СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по профилактике асоциального поведения среди молодежи "От сигарет ковбои мрут"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из наиболее распространенных вредных молодежных привычек является табакокурение. По мере того, как смертность и заболеваемость, обусловленная курением, становятся очевидными и осознаются обществом, отношение к курению изменяется. На первый взгляд, вопросы профилактики табакокурения и никотиновой зависимости обсуждаются достаточно. Однако форма обсуждения часто является излишне морализаторской со стороны взрослых, что вызывает отторжение в молодежной среде. 

Поэтому мы попробуем взглянуть на этот вопрос с иной точки зрения.

Мы считаем, что использование в ходе образовательного процесса интерактивных методов обучения является наиболее приемлемым с методической точки зрения способом подачи и восприятия информации, показывающим учащимся суть проблемы и мотивирующим их к личным действиям в данном направлении. Именно это обусловило выбор нами формы подачи представленного материала - театральная постановка в стихах, как основная часть занятия.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по профилактике асоциального поведения среди молодежи "От сигарет ковбои мрут"»

Управление образования

Гомельского городского исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Гомельский городской центр дополнительного

образования детей и молодёжи»

ОТ СИГАРЕТ КОВБОИ МРУТ

Автор:

Сергеенко Сергей Петрович,

методист

Адрес:

г. Гомель, ул. Л. Толстого, 17

тел. 8 (0232) 22-33-64

e-mail: [email protected]

Гомель

2020


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная Записка 3

Ход Занятия 5

Список использованной литературы и информационных ресурсов 10

Приложение_1 11

Приложение_2 12

Приложение_3 16




Пояснительная Записка

Истинный показатель цивилизации –

не уровень богатства и образования,

не величина городов, не обилие урожаев,

а облик человека, воспитанного страной.

Ральф Эмерсон

В современных условиях и семья, и система образования сталкиваются с проблемой роста детских и подростковых девиаций (алкоголизм, табакокурение, наркомания, суицид, игровая зависимость, сквернословие).

Проблема асоциального поведения в молодежной среде – это тот «ком», который может подмять под себя любое общество, если ему не противопоставить систему работы, при которой личность подростка, будет способна противостоять негативным жизненным проявлениям.

Вот почему с учетом социального заказа, потребностей практики проблема профилактики девиантного поведения приобретает в современной ситуации особую актуальность и значимость. Именно на нас, педагогов, возложена огромная ответственность за воспитание личности растущего человека с активной социальной позицией, с устойчивыми поведенческими реакциями в рамках правового поля, личности, мотивированной на созидание, а не на разрушение.

Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых положительных результатов, однако сколько-нибудь серьезных успехов в профилактике асоциальных явлений вряд ли можно добиться без детальной разработки педагогического аспекта данной проблемы.

Одной из наиболее распространенных вредных молодежных привычек является табакокурение. Курение было легальным и социально приемлемым во многих странах в течение многих лет. Именно поэтому его расценивают как привычку, а не как наркотическую зависимость. По мере того, как смертность и заболеваемость, обусловленная курением, становятся очевидными и осознаются обществом, отношение к курению изменяется.

Медики не без оснований говорят, что любую болезнь легче предотвратить, чем потом лечить ее последствия. Табакокурение – это болезнь, при которой пациент не осознает, что он болен.

Не зря в Международной классификации болезней табачная зависимость, наряду с алкогольной и наркотической, отнесена к категории «Умственные и поведенческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений» [4]. Результаты проведенных научных исследований проблемы курения убедительно свидетельствуют о том, что люди, начинающие курить в детском или подростковом возрасте (таких среди курящих более 70 %) и продолжающие курить 20 и более лет, проживут в среднем на 20 лет меньше тех, кто никогда не курил.

Примерно 30 % взрослого населения Европы относится к группе регулярно курящих, и примерно 50 % взрослого населения Беларуси курят. Курящие люди ежедневно не только губят свое здоровье, но ставят под угрозу жизнь и здоровье окружающих, которые становятся пассивными курильщиками.

На первый взгляд, вопросы профилактики табакокурения и никотиновой зависимости обсуждаются достаточно. Однако форма обсуждения часто является излишне морализаторской со стороны взрослых, что вызывает отторжение в молодежной среде. Поэтому мы попробуем взглянуть на этот вопрос с иной точки зрения.

Мы считаем, что использование в ходе образовательного процесса интерактивных методов обучения является наиболее приемлемым с методической точки зрения способом подачи и восприятия информации, показывающим учащимся суть проблемы и мотивирующим их к личным действиям в данном направлении. Именно это обусловило выбор нами формы подачи представленного материала.

Тема занятия: От сигарет ковбои мрут.

