ОУ: МБОУ «Лицей №21»
Авторы: учитель начальных классов первой квалификационной категории Какурина М.Н.
Тема: «На что семьи тратят деньги. Семейный бюджет»
Форма: занятие по программе внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (3 класс)
Цель: создать у учащихся представление о разных источниках доходов семьи и непредвиденных расходах, соотносить расходы и доходы семьи.
Задачи:
описывать направления расходов семьи;
рассчитывать расходы на разные товары и услуги;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями;
узнать источники доходов и направлений расходов семьи;
считать общую сумму доходов и расходов семьи на условных примерах;
сравнивать величину доходов и расходов семьи; проведение элементарных финансовых расчётов;
составлять элементарные столбчатую и круговую диаграммы.
развивать умение строить рассуждения, обобщения, классификации;
воспитывать умение работать в группе.
План занятия:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 минуты)
Актуализация знаний (3 минуты)
Формулирование темы и цели урока, постановка задач (2 минуты)
Обобщение знаний и открытие нового материала (15минут)
Физминутка (2минуты)
Закрепление изученного материала. Практическая работа (10 минут)
Подведение итогов (2 минуты)
Домашнее задание (2 минуты)
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 минуты) | - Добрый день, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их улыбкой и начнем работу. | Настрой на работу. | Развивать внимательность. |
Актуализация знаний (3 минуты) | Мне хочется начать занятие словами немецкого писателя Бертольда Авербаха и предложить вам подумать над ними: Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство. - Как вы понимаете эти слова? Как вы считаете, о чем эти слова? Вы когда- нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят ваши родители в месяц на семейные нужды и ваше содержание? - Попробуем ответить на этот вопрос. - Какие ассоциации у вас вызывает слово «Семья»? - Дайте определение, что такое семья. - На основе чего состоят взаимоотношения в семье? -Каждый член семьи трудится. Для чего он это делает? - А для чего нужно зарабатывать деньги? | Ответы детей. Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство. Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Умение работать индивидуально. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. Развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий. Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности. Воспитывать чувства справедливости, ответственности. |
Формулирование темы и цели урока, постановка задач (2 минуты) | В переводе на старофранцузский слово bougette «бугетт» означает «сумка, кошелёк, кожаный мешок, мешок с деньгами». Заработанные деньги мы складываем в кошелёк. - Итак, если сложить деньги всей семьи вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, -Как вы думаете, что получится... если сложить деньги всей семьи вместе? - То получается доход, составляющий основу семейного бюджета. - О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить на занятии? -Какая тема сегодняшнего занятия? Попробуйте сформулировать. -Какие цели вы поставите перед собой на этом занятии? | Варианты ответов. | Умение определять цель и задачи деятельности на занятии. Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение работать индивидуально. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. |
Обобщение знаний и открытие нового материала (15минут) | - Вернёмся к понятию «Бюджет». - А что такое БЮДЖЕТ? Найдите в толковом словаре С.И. Ожегова определение слова «Бюджет». - Вспомните, что обозначает слово «Доход». - Из чего складываются доходы? Другими словами, откуда в семье берутся деньги? - Это регулярные доходы семьи. А могут быть и нерегулярные источники доходов. - Что еще может приносить доход семье? - Вспомните, что такое «Расходы». - В семейном бюджете могут складываться такие ситуации. Давайте вспомним из курса окружающего мира, что означают эти схемы: Д = Р бюджет сбалансирован. Д меньше Р бюджет имеет дефицит. Д больше Р бюджет избыточный. - Какой бюджет лучше для семьи? - Какого бюджета лучше избегать? Что нужно для этого делать? Что значит экономить? Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. - А. расскажет о видах расходов. - Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что потратить деньги. Часто на семейном совете все члены семьи обсуждают, что необходимо купить в первую очередь, что во вторую, а что может и подождать. - Скажите, на что в первую очередь надо выделить деньги? -Если доходы семьи в месяц больше, чем расходы, то возникают сбережения (доходы в определенный месяц могут превысить расходы) - Зачем нужны сбережения? - В семейном хозяйстве люди часто не тратят все доходы, предпочитая отложить часть денег на всякий случай или «на мечты». Кто-то запланировал поездку на море и теперь копит на нее деньги. – Важно ли планировать бюджет семьи? – Важно, чтобы расходы не превышали доходы. Существует немало простых способов сэкономить деньги и сейчас мы их узнаем. Попрошу вас встать рядом со своим стулом. | Ученик читает толкование слова. Ответы детей. Возможные ответы. (Государственные пособия многодетным семьям, малообеспеченным, выигрыш в лотерею, получение наследства, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие). Ответы детей. Слушают сообщение. Ответы детей. Делают выводы. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Находят и выделяют необходимую информацию. Построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности. Воспитывать чувства справедливости, ответственности. |
