СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие: «Изготовление игрушки из ниток» (с помощью шаблонов на основе помпонов)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие: «Изготовление игрушки из ниток» (с помощью шаблонов на основе помпонов)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕГОРЛЫКСКИЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ


















Занятие: «Изготовление игрушки из ниток»

(с помощью шаблонов на основе помпонов)




Подготовила

педагог дополнительного образования

Рыбинцева Татьяна Викторовна












Ст. Егорлыкская

2023г.


Цель: Познакомить с историей возникновения помпона; с одной из старых

техник изготовления игрушки из помпонов


Задачи:

- научить основным этапам изготовления игрушки из помпона;

- закрепить практические навыки;

- продолжить развитие творческих способностей.


Форма занятия: занятие-путешествие, практическая работа


Инструменты и материалы:

  • ножницы, иголки;

  • нитки шерстяные разного цвета;

  • кусочки сукна разного цвета;

  • 2 кольца из картона;

  • стеклянные глазки;

  • цветной картон;

  • шелковая ленточка; образцы игрушек из помпона.

  • клей ПВА, «Момент».


Наглядное пособие:

  • технологическая карта изготовления помпона

  • трафареты деталей (уши, хвост, рога, ручки)

  • образцы игрушек из помпонов


Ход занятия

I. Организационный момент:

- Добрый день!

Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

- Сегодня мы с вами научимся делать удивительные игрушки из помпонов.

II. Вопросы для повторения

- Ребята, давайте, вспомним:

  1. Какие бывают нитки? (нитки бывают хлопчатобумажные, шелковые, синтетические, шерстяные)

  2. Как нитки делятся по назначению? (по назначению нитки делятся на швейные, вышивальные и вязальные)

- Дети, как вы думаете, что же такое помпон?

- Да, это круглый шар из ниток.


III. Сообщение познавательных сведений

Помпон (с французского pompe - «великолепие, торжественность», с английского pom-pon, pom-pom) – шарообразное украшение из ниток. Помпоны могут быть разных размеров и цветов, а также могут быть сделаны из различных материалов, например: хлопка, шерсти, бумаги и других. Наиболее известны два способа использования помпонов, сильно различающиеся между собой.



1.Помпоны для черлидинга

В черлидинге помпоны используются для привлечения внимания и подчеркивания движений. Помпоны используются парами (по одному в каждой руке), но это может варьироваться в зависимости от целей выступления и хореографии танца. Помпоны для черлидинга обычно изготавливают из бумаги, металлизированной бумаги, пластика или винила и снабжают их специальной ручкой или кольцом для удобства удерживания. Они могут быть самых различных цветов. (чаще всего они подбирают в соответствии с цветом формы, цветами эмблемы команды или цветами национального флага). В диаметре около 30 см. Такие помпоны могут использоваться как в постановке танцев, так и хореографического шоу.

2.Помпоны – украшение на одежде.

Помпоны на одежде значительно меньше по размерам тех, что используются в черлидинге. Они пришиваются к одежде, обуви и головным уборам, являясь простым и популярным способом декорирования одежды, а зачастую и обработки концов шнурков, тесемок и т.д. Помпонами украшают шапки, одежду, тапочки.


- Сегодня мы с вами совершим путешествие в разные страны и разные эпохи.

Наша цель: узнать возникновение помпона, его использование (применение)

Для этого ребята нам нужно сформировать 4 экспедиции (по 3 человека).

Каждая экспедиция выбирает страну посещения (Греция, дореволюционная Россия, Франция, Перу, Франция), (вытягивает листик с указанием страны) и получает листик с описанием (для всех участников одинаков). Задача для экспедиций: найти в тексте материал и подготовить о нем краткий доклад о своих находках.


Текст-описание:

«В последнее время все большую популярность набирает один из элементов декора - помпон. Чрезвычайно модны оригинальные шапочки, перчатки, сумочки и даже обувь, дополненные помпонами, причем эти маленькие и большие пушистые шарики используются не только как украшения одежды и интерьера, но также как бижутерия и игрушки.

