СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по программе "Финансовая грамотность" на тему "На что семьи тратят деньги. Семейный бюджет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cоздать у учащихся представление о разных источниках доходов семьи и непредвиденных расходах, соотносить расходы и доходы семьи.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по программе "Финансовая грамотность" на тему "На что семьи тратят деньги. Семейный бюджет»»

ОУ: МБОУ «Лицей №21»

Авторы: учитель начальных классов первой квалификационной категории Какурина М.Н.

Тема: «На что семьи тратят деньги. Семейный бюджет»

Форма: занятие по программе внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (3 класс)


Цель: создать у учащихся представление о разных источниках доходов семьи и непредвиденных расходах, соотносить расходы и доходы семьи.


Задачи:

  • описывать направления расходов семьи;

  • рассчитывать расходы на разные товары и услуги;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями;

  • узнать источники доходов и направлений расходов семьи;

  • считать общую сумму доходов и расходов семьи на условных примерах;

  • сравнивать величину доходов и расходов семьи; проведение элементарных финансовых расчётов;

  • составлять элементарные столбчатую и круговую диаграммы.

  • развивать умение строить рассуждения, обобщения, классификации;

  • воспитывать умение работать в группе.

План занятия:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 минуты)

  2. Актуализация знаний (3 минуты)

  3. Формулирование темы и цели урока, постановка задач (2 минуты)

  4. Обобщение знаний и открытие нового материала (15минут)

  5. Физминутка (2минуты)

  6. Закрепление изученного материала. Практическая работа (10 минут)

  7. Подведение итогов (2 минуты)

  8. Домашнее задание (2 минуты)

Ход занятия


Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(1-2 минуты)


- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их улыбкой и начнем работу.


Настрой на работу.

Развивать внимательность.

  1. Актуализация знаний (3 минуты)

Мне хочется начать занятие словами немецкого писателя Бертольда Авербаха и предложить вам подумать над ними:

Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство.

- Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, о чем эти слова? Вы когда- нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят ваши родители в месяц на семейные нужды и ваше содержание?

- Попробуем ответить на этот вопрос.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «Семья»?

- Дайте определение, что такое семья.

- На основе чего состоят взаимоотношения в семье?

-Каждый член семьи трудится. Для чего он это делает?

- А для чего нужно зарабатывать деньги?










Ответы детей.






Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.

Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Умение  работать  индивидуально.

Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий.

Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности.

Воспитывать чувства справедливости, ответственности.



  1. Формулирование темы и цели урока, постановка задач (2 минуты)

В переводе на старофранцузский слово bougette «бугетт» означает «сумка, кошелёк, кожаный мешок, мешок с деньгами». Заработанные деньги мы складываем в кошелёк.

- Итак, если сложить деньги всей семьи вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры,

-Как вы думаете, что получится... если сложить деньги всей семьи вместе?

- То получается доход, составляющий основу семейного бюджета.

- О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить на занятии?

-Какая тема сегодняшнего занятия? Попробуйте сформулировать.

-Какие цели вы поставите перед собой на этом занятии?









Варианты ответов.

Умение определять цель и задачи деятельности на занятии.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Умение  работать  индивидуально.


Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.


  1. Обобщение знаний и открытие нового материала (15минут)

- Вернёмся к понятию «Бюджет».

- А что такое БЮДЖЕТ?

Найдите в толковом словаре С.И. Ожегова определение слова «Бюджет».

- Вспомните, что обозначает слово «Доход».

- Из чего складываются доходы? Другими словами, откуда в семье берутся деньги?

- Это регулярные доходы семьи. А могут быть и нерегулярные источники доходов.

- Что еще может приносить доход семье?

- Вспомните, что такое «Расходы».

- В семейном бюджете могут складываться такие ситуации. Давайте вспомним из курса окружающего мира, что означают эти схемы:

Д = Р

бюджет сбалансирован.

Д меньше Р

бюджет имеет дефицит.

Д больше Р

бюджет избыточный.

- Какой бюджет лучше для семьи?

- Какого бюджета лучше избегать? Что нужно для этого делать? Что значит экономить?

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.

- А. расскажет о видах расходов.

- Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что потратить деньги. Часто на семейном совете все члены семьи обсуждают, что необходимо купить в первую очередь, что во вторую, а что может и подождать.

- Скажите, на что в первую очередь надо выделить деньги?

-Если доходы семьи в месяц больше, чем расходы, то возникают сбережения (доходы в определенный месяц могут превысить расходы)

- Зачем нужны сбережения?

- В семейном хозяйстве люди часто не тратят все доходы, предпочитая отложить часть денег на всякий случай или «на мечты». Кто-то запланировал поездку на море и теперь копит на нее деньги.

– Важно ли планировать бюджет семьи?

– Важно, чтобы расходы не превышали доходы. Существует немало простых способов сэкономить деньги и сейчас мы их узнаем. Попрошу вас встать рядом со своим стулом.



Ученик читает толкование слова.



Ответы детей.






Возможные ответы. (Государственные пособия многодетным семьям, малообеспеченным, выигрыш в лотерею, получение наследства, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).

Ответы детей.















Слушают сообщение.










Ответы детей.















Делают выводы.






Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Находят и выделяют необходимую информацию.

Построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование;

Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности.

Воспитывать чувства справедливости, ответственности.




  1. Физминутка

(2 минуты)

- Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное сделать «хлопок», если неправильное – «приседать».

1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

2.Чаще обедайте в пиццериях и кафе.

  1. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.

  2. Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

  3. Бережно относись к своим вещам.

