СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по теме: "Невербальная коммуникация"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию в понятной форме для обучающихся 13-20 лет о видах невербальной коммуникации: кинесике, акстралингвистике, такесике, проксемике и ольфакторном виде коммуниккации. В занятие также включены упражнения и тест.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по теме: "Невербальная коммуникация"»

Занятие со студентами по теме:

«Невербальная коммуникация. Визуальные, акустические, тактильно-кинестетические, ольфакторные средства общения. Межличностная дистанция».


Упражнение «Определение эмоционального состояния».

А сейчас попробуйте угадать то, какое эмоциональное состояние я буду изображать. Итак, я в роли студента.

- Студент сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука).

- Студент часто покашливает, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность).

- Студент стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль).

- Студент переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; грызет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность).

- Студент стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита).


Невербальные средства общения являются дополнением речевого общения. Психологами установлено, что от 60 до 80% информации человек получает за счет невербальных средств общения. Невербальные средства помогают регулировать процесс общения, способствуют психологическому контакту между людьми, обогащают значения слов, используются для выражения эмоций и чувств.

С помощью невербальных средств общения передается отношение к партнеру, эмоциональное состояние, испытываемое при общении. Если вербальная коммуникация подконтрольна сознанию, то невербальные проявления в большей мере бессознательны. По этой причине имеет смысл обращать внимание на соответствие слов и жестов.


Выделяют пять видов невербальных средств общения:

  1. Кинесика – изучает внешнее проявление человека и включает в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела – осанка, походка, позы), жесты, взгляд.


Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Отсутствие мимики при общении ведет к потере информации. Показано, что при неподвижном лице докладчика теряется до 10-15% информации.


Улыбка является универсальным средством общения. Первоначально улыбка была символом угрозы, но уже давно означает одобрение, доброжелательность.

Улыбка украшает человека, при встрече снимает настороженность первых минут, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению.

Люди улыбаются по-разному. Существует дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, насмешливая и другие виды улыбок.

Естественно, что следует помнить о том, что улыбка должна соответствовать ситуации.


«Контакт глаз» или визуальный контакт составляет также важную часть общения. Взгляд – первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть добрым, жестким, колючим, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д.

Имеет значение, куда направлен взгляд, длительность взгляда. Так, при деловом взгляде глаза собеседника обычно сосредотачиваются на треугольнике, образуемом тремя точками: центры глаз и середина лба. Направляя свой взгляд на этот треугольник, мы способствуем созданию серьезной атмосферы общения.

Если взгляд направлен на треугольник, образуемый центрами глаз и серединой рта, создается атмосфера непринужденного межличностного общения.

Взгляд выражает отношение к собеседнику. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени от всего периода общения. При этом если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще.

Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда слушает. При агрессивных отношениях частота интенсивности взглядов резко увеличивается в момент говорения, а в момент слушания нарушается.

Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседниками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи.

Расширение зрачков свидетельствует об интенсивности чувств. Когда человек с особым вниманием и интересом воспринимает некий стимул, весь его организм активизируется. В частности, увеличиваются зрачки - это результат возбуждения симпатической нервной системы. Сужение и расширение зрачков не подчиняется сознанию, а поэтому их реакция очень четко показывает заинтересованность партнера в вас. Управлять взглядом можно, зрачками - нет. Расширение зрачков показывает усиление интереса к вам, о враждебности расскажет их сужение. Однако подобные явления необходимо наблюдать в динамике, потому что размер зрачка зависит также от освещенности.

Наблюдая за движениями зрачков, можно судить об особенностях обработки информации и обращения к памяти. Когда человеку (не являющемуся левшой) задается вопрос, то, по мнению психологов Д. Гриндера и Р. Бэндлера, он направляет взор по одному из шести направлений, если смотреть со стороны спрашивающего, глядящего на него человека:

  • Вверх и влево. Указывает на визуально созданные образы.

Если кого-то попросить представить себе «пурпурного буйвола», то в то время, когда человек думает о вопросе, представляя в своем сознании «визуально созданного» пурпурного буйвола, его глаза повернутся в этом направлении.

  • Вверх и вправо. Указывает на визуально вспоминаемые образы.

