СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по профилактике манипуляций "Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по профилактике манипуляций "Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие"»


















Пояснительная записка

С самого рождения и до конца жизни человек прибегает к различным способам манипулирования сознанием других для достижения собственной выгоды. Манипуляции стали столь обычной, столь повседневной частью нашей жизни, что мы их перестали замечать.

В повседневной жизни приходится часто сталкиваться с ситуациями, когда требуется воздействовать на другого человека. Для многих это входит в их прямые обязанности. Это родители, психологи, воспитатели. Каждый из нас, людей живущих в современном мире, является манипулятором. Наша жизнь, по сути, борьба за выживание.

Особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех, кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его действий, а не непосредственное усмотрение. В связи с этим возникает резонный вопрос, является ли манипуляция феноменом, т.е. явлением чувственного созерцания?

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Внушение прямо связывается с манипуляцией сознанием.





Цель: познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.

Задачи:

  1. Разобрать значение слова «манипуляции»;

  2. Объяснить, что в ситуациях давления следует принимать правильное решение и,

в этом человеку помогает уверенность в себе;

  1. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе обучения сопротивляться

отрицательному давлению

Контингент участников: подростки.

Возраст: 14 – 15 лет

Количество участников: 25-30 человек.

Продолжительность: 1учебный час.

Вид мероприятия: тематическое занятие.

Необходимое оборудование: план занятия, электронная доска, шарф; бланк для игры «Если я говорю «манипуляция»; тест «Воздействие на окружающих».

Ожидаемые результаты:

Совершенствование умений и навыков противостоять манипуляциям



План мероприятия

  1. Орг. момент.

  2. Введение в тему.

  3. Сообщение темы.

  4. Работа по теме: упр. «Марионетки»; игра «Толкачи»; упр. «Если я говорю

«манипуляция»; игра «Чёрт и Ангел»; тест «Способны ли вы воздействовать на окружающих».

  1. Итог, выводы.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

- Добрый день! Я рада видеть вас на нашем занятии. В ходе занятия вы сможете лучше узнать себя, научитесь лучше понимать других людей, их поступки и много интересной информации. Сегодня на занятие мы будем говорить о манипуляциях, тема урока «Если человек не усеет управлять собой, им начинают управлять другие» (слайд 1)

II. Введение в тему.

- (слайд 2) Манипуляция – это такое влияние на человека, которое осуществляется исподтишка, до поры до времени скрыто от адресата.

Манипулятор побеждает не с помощью силы, а с помощью хитрости. Образно говоря, манипуляция – «игра на струнах души» человека. Эти «струны» - его переживания, слабости, нереализованные амбиции и т.д. (в манипуляциях чаще всего используется стремление к самоутверждению, чувство вины, жадность)

III. Сообщение темы.

- Не случалось ли с вами так, что вы, вопреки своей воле и желаниям, вели себя не так, и делали не то, что хотели сами? Вспомните, пожалуйста. Манипуляции бывают разных видов: ловушка, провокация (клевета, сплетни, анонимка); маски; игры.

- Чтобы манипулировать кем-то, необходимо обнаружить у него какую-либо слабость. Проделывали опыты с лягушками (слайд 3):

-Лягушка, брошенная в кипяток, выпрыгивает, хотя и с травмами. Лягушка, погружённая в тёплую воду, с наслаждением плавает в кастрюле. Она не замечает, что кастрюлю поставили на огонь, и вода становится всё теплее. Она так и наслаждается, пока не сварится. В этом опыте речь идёт о манипуляции сознанием и поведением человека с помощью законных, явных и осязаемых средств, с целью создать свои «индивидуальные средства защиты».

IV. Работа по теме.

- А сейчас, с помощью упр. «Если я говорю: «Манипуляция», я хотела бы выяснить, что вы знаете, может быть слышали, о манипуляциях. В предложенные ниже кружки, впишите десять слов или выражений, которые моментально приходят на ум, когда вы слышите термин «манипуляция».




манипуляции









- Действуйте, спонтанно, не пускаясь в долгие размышления. Для выполнения задачи у вас есть не более 2-х минут.

- А теперь, распределите вписанные слова в три столбика. 1-й – негативный оттенок; 2-й – без оттенка; 3-й – позитивный оттенок. В каком столбике меньше записей?

- В древние времена военачальники были вынуждены многие свои приказы передавать визуально или же словесные приказы подкреплялись указующими жестами. Отсюда и пошли слова: «манипулировать» и «руководить». Сегодня считается не очень приличным размахивать руками в разные стороны при общении. Известно, что многие выдающиеся ораторы не стеснялись размахивать руками.