Цель проведения занятия состоит в создании условий для формирования социально-ответственной позиции учащихся в вопросе противодействия табакокурению посредством социо-педагогической деятельности с использованием средств театрального искусства.

Для решения поставленной цели предполагается решение ряда задач.

Обучающие: по итогам проведения занятия учащиеся будут

  • иметь целостное представление о негативном воздействии табака на организм человека;

  • совершенствовать свои знания в области здорового образа жизни и профилактики табакокурения;

  • в состоянии применить полученные знания в повседневной жизни.

Развивающие:

  • содействовать развитию умения грамотно, чётко и научно-обоснованно выражать свои мысли;

  • создать условия для развития умений и навыков творческого подхода к решению задач профилактики асоциального поведения.

Воспитательные:

  • способствовать развитию готовности учащихся включиться в осознанную деятельность по профилактике табакокурения;

  • организовать проведение занятия как ситуацию, способствующую формированию активной жизненной позиции в вопросах профилактики табакокурения.

Предполагается, что результатом проведения данного занятия будет осознанный выбор учащихся в пользу здорового образа жизни и отказ от пагубных привычек – в частности от табакокурения.

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах.

Материально-техническое обеспечение занятия: плакаты о вреде курения, выставка литературы по данной проблеме, листы бумаги формата А 4, маркеры и фломастеры, комплекты рисунков на каждого учащегося (чемодан, мясорубка, корзина) для проведения ретроспективной рефлексии, карточки для составления четверостиший (Приложение_3).

Ход Занятия

I Вступительное слово педагога

Цель: психологическая готовность группы к проведению занятия и организация внимания учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе. Педагог сосредотачивает внимание детей, создаёт атмосферу доброжелательности. Учащиеся мобилизуются на работу.

Педагог. Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам здоровья!.Задумывались ли когда-нибудь о том, почему в приветствии заложено пожелание здоровья друг другу? К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.

Послушайте притчу. Однажды мудреца спросили: «Что для человека наиболее ценное и важное в жизни: богатство или слава?». Мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Здоровье – главная ценность в нашей жизни. Его нельзя купить ни за какие деньги. Его можно только сохранять и укреплять. Здоровью нет цены! Но как его сохранить, когда вокруг столько пагубных соблазнов? Все начинается, казалось бы, с простого любопытства, затем перерастает в привычку и заканчивается бедой.

Сегодня мы поговорим об одной из наиболее распространенных вредных привычек – о курении.

II Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: активизация субъектного опыта учащихся, познавательная мотивация, самоопределение на цель занятия.

Педагогическая задача: актуализировать опорные знания учащихся, сформировать познавательный интерес к теме занятия, создать условия для самоопределения обучающихся на деятельность и её результат.

Педагог. Ребята, сейчас мы проведем блиц-анкетирование. Продолжите фразу «Когда человек курит …», выбрав один из вариантов ответа

  1. это его личное дело

  2. это модно и современно

  3. он вредит своему здоровью и здоровью окружающих (Приложение_1).

Подсчитывается количество ответов по каждому варианту. Результаты анкетирования заносятся в таблицу. Делается вывод о мнении группы по предложенному вопросу и создается «мостик» к следующей части занятия

III Изучение материала занятия

Цель: обеспечение познавательной активности учащихся.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся, создать проблемную ситуацию творческих размышлений с целью решения поставленных задач.

Педагог. Народная мудрость гласит: «Один курит – весь дом болеет». Установлено, что в организме курильщика задерживается четвертая часть никотина. Еще одна четвертая часть разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество – половина – загрязняет воздух помещения, в котором курят.

Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как если бы он сам выкурил 4 сигареты. Вот почему каждый курильщик наносит вред не только себе, но и окружающим его людям.

Давайте убедимся в правдивости этих слов. Ребята нашего объединения по интересам подготовили небольшое театрализованное представление.

Куренье – вред, куренье – яд!

Об этом все нам говорят.

И знает каждый человек,

Куренье – вред!

Курильщик не курильщику не брат.

Тому в истории мы тьму

Примеров слышим.

Но мы истории не пишем.

А вот, что в сказках говорят …

Представьте себе, что с помощью машины времени и по воле случая вам удалось попасть в сказочное королевство (Приложение_2).

Учащиеся представляют театральную постановку

IV Заключение

Цель: обобщение результатов работы, закрепление полученных учащимися знаний.

Педагогическая задача: организовать с учащимися обсуждение возможности применения полученных знаний.

Педагог. Сейчас мы с вами разделимся на три группы. Наше задание на данном этапе занятия будет состоять из двух частей: творческой и практико-ориентированной.

В творческой части каждой группе необходимо будет составить четверостишье с предложенными рифмующимися словами (Приложение_3) [5]. Время, отводимое для выполнения задания: 5 минут.