Если спросить человека, «какой цвет имел первый дом, в котором ты жил?», то его глаза повернутся в этом направлении, когда он будет думать о вопросе, «визуально вспоминая» цвет дома их детства.

  • Налево посередине. Указывает на слуховые создаваемые образы.

Если кого-то попросить представить себе самый высокий звук из всех возможных, то, когда он будет думать о вопросе, «создавая слуховой образ» звука, которого никогда не слышал, его глаза повернутся в этом направлении.

  • Направо посередине. Указывает на слуховые вспоминаемые образы.

Если попросить человека вспомнить, как звучит голос его матери, то, когда он будет думать о вопросе, пытаясь вспомнить звук, его глаза повернутся в этом направлении.

  • Вниз и влево. Указывает на вспоминаемые тактильные ощущения, запах и вкус.

Если кому-либо задать вопрос «Можешь ли ты вспомнить запах костра?», то именно в этом направлении повернутся его глаза, когда он будет думать о вопросе, вспоминая запах, ощущения или вкус.

  • Вниз и вправо. Указывает на диалог собственный.
Человек говорит то, в чем уверен.

Многие критики считают, что все вышеизложенное - чепуха. Но все это можно проверить. Достаточно составить список вопросов, наподобие приведенных выше, и предложить их друзьям и родственникам, которые сыграют роль подопытных.


Упражнение «Изобрази эмоцию».

Радость

Губы

Удовольствие

Глаза

Радость

Лицо

Вина

Глаза

Надежда

Лицо

Удивление

Брови

Печаль

Лицо

Недоверие

Спина

Спокойствие

Ноги

Восторг

Ноги

Зависть

Глаза

Гордость

Спина

Злость

Левая рука

Страх

Руки





Пантомимика – выразительные движения человека (изменения в походке, позах, жестах). По походке человека можно распознать эмоциональное состояние человека. Исследования показали, что большинство испытуемых с большой точностью по характеру походки человека определяли его эмоциональные состояния: гнев, гордость, счастье, печаль. Самая «тяжелая походка – при гневе, самая «легкая» – при радости.

В процессе наблюдения было выявлено, что при разговоре люди придают словам 7% значимости, интонации – 38%, мимике и жестам – 55%. Всего один жест может изменить смысл произнесенных слов.

В общении чаще всего встречаются виды жестов:

- жесты оценки, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;

- жесты самоконтроля – руки заведены за спину, при этом одна рука сжимает другую, или человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники;

- жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз;

- жесты расположения – прикладывание руки к груди, означающие честность, прерывистое прикосновение к собеседнику.

Частота и сила жестикуляции различна в различных культурах. По данным психологических исследований, в течение одного часа финны жестикулируют 1 раз, французы – 20 раз, итальянцы – 80, мексиканцы – 180.

Однако, как бы ни различались разные культуры, вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека растет интенсивность жестикуляции. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Например, кивок головой сверху вниз в русской культуре означает жест согласия. Болгарами этот же жест понимается как отрицание. Вместе с тем во всех культурах есть сходные жесты. Например, практически во всех культурах развернутые навстречу собеседнику руки демонстрируют доброжелательность.


Поза – это положение человеческого тела. Человеческое тело способно принимать около тысячи различных положений.

В ходе общения выделают:

- открытые позы - воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта, характеризуют искренность и правдивость (открытые ладони рук, расстегнутый пиджак, руки и ноги не скрещены);

- закрытые или защитные - воспринимаются как позы недоверия, противодействия, критики (скрещенные руки, посадка на стуле верхом, человек пытается закрыть переднюю часть тела);

- позы готовности – демонстрируют желание активных действий, а также энтузиазм в достижении цели (руки на бедрах; сидя на стуле, туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги стоят так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед).

Если человек заинтересован в общении, он ориентируется на собеседника, наклоняется в его сторону. Если мало заинтересован – откидывается назад. Как правило, люди стремящиеся заявить о себе, стоят прямо, с развернутыми плечами, в напряженном состоянии. Тем людям, у которых нет необходимости подчеркивать свой статус и положение, свойственны более расслабленные и непринужденные позы.


Упражнение «Приемы невербального общения».

