СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие кружка "Мир глазами детей" на тему: Роль насекомых в природе и жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка "Мир глазами детей" на тему: Роль насекомых в природе и жизни человека.»

Занятие № 32

Дата: 23.01.2023 г

Время: 13.20-15.20, 15.20-17.20

Место: Школа №1

Тема: Роль насекомых в природе и в жизни человека. Закрепление изученного материала. Викторина.

Цель: систематизировать и закрепить знания обучающихся о значении насекомых в природе и для человека в целом.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ну-ка, посмотри, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


2. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы продолжим изучать таинственный и удивительный мир природы. Давайте вспомним какую тему мы изучаем? (насекомые)

Послушайте стихотворение

В лесу, на опушке

Стрекозы-подружки

Знакомых позвали на бал.

Букашки с былинкой

Танцуют в обнимку

Осу подхватил мотылёк.

Поёт им комарик,

И синий фонарик

Зажёг в темноте светлячок.

– О каких животных здесь говорится? Перечислите их. К какой группе можно отнести стрекозу, кузнечика, мотылька?

О ком мы будем говорить?

1. Почему этих животных называют насекомыми?

2.Особенноси строения

3.Среда обитания.

4.Питание.

5.Размножение

6 .Значение


-Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки насекомых.

(На партах у каждой группы иллюстрации с изображениями насекомых и задания к ним).

Учитель: Внимательно прочитайте задания и ответьте на вопросы.

Задания:

  1. Прочитайте тест.

  2. Расскажите, что нового узнали о насекомых.

Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки).

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары.
Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день.

Только представьте себе, насекомых на Земле больше, чем животных и растений вместе взятых. Некоторые учёные утверждает, что именно насекомые – цари Природы. А еще насекомые — самые живучие существа в мире. Они первыми появились на нашей планете и до сих пор существуют рядом с человеком. Что интересно, у насекомых цветное зрение. А это очень редко в животном мире. Вот мы с вами видим мир многокрасочным, а большинство животных такой способностью не обладают.

Наука о насекомых называется “энтомология”.

Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.

Вывод: Название группа животных получила из-за полосок, похожих на насечки. Насекомые самая многочисленная группа животных. Они самые живучие. Первыми появились на нашей планете. Наука о насекомых называется “энтомология”.


Рассмотрите внимательно этих насекомых. Чем они похожи? Что есть у них, и нет у других животных

. Посчитайте сколько частей тела у насекомого?

. Подпишите части тела.






Вывод: Тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко. Только насекомые имеют 6 ног


  1. Где могу обитать насекомые?

  2. Назовите насекомых, жизнь которых связана с землёй. (Медведка, муравьи).

  3. Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой. (Водомерка, жук-плавунец).

  4. Кто из насекомых летает? (Стрекоза, шмель, бабочка, божья коровка, муха, пчела)

Вывод: Насекомые живут везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе: от жарких стран до границ льдов на севере.

- Ребята, что помогает передвижению насекомых? (крылья)
- У животных, какой группы тоже есть крылья? (У птиц)

- А что помогает насекомым находить пищу, ведь у них нет носа, чтобы улавливать запах? (Усики)
- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?

Вывод: У насекомых 6 ног, тело разделено на 3 части

Физкульминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась.

Три- нагнулась и присела.

На четыре- полетела.

У реки остановилась,

Над рекою закружилась.

Насекомые –существа удивительные. Вот, например , в пчелином улье

каждая пчела имеет свою "профессию". Какие «профессии» имеют пчелы? Еще в улье есть « пчелы- няньки», «пчелы-уборщицы»

Кто теперь сможет объяснить выражение « трудиться как пчелка?»

РАЗМНОЖЕНИЕ

Отгадайте загадку: Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Послушайте, как происходит развитие бабочки

Когда бабочка-мама хочет, чтобы у нее появились детки, она откладывает на листиках растений маленькие яички.

-Когда приходит время, из яичка вылупляется маленькая гусеница.

