СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по развитию речи с использованием картосхем "В гости к золотой Осени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект речевого занятия с использованием картосхем для детей старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи с использованием картосхем "В гости к золотой Осени"»

«В гости к золотой Осени»

Речевое занятие с использованием картосхем.

Старший дошкольный возраст.

Программное содержание: формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

- продолжать развивать речь как средство общения;

- помогать детям, употреблять слова в точном соответствии со смыслом;

- совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными;

-обогащать словарь прилагательными( багряные, красные, золотые, яркие) и глаголами( увядать, засыхать, опадать, шуршать, сыпаться);

- помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах;

- закрепить умение составлять описательные рассказы по картосхемам;

- формировать умение при помощи картосхемы, заучивать и рассказывать стихотворение;

- закрепить умение подбирать антонимы к предложенным словам;

- развивать память, внимание, логическое мышление;

- воспитывать желание общаться в коллективе сверстников и с педагогом;

-воспитывать привычку говорить грамматически правильно;

- воспитывать культуру общения;



Материал: кукла верховая Каркуша, картосхемы: «Описание времени года», картосхема, разрезанная на части, картосхема для заучивания стихотворения, иллюстрации осени, корзина.

Литература: http://doshkolnik.ru/

https://dohcolonoc.ru/

http://programma.x-pdf.ru/16pedagogika/204243-1-tipovaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-rozhdeniya-shkoli-doneck-rekomendovano-utverzhdeno-zasedanii.php

http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-mnemotehniki-v-razviti-rechi-doshkolnikov.html



Ход:

Орг. Момент:

- Какие времена года вы знаете?

- Какое время года самое холодное?

- Какое время года самое теплое?

- Какие осенние месяца вы знаете?

- А какой месяц сейчас?

Сюрпризный момент. ( Появление вороны Каркуши)

- Кар, кар, кар - в лесу моём пожар!

- Наш лес горит!!!!

Воспитатель: Каркуша, успокойся, объясни спокойно, что горит и почему ты решила, что лес горит?

Каркуша: я гостила у своей подруги в соседнем лесу. Улетала я, лес наш был зеленый, а вчера возвращаюсь, а он весь оранжевый, огненный, золотой – горит наш лес!

Воспитатель: Каркуша, ты ошиблась, с лесом всё хорошо, просто лес разукрасила….

Дети: Осень!

Воспитатель: вот сегодня мы и пойдем в гости к Золотой Осени и Каркушу с собой возьмем.

- Но сначала давайте по картосхеме опишем осень. Мы с вами уже знаем, что каждая картинка нам может дать подсказку (работа с картосхемой).

1.Вот первая картинка.

О чем мы будем составлять предложения? (о солнце)

- какое бывает солнце? (яркое, теплое, …..)

- а что можно сказать об осеннем солнце? (оно нас не согревает, оно стало желтое, а было красное.)

2. Вторая картинка нам расскажет о небе.

- какие слова лучше всего опишут осеннее небо? ( серое, низкое, готовое пролить на нас дождь; тучи, несущие нам холода и дожди..)

3.Эта картинка расскажет нам о растениях, в данном случае о деревьях и листьях.

- что можно рассказать о состоянии деревьев? (деревья сбрасывают листву, листья стали необычного цвета: багряные, золотые, медные...)

- что происходит с листвой осенью? Почему? (Деревья готовятся к зиме, сокодвижение замедляется и полезные вещества не поступают к листьям, поэтому листья опадают)

4.Эта картинка нам расскажет о птицах.

- как ведут себя птицы осенью? (собираются в стаи, учат летать молодняк, готовятся к дальнему перелёту)

- какие птицы улетают? Почему? Назовите их. (Перелётные: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные и т.д..)

- какие птицы остаются зимовать? Назовите их. (Зимующие: воробей, синичка, ворона, галка и т.д.…)

5.И последняя картинка картосхемы нам подскажет, какие изменения происходят в жизни животных.

(Описание осени происходит коллективно).

Воспитатель: Каркуша, а какое твое любимое время года?

Каркуша: Я люблю то время, когда я праздную свой день Рождения.

Воспитатель: Ребята, а когда у Каркуши день рождения? Подумайте и докажите свою правоту. (Предположительный ответ – весна, птенцы появляются в конце весны).

Воспитатель: Давайте опишем и весну по этой схеме. Каркуше будет очень приятно. (Картосхема «Описание времени года» разрезанная на квадраты. Дети берут по одному элементу и индивидуально, а можно и в паре, описывают по одному рисунку, один ребенок составляет заключительный рассказ).

Второй вариант этой работы.

Картосхема разрезана на части. Используя прием «Ветерок расшалился», все части схемы перепутаны. Дети должны определить последовательность составления рассказа по этим частям и воспроизвести его.

Воспитатель: Ребята, какие различия вы заметили? (сравнение времени года осени и весны)

Физминутка:

Мы осенние листочки

(имитация полета осенних листьев)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

(наклоны вперёд, руки вытянутые вперед)

Листья рябины,

(наклоны назад, руки в сторону)

Листики тополя,

(тянемся на носочках вверх, руки вверх)

Листья осины,

(руки вниз)

Листики дуба мы соберем,

(наклоны влево, вправо)

Маме осенний букет принесем.

(хлопки перед собой и притопывание)

Н.Нищева



Каркуша: Как замечательно, что с лесом всё в порядке. Такой он мне тоже очень нравится. И я предлагаю немного поиграть.

Словесная игра « Скажи наоборот» (подбор антонимов):

Осень ранняя - поздняя;

День веселый – грустный;

Денёк солнечный – пасмурный;

Небо голубое – серое;

Солнце яркое – тусклое;

Воспитатель: Как хорошо вы поиграли с Каркушей, какие замечательные слова подобрали.

Каркуша: И рассказы интересные составляли ребята. Осень дарит нам тоже свой подарок, который так и называется «Подарки Осени».

(Разучивание стихотворения по картосхеме. Сначала воспитатель рассказывает стихотворение, затем выставляет картосхему):

Ходит Осень по полянке,

Дарит Осень всем подарки,

Бусы красные калинке,

Фартук розовый осинке.

Зонтик желтый тополям,

Фрукты Осень дарит нам!

Демонстрируются картинно-графические схемы и параллельно воспроизводится текст стихотворения. Текст воспроизводится еще раз, затем дети договаривают за педагогом окончание каждой строчки, воспроизводят текст по цепочке. После каждой выученной строчки или четверостишия добавляется еще по одной. Когда выучены все части, стихотворение воспроизводится целиком.


(Стихотворение повторяется, повторение происходит со всеми детьми, потом подгруппами, инд. проговаривание стихотворения с опорой на картосхему)

Каркуша: Ну, всё, милые ребята, вот и мне пора в лес лететь, осень встречать. Хорошо с вами, весело и интересно, хочу поскорей своих лесных друзей познакомить с необычным стихотворением. До новых встреч, ребята!

Воспитатель: Что на занятии вам понравилось, что было хорошего, интересного, а что не понравилось, что было сложного?

Вспомните, чей рассказ вам понравился больше всех, почему?

А кто рассказал лучше всех стихотворение?

Закончите следующие предложения: Мне понравилось на занятии …

Мне не понравилось на занятии …

Я считаю, что вы были все молодцы! Вы были внимательны, активны, Поэтому у вас получились такие замечательные рассказы, и так быстро запомнили стихотворение.

А сейчас предлагаю поиграть….












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!