Предлагаю вам по очереди взять листик, на котором написан образец проявления мимики и демонстрации поз, жестов, которые мы используем. Условно их можно разделить на три группы:

1) не способствующие созданию доброжелательной атмосферы;

2) нейтральные жесты, позы, мимика;

3) способствующие созданию доброжелательной атмосферы.

После того, как вы взяли листик, зачитайте написанное и предположите, к какой группе относится то или иное проявление невербальной коммуникации.

Правильные ответы:

1) жесты, позы и мимика, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы:

    • закрытые позы – при разговоре сидит в позе нога на ногу со скрещенными на груди руками; держит книгу или любой другой предмет перед собой двумя руками;

    • взгляд сверху вниз;

    • пристальное разглядывание деталей одежды собеседника;

    • одна рука лежит на столе, другая – «подпирает» щеку;

    • машинальное рисование;

    • сидя на стуле, корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой;

    • постоянное поглядывание на часы;

    • постоянные вздохи;

    • руки лежат на столе, при этом пальцы легонько постукивают по поверхности стола;

    • сжатые кулаки – признак гнева;

    • почесывание кончика носа без особой надобности, потирание щеки, уха или области вокруг глаз – считают негативными, свидетельствующими об отрицательных ощущениях и мыслях; эти жесты люди часто используют в тех ситуациях, когда они не хотят видеть, слышать или говорить на определенную тему;

    • «указующий» жест, который подразумевает беспрекословное требование; для некоторых такой жест, говорящий о превосходстве партнера, может быть обидным; рекомендуется заменить его жестом «вытянутая ладонь вверх или вниз».

2) нейтральные жесты, позы, мимика:

  • «бегающий» взгляд;

  • поза «нога на ногу»;

  • корпус откинут назад, тело полностью расслаблено;

  • руки за спиной;

  • застывшая поза.

3) жесты, позы и мимика, способствующие созданию доброжелательной атмосферы:

  • легкая улыбка на лице;

  • взгляд «глаза в глаза»;

  • руки на столе, жест «пирамида»;

  • легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику;

  • наклон головы вперед – выражение согласия;

  • открытые позы – раскрытые ладони, ноги и руки не скрещены; используются для того, чтобы казаться более приветливыми и доброжелательными;

  • зеркальные позы и жесты – свидетельствуют о взаимном понимании, о стремлении к конструктивному общению партнеров; зеркальные жесты не должны быть точным повторением движений партнера, их цель – подчеркнуть «присоединение» к собеседнику.


2. Экстралингвистика (речевые паузы, кашель, плач, смех, вздохи) и паралингвистика (громкость, тембр, ритм, высока звука, интонация).

Паралингвистические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, позволяют экономить языковые средства общения, дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания.

Большое значение имеют гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи. Большое значение имеют тон речи (то есть окраска голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли) и тембр (окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность). Не случайно есть голоса, которые привлекают нас и надолго запоминаются.


  1. Такесика – изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатия, поцелуи, хлопанье по плечу, объятия, прикосновения).

В зависимости от возраста, пола и национальности норма для прикосновений при общении имеет свои различия. В любом случае, большинство прикосновений предназначено для близкого (дружеского или родственного) контакта.


  • Рукопожатие.

Изначально этот жест демонстрировал, что у человека нет ножа в руке, и появился он еще в Древнем Риме. Тогда было довольно распространенным явлением прятать кинжал в рукаве.

Поэтому, чтобы понять, с мирными ли намерениями пришел собеседник, таким образом ощупывали правую (обычно боевую) руку. Жест сохранился до нашего времени, но теперь он несет в себе символ дружбы и делового общения.

Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каж­дое из которых имеет свое символическое значение:

- ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означает го­товность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье до­минирование признается;

- ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стрем­ление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль;

- ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксирует по­ложение равенства собеседников;

- рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, друже­любию, доверительности.

  • Поглаживания и похлопывания.

Этими прикосновениями обычно выражают одобрение, поддержку или сочувствие. Если при встрече один человек во время объятий похлопывает другого по спине, это символизирует его желание отдалиться, объятия для него - просто формальность.

  • Объятия.

