Занятие по развитию речи в средней группе с использованием ТРИЗ технологии «Спасём Снегурочку»
Воспитатель (9 тарифный разряд)
МБДОУ «Ясли-сад № 402 г. Донецка»
Скачко Елена Васильевна
Программное содержание: упражнять в умении отгадывать загадки, закрепить названия знакомых сказок. Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, воображение, сообразительность дошкольников. Совершенствовать умение считать до 5. Содействовать умению находить нестандартные подходы к решению задач, вступать в дискуссию и излагать своё собственное мнение. Воспитывать интерес к художественной литературе; уважение друг к другу; умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации, стремление оказать помощь тому, кто нуждается в ней.
Предварительная работа: чтение сказок: «Три поросёнка», «Гуси – лебеди», «Снегурочка», «Айболит»; просмотр мультфильма «Золушка»; отгадывание загадок, использование в работе элементов ТРИЗ технологии.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, игрушка сорока – белобока с письмом, карточки с признаками времён года, изображениями дикими животными и их следами, мяч, клубок, смайлики.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними
поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями)
Организационный момент.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо, а
Потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И обратно все вернемся
Улыбнемся, подмигнем
И занятие начнем.
Сюрпризный момент.
Звучит тихая музыка Чайковского «Зима», в группу залетает сорока - белобока с письмом, (с угла группы залетает сорока на леске с письмом в клюве).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, нам сорока - белобока принесла письмо, интересно что в нём. Как узнать? (прочитать).
«Дорогие ребята, пишут вам лесные звери. Злой Кощей Бессмертный украл Снегурочку и заточил в башню под пятью замками. Помогите нам, пожалуйста, освободить её. Скоро Новый Год, а какой праздник без Снегурочки. Спасибо!», (на экране появляется заколдованный замок с 5 замками).
Кто прислал письмо,
что случилось,
как мы можем помочь?
Основная часть.
Воспитатель. Сначала разделимся на команды. На столе лежат карточки с приметами «зима», «лето».
Дети берут карточки и делятся на две команды.
Дети аргументируют (доказывают) свой выбор.
Воспитатель. Придумайте названия вашим командам, (ребята совещаются и предлагают «Снежинки», «Солнышки»).
1-Задание.
Воспитатель. Для того, чтобы освободить Снегурочку нужно выполнить задания, которые прислал Кощей. Вы готовы?
Дети. Да.
Игра «Отгадай сказку»
Воспитатель. Я буду загадывать загадки, вам нужно будет правильно назвать сказку, кто даст больше правильных ответов, тот и победит. (За правильный ответ команда получает – «смайлик»).
- У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)
- Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла. (Золушка)
- Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- На сметане он мешен.
На окошке он стужен.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
От лесных зверей удрал,
На обед лисе попал. (Колобок)
- Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось, вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке …(Репка)
- Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка… (Теремок)
- На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь. (Волк и семеро козлят)
- Лечит всех зверей подряд,
Лечит взрослых и ребят,
К вам спешит, когда болит,
Добрый доктор …(Айболит)
- «Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое…»
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает … (Курочка-Ряба)
- Она, как снег, бела и светла…
Она, как снег, боится тепла!
Рады солнцу и дети, и курочка!
Ему не рада только … (Снегурочка)
Воспитатель. Теперь посчитайте сколько у вас «смайликов»
Воспитатель. Молодцы! Задание выполнили (на экране открылся 1 замок).
2- Задание.
Игра «Угадай, чей след».
Воспитатель. Посмотрите, сколько следов оставили звери на снегу, они все разные (на столах лежат предметные картинки диких животных и их следы).
Правила игры: каждой команде нужно быстро определить хозяина следов, выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами, объяснить свой выбор.
Выигрывает та команда, которая правильно выполнит задание.
Воспитатель. Задание выполнили (на экране открылся второй замок).
3 – Задание.
Игра «Зима – хорошо, зима – плохо».
Воспитатель: каждой команде будут задаваться поочерёдно вопросы,
дети дают разные варианты ответов, все включаются в обсуждение. За каждый правильный ответ команда получает «смайлик». В команде, у которой будет больше «смайликов», та и победила.
Зима - это плохо, потому что:
- скользко, можно упасть;
- холодно, морозно, следует беспокоиться о тепле;
- можно простудиться и заболеть;
- снег засыпал всё: и животные, и птицы остались без пищи;
- снег засыпал всё, дворникам много работы;
- зимой на деревьях нет зелёных листьев.
Зима - это хорошо, потому что:
- деревья засыпают на зиму и могут отдохнуть;
- снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
- много снега и можно лепить снеговиков;
- приходит Новый год, Дед Мороз и Снегурочка подарят подарки;
- можно наблюдать за зимующими птицами, подкармливая их;
- можно строить снежные башни, кататься на санках, лыжах и коньках.
Воспитатель. Молодцы. Посчитайте «смайлики», у кого сколько? Кто победил? Или у вас поровну? Как узнали?
Дети. Ответы.
Воспитатель. Посмотрите, открылся ещё один замок.
Время отдохнуть. Физминутка.
«Звериная зарядка».
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса
ладонями вверх)
Воспитатель. Нам предстоит выполнить ещё задания.
4 – Задание.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Дети стоят в кругу, воспитатель по очереди бросает каждому мяч, ребёнок должен назвать слово противоположное по смыслу.
Например: «Холодно – жарко» и т.д.
Зло - ..., близко - …, день - …, смех - …, хорошо - …, мудрец - …, молодой - …, вопрос - …, друг - …, грязно - …, вперёд - …, зима - …, маленький - …, горький - …, высокий - …, узкий - …, смелый - …, красивый - …, лёгкий - …, бежать - …, лежать - …, спать - …, смеяться - …, грустить - …,
Воспитатель. Справились, молодцы, мы уже близко подошли к нашей цели (на экране открылся 4 замок).
5 – Задание.
Игра «Клубочек добрых слов»
Дети передают клубок друг другу, при этом каждый называет какое-то «доброе слово» (пожалуйста, благодарю, удачного дня, желаю успехов и т.д.)
Воспитатель. Ребята вы сказали столько добрых слов, что на душе стало тепло и хорошо. И наш замок тоже не выдержал, открылся.
На экране: открылся последний замок, рухнул замок и появилась Снегурочка, её встречали радостные звери, (Снегурочка и лесные звери машут руками и благодарят детей за оказанную помощь).
Заключительная часть.
Мы выполнили все задания Кощея и спасли Снегурочку, на этом наше занятие закончилось.
Воспитатель. Какие трудности мы сегодня преодолели? Что нового открыли, узнали, пережили на занятии? О чем вы из содержания занятия расскажете дома родителям, родственникам, друзьям?
Литература:
О.М. Дьяченко и Е.А Агаевой «Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет «Чего на свете не бывает».
Интернет-ресурсы:
http://www.moi-detsad.ru/zanatia/
http://www.maam.ru/detskijsad/nod-v-starshei-grupe
http://muzofon.com
http://images.yandex.ru