Группы выполняют задание и зачитывают составленные четверостишья

В практико-ориентированной части задания каждая группа получит карточку со своей темой («Табакокурение с точки зрения социолога», «Медицина о никотиновой зависимости», «Косметологи предупреждают»). В течение 10 минут вы подготовите аргументированное выступление по выбранной вами теме.

При подготовке своих выступлений вы можете использовать литературу, представленную на нашей выставке, а также материалы Интернет-ресурсов. Затем каждая группа выступает с защитой своей темы.

Группы проводят презентации своих работ и осуществляют обмен мнениями

V Рефлексия

Чемодан, мясорубка, корзина

Цель: осознание учащимися актуальности полученных знаний.

Педагогическая задача: создать условия для осознания учащимися практической значимости полученных знаний.

Педагог. Подходит к завершению наше занятие. Давайте снова ответим на вопрос, который мы задавали себе в начале нашей встречи (Приложение_1).

Результаты анкетирования сравниваются с результатами, полученными вначале занятия. Участники, которые изменили свое отношение к рассматриваемой проблеме, объясняют свой выбор.

Затем учащимся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на занятии: будут использовать в полном объёме, переработают, не будут использовать ничего (всё выбросят). По окончании занятия каждый из них прикрепляет к доске один рисунок из имеющегося у каждого комплекта.

Чемодан – вся полученная информация, пригодится мне в дальнейшем.


Мясорубка – полученную информацию переработаю под себя.


Корзина – Ничего интересного нет. Всё выброшу.


VI Заключительное слово педагога

Сегодня, нашу с вами встречу, мы начали притчей. Притчей мне и хотелось бы ее завершить.

В одном восточном городе жил мудрец. Однажды шел он по базару и увидел толпу возле лавки торговца табаком. Мудрец подошел к ним и сказал: «У табака, по крайней мере, есть три полезных свойства: курящего никогда не укусит собака, вор ночью к нему не заберется и никогда он сам не будет старым».

Торговец, обрадованный похвалой своему товару, попросил мудреца объяснить почему. Мудрец сказал: «У курильщика рано начинают болеть ноги. Он хромает и ходит с палкой. А какая же собака нападет на человека с палкой? У курильщика появляется кашель. Он не спит по ночам. А какой вор заберется в дом, где не спят ночью? Курильщики обычно рано умирают, не дожив до старости» [3].

Поэтому прежде, чем взять в руки сигарету, вспомните слова выдающегося советского и российского артиста цирка, руководителя медико-реабилитационного центра заболеваний опорно-двигательного аппарата Валентина Дикуля: «Помните: ваше здоровье – в ваших руках».

Спасибо вам за вашу активную работу, за неординарное мышление и неравнодушное отношение к теме нашего сегодняшнего занятия.


Список использованной литературы и информационных ресурсов
  1. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Г.В. Бедулина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2013. – 192 с.

  2. Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование: пос. для педагогов общеобраз. учрежд. / Г.Ф. Бедулина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 192 с.

  3. Всегда в форме [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://prokrasotu.info/topics/pritchi-o-kurenii – Дата доступа: 13.10. 2020.

  4. Глоссарий терминов по вопросам укрепления здоровья [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения – Режим доступа: http://apps.who.int/iris/handle/10665/87125 – Дата доступа: 10.10.2020.

  5. Пугачева, Наталья Курение или здоровье – все в ваших руках / Наталья Пугачева // Здоровый образ жизни. – 2016. – № 4. – С. 36-39.



Приложение_1

АНКЕТИРОВАНИЕ

Продолжите фразу «Когда человек курит …»

Варианты ответов

Кол-во ответов в начале занятия

Кол-во ответов в конце занятия

1

Это его личное дело



2

Это модно и современно



3

Он вредит своему здоровью и здоровью окружающих





Приложение_2

Театральная постановка в стихах

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СИГАРЕТЕ

Дружище, ты считаешь, что ты крут.

Так знай: «От сигарет даже ковбои мрут»!

Действуюшие лица: король Сильвио, принцесса Тарталья, шут Труффальдино, маркиз де «Элем», гергоц «Мальборо», пан из «Гродно», колдунья Моргана.

(На сцене стоит королевский трон. Звучит музыка – старинный полонез. Появляются действующие лица и начинается их представление)

КОРОЛЬ Я – Сильвио, владыка достославный.

В своем я королевстве самый главный.

Но на свою дочурку, вот дела,

Влиянья не имею ни черта!

ПРИНЦЕССА А я – принцесса, и зовусь – Тарталья.

В вопросах моды, знай, тверда, как сталь я.

Но современной сможешь лишь тогда прослыть,

Когда умеешь ты изящно прикурить.

ШУТ Я – шут. Мне имя – Труффальдино.

Людских пороков я витрина.

А во дворце у нас беда.