Для того чтобы гусенице стать бабочкой, ей нужно подрасти. А чтобы вырасти, ей нужно кушать . Гусеница очень любит есть вкусные листики растений.

Когда гусеница вырастает, она заворачивается в кокон – тоненький мешочек, который покрывает ее с ног до головы. Пока гусеница сидит в своем коконе, у нее вырастают красивые крылья.

Когда приходит время, гусеница прорывает кокон и из него вылезает красивая бабочка!

Подумайте: как кусачки, губка и шприц связаны с питанием насекомых.

Оказывается

Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки.

Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.

Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка.

На какие группы можно разделить насекомых по типу питания?


ПИТАНИЕ

Составьте схему «Группы насекомых по способу питания»

-

Как питаются растительноядные насекомые? (Только растительной пищей, частями растений: гусеницы, колорадский жук. бабочки. шмели, пчелы, саранча, тля)

:Как питаются хищные насекомые? (Они охотятся на других насекомых или пьют кровь животных : комары, стрекозы, жужелица, божья коровка)

:Как питаются всеядные насекомые? (Они питаются как растениями, так и животными: муха, комар, медведка)

Стрекоза охотится на комаров. Шмель и бабочка, сидящие на цветках, пьют цветочный нектар и питаются цветочной пыльцой. Муравьи тянут гусеницу. Божья коровка охотится за тлей. Тля питается соками листьев растений.)

А вот у комаров питание «раздельное». Самцы комаров предпочитают соки

растений, а самки – кровь животных

Я вам сейчас расскажу сказку. Но в ней нет конца. Закончить ее поможете вы

Сказка «Спор животных»
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми.
Решили тогда животные…
-Что же решили животные?
- Придумайте продолжение этой сказки. Почему у вас получилось похожее продолжение?

Какую роль играют насекомые в природе и жизни человека?

Опираясь на свой опыт приведите еще примеры. Почему садоводы считают хищных жужелиц своими друзьями? (Жужелицы поедают мелких гусениц и слизней, которые вредят культурным растениям.)

Какие насекомых-вредителях вы еще знаете? (тля, медведки, иногда прилетает саранча)Слайд

«Что будет, если исчезнут насекомые?».

Почему надо оберегать насекомых? Опыляют растения, дают людям мёд и ценные лекарства, участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для других животных, да и просто радуют глаз)

В нашей викторине 4 раунда

1 раунд

 “Насекомые в рассказах В.Бианки”

1. Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? (Насекомые. А уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей)

 2. Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (В земле много червей и насекомых)

 3. Зачем скворцы и галки “катаются” верхом на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для гнёзд, а так же выбирают насекомых и их личинок из шерсти животных)

 4. Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются? (Майский, июльский)

 5. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него)

 6. Куда осенью исчезают бабочки? (Большинство из них гибнет с первыми холодами. Некоторые спасаются под корой деревьев, в щелях домов, заборов)

2 раунд.

 Паучки

 Сейчас мы поговорим о существах, которые очень похожи на насекомых, но ими не являются.

 Кто догадался,о ком пойдёт речь?

 1. Сколько ног у паука? (8 ног. Именно этим он и отличается от насекомых. У них 6 ног)

 2. Как паук-крестовик, сидящий в засаде, узнаёт, что к нему в паутину попала добыча?  (Он лапкой держит туго натянутую ниточку- паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Когда добыча в паутине, ниточка дёргает паука за ногу)

 3. Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой? (Водяной паук-серебрянка)

 4. Каких пауков называют “бродягами”? (Тех, которые не ткут паутину для ловли добычи)

3 раунд

Игра Поле чудес

1 тур

Эта бабочка вредная. Её имя связано с названием растения, которому она приносит вред. Её гусениц хорошо склёвывают птицы.                                                                                                                                        

Капустница.

 

2тур

Эта бабочка разноцветная: основной цвет - зелёный, красные кружочки и полоски. Она достаточно большая.                                                                                                                         

Пестрянка.

 4 раунд

Насекомые в сказках и фантастических рассказах

 Сейчас мы вспомним насекомых, которые повстречались на страницах любимых произведений.