Физминутка (2 минуты) | - Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное сделать «хлопок», если неправильное – «приседать». 1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. 2.Чаще обедайте в пиццериях и кафе. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. Бережно относись к своим вещам. Чаще пользуйтесь услугами такси. Старайся больше ходить пешком. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. 9. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями и играй в игры. | Выполняют задание. | Выполнять задание, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с заданием ведущего. |
Закрепление изученного материала. Практическая работа. (10 мин) | - При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи. – Кто планирует бюджет в вашей семье? – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета? -Какой вывод можно сделать о семейном бюджете? – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи. - А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Работать будем в группах. В каждой группе есть капитан (поднимите руки). - Вспомните правила работы в группе. -Каждая группа получает лист с заданием и инструкцию по его выполнению. - Каждая группа заполняет таблицу на карточке, подсчитывает общие доходы и расходы семьи за месяц, составляет столбчатую и круговую диаграммы (структура расходов), в заключении делает вывод о том, что может позволить себе семья, а на что - пока не хватает средств. Представить свой результат в виде презентации. Познакомьтесь с инструкцией, она лежит у вас на столе. - Хочу попросить вас быть внимательными слушателями, т.к. после представления группы, вы должны будете оценить её, пользуясь памяткой. - Какая группа готова представить свои результаты? | Ответы детей. Делают вывод. Читают памятку на экране. Распределение заданий внутри группы. Работа по группам. Анализ текстового материала. Составление диаграмм. Подготовка устного сообщения. Выступление групп и оценивание их работы. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение работать в группе, по предложенному плану, делать выводы в результате совместной работы. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. . |
Подведение итогов. Рефлексия (2 минуты) | – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? - Что значит экономить? На чём бы вы экономили? – А на чём нельзя экономить? - Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока (на слайде). Продолжите фразы: - Я узнал... - Я научился ... - Мне было трудно... | Ответы на вопросы. Рефлексия. | Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. |
Домашнее задание (2 минуты) | Составить бюджет своей семьи вместе с родителями. | Вопросы. Уточнения. | Умение работать индивидуально Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками. |
Приложение 1.
Сообщение
Условно все расходы можно подразделить на группы: необходимые (обязательные), желательные, непредвиденные и престижные.
Необходимые расходы – это трата денег на питание, одежду и обувь, коммунальные услуги, оплата детского сада, уплата налогов, погашение кредита или долга. Эти расходы не изменяются течение месяца или года.
Желательные расходы – сюда относятся развлечения, посещение кружков, телефон, Интернет, косметика, посещение кино, книги и тому подобное. Другими словами, всё то, без чего можно обойтись, если нет денег.
Непредвиденные расходы – это те, которые невозможно учесть. Включают в себя расходы, связанные чаще всего с критическими ситуациями (ремонт сломавшейся бытовой техники, покупка лекарств и т. п.). На непредвиденные расходы необходимо предусматривать денежные средства заранее.
Престижные расходы – это то, что приобретается ради престижа, т.е. привлекательности. Например, модная одежда, мобильный телефон последней модели, дорогой автомобиль, роскошный особняк и так далее.
Приложение 2.
ЗАДАНИЕ 1 группы.
Семья Скворцовых
Мама – работает парикмахером в салоне красоты получает зарплату 16.000рублей в месяц.
Папа работает охранником и получает зарплату 25.000 рублей в месяц.
Дочь школьница учится в 6 классе, сын 5 лет – ходит в детский сад.
Семья Скворцовых проживает в своем доме.
Семья планирует купить дочери смартфон за 12.000рублей в этом месяце. Смогут ли они это сделать?
Обязательные платежи в месяц:
Оплата коммунальных услуг -6.000 рублей
ПИТАНИЕ – 22.500 рублей
САДИК – 2.000 рублей
Транспортные расходы – 2500 рублей
ЗАДАНИЕ 2 группы.
Семья Сидоровых
Папа – работает слесарем в автосервисе получает зарплату 25.000 рублей
Мама – работает продавцом в магазине «Магнит», зарплата - 18.000рублей.
Сын - студент учится в университете, получает стипендию 2.000 рублей,
дочь – школьница учится в 6 классе.
Бабушка –пенсионерка получает пенсию-15.000 рублей.
У этой семьи не работает холодильник, срочно требуется купить новый в этом месяце, потратив 23000 рублей. Смогут ли они это сделать?
Обязательные платежи в месяц:
Оплата коммунальных услуг -7.000 рублей.
ПИТАНИЕ – 23.000 рублей.
Транспортные расходы – 2.500 рублей.
Приложение 3.
Инструкция по выполнению задания
Прочитать задание.
Заполнить таблицу на карточке.
Посчитать общие доходы семьи за месяц.
Посчитать общие расходы семьи за месяц.
Составить столбчатую диаграмму (доходы и расходы).
Составить круговую диаграмму (расходы семьи).
Сделайте вывод, какой бюджет у семьи.
Что может, а чего не может позволить себе семья (ответ на вопрос).
Выполнить презентацию, сохранить на флэш-карту, продемонстрировать и представить.
Приложение 4.
Памятка «Оценивание результатов группы»
Мне понравилось (не понравилось) выступление группы, потому что:
Информация | Соответствует плану |
Не соответствует плану |
Бюджет семьи | Правильно определили |
неправильно определили |
Информация | Правильная, полная, логичная, без речевых ошибок |
Неправильная, неполная, нелогичная, с речевыми ошибками |
Время выполнения | Соответствует указанному |
Не соответствует указанному |
2