Примечательно, что помпон отнюдь не современное изобретение, придуман он был достаточно давно и создавался как один из элементов военной формы. В 18 веке помпоны служили отличительным знаком, позволяющим определить звание. Так, форма российских солдат была украшена помпонами одного цвета, а для формы унтер-офицеров использовали двухцветное сочетание.

Несколько иную функцию выполняли помпоны во Франции. Из-за низких потолков в каютах, моряки должны были носить шапочки с мягким помпоном, предохраняющим голову от возможного удара о судовые перекрытия. Времена изменились, современные корабли стали намного просторнее, но красный пушистый помпон остался традиционным атрибутом формы французского моряка.

В Греции, в Афинах на площади Синтагма можно понаблюдать зрелищное действо – смена караула греческих гвардейцев-эвзонов перед Президентским дворцом. Иностранцев чаще всего забавляют юбка-фустанелла и помпоны на башмаках серьезных военных выглядят очень забавно. Башмаки называются царухи и такую обувь носили крестьяне на севере страны в XIX – в начале XX веков. Башмаки для повседневной жизни украшений не имели, а вот на праздничные взрослые крепили пучки шерсти черного цвета. Для детских башмачков шерсть красили яркими красками.

Во время борьбы за независимость Греции помпонам нашли практическое применение. Так как турецкие оккупанты запрещали грекам носить любое оружие, поэтому повстанцы, спускаясь с гор в населенные пункты, прятали заточенные лезвия в пучках шерсти, прицепленных к носовой части царух. Так, на всякий случай. В наши дни помпоны являются декоративным элементом и данью уважения к истории героического сопротивления.

Есть удивительная страна Перу! На самом высокогорном озере Титикака местные женщины одеваются по-разному, у незамужних девушек – многослойные юбки с разноцветными помпонами, у замужних женщин – помпоны ярко-красные.

Помпоны украшают традиционную итальянскую свадебную обувь, турецкие туфли для танцев».


- А теперь ребята давайте послушаем отчеты наших экспедиций (доклады экспедиций).

- В каких еще странах помпонами украшают обувь? (в Италии – свадебную обувь, в Турции – туфли для танцев).

- Мы с вами побывали в странах… (перечисляют дети) и узнали о применении помпона.

- Как вы думаете, ребята, как можно использовать помпоны? (украсить ими шапочку, одежду; пришить к сумочке; повесить дома как украшение; сделать из них игрушку).

- Конечно же, вы правы! В наше время помпон является очень популярным элементом декора одежды, игрушек, украшения интерьера.


IV. Знакомство с инструментами, необходимыми при изготовлении игрушки из помпона

- Ребята, чтобы изготовить мягкую игрушку из помпона, нам будут необходимы различные инструменты.

- Вот о них мы сейчас и поговорим в загадках:


1. Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу (Иголка)


- Догадались, о чем говорится в загадке?

- А вот еще загадка:


2.Инструмент бывалый,

Не большой и не малый,

У него полно забот:

И режет, и стрижет (Ножницы)


- Итак, мы с вами познакомились с основными инструментами, необходимыми нам в работе – это:

- иголка,

- ножницы.


V. Техника безопасности при работе с инструментами

Инструментами, которыми мы будем пользоваться, при неправильном обращении могут быть очень опасны. Поэтому соблюдение правил по технике безопасности обязательно:

  1. Рабочее место нужно содержать всегда в порядке, все инструменты должны находиться на своих местах

  2. При работе с иголкой:

– всегда перед началом работы посчитайте, сколько иголок вы взяли для работы, а в конце занятия проверьте их наличие;

- не вкалывайте иголки в одежду и случайные предметы;

- не держите иголки губами, можно случайно вдохнуть их;

- длина нитки должна быть не более 30-35 см, так как, работая иглой с длинной ниткой , можно поранить сидящего рядом с вами.

3. При работе с ножницами:

- в нерабочем состоянии ножницы должны находиться справа, кольцами к себе;

- передавать ножницы следует сомкнутыми концами, кольцами вперед;

- если вам нужно встать из-за стола, оставляйте ножницы на рабочем месте.


VI. Практическая работа

- Для изготовления помпона нам понадобится, давайте отгадаем:

«Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот.

