СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по трудовому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие по трудовому воспитанию»

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Суворовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»





















Занятие по трудовому воспитанию

6 класс



«Труд красит человека»

























воспитателя:

Макаренко О. А.





















Декабрь, 2019

«Труд красит человека»


Цели:

1. Расширить представление детей о значении труда в жизни общества и каждого человека;


2. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;


3. Побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.


Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания о значении труда в жизни человека, о различных профессиях;

  • расширить общий кругозор учащихся.

Воспитательные:

  • привить уважение и любовь к труду и людям труда;

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

  • содействовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий, значимости и необходимости любого труда;

  • убедить учащихся в том, что сегодня их главная цель – учеба.

Коррекционные:

  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

  • содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности:

  • коррекция и развитие связной устной речи.


Виды деятельности учащихся

познавательная деятельность

ценностно-ориентационная

игровая

проблемно-поисковая



Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.


Подготовительная работа:

  1. Подготовить детям небольшие рассказы на тему: «Профессии наших родителей» по плану:

- Чем занимаются ваши родители на работе?

- Кто они по профессии?

- Чем привлекает их эта профессия?

2. Назначить 1-2 учеников на роли репортеров.



План занятия

  1. Проблемная ситуация «Два плуга».

  2. Интерактивная беседа.

  3. Мини-лекция «Что труд дает человеку».

  4. Игра-конкурс «Окончание пословицы».

  5. Игра-кроссворд «Ринг профессии».

  6. Проблемная ситуация «Самая древняя профессия».

  7. Блиц-интервью «Моя любимая профессия».

  8. Устные рассказы «Профессии наших родителей».

  9. Дидактическая игра «Самые необходимые профессии».

  10. Заключительное слово.

  11. Рефлексия. Подведение итогов.



Ход занятия:

1. Проблемная ситуация «Два плуга».

- Тема нашего занятия «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушай­те, пожалуйста, этот рассказ:

«Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сде­ланы два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.»

  • Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

  • От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

2Интерактивная беседа

Думаю, все хорошо поняли, ка­кое отношение имеет этот рассказ к теме нашегозанятия.

Вопросы воспитателя детям:

  • Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как сереб­ро? (Потому что он трудился.)

  • Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потем­нел и покрылся ржавчиной.)

  • Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

  • Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Примерные ответы детей:

  • Труд красит человека, а безделье его уродует.

  • Только в труде можно проявить все свои самые лучшие ка­чества.

  • Только в труде человек может раскрыться.

  • Без труда человек заржавеет и заболеет.

Труд – основа нашей жизни,

Он любой украсит день.

Нет стыднее укоризны,

Что тебе трудиться лень.


По душе найди работу,

Будь в ней мастером, твори,

Не стесняйся грязи, пота,

Грубых слов не говори!


Труд любой нам очень важен,

Постарайся все пройти,

И душою будь отважен,

Постигая труд в пути.


3. «Что труд дает человеку?»

Издавна люди придавали ог­ромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.

Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те которые ничему не научились.

4. Игра «Окончи пословицы».

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Читаю пословицы, дети отвечают.

Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).

Терпенье и труд... (все перетрут).

Под лежачий камень... (и вода не течет).

Маленькое дело... (лучше большого безделья).

Горька работа,... (да сладок хлеб).

Не спеши языком - ... (спеши делом).

Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки)



5. Игра-кроссворд«Радуга профессий»

Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд.







П

о

в

а

р





в

Р

а

ч







с

т

р

О

и

т

е

л

ь





ш

о

ф

е

р






у

ч

и

т

Е

л

ь








п

и

С

а

т

е

л

ь



п

а

С

т

у

х


б

и

б

л

И

о

т

е

к

а

р

ь


п

И

л

о

т







1.Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)


2.Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять.
Тому, кто здоров, — разрешит погулять. (врач)


3.Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)


4.Он машиной управляет,
Никогда не забывает:
Это — тормоз, это — газ,
Отвезёт он в школу нас. (шофёр)


5.В школе учит он детей.

Строг, но все прощает.

