СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие кружка "Волшебный мир природы " на тему: Культурные и дикорастущие растения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка "Волшебный мир природы " на тему: Культурные и дикорастущие растения»

Дата: 30.09.2020 г.

Кружок: «Волшебный мир природы»

Тема: "Культурные и дикорастущие растения"

Цель: ознакомить обучающихся с тем, что существуют дикорастущие и культурные растения, объяснить разницу и дать представление о том, для чего человек занимается окультуриванием.

Задачи :

  1. Сформировать стойкие понятия культурные и дикорастущие растения

  2. Развивать интерес к изучению растений родного края

  3. Воспитывать бережное отношение к природе

Ход занятия

1. Понятие культурных и дикорастущих растений

Как Вы считаете, какие основные отличия сосны от груши? (выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что сосна растет в лесу, а груша – в саду). А чем отличается одуванчик от огурца? (тоже выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что одуванчик растет сам по себе и его можно найти где хочешь, а за огурцом ухаживает человек и его можно отыскать только в огороде).

А теперь, когда вы уже знаете, какие разнообразные есть растения, давайте разделим их на две большие группы. Те растения, которые растут везде и которым не нужен человек, чтобы ухаживать за ними, называются дикорастущими (их название говорит само за себя). Те растения, которые растут в саду, в огороде и для роста которых необходимо вмешательство человека, называются культурными. Их название в меньшей мере передает их суть, потому что культурными мы привыкли считать людей, которые ходят в театры, посещают библиотеки, разговаривают без бранных слов. Однако слово «культурный» по отношению к растениям имеет другой смысл, и мы о нем поговорим чуть позже.

Практическое задание (на развитие логики):

Как вы считаете, какие растения появились раньше – дикорастущие или культурные? Почему? (выслушать все ответы, особое внимание обратить на пояснения, дать возможность высказать свое мнение тем детям, для которых это важно).

2. Как появились культурные растения?

Вы правильно сказали, что поскольку растения появились на Земле раньше, чем здесь оказался человек, то дикорастущие растения имеют более длительную историю, нежели культурные. В далекие времена, когда человек только-только отошел от обезьян и питался тем, что мог собрать с деревьев и кустов, все растения были дикорастущими. Вмешательство человека заключалось только в том, что он собирал урожай.

Первые культурные растения появились тогда, когда человек заметил, что для выращивания зерна надо положить в землю зерно. А для того, чтобы вырастить абрикосу, надо положить в землю косточку. Словом, с этого момента, когда новые деревья, кустарники и просто небольшие кустики стали появляться не сами по себе, а с непосредственным участием человека, стала развиваться группа культурных растений.

Практическое задание:

Что же нужно было делать человеку для того, чтобы культурное растение дало урожай? (правильные ответы – сажать, поливать, убирать вредных насекомых, пропалывать от сорняков, лечить, если растение болеет, отгонять диких животных, которые хотели бы полакомиться вкусненьким).  

3. Почему человек стремится окультуривать растения?

Почему человека не удовлетворял тот урожай, который давали дикорастущие растения? Сравним плоды дикой яблони и окультуренной, вы наверняка в своей жизни видели и те, и другие. У дикой яблони плоды маленькие, в большинстве своем кислые, да и их количество сравнительно небольшое. Что касается яблони, растущей в саду, то тут плоды намного больше в размерах, они более сладкие, а урожайность их гораздо выше. То же самое касается и малины – дикорастущая в лечу мелкая и кислая, а культурная, которую можно найти в огороде, - крупная и сладкая.

Все это – результат воздействия человека. Оказывается, у слова «культура» есть еще один смысл – в переводе с латинского оно означает «возделывать», «обрабатывать». Точно также, как нас «обрабатывают» в театре, в книжках, в процессе воспитания, прививая положительные качества и свойства, точно также человек поступает по отношению к растениям.

Что еще делал человек для того, чтобы окультурить растения? Он наблюдал за тем, какие семена дают лучший урожай, и на следующий год сажал только их. Это повысило урожайность, улучшило качества тех растений, которые он выращивал.

А еще человек разнообразил те продукты, которые он выращивал. Например, дикорастущая черешня мелкая, кислая, с большой косточкой, преимущественно светло-красного цвета. А та черешня, которую мы покупаем на базаре и кушаем каждую весну и лето (то есть культурная) – она совсем другая. Во-первых, есть множество ее цветов и оттенков – от бледно-желтого до темно-бордового. Во-вторых, есть множество вкусовых оттенков, так что довольны будут все – и любители кислинки, и поклонники сладостей.

Практическое задание:

Инф. минутка "Экстремизм не пройдет!"

Лето и осень– пора ярких красок. На клумбах пестреют цветы. Над лепестками порхают бабочки. В это время можно найти большое количество природных материалов для детского творчества. Например, летом можно обновить коллекцию гербария, добавить новые оригинальные образцы целых растений или их отдельных частей. А осенью из засушенных листьев можно делать разноцветные аппликации, оформлять открытки. Например, как вам такая аппликация из листьев? Сделать ее проще простого, справится даже малыш.  

Д ля работы:

  • засушенные листья, лепестки и целые цветы;

  • клей-карандаш;

  • половина альбомного листа;

  • фломастеры;

  • линейка. 



Вначале я решила нарисовать рамку для аппликации, используя для этого линейку и голубой фломастер.

  Дальше оформляем ромашковое поле с помощью цельных цветов. Стебли мы заранее удалили. Чтобы немного озеленить территорию, добавляем крошечные листочки хризантем.

В отличие от тонких паутинок ромашковых листьев, эти элементы смотрятся интересно. Приклеиваем декор к бумаге, используя клей-карандаш.

 Выбираем листики разного размера для крыльев бабочки. Прикладываем их к основе, чтобы определиться с местом расположения бабочки.

К оричневым фломастером аккуратно рисуем контуры головы и удлиненного туловища. Теперь листья можно убрать и закончить работу.

Добавляем бабочке черные усики. Осталось приклеить четыре крыла

. Задача на этом этапе – сделать их такими же яркими как крылья настоящей бабочки.



П ослойно наклеиваем листья разной формы и размера пока не достигнем искомого результата.

 Наша аппликация из листьев – «Бабочка» готова. Пойдем, продемонстрируем работу домочадцам. Наверняка наше насекомое понравится всем без исключения.


С амое интересное, что при желании повторить такую же аппликацию из листьев не получится. Ведь сколько в природе существует листьев, столько разновидностей бабочек можно сделать.

Кстати! Если Вам хочется сделать более сложную и интересную картину из природных материалов, обязательно попробуйте.



Закрепление материала:

Ответить на проверочные вопросы

Какие растения можно назвать дикорастущими? Какие культурными? Слива, которая дает плоды без вмешательства человека и растет по дороге на море, относится к культурным или дикорастущим? Зачем человек окультуривает растения? Какие дополнительные выгоды это ему дает? Как называется наука, которая занимается улучшением существующих свойств растений и животных, а также формированием новых разновидностей?.

4. Итоги занятия:

В ходе проведённого занятия обучающиеся узнали:

  • Какие растения называются дикорастущими, какие – культурными.

  • Какая между ними разница.

  • Как появились культурные растения.

  • Зачем человек окультуривает растения.

Домашнее задание:

Найти 5 дикорастущих и 5 культурных растений, которые не растут в нашем крае и о которых не упоминалось на занятии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!