  4. Чаще пользуйтесь услугами такси.

  5. Старайся больше ходить пешком.

  6. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

9. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями и играй в игры.

Выполняют задание.

Выполнять задание, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с заданием ведущего.

  1. Закрепление изученного материала. Практическая работа.

(10 мин)

- При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

– Кто планирует бюджет в вашей семье?

– А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?

-Какой вывод можно сделать о семейном бюджете?

– Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.

- А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Работать будем в группах. В каждой группе есть капитан (поднимите руки).

- Вспомните правила работы в группе.

-Каждая группа получает лист с заданием и инструкцию по его выполнению.

- Каждая группа заполняет таблицу на карточке, подсчитывает общие доходы и расходы семьи за месяц, составляет столбчатую и круговую  диаграммы (структура расходов), в заключении делает вывод о том, что может позволить себе семья, а на что - пока не хватает средств. Представить свой результат в виде презентации. Познакомьтесь с инструкцией, она лежит у вас на столе.


- Хочу попросить вас быть внимательными слушателями, т.к. после представления группы, вы должны будете оценить её, пользуясь памяткой.

- Какая группа готова  представить свои результаты?

Ответы детей.






Делают вывод.










Читают памятку на экране.




Распределение заданий внутри группы.


Работа по группам.


Анализ текстового материала.

Составление диаграмм.

Подготовка устного сообщения.


Выступление групп и оценивание их работы.


Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение  работать  в группе, по предложенному плану, делать выводы в результате совместной работы.

Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение  товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.








.


  1. Подведение итогов. Рефлексия

(2 минуты)

– А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

- Что значит экономить? На чём бы вы экономили?

– А на чём нельзя экономить?

- Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока (на слайде).

Продолжите фразы:

- Я узнал...

- Я научился ...

- Мне было трудно...

Ответы на вопросы.








Рефлексия.

Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

  1. Домашнее задание

(2 минуты)

Составить бюджет своей семьи вместе с родителями.

Вопросы. Уточнения.

Умение  работать  индивидуально

Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.


Приложение 1.

Сообщение


Условно все расходы можно подразделить на группы: необходимые (обязательные), желательные, непредвиденные и престижные.

Необходимые расходы  – это трата денег на питание, одежду и обувь, коммунальные услуги, оплата детского сада, уплата налогов, погашение кредита или долга. Эти расходы не изменяются течение месяца или года.

Желательные расходы  – сюда относятся развлечения, посещение кружков, телефон, Интернет, косметика, посещение кино, книги и тому подобное. Другими словами, всё то, без чего можно обойтись, если нет денег.

Непредвиденные расходы  – это те, которые невозможно учесть. Включают в себя расходы, связанные чаще всего с критическими ситуациями (ремонт сломавшейся бытовой техники, покупка лекарств и т. п.). На непредвиденные расходы необходимо предусматривать денежные средства заранее.

Престижные расходы – это то, что приобретается ради престижа, т.е. привлекательности. Например, модная одежда, мобильный телефон последней модели, дорогой автомобиль, роскошный особняк и так далее.





Приложение 2.

ЗАДАНИЕ 1 группы.

Семья Скворцовых

Мама – работает парикмахером в салоне красоты получает зарплату 16.000рублей в месяц.

Папа работает охранником и получает зарплату 25.000 рублей в месяц.

Дочь школьница учится в 6 классе, сын 5 лет – ходит в детский сад.

Семья Скворцовых проживает в своем доме.

Семья планирует купить дочери смартфон за 12.000рублей в этом месяце. Смогут ли они это сделать?

Обязательные платежи в месяц:

Оплата коммунальных услуг -6.000 рублей

ПИТАНИЕ – 22.500 рублей

САДИК – 2.000 рублей

Транспортные расходы – 2500 рублей















ЗАДАНИЕ 2 группы.

Семья Сидоровых

Папа – работает слесарем в автосервисе получает зарплату 25.000 рублей

Мама – работает продавцом в магазине «Магнит», зарплата - 18.000рублей.

Сын - студент учится в университете, получает стипендию 2.000 рублей,

дочь – школьница учится в 6 классе.

Бабушка –пенсионерка получает пенсию-15.000 рублей.

У этой семьи не работает холодильник, срочно требуется купить новый в этом месяце, потратив 23000 рублей. Смогут ли они это сделать?

Обязательные платежи в месяц:

Оплата коммунальных услуг -7.000 рублей.

ПИТАНИЕ – 23.000 рублей.

Транспортные расходы – 2.500 рублей.

Приложение 3.


Инструкция по выполнению задания

  1. Прочитать задание.

  2. Заполнить таблицу на карточке.

  3. Посчитать общие доходы семьи за месяц.

  4. Посчитать общие расходы семьи за месяц.

  5. Составить столбчатую диаграмму (доходы и расходы).

  6. Составить круговую диаграмму (расходы семьи).

  7. Сделайте вывод, какой бюджет у семьи.

  8. Что может, а чего не может позволить себе семья (ответ на вопрос).

Выполнить презентацию, сохранить на флэш-карту, продемонстрировать и представить.

























Приложение 4.



Памятка «Оценивание результатов группы»

Мне понравилось (не понравилось) выступление группы, потому что:

Информация

Соответствует плану

Не соответствует плану

Бюджет семьи

Правильно определили

неправильно определили

Информация

Правильная, полная, логичная, без речевых ошибок

Неправильная, неполная, нелогичная, с речевыми ошибками

Время выполнения

Соответствует указанному

Не соответствует указанному






2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!