (физкультминутка)
Раньше были мы икрою — сидя на корточках.
Да- да – да! — наклон головы вперёд.
А теперь мы все герои — встать, ноги врозь, руки вверх.
Ква – ква – ква ! — пружинки.
Головастиками были — руки над головой соединить
Да – да – да! — голову вправо, прямо, влево.
Дружно хвостиками били – поворот туловища влево, вправо.
Ква — ква – ква! — пружинки.
А теперь мы лягушата — пальцы растопырены, ладони по сторонам.
Все зелёные ребята – наклоны туловища в стороны
Ква – ква –ква! — пружинки.
(дети играют)
-Вот, оказывается какие интересные эти лягушки – квакушки и жучки-паучки. А теперь покажите «мордашками», какое у вас настроение после нашего занятия. (Дети мимикой показывают «мордашки» и объясняют свое настроение)
Список использованной литературы.
С. Н.Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.
Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова. Времена года.
Н. В. Елкина Учим детей наблюдать.