Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7 «Дарование»
«Поход в магазин»
Занятие по формированию элементарных математических представлений
для детей 4- 5 лет
Составитель:
Майгова О. В., воспитатель
г. Юрга 2024 г.
Цель: Развитие логического мышления посредством активизации мыслительных операций.
Задачи:
- развивать умение подбирать обобщающие понятия к ряду предметов;
- совершенствовать умение группировать предметы по определённым признакам;
- развивать умение сравнивать предметы по трём и более признакам;
- формировать умение следовать по инструкции, а также действовать по аналогии;
- развивать образное мышление, воображение, зрительное внимание, память;
- воспитывать гуманное отношение к пожилым людям.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные карты-таблицы к игре «Найди девятый» (4 шт.); витрины магазинов; вывески с названиями отделов (4 шт.); карты с изображениями одежды, продуктов, цветов, рабочих инструментов, мебели, обуви, товаров бытовой химии; детское мыло, игрушки, в том числе резиновые и меховые медведи, пакет с ручками, конфеты двух – трёх сортов, тапочки, муляжи фруктов и овощей, записка, карточки к игре в ассоциации, стулья по количеству детей, столы, карандаши.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Нужно хлеба нам купить
Иль подарок подарить –
Сумку мы скорей берём
И на улицу идём.
Там проходим вдоль витрин
И заходим в …(магазин).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в магазин за конфетами! Хотите?
Основная част
Воспитатель: Ребята, а что можно купить в магазинах? (Ответ детей).
Воспитатель: Конечно, мы можем купить в магазинах всё, что нам необходимо. Магазины бывают разных видов, в зависимости от того, что в них продаётся.
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру.
Игра «Назови одним словом» (на развитие обобщения)
Воспитатель:Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? (Продукты)Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? Продуктовый.
Куртка, носки, платье - что это всё? (одежда). Значит, какой магазин, если в нём продаётся одежда? (магазин одежды).
Диван, кровать, стол – одним словом (мебель), значит магазин мебельный.
Сапоги, валенки, ботинки – это (обувь), значит обувной магазин.
Молоток, топор, плоскозубцы - (рабочие инструменты), значит магазин рабочих инструментов.
Орхидея, роза, кактус – (цветы), значит магазин цветочный.
Воспитатель: Да, чуть не забыла, сегодня утром моя бабушка попросила меня сделать для неё покупки в магазине и дала пакет со списком. Давайте посмотрим этот список. (Вытаскиваю 4 таблицы с запиской).
Игра «Найди девятый»(на развитие логического мышления, аналогии)
Воспитатель: Читаем записку. «Купите мне то, что должно быть в пустой клеточке» (разгадываем: мыло, тапочки, яблоки, мягкого мишку). Здесь ещё написано: «Они должны быть 10-го размера; туалетное детское; меховой коричневый; красные, 3 штуки». Как вы думаете, о чём идёт речь?
Воспитатель: Нам с вами ещё нужно купить конфет (напоминаю). Вот бы всё это купить сразу в одном месте. Как называют крупный магазин, в котором продаются и продукты, и игрушки, и моющие средства? (супермаркет).
Мы сегодня с вами отправимся в супермаркет. Давайте подойдём к первому отделу. Читаю вывеску: отдел «Чистюля». Как вы думаете, ребята, что продаётся в этом отделе? (Ответы детей).
Игра «Что лишнее»
Воспитатель: Наверное, продавец что–то перепутал. Как вы думаете, чего не должно продаваться в этом отделе? (дети находят 2 лишних предмета: банан и игрушку). Правильно! Что нам здесь нужно взять? (мыло туалетное детское). Берём с витрины мыло и подходим к следующему отделу.
Воспитатель: Читаем вывеску: отдел «Каблучок». Как вы думаете, ребята, что мы можем купить в этом отделе? Скажем одним словом… (обувь).
Игра «Разбери по полочкам»? (на развитие зрительного внимания)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, по-моему здесь кто то не правильно расставил обувь. Ведь в магазине нужно ставить всё на свои места. (Дети меняют местами пары, на верхней летняя, на нижней зимняя). Алиса, напомни, пожалуйста, что нам здесь нужно было купить? (тапочки 10-го размера) Берём тапочки, и идём дальше.
Воспитатель: Часть покупок мы уже с вами сделали, немного отвлечёмся.
Физкультминутка
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм)
Станем денежки считать!
Один (рубль), два, три, четыре (загибаем пальцы)
Вот мы туфли и купили! (указываем ручками на обувь)
Воспитатель: Идём дальше за покупками. Читаем вывеску: отдел «Лакомка». Что здесь можно купить, ребята? (Ответы детей). Что нам нужно здесь купить (яблоки красные 3 штуки, конфеты по 5 штук каждого сорта). Конечно, (удивлённо) но только здесь, почему-то, всё перепутано, - наверное, это сделал какой-то рассеянный покупатель. Давайте мы разложим, всё по своим местам.
Игра «Овощи, фрукты, конфеты» (на развитие классификации)
Воспитатель: Девочки разложат овощи и фрукты, а мальчики – конфеты (шоколадные, и карамель) по отдельным контейнерам. Берём яблоки и конфеты.
Игра «Ассоциации»
Воспитатель: Ребята, а откуда продукты попадают в магазин?(Ответы детей).
(Детям раздаётся карточки с изображением продуктов и мест откуда они появляются).
Воспитатель: Давайте нарисуем линию от продукта к тому месту, откуда он появляется.
Молоко – корова
Семечки – подсолнух
Хлеб – колосок
Банан – пальма
Грибы – лес
Яйца – курица
Морковь – грядка
Яблоко - яблоня
Воспитатель: Читаем название отдела: отдел «Мир игрушек» Что здесь может продаваться, ребята (игрушки). Что нам здесь нужно купить (мягкую игрушку - мишку). Сколько здесь медведей, Миша? (здесь четыре медведя). Они все разные или одинаковые (разные).
Игра «Сравни медведей»
Воспитатель: Чем похожи медведи (цветом), а чем они отличаются (размером, материалом: резиновый и меховые). Выбираем одного медведя. Складываем в пакет.
Воспитатель: Вот, кажется, мы сделали с вами все покупки, вечером я передам их своей бабушке, а конфеты мы с вами попробуем в группе.
3.Заключительная часть (3 минуты)
- Ребята, куда мы сегодня с вами ходили? (в большой магазин, супермаркет)
-Что покупали? По чьей просьбе?
Воспитатель: Правильно! Мы с вами помогли пожилому человеку, который не может сходить сам в магазин и сделать покупки.
- В каких отделах магазина побывали?
- Вам понравилось делать покупки?
Воспитатель: Мне тоже было с вами интересно.