Помогает стать умней,

Все он объясняет. (учитель)


6.С книгой кто в руке - читатель,

Книги пишет кто - ... (писатель)


7.Зарю поёт селу петух -

Коров на луг ведёт ... (пастух)


8.В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам! (библиотекарь)


9.Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (пилот)


6. Проблемная ситуация «Самая древняя и необходимая профессия».

Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души че­ловека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

  • Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

  • Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вель­може, и бедняку, и нам с вами.

  • Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.

  • Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого ра­ботника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледели­ем, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и долж­но не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

7. Блиц-интервью «Моя любимая профессия».

А сейчас мы узнаем ваши вкусы в мире профессий. Какая профессия вам по душе (нравится). К нам пожаловал представитель прессы. Я приглашаю его сюда.

Репортер: - Здравствуйте, я получил задание редакции взять интервью у каждого ученика нашей группы.

Репортер: Нас интересует, какие профессии нравятся шестиклассникам. У меня ко всем вам два вопроса: какая профессия вам больше всего нравится? И чем она вас привлекает?

(Репортер подходит к каждому воспитаннику, дети отвечают)

- Незаметно пролетят школьные годы, и вы окажетесь на пороге взрослой самостоятельной жизни.

- Сможете вы сразу устроиться на работу и работать водителями, малярами, поваром? Почему?

- Нет. Потому что нет профессии.

- Верно! Сначала нужно приобрести профессию.

- Что же такое профессия? (Ответы детей)

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

- Может ли человек получить профессию сразу без ее подготовки? (Нет)

- Сначала надо учиться в училище , в техникуме или других учебных заведениях.

- Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионной рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас.

- Как вы думаете, кто они?

- Это наши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу.

- А что они делают?

-Учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают все то, без чего мы не можем жить.

- Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия?


8. Устные рассказы «Профессии ваших родителей».

Многие ребята вы, мечтая о взрослой жизни, ищите для себя какой-то идеал для подражания, выбираете человека, на которого хочется быть вам похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить.

Чем занимаются ваши родители на работе?

Кто они по профессии?

Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей .

8. Конкурс «Аукцион профессий».

- Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:

Кисти, краски, мольберт, палитра (художник)

Парик, костюм, грим, сцена (актёр)

Молоток, гвозди, рубанок (столяр)

Овощи, кастрюля, плита (повар)

Расчёска, ножницы (парикмахер)

Письма, газеты, телеграммы, сумка (почтальон)

Градусник, шприц, белый халат (врач)

Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань (швея)

Кирпич, мастерок, раствор (строитель)



Дети читают стихи.

У каждого дела запах особый.

Булочник пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идешь мастерской –

Стружкою пахнет, и свежей доской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Пахнет художник холстами и краской.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак.

Сколько ни душится лодырь богатый

Очень неважно он пахнет, ребята!


9.Работа с таблицей «Самые нужные профессии».

Ребята, как вы думаете, что бу­дет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портить­ся, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными, востребованными, престижными, другие те­ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.

Предлагаю вам заполнить таблицу.

«Самые модные профессии».

«Профессии, которые всегда нужны».

«Самые отважные профессии».

Посмотрим, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

10. Заключительное слово.

Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?

- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.

Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.

- И пусть девизом вашей жизни станут слова:

«Землю солнце красит, а человека-труд».

  1. Подведение итогов (рефлексия).

- Ребята, о чём мы сегодня говорили?

- Для чего каждый человек должен трудиться?

-К какому выводу мы сегодня пришли во время занятия?



Слушайте, смотрите, мотайте на ус-

Выбирайте работу по душе на любой вкус!

Да нельзя, конечно, сразу

Стать пилотом и врачом,

Водолазом,

Скалолазом,

Знаменитым скрипачом,

Стать полярником отважным,

К дальним звездам улетать.

Самым лучшим,

Самым нужным,

Самым важным сразу стать.

Да, нельзя…

Но можно сразу

И учиться,

И мечтать!

Каждый может выбрать дело,

Чтоб оно в руках кипело.

Мы будем учиться,

Мы будем трудиться,

Чтоб Родина нами

Могла бы гордиться!

Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!