- Если кто-то хочет от вас добиться, чтобы вы что-то сделали, но при этом не объясняют причины, почему это надо сделать, это значит, что на вас оказывают давление. Я предлагаю сыграть в одну игру, называется она «Марионетки».

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» даётся задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются 2 стула на расстоянии 1,5 – 2, 5 м. Цель кукловодов – перевести куклу с одного стула на другой. Одновременно могут работать несколько «троек».

Обсуждение:

- Что вы чувствовали, когда были куклы?

- Понравилось ли вам быть куклой в чужих руках?

- Хотелось ли что-либо сделать самому?

- Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

- Вред здоровью наносят отрицательное влияние.(слайд 4) Под влиянием окружающих мы можем менять своё решение, мнение, и в некоторых случаях даже меняем поведение. Если человек поддаётся влиянию, то он скатывается в пропасть.

- Я предлагаю вам сыграть в одну игру, которая называется «Толкачи». Игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляций;в ней идёт преимущественно не силовая борьба и даже не состязание в ловкости, а влияние на партнёра с помощью хитрости. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнёра реализовать их.

Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии примерно 1м друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Подростки вставляют руки ладонями вперёд и начинают толкать «ладонь в ладонь», стараясь вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу и/или сдвинуться с места. Каждую минуту состав пар, по команде ведущего, меняется. Общая длительность игры 5 минут. Желательно дать участникам попробовать свои силы как с напарником того же пола, так и другого.

- Конечно же, окружающие нас люди могут по-разному влиять на нас. Поэтому очень важно уметь разбираться в характере оказываемого на вас влияния, важно научиться самостоятельно принимать правильное решение, которое бы не наносило вреда собственным интересам и здоровью.

- А сейчас мы проверим, как хорошо вы умеете убеждать. Мне нужны 3 добровольца (чёрт, ангел и простого человека). Задание: мальчик (или девочка) пришёл из школы и решает: посмотреть телевизор или сделать уроки.(слайд 5) Чёрт и ангел приводят по десять самых убедительных, на их взгляд, аргументов, а человек слушает и решает, «на чьей он стороне». Смысл данного упражнения – формирование умения убеждать, а так же умения выделять значимое, определять приоритеты.

- В конце занятия, я предлагаю вам проверить свою способность воздействовать на окружающих. Для этого необходимо в бланке ответов поставить «да» или «нет» на вопросы теста:

1.Выбрали бы вы профессию политика или актера?

2.Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди?

3.Разговариваете ли вы с посторонними людьми на личные темы?

4. Раздражает ли вас, когда ваш приятель-одноклассник достигает больших успехов в учебе, чем вы?

5.Быстро ли вы реагируете на оскорбление?

6.Взялись бы вы за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что сможете это сделать?

7.Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас?

8.Любите ли вы часто находиться в кругу друзей?

9.Есть ли у вас план на предстоящий день?

10.Любите ли вы менять привычную обстановку?

11.Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели?

12.Посмеиваетесь ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен?

13.Любите ли вы уличать старших (взрослых) в том, что у них дутый авторитет?

Обработка:

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Да

5

0

5

5

5

5

5

0

0

5

5

5

5

Нет

0

5

0

0

0

0

0

5

5

0

0

0

0

Если вы набрали от 35 до 65 баллов, вы обладаете уникальными способностями влиять на других людей. Вам легко работать с окружающими. К вашим советам люди прислушиваются, это доставляет вам удовольствие. Вы способны работать для других, управлять людьми в трудных ситуациях, помогать ближнему обрести душевное спокойствие. Вы стремитесь оказывать поддержку. Однако, если вы не будете проявлять гибкость или потеряете контроль над собой, рискуете стать тираном.

Если вы набрали до 35 баллов, вас мало в чем удается убедить. Ваша собственная жизнь строго расписана, и вы предпочитаете не вмешиваться в жизнь окружающих. Вы придерживаетесь старых обычаев, ничего не делаете из-под палки. Однако временами ваша чрезмерная нерешительность мешает вам достигать важных целей.

V. Итог, выводы.

- Конечно, мы не можем полностью оградить себя от влияния. Все мы управляем другими людьми, а они управляют нами. Однако благоприятное социальное влияние во всех его формах даёт наиболее позитивный эффект для тех людей, которые сами испытывали сильное чувство контроля над своей жизнью. (слайд 6)

Спасибо за урок, до свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!