Тема: Буква П, п.
Цель: Познакомить с буквой П, п.
Задачи:
-
Учить проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; глухие – звонкие; применять правила написания букв.
-
Познакомить с буквой П п и тем, что она обозначает звуки [П] и [Пʹ].
-
Учить изменять слова, добавляя один звук.
-
Развивать фонематический слух.
-
Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов.
-
Уметь на слух определять местоположение звуков.
-
Научить разгадывать ребусы.
-
Закреплять графические и оптико-пространственные признаки букв, формировать навыки их дифференциации.
-
Развивать пространственное воображение, тренировку глазомера и мелких кистей рук.
-
Формировать предпосылки к учебным действиям – проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Оборудование: красные, синие, зелёные фишки, касса с гласными буквами, согласные буквы М м, Н н, П п синего и зелёного цветов, тетради, цветные карандаши.
Ход.
Вводная часть.
-
Чтение потешки. (слайд)
Говорит попугай попугаю:
- Попугай, попугай, я тебя попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
- Не пугай, не пугай, не пугай!
- Ребята, какой звук чаще всего встречался в этом стихотворении? (Звук [П]).
- Звук [П] – это согласный твёрдый звук, он произносится с помощью губ строго, твёрдо. Во рту образуется преграда. Звук [П] на письме будем обозначать синим цветом.
Основная часть.
-
Задание «Найди звук». (слайды)
- Назовите слова пальма, муха, Пух, паутина, павлин. В каких словах звук [П] слышится в начале слова? Раскрасьте синим цветом квадратики под картинками.
-
Словесная игра «Добавь звук».
- Я буду называть слово, а вы к моему слову вначале слова добавьте звук [П] и произнесите новое слово. Например, ушки – пушки.
Уля - …пуля Аня – Паня Оля – Поля лавки - плавки
Аллочка – палочка Олечка – Полечка луг – плуг ушки – пушки
- А как вы думаете, а у звука [П] есть мягкий братец – мягкий согласный звук? Как он будет звучать? (ППь). Звук [П′] – это согласный мягкий звук, он произносится с помощью губ мягко, нежно. Во рту образуется преграда. Звук [П′] на письме будем обозначать зелёным цветом.
-
Задание «Положение звука». (слайды)
- Назовите предметы, изображённые на картинках. Определите позицию звука [П′] в словах пионы, опята, пень, цепь. Отметьте его положение в схеме зелёным кружком.
- Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [П] и [П′].
-
Знакомство с буквой П п. (слайд)
- Сегодня мы познакомимся с буквой П п.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
А. Шибаев
- На что похожа буква П п?
-
Характеристика звука. (слайды)
- Посмотрите внимательно на схему, сейчас мы с вами научимся давать характеристику звуку.
Слово паутина с какого звука начинается? Со звука [П]. Звук [П] – согласный (есть преграда для воздуха – губы смыкаются), твёрдый, глухой. На письме будем обозначать синим цветом.
- Слово пила начинается со звука [П′]. Звук [П′] – согласный, мягкий, глухой. Звуки [П] и [П′] на письме обозначаются буквой П.
- Есть заглавная буква П, она пишется как и маленькая буква п, но только в начале слов, обозначающих имена, фамилии, названия городов, рек, морей …
-
Чтение слоговой ленты. (слайд)
- Ставим пальчик на слоговую ленту и сверху вниз прочитываем слоги.
-
Физминутка.
От зелёного причала оттолкнулся пароход ходьба на месте
От зелёного причала он шагнул назад… шаг вперёд, шаг назад
Вперёд …. шаг вперёд
И поплыл-поплыл по речке движение руками
Набирая полный ход. быстрый шаг, до бега.
-
Звукобуквенный анализ слов парус, пила. Постановка ударения, деление слов на слоги. (слайды)
-
Разгадывание ребусов. (слайды)
- Мы с вами сегодня будем разгадывать ребусы. А что такое ребусы? Это в рисунках зашифрованные слова. Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, что вы видите?
(Из кастрюли идёт пар. Нарисованные усы.)
- Если мы сложим два слова: пар и ус и произнесём их быстро, то получится слово парус. Вот какое слово было зашифровано в ребусе. Попробуйте разгадать ещё одно слово: буква М и рисунок арка. Получится слово марка.
-
Зрительная гимнастика. (слайды)
- Пусть наши глазки немного отдохнут, сделаем зрительную гимнастику.
- Перед нами видеоазимут.
Заключительная часть.
-
Задание «Найди свой домик». (слайды)
- Перед нами картинки и три схемы, положения звука в начале, серединке, конце. Называем слово и ведём дорожку туда, где услышим звук.
Перо капуста суп
Павлин шапка укроп
Петух капитан карп
Пианино
-
Самоконтроль и самооценка выполненной работы.