СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие кружка "Подготовка фотографических работ к выставке"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал содержит план кружкового занятия и презентацию к нему. Может быть полезен любому учителю, который готовит выставку фотографий.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка фотографических работ»

Государственное учреждение образования

«Гимназия г. Пружаны»








Кружковое занятие

«Подготовка фотографических работ

к выставке»







Составитель Локтева Галина Григорьевна,

Руководитель кружка «Мир глазами детей»





















Кружковое занятие

«Подготовка фотографических работ к выставке»


Цели и задачи:

  • формирование основ знаний об оформлении фотографических работ к выставке и практических умений изготовления паспарту;

  • создание условий для развития основ художественного творчества;

  • создание условий для воспитания художественной культуры и эстетического вкуса, умения работать в группах

Оборудование и обеспечение:

  • проектор,

  • экран,

  • презентация «Подготовка паспарту»,

  • напечатанные фотоработы,

  • разноцветные картон и бумага, ножницы, линейка, карандаши простые, односторонний и двухсторонний скотч.

Ход занятия

I. Введение. Мотивация

Учитель: В ходе нашей работы мы отобрали и напечатали фотографии, которые будем размещать на выставке «Мир глазами детей». Однако для оформления выставки необходимо подготовить эти работы. Сегодня мы и узнаем как обычно оформляются фотоработы на выставку и научимся изготовлять паспарту.

Демонстрация фотографий с выставок фоторабот.


II. Основная часть.

  1. Знакомство с основами теории оформления фотографических работ

Учитель:

Паспарту — это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту — это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно?

  • Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении.

  • Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды.

  • В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя.

  • В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами.

  • В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства.

Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан.

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

Рис. 1

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.


Рис. 2

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле — и восприятие изображения значительно улучшается.

Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Часто можно также встретить следующие рекомендации: для вертикальных изображений верхнее поле должно быть больше, чем боковые. Для горизонтальных изображений, наоборот, боковые поля должны быть шире, чем верхнее поле. И только в случае квадратного изображения надо соблюдать равенство между верхним полем и боковыми. Однако на практике именно эти правила чаще всего нарушаются, поэтому относиться к ним надо весьма критически.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).

Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).

Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», - пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надписи, подписи, объяснительные тексты {этикетки). Надписи — заголовки выставки и ее разделов — делают обычно крупным шрифтом. Заголовок выставки, когда она размещена на одном стенде, делают прямо на нем. Если выставка занимает несколько стендов, заголовок помещают над центральными стендами. В некоторых случаях для заголовка отводят целую стену, дополняя его эмблемой, рисунком.

Для выполнения заголовков применяются академический, обыкновенный, а также различные декоративные шрифты. Выбор шрифта должен определяться темой выставки. Заголовки для планшетов делаются более мелкими и строгими по рисунку шрифтами. Здесь применимы различные варианты начертания рубленого шрифта (узкий, жирный, светлый, наклонный). Для подписей под экспонатами используется и курсивный шрифт.

  1. Практическое часть

Кружковцы разбиваются на группы. Каждая группа получает несколько фотографий и задание:

Подобрать для полученных фотографий цвет паспарту,

Изготовить паспарту:

  • выбрать размеры,

  • разметить на листе расположение рамки,

  • вырезать отверстие,

  • разместить фотографию на картоне, закрепив с помощью маленького кусочка двухстороннего скотча,

  • прикрепить верхнюю часть паспарту.

  1. Подведение итогов занятия

Демонстрация получившихся работ. Высказывание кружковцами мнения о качестве выполненной работы и об основных знаниях и умениях, полученных на занятии.

  1. Рефлексия

Дерево настроения

Литература:

  1. Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Урок 15.

  2. Уэйд Дж. Техника пейзажной фотографии. Пер. с англ. — М.: Мир, 1989.

  3. http://stroy-server.ru/notes/khudozhestvennoe-oformlenie-ekspozitsii-i-vystavok

  4. http://www.hobbymaker.narod.ru/Articles/mats_rus.htm



Приложение: Репортаж с выставки





Просмотр содержимого презентации
«паспарту»

Подготовка фотографий к выставке ГУО «Гимназия г. Пружаны»

Подготовка фотографий к выставке

ГУО «Гимназия г. Пружаны»

Паспарту

Паспарту

  • Паспарту — это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту — это поля между физической рамой и изображением.
Зачем нужно паспарту?

Зачем нужно паспарту?

  • паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении;
  • паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды;
Зачем нужно паспарту?

Зачем нужно паспарту?

  • грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя;
  • рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами;
  • оно само по себе может являться предметом искусства.
О симметрии в паспарту   Большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан.

О симметрии в паспарту

Большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан.

О симметрии в паспарту   «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями»

О симметрии в паспарту

«Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями»

О симметрии в паспарту   Никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту. °

О симметрии в паспарту

Никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

°

О симметрии в паспарту    Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180

О симметрии в паспарту

Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180

О симметрии в паспарту

О симметрии в паспарту

  • Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес . И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.
О симметрии в паспарту

О симметрии в паспарту

  • Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями.
О симметрии в паспарту    В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A).  Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. Даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

О симметрии в паспарту

В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A).

Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. Даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Как правильно поместить изображение в раму

Как правильно поместить изображение в раму

  • Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен.
  • Ширина бокового поля при обрамлении фотографии, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.
Как правильно поместить изображение в раму

Как правильно поместить изображение в раму

  • Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.
  •  
Как правильно поместить изображение в раму Если размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений. .На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Как правильно поместить изображение в раму

Если размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений.

.На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Выбор цвета паспарту   Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).

Выбор цвета паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).

Выбор цвета паспарту   Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее. На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

Выбор цвета паспарту

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее. На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

Выбор цвета паспарту   Недостатки различных цветов:

Выбор цвета паспарту

Недостатки различных цветов:

  • белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения,
  • черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей.
  • серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным. Кроме того, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.
Выбор цвета паспарту

Выбор цвета паспарту

  • Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме так и цветные
Выбор цвета паспарту При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.

Выбор цвета паспарту

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.

Выбор цвета паспарту Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рисунке это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении

Выбор цвета паспарту

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рисунке это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении

Как обеспечить сохранность произведения

Как обеспечить сохранность произведения

  • Накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть.
  • Не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку.
  • Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.
Как обеспечить сохранность произведения

Как обеспечить сохранность произведения

  • Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки.
  • Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны. Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.
Выводы Готовые паспарту и рамки, имеющиеся в широкой продаже, редко помогают гармонично оформить произведение изобразительного искусства. Поэтому типовым решениям следует предпочесть индивидуальный подход. При этом необходимо учитывать:

Выводы

Готовые паспарту и рамки, имеющиеся в широкой продаже, редко помогают гармонично оформить произведение изобразительного искусства. Поэтому типовым решениям следует предпочесть индивидуальный подход. При этом необходимо учитывать:

  • - законы восприятия;
  • - свойства самого произведения;
  • - особенности интерьера, в который будет помещено изображение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!