1. В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”. (Комар, муха, шмель)2. Один из лесных докторов-насекомых, лечивших Буратино. (Богомол)

 3. Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Назовите его. (Майский жук)

 4. В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева “ Баранкин, будь человеком!”. (Бабочки: Махаон и Капустница; муравьи)

 5. В книге Р.Киплинга “Маугли”. Маленький народ не любил запаха человека. Что за насекомые скрываются за этим названием? (Дикие пчёлы)

 6. В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной, “как самолёт, а трава на берегу лужи – высокой, как зелёная стена леса”? (Я.Ларри “Необыкновенные приключения Карика и Вали”)

  1. Упражнение «Что не так?»

  2.  Послушайте предложения, скажите, верные ли утверждения, которые я произнесу? Если верно - хлопайте в ладоши, если не верно – топайте ногами. 
    Комар живёт в муравейнике. (Не верно, комар не живёт в муравейнике)
    Пчела живёт в улье. (Верно, пчела живёт в улье)
    Паук собирает нектар с цветов. (Не верно, паук не собирает нектар с цветов)
    Бабочка живет в улье. (Не верно, бабочка не живёт в улье)
    Муравей стрекочет. (Не верно, муравей не стрекочет)
    Пчела плетет паутину. (Не верно, пчела не плетет паутину)
    Кузнечик ловит птиц. (Не верно, кузнечик не ловит птиц)
    Муравьи строят муравейники (Верно, муравьи строят муравейники)
          Викторина.

  3. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины о насекомых.
    1. Какая бабочка первой появляется весной, как только солнышко начинает пригревать и растапливать снег? (крапивница)
    2. Какой жучок получил свое имя из-за того, что в момент опасности выделяет ядовитое молочко? (божья коровка)
    3. Какое насекомое имеет на крылышках специальную жилку, которой он водит по маленькой перепонке, как скрипач? (кузнечик)
    4. Какое насекомое, найдя какой-либо предмет, сначала пробует его ногой и
    определяет, съедобно оно или нет? (муха)
    5. После укуса какого насекомого, кожа  чешется? (комар)
    6. У какого насекомого глаза переливаются всеми цветами радуги и занимают почти всю голову? (стрекоза)
    7. Какое насекомое появляется из куколки? (бабочка)
    8. Какое насекомое считается самым трудолюбивым? (муравей)
    9. В какой семье насекомых есть королева? (пчелиной)
    10. У какого насекомого челюсти напоминают ветвистые рога? (жук-олень)
    11. Какое насекомое является самым большим врагом растений и плодов? (гусеница)
    12. Это очень теплолюбивое насекомое, поэтому всегда держится поближе к жилищам людей и распевает свои песенки. (сверчок)
    13. Удлиненное, словно руль тело, какого насекомого, направляет его в полете? (стрекозы)
    14. Какого насекомого в закличке просят отправиться на небо и принести хлеба? (божью коровку)
    15. Какое насекомое в Древнем Риме считали цветком, оторвавшимся от стебля? (бабочку)
    16. Какое насекомое за хищный нрав и схожую окраску называют «летающими тиграми»? (оса)
    17. Назовите хищное насекомое, которое плетет паутину. (паук)
    18. Какое насекомое светится в темноте? (светлячок)

Загадки:
1. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит….(комар)
2. Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит... (муравей)
3. Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму... (пчела)
4. Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья... (коровка)
5. Что за чудо-вертолёт
Совершает свой полёт?
Сел на листочек,
Отдохнул чуточек,
Зашуршал, загудел
И над речкой полетел. (стрекоза)

1. Какие первые живые существа появились на Земле более 400 млн. лет назад?
А) рыбы;
Б) животные;
В) насекомые;
Г) динозавры.