Часто прыгаю упруго,

Покачусь и под комод (Клубок ниток)

- Давайте посмотрим на свою пряжу и отгадаем загадку: «По горам, по долам ходит шуба, да кафтан?»

- Правильно ребята, речь идет о баране или овце.

- Почему мы сегодня говорим об овце, баране? Потому что они дают нам шерсть.

Процесс получения пряжи называется прядением. Прядение проходит в следующей последовательности: разрыхление волокон, трепание, чесание, выравнивание, предпрядение и сам процесс прядения. Издавна прядение представляло особый ритуал, оно было одним из главных занятий женской половины населения, когда собирались девушки и женщины за важным ремеслом, коротали дни и вечера за веретеном или прялкой. Вели душевные беседы, напевали любимые песни.

- Ребята, так какие нитки нам понадобятся для помпона?

- Правильно - шерстяные

А теперь возьмите в руки пряжу.

- Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая, теплая, упругая).

- Что же можно сделать из пряжи? (связать свитера, носки, варежки шарфы).

А кроме этого можно создавать игрушки своими руками – очень увлекательное дело.

Процесс изготовления небольших подарков принесет огромную радость, доставит удовольствие и прибавит оптимизма.


Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали,

Дружно вытянули руки:

Пальчиками поиграли.

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбнись и садись.


Технологическая карта изготовления помпона

Для того чтобы выполнить помпон, приготовьте кольца, диаметром соответствующие желаемому диаметру помпона и выберите нитки нужного цвета. От плотности намотки зависит пышность помпона.

1. Необходимо вырезать из картона по шаблону два одинаковых круга, а в них вырезать внутри отверстия таким образом, чтобы получилось два диска.

1.Сложи те два кольца вместе и плотно обмотайте нитками с помощью иглы или крючка так, чтобы внутреннее отверстие оказалось полностью закрытым. Для быстроты можно наматывать нитки, сложенные в несколько раз. Перед началом обмотки закрепите нитку на кольцах петлей. Сложите нитку пополам и вставьте в отверстие в кольцах. Свободные кончики нитки проведите через образовавшуюся петлю и затяните.

2.Разрежьте нитки по внешнему краю колец кончиками ножниц.

3.Слегка раздвиньте кольца, проденьте между ними длинную нить и свяжите ею пучок ниток на кольцах.

4.Кольца удалите, подровняйте помпон ножницами


- Ну вот, смотрите какие молодцы, какие у всех получились замечательные помпончики! Давайте из помпона сделаем мягкую игрушку.

(демонстрация игрушек)



Соединение помпонов и крепление деталей

Уши, хвост, рога, ручки и подобные им детали крепятся к туловищу с помощью клея. Для этого нужно раздвинуть в стороны нитки помпона, смазать их клеем и вставить деталь как можно глубже. При желании можно пришить детали.

Чтобы закрепить носик или глазки из пластики, проденьте сквозь дырочку в острой части детали нитку, смажьте кончик детали клеем, оба конца нитки вставьте в иголку и прошейте помпон насквозь. Закрепите нитку узелком.

Глазки с плоским основанием приклеиваются без вдавливания внутрь. Чтобы они держались лучше, можно в соответствующих местах помпона выстричь ножницами небольшие углубления.

Помпоны можно делать многоцветными. Порядок цветов в помпоне зависит от последовательности намотки ниток на кольца.

- Ребята скажите, для чего служит мягкая игрушка? (ее можно подарить, принять участие в выставке)

Индивидуальная работа с каждым учеником. Во время работы спрашиваешь: Что делаешь? Сколько деталей нужно? Что будешь делать дальше?


VII. Подведение итогов занятия

Проверка работ, выявление допущенных ошибок.

- А теперь давайте устроим выставку наших игрушек!

Какие они у вас получились красивые, забавные!


На нашу любовь к милым и забавным вещам, сделанными своими руками, не в силах повлиять никакие модные веяния.

Ведь вещи, выполненные своими руками, будут неповторимы, оригинальны, нести в себе положительную энергетику и наверняка порадуют ваших близких.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!