Принцесса курит? Скажу «Да».

Ищу я способ, побороть недуг.

Покончим мы с курением, милый друг!

МАРКИЗ Покончишь с нами, как же, не мечтай!

От никотина все умрут здесь, так и знай!

Ведь я маркиз, по прозвищу «Элем».

Пока я во дворце, то у принцессы нет проблем.

ГЕРЦОГ Я – герцог «Мальборо». Я знаменит и крут.

От сигарет моих даже ковбои мрут!

Хочу признаться вам в одном –

С принцессой под венец мечтаю я пойти.

А после стать вдовцом. Принцесса наша не жилец.

Поскольку курит она рьяно, то скоро ей придет конец.

ПАН ИЗ «ГРОДНО» Пакуль яны тут усхваляюцца сабою,

Я зараз вам адзiн сакрэт адкрыю

Хто курыць «Гродна» полны iдыет

Ен блiжэй да раю кiламетраў за пяцьсот

КОЛДУНЬЯ Я – фея, знаменитая Моргана.

Я вывожу из комы даже пьяных.

Чтоб во дворце куренье победить,

Попробуем мы троицу изжить.

КОРОЛЬ (поет песню на мотив композиции «Ах, ты бедная моя трубодурочка» из мультипликационного фильма «Бременские музыканты»)

Ах, ты бедная моя и унылая.

Сколько можно дым глотать, моя милая.

Вон уж зубки пожелтели давно …

ПРИНЦЕССА Мне, ПА-ПА-ША, все равно.

КОРОЛЬ Ах, принцессочка моя, моя дурочка.

Посмотри, как исхудала фигурочка.

Ты слабеешь день за днем уж давно …

ПРИНЦЕССА Мне, ПА-ПА-ША, все равно.

КОРОЛЬ Ах, ты бедная моя, горемычная.

Скоро будут здесь врачи заграничные.

Выбирай любого – всех оплачу …

ПРИНЦЕССА Ничего я не … (кашляет и падает в обморок)

ПАН ИЗ «ГРОДНО» Я неадкладна ў ААН патэлефаную.

Спытаю: «Што рабiць?». Замучыў наш кароль дачку.

Не дазваляў дзiцяцi ен палiць.

КОРОЛЬ Откуда взялся этот никотин?

В моей беде он виноват один.

Узнаю, кто его принцессе поставлял

тому – конец. Кто б ни был сей наглец.

ГЕРЦОГ Эх, жаль, что я женится не успел.

В финансах появляется пробел.

О, йес, талант мой даром не пропал –

Международный я разжег скандал.

ШУТ Ах, лживый герцог, ах подлец, нахал.

Вот эту гадость, зря ты здесь сказал.

Ты, видно, делал это нам назло!

Сейчас тебе устрою Ватерлоо …

МАРКИЗ А ты, старушка (обращается к Моргане), тихо, не чуди,

А лучше из дворца совсем уйди!

Врачуешь, тоже так себе растак.

Подумаешь, второй Алан Чумак!

КОЛДУНЬЯ (в гневе обращается к маркизу) Держите меня восемь человек,

Его счас превращу я в чебурек.

Пришла пора закончить этот фарс!

Ну, наконец, мы добрались до вас.

(Начинается потасовка между королем, шутом, колдуньей с одной стороны и маркизом, герцогом, паном с другой стороны. Победу одерживает король и его друзья)

КОРОЛЬ Повержен враг. Ему конец.

Свободен наконец дворец от никотина.

Да здравствует прекрасная картина!

И жизнь начнется новая у нас

ФИНАЛ

ШУТ Если куришь ты пока

Знать тебе давно пора:

КОРОЛЬ Что куренье – это вредно!

Это глупо и смешно!

МАРКИЗ Думаешь сигара – круто?

ГЕРЦОГ От нее любой чудак будет пахнуть

ПАН Как последний, измочаленный ишак!

ПРИНЦЕССА Я как томная девица сигарету подожгла.

Дымом начала давиться

Вот такие брат дела.

И была на все готова

Чтоб внимание привлечь.

КОЛДУНЬЯ Только вот она забыла,

Что здоровье и никотин –

Вещи разные, ребята.

Здесь ответ всегда один.

ВСЕ ВМЕСТЕ Все, что мы вам рассказали,

Знаете наверняка.

Но совсем нам не понятно,

Что ж вы курите пока?

Что куренье – это мерзость,

Мы хотели вам внушить,

И в конце совет полезный:

«ВСЕМ ПОРА БРОСАТЬ КУРИТЬ»!



Приложение_3

КАРТОЧКИ

ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ

Карточка 1

зря – нельзя / табак – рак

Карточка 2

курить – вредить / береги – беги

Карточка 3

сигареты – конфеты / бросай – меняй



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!