СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие «Можно ли обойтись без наказаний».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие «Можно ли обойтись без наказаний».»

Занятие «Можно ли обойтись без наказаний».


Цель: рассказать родителям о методах и стилях общения с ребенком.


Задачи:

1.раскрыть значение таких форм воспитательных воздействий как поощрение и наказание.

2.ознакомить родителей с методами воздействия на ребенка путем поощрения и наказания.

3.обучить способам выхода из проблемных ситуаций путем использования приемов «Ты-сообщения», «Я-сообщения».

4. Обсуждение практических ситуаций.


Оборудование:

листы бумаги формата А4, ручки, карандаши, магнитофон, раздаточный материал.


Ход занятия

Ритуал приветствия.

Родители приветствуют друг друга, взявшись за руки и слегка пожимая их. Затем психолог предлагает участникам, озвучить с каким настроением, и каким ожиданием пришёл каждый из них.


Основная часть.

Мы все тоже были детьми и очень любили, когда мама называла нас ласково и хвалила. Давайте ненадолго вернемся в свое детство и вспомним ласковые мамины слова. Передавая игрушку, назовите, какими словами мама вас называла ласково в детстве и за что и как она вас хвалила.

Как воспитывать ребенка, чтобы раскрыть всё лучшее, что в нем заложено, и проявить всё лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Быть родителями - это значит, всё время учиться ими быть: развивать интуицию, умение слышать и понимать детей, по мере того, как они растут; помогать себе и им стать ближе друг другу, сохранять в семье добрую, теплую атмосферу.

Если родители не всегда умело используют по отношению к ребенку-дошкольнику методы наказания и поощрения, то у него могут проявляться капризы, агрессия, неуравновешенность. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становиться достаточно высоким, снижаются показатели возрастного развития, ребенок с трудом, неохотно усваивает предлагаемый ему материал. Можно говорить о том, что принуждение и поощрение, как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, если родители пользуются ими недостаточно продуманно. Именно об этом наша сегодняшняя беседа.


Упражнение «Что может быть поощрением, а что может быть наказанием?»

Назовите конкретные действия, слова, поступки взрослого, которые могут быть похвалой и наказанием

- А как думаете вы, что такое поощрение?

В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу поощрения.

- Ответьте на вопрос: какие виды поощрения используете вы в своей семье?

- За что, как вы думаете, нужно поощрять детей?

- А как думаете вы, что такое наказание?

- какие виды наказания используете вы в своей семье?

- За что, как вы думаете, нужно наказывать детей?


Я предлагаю вам посмотреть на самые распространенные варианты ответов на этот вопрос.

  • словесное неодобрение, выговор (приемы «Ты-сообщение», «Я-сообщение);

  • выключение из общей жизни семьи (стул, угол, другая комната, без интересных занятий для ребенка)

  • метод естественных последствий (шалил-разлил-вытирай, долго одевался - не пошли на дальнюю интересную площадку, не убрал игрушки, мама убрала, но не успела почитать)

Очень важно, наказывая ребенка, всегда говорить о своих чувствах: «Я тебя люблю. Но мне не нравится, (расстраивает, огорчает), когда…


НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:


  • ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

  • когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

  • во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

  • после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

  • когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

  • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

  • когда вы сами не в себе.


Упражнение «Закончите предложение…»

А теперь уважаемые родители мы с вами попробуем закончить следующие предложения

Я хвалю ребенка если…

Я ругаю его если…

Я дарю ему подарки если…

Я наказываю ребенка, если…





Упражнение «Ситуации»

Предлагаю оценить поведение ребенка- действия родителей.

Ситуация 1

- во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание – реакция родителей.

Ситуация 2

В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. – реакция родителей.

Ситуация 3

- ребенок плюнул в бабушку – реакция родителей.

Ситуация 4

- ребенок падает на пол и кричит – реакция родителей.

Ситуация 5

- ребенок назвал маму «дурой» – реакция родителей.

Ситуация 6

- во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание – реакция родителей.

Ситуация 7

В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. – реакция родителей.

Ситуация 8

- ребенок плюнул в бабушку– реакция родителей.

Ситуация 9

- ребенок падает на пол и кричит– реакция родителей.

Ситуация 10

- ребенок назвал маму «дурой» – реакция родителей.


И в завершении нашего диалога я хотела бы рассказать одну притчу.

«Ладная семья»

Жила на свете семья. Она была не простая. Боле 100 человек насчитывалась в этой семье. И занимала она целое село. Так жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье.

Ни сор, ни ругани, никаких драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село и душа его возрадовалась кругом чисто, красота достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье?

Глава семьи взял лист и стал что-то писать на листе бумаги. Закончив писать, он передал лист владыки. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

«Любовь, Прощение, Терпение» И в конце листа:

«Сто раз любовь, Сто раз Прощение, Сто раз терпение. Прочел владыка и спросил и всё?

Да – ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,- подумав, добавил: «… и мира тоже».


Игровое упражнение «Похвалим друг друга»

Цель: создание доброжелательной обстановки, позитивного настроения участников.

Инструкция: Передавая игрушку, похвалим друг друга, назовем, что нам было приятно при общении друг с другом.


Итог занятия.

Смогли ли мы на сегодняшней встрече дать ответ на вопрос «Как правильно применять наказания и поощрения?» Наверное, да, потому что мы раскрыли сущность каждой из форм воспитательного воздействия. А уж, что выберете Вы - зависит от вашего внутреннего осознания необходимости выбирать лучшее для своего ребенка.

Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются ваши взаимоотношения. Насколько родители и дети эмоционально близки другу.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!