Занятие «Можно ли обойтись без наказаний».
Цель: рассказать родителям о методах и стилях общения с ребенком.
Задачи:
1.раскрыть значение таких форм воспитательных воздействий как поощрение и наказание.
2.ознакомить родителей с методами воздействия на ребенка путем поощрения и наказания.
3.обучить способам выхода из проблемных ситуаций путем использования приемов «Ты-сообщения», «Я-сообщения».
4. Обсуждение практических ситуаций.
Оборудование:
листы бумаги формата А4, ручки, карандаши, магнитофон, раздаточный материал.
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Родители приветствуют друг друга, взявшись за руки и слегка пожимая их. Затем психолог предлагает участникам, озвучить с каким настроением, и каким ожиданием пришёл каждый из них.
Основная часть.
Мы все тоже были детьми и очень любили, когда мама называла нас ласково и хвалила. Давайте ненадолго вернемся в свое детство и вспомним ласковые мамины слова. Передавая игрушку, назовите, какими словами мама вас называла ласково в детстве и за что и как она вас хвалила.
Как воспитывать ребенка, чтобы раскрыть всё лучшее, что в нем заложено, и проявить всё лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Быть родителями - это значит, всё время учиться ими быть: развивать интуицию, умение слышать и понимать детей, по мере того, как они растут; помогать себе и им стать ближе друг другу, сохранять в семье добрую, теплую атмосферу.
Если родители не всегда умело используют по отношению к ребенку-дошкольнику методы наказания и поощрения, то у него могут проявляться капризы, агрессия, неуравновешенность. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становиться достаточно высоким, снижаются показатели возрастного развития, ребенок с трудом, неохотно усваивает предлагаемый ему материал. Можно говорить о том, что принуждение и поощрение, как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, если родители пользуются ими недостаточно продуманно. Именно об этом наша сегодняшняя беседа.
Упражнение «Что может быть поощрением, а что может быть наказанием?»
Назовите конкретные действия, слова, поступки взрослого, которые могут быть похвалой и наказанием
- А как думаете вы, что такое поощрение?
В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу поощрения.
- Ответьте на вопрос: какие виды поощрения используете вы в своей семье?
- За что, как вы думаете, нужно поощрять детей?
- А как думаете вы, что такое наказание?
- какие виды наказания используете вы в своей семье?
- За что, как вы думаете, нужно наказывать детей?
Я предлагаю вам посмотреть на самые распространенные варианты ответов на этот вопрос.
словесное неодобрение, выговор (приемы «Ты-сообщение», «Я-сообщение);
выключение из общей жизни семьи (стул, угол, другая комната, без интересных занятий для ребенка)
метод естественных последствий (шалил-разлил-вытирай, долго одевался - не пошли на дальнюю интересную площадку, не убрал игрушки, мама убрала, но не успела почитать)
Очень важно, наказывая ребенка, всегда говорить о своих чувствах: «Я тебя люблю. Но мне не нравится, (расстраивает, огорчает), когда…
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
когда вы сами не в себе.
Упражнение «Закончите предложение…»
А теперь уважаемые родители мы с вами попробуем закончить следующие предложения
Я хвалю ребенка если…
Я ругаю его если…
Я дарю ему подарки если…
Я наказываю ребенка, если…
Упражнение «Ситуации»
Предлагаю оценить поведение ребенка- действия родителей.
Ситуация 1
- во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание – реакция родителей.
Ситуация 2
В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. – реакция родителей.
Ситуация 3
- ребенок плюнул в бабушку – реакция родителей.
Ситуация 4
- ребенок падает на пол и кричит – реакция родителей.
Ситуация 5
- ребенок назвал маму «дурой» – реакция родителей.
Ситуация 6
- во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание – реакция родителей.
Ситуация 7
В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. – реакция родителей.
Ситуация 8
- ребенок плюнул в бабушку– реакция родителей.
Ситуация 9
- ребенок падает на пол и кричит– реакция родителей.
Ситуация 10
- ребенок назвал маму «дурой» – реакция родителей.
И в завершении нашего диалога я хотела бы рассказать одну притчу.
«Ладная семья»
Жила на свете семья. Она была не простая. Боле 100 человек насчитывалась в этой семье. И занимала она целое село. Так жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье.
Ни сор, ни ругани, никаких драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село и душа его возрадовалась кругом чисто, красота достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье?
Глава семьи взял лист и стал что-то писать на листе бумаги. Закончив писать, он передал лист владыки. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
«Любовь, Прощение, Терпение» И в конце листа:
«Сто раз любовь, Сто раз Прощение, Сто раз терпение. Прочел владыка и спросил и всё?
Да – ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,- подумав, добавил: «… и мира тоже».
Игровое упражнение «Похвалим друг друга»
Цель: создание доброжелательной обстановки, позитивного настроения участников.
Инструкция: Передавая игрушку, похвалим друг друга, назовем, что нам было приятно при общении друг с другом.
Итог занятия.
Смогли ли мы на сегодняшней встрече дать ответ на вопрос «Как правильно применять наказания и поощрения?» Наверное, да, потому что мы раскрыли сущность каждой из форм воспитательного воздействия. А уж, что выберете Вы - зависит от вашего внутреннего осознания необходимости выбирать лучшее для своего ребенка.
Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются ваши взаимоотношения. Насколько родители и дети эмоционально близки другу.