Объятия обозначают степень близости: почти мимолетные при деловых встречах, тесные - у родственников, любимых людей и близких друзей.

Во время задушевных разговоров объятия между друзьями выражают особое доверие и расположение, готовность к поддержке.

  • Поцелуи.

Несут в себе тот же смысл, что и объятия, но более интимного характера.

Сейчас поцелуи ассоциируются, в основном, с влюбленными парами, хотя исторически они сначала были знаками уважения и дружбы, и только потом превратились в элемент флирта.


Тактильному общению мы учимся с детства у нашего окружения и впоследствии общаемся с помощью прикосновений на подсознательном уровне, часто не задумываясь над теми или иными действиями.

Например, у арабов скрещенные на груди руки, сжатые в кулак, не агрессия, а приветственный жест, а в племени Маори принято при встрече тереться друг о друга носами.


Упражнение «Истерика».

Игра способствует развитию синонимического ряда, скорости реакции, оттачивает навыки невербального общения, умения слушать.

Все участники пишут на небольших листочках по существительному, сворачивают эти листики пополам и сдают ведущему. Желательно, чтобы существительные были нарицательными и не слишком простыми. Аудитория разбивается пополам. От каждой половины вызывается желающий. Его задача за 20 секунд объяснить слово (словами, жестами), записанное на листочке своей команде. Нельзя использовать однокоренные слова и жестом указывать на предмет. Если время закончилось, а слово не отгадано, его возвращают в общую стопку. Игра продолжается до последнего слова. Если участник из команды-соперницы, не сдержавшись, правильно назвал ответ, очко приплюсовывается объясняющей команде. Победившей считается команда, разгадавшая наибольшее количество слов.


4. Проксемика – исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство).

Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский психолог Эдвард Холл. Для обозначения пространственной организации общения он предложил использовать термин «проксемика» – близость.

Выделяют 4 пространственные зоны в общении:

- интимная (от 0 до 50 см) – расстояние общения близких людей. В данную зону разрешается проникать только тем, с кем человек находится в тесном эмоциональном контакте (супруги, дети, родители, друзья), в этой зоне есть еще сверхинтимная подзона (0-15 см);

- личная (50-120 см) – в пределах этой зоны осуществляется каждодневное общение между знакомыми и приятелями;

- социальная (от 120 до 360 см) – используется при общении с малознакомыми людьми, при официальном общении;

- общественная или публичная (более 360 см) – используется при общении с большим количеством людей (лектор с аудиторией).

Люди с трудом терпят вторжения посторонних в интимную и персональную зоны. Хотя современная городская жизнь внесла ряд исключений (в общественном транспорте, на стадионе, в кинотеатре).

Это не значит, что в подобных условиях человек не испытывает дискомфорт, но он научился сдерживать внешнее проявление реакций.


  1. Ольфакторная разновидность - неприятные и приятные запахи окружающего мира, искусственные и естественные запахи человека.


Чтобы правильно трактовать невербальное общение, специалисты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

- читать следует не отдельные жесты, а их совокупность;

- жесты следует трактовать в контексте их проявлений (руки скрещены на груди – при общении это недоверие, закрытость; при холодной погоде – человек замерз);

- необходимо учитывать национальные особенности;

- при прочтении жестов не приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку;

- помнить о формально-ролевом общении (если человек играет роль высокомерного, то и жесты будут использоваться соответствующие);

- учитывать факторы здоровья (к примеру, у близоруких людей зрачки расширены, у дальнозорких – сужены).


Тест «Уровень владения невербальными средствами общения».

  1. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я говорю слишком громко или слишком тихо.

  2. Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки.

  3. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.

  4. Почти всегда предстоящее общение с незнакомым человеком вызывает у меня тревогу.

  5. Я часто бываю скован в движениях.

  6. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не прислониться или на что-нибудь не облокотиться.

  7. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения партнера, сосредотачиваясь на его речи.

  8. Я стараюсь ограничить круг своего общения несколькими хорошо знакомыми мне людьми.

  9. При разговоре я часто верчу что-либо в руках.

  10. Мне трудно скрыть внезапно возникшие эмоции.

  11. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию.