2. Какой раздел науки изучает насекомых?
А) зоология;
Б) энтомология;
В) альгология;
Г) ихтиология.
3. Сколько мирового урожая в год поедают насекомые?
А) 10-15%;
Б) 5-10%;
В) 15-20%;
Г) 25-30%.
4. Какие насекомые создают из глины высокие башни, где находят пристанище другие насекомые?
А) муравьи;
Б) термиты;
В) пчелы;
Г) осы.
5. Какое насекомое притворяется мертвым при нападении?
А) бабочка;
Б) стрекоза;
В) светлячок;
Г) богомол.
6. Какое насекомое обладает самым большим мозгом по отношению к своему телу?
А) комар;
Б) богомол;
В) муравей;
Г) гусеница.
7. Какие насекомые узнают и находят друг друга с помощью световых сигналов?
А) светлячки;
Б) муравьи;
В) гусеницы;
Г) жуки.
8. Какое насекомое является самым тяжелым, вес которого достигает 100 грамм?
А) жук-златка;
Б) жук-голиаф;
В) майский жук;
Г) жук-бомбардир.
9. Какое насекомое является самым быстрокрылым?
А) муха;
Б) оса;
В) стрекоза;
Г) бабочка.
10. Какое насекомое способно не есть до 10 лет?
А) клещ;
Б) комар;
В) муравей;
Г) пчела.
11. В какой стране считаются деликатесом жареные сверчки и саранча?
А) в Новой Зеландии;
Б) в Индии;
В) во Франции;
Г) в Таиланде.
12. У какого насекомого имеется 5 глаз, 3 из которых располагаются наверху головы, а 2 в передней ее части?
А) муравей;
Б) пчела;
В) кузнечик;
Г) долгоносик.
13. Какое единственное насекомое может поворачивать голову?
А) муравей;
Б) кузнечик;
В) богомол;
Г) гусеница.

14. Какого цвета кровь у кузнечика?
А) белого цвета;
Б) красного цвета;
В) синего цвета;
Г) черного цвета.
15. Какому насекомому необходимо солнечное тепло для того, что бы летать?
А) стрекоза;
Б) овод;
В) пчела;
Г) бабочка.
16. Какое насекомое, подвергаясь нападению, впрыскивает пахнущую жидкость из коленных суставов своих ног?
А) жук-олень;
Б) божья коровка;
В) богомол;
Г) саранча.
17. Какого насекомого личинка является страшным подводным хищником, нападающая даже на маленьких рыбок?
А) кузнечика;
Б) пилильщика;
В) богомола;
Г) стрекозы.
18. Какое насекомое восполняет потерю жидкости, высасывая слёзы у спящих животных?
А) моль;
Б) клещ;
В) овод;
Г) комар.
19. Какое насекомое издает самый громкий звук, сравнимый с нахождением рядом с оркестром?
А) кузнечик;
Б) саранча;
В) жук-бомбардир;
Г) водяной клоп.
20. У какого насекомого два желудка?
А) у палочника;
Б) у пчелы;
В) у жука;
Г) у долгоносика.

Рефлексия.Игра «Хлоп-хлоп, топ-топ»

-все насекомые умеют летать-

все насекомые откладывают яйца+

-к насекомым относится паук -

-насекомые имеют 3 пары ног+

- насекомые могут жить везде, кроме морских глубин+

-насекомые имеют цветное зрение+

-в Ростовской области насекомых нет -

Какие насекомые обитают в нашей местности?

Что такое красная книга?

Всего в список насекомых Красной книги Ростовской области включено 109 видов. Вот некоторые из них: богомол, дыбка, жук-олень, шмель-степной. Они относятся к редким видам и очень редким видам.

Что мы можем сделать для того чтобы сохранить этих удивительных животных? Сформулируйте

Правила поведения в природе.
-Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
-Не уничтожай насекомых.
Не разоряй жилища.

Не шуми, убирай мусор

I Поблагодарим друг друга за работу аплодисментами.

-Домой я предлагаю вам, ребята, задание по выбору

Нарисовать условные обозначения, которые помогут сохранить нам эту группу животных
Закончить я бы хотела обращением к вам, ребята:

Наблюдайте и восхищайтесь природой, изучайте и берегите ее!

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же на век мы все объединимся.

Давайте наши души сохраним.

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!