Чем меньше утвердительных ответов, тем лучше человек владеет невербальными средствами общения.


Таким образом, невербальные средства общения позволяют:

- создавать образ партнера по общению;

- передавать актуальные эмоциональные состояния партнеров по общению;

- поддерживать оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

- выражать отношения партнеров друг другу;

- выступать в роли уточнения вербального сообщения, изменять его понимание, усиливать эмоциональную насыщенность сказанного;

- являться показателем статусно-ролевых отношений.


Упражнение «Театр-экспромт 1».

Распределяются роли. «…Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пес. Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей тревожно зачирикал…. Пес отчаянно залаял… Цыган уводит Коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем из дома Хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведет коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня и бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет… Занавес!».


Обратная связь.


Дополнительно:


Упражнение «Измени внешность».

Предлагаем вам поделиться на пары и встать друг напротив друга. Внимательно посмотрите на своего партнера и постарайтесь запомнить все в мельчайших подробностях. Теперь, по команде, вы должны отвернуться друг от друга и изменить в себе одну деталь (это может быть связано с элементом одежды, а может и с положением тела). По команде ведущего повернитесь друг к другу и найдите то, что в человеке изменилось. Теперь вы должны отвернуться и сделать два изменения и т.д. выполняем упражнение до 4-х изменений.


Упражнение «Найди по описанию».

Вариант 1. Один участник выходит за дверь. В группе договариваются, кого будут описывать, составляют описание и выбирают участника, который с этим описанием будет знакомить вышедшего. Затем первый участник входит и по описанию должен узнать, о ком идет речь. Угадывающий сидит к группе спиной.

Вариант2. Один из участников (по желанию) садится к группе спиной. Он должен описать одного из членов группы как можно более подробно, не называя имени. Группа должна узнать, о ком идет речь.


Упражнение «Театр-экспромт 2».

Сегодня Котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, Солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на Крылечко и стал щуриться на Солнце.

Вдруг его внимание привлекли две Сороки, которые прилетели и сели на Забор. Котенок медленно сполз с Крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но Сороки улетели. Ничего не вышло.

Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений.

Дул легкий Ветерок и гнал по земле Бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая Ветром. И тут Котенок увидел Петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к Петуху бросились Куры.

Недолго думая, Котенок бросился в стаю и схватил одну Курицу за хвост. Но та так больно клюнула Котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на Крыльцо. Тут его поджидала новая опасность. Соседский Щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на Котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил собаку по носу.

Щенок убежал, жалобно поскуливая.

Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную Курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на Крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство Котенка с улицей.


Упражнение «Театр-экспромт 3».

В некотором царстве-государстве жил был позитивный оптимист Король. Прогуливался как-то раз Король по лесной тропинке, да не просто прогуливался, а прыгал. Руками размахивал, в общем радовался жизни.

За Бабочкой разноцветной гонялся, да все никак поймать не мог. А Бабочка ему то язык покажет. То рожу скорчит. То, вообще, слово неприличное крикнет.

В конце - концов, надоело Бабочке дразнить Короля, и улетела она в чащу леса.

А Король рассмеялся и дальше поскакал. Вдруг навстречу ему маленький Зайка выскочил. Испугался Король от неожиданности и встал в позу страуса, головой вниз, то есть. Удивился Зайка такой позе королевской. Задрожал от страха. Затряслись у Зайки лапки. И закричал Зайка нечеловеческим голосом.

А тут как раз Лиса возвращалась с ночной смены с птицефабрики. Тащила домой Курочку. Увидела Лиса, что происходит на тропинке, да от удивления Курочку из рук выпустила. А Курица наглой оказалась. Закудахтала от восторга, отвесила Лисе затрещину, да так, что та от боли за голову схватилась.

А Курица к Королю подскочила и клюнула его в мягкое место. Подпрыгнул Король от неожиданности и разогнулся, а Зайка от страха такого к Лисе на лапы прыгнул да за уши ее схватил. Лиса тут резко с места взяла курс в лесную чащу.

А Король со смелой Курочкой еще попрыгали по тропинке весело и позитивно. А потом, взявшись за руки, ускакали в направлении королевского дворца.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!