Муниципальное Автономное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 32»
г. Анжеро – Судженска.
Занятие по внеурочной деятельности по курсу «Театральная студия «Балаганчик»
«ДЕБЮТ»
(для обучающихся 4 класса)
Автор составитель: И.В.Таргунакова
учитель начальных классов.
Г. Анжеро – Судженск
2019г.
Занятие по внеурочной деятельности по курсу «Театральная студия «Балаганчик»
Для учащихся 4 класса
Из цикла «Мир театра»
Учитель: Таргунакова Ирина Владимировна
Тип занятия: закрепление изученного материала.
Тема: Дебют.
Цель занятия: Познакомить учащихся с понятием «Дебют», «Премьера»; закрепить знания о театрах; поддерживать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
Задачи:
Развивать коммуникативные компетенции, интонационную выразительность речи, память, мышление, воображение, интеллектуальные способности с помощью кинезеологической и артикуляционной гимнастики, умения сотрудничать, взаимодействовать с партнёром и работать в коллективе.
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа. Воспитывать ответственность, уважение друг к другу и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты (УУД): Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; строить речевое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения связей; осуществлять анализ, обобщение.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; устойчивое следование в поведении, моральным нормам и этическим требованиям.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки со скороговорками и словами для словарной работы),афиша, программки, ширма, сценические костюмы, декорации для инсценировки.
Ход занятия.
Этапы | Педагогическая деятельность учителя | Учебно познавательная деятельность обучающихся |
| Организационный момент.(1мин.) | (фоном звучит спокойная, волшебная музыка) - Добрый день, дорогие ребята, Давайте за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Передадим по кругу мы, Частичку дружбы, теплоты сегодня у нас с вами необычное занятие, к нам пришли гости, посмотрите на них и улыбнитесь, подарите им частичку хорошего настроения. | Дети встают в круг улыбаются друг другу и пожимают руки рядом стоящим одноклассникам. Дети занимают свои места. |
Введение в тему. (2мин) | - А нам пора отправляться в путь. Я приглашаю вас в очередное увлекательное путешествие, а вот куда, вы узнаете, если внимательно прослушаете стихотворение Тамары Второвой ТЕАТР Театр в преддверии премьеры Гудит, как улей пчёл. Ещё пусты места в партере, Но скоро пьеса, что прочёл, Вдруг оживёт на этой сцене По мановению пера - И побежит, как пульс по вене, Давно забытое вчера. - Куда же мы сегодня отправимся? (ответы детей) - Правильно, мы отправимся в очередное путешествие в «Волшебный мир театра». (слайд1) | Стихотворение читает подготовленный ребёнок. |
Актуализация знаний (5мин) | - Ребята, а кто из вас помнит, когда и где возник театр? (ответы детей) (слайд 2) - Чем пользовались актеры древнегреческого театра для передачи настроения и состояния персонажей, которых они играли? (Ответы детей) (слайд 3) - Но время шло и всё вокруг менялось: люди, города, страны не остался без изменений и мир театра. Сейчас существует много видов разнообразных театров. - Давайте вспомним, с какими из них мы уже с вами знакомы. Упражнение «Цветик- Семицветик» - Я буду зачитывать вам определения, а вы должны узнать о каком виде театра идёт речь найти лепесток с соответствующим названием и прикрепить его к нашему «Цветику-семицветику» - театр, в котором показывают музыкально-драматическое произведение, в котором актеры только поют (предполагаемый ответ детей: театр оперы). - Как называется театр, в котором участвуют в спектаклях животные (предполагаемый ответ детей: театр зверей) - Театр, в котором действия показывают в красивом танце (предполагаемый ответ детей: театр балета) - Театр, в котором не видны актеры, а только куклы (предполагаемый ответ детей: кукольный театр) - В этом театре ставятся пьесы по произведениям писателей. (предполагаемый ответ детей: драматический театр) - Театр, в котором ставятся постановки для детей. (предполагаемый ответ детей: театр юного зрителя) - Театр, в котором кукол не видно, видны только их тени. (предполагаемый ответ детей: театр теней) (По мере ответов детей на слайдах демонстрируются театры г. Кемерово и г. Москвы). | Ответы детей: ((Древня Греция). (Люди всегда изображали всякие сцены из жизни, но древние греки построили первые театры. Зрители могли приходить в них и смотреть пьесы. На актерах были хмурые маски, если они играли трагедию (печальную пьесу), и улыбающиеся маски, если они играли комедию (смешную пьесу). (Показать эти маски, размещенные на доске).(Приложение 1) Дети зачитывают название театра и прикрепляют лепесток на доске. (Приложение2) |
Работа над новым материалом (5мин) | (На доске открывается «занавес»). - Ну вот занавес открыт и нам пара готовиться к премьере. - Ребята, а вы знаете, что означает слово «Премьера»? (ответы детей) - А где можно найти его значение? (ответы детей) (слайд )+ карточка со соловом «премьера».). - Но у нас сегодня двойной праздник у некоторых участников нашей студии сегодня состоится «дебют». (педагог даёт пояснение слову«дебют») | Дети зачитывают значение слова и закрепляют карточку на доске. (Приложение 3) Ученик из зала задаёт вопрос. - А что такое «дебют»? |
Закрепление изученного материала (7 мин) | 1.- Почему в театре такая тишина? Ах, да, работники театра ещё не заняли свои рабочие места. Давайте мы их с вами пригласим, ребята, а для этого нам необходимо отгадать загадки. (Приложение 4) - А кто, по вашему мнению, самый главный человек в театре от кого зависит успех пьесы?(ответы детей). - Мне кажется, что пришло время нам превратиться в актёров. Раз-два-три-четыре-пять, Превращения начать. (звучит волшебная музыка, дети перевоплощаются в персонажей из спектакля) - А какими инструментами пользуется актёр в своей работе? (ответы детей) 2. Разминка. (Приложение 5) - Перед началом спектакля актёру необходимо привести в порядок все свои «инструменты». А) Кинезиологическая гимнастика. - Что бы жесты были красивыми приведём в порядок руки Б) Зарядка для речевого аппарата. В)Артикуляционная гимнастика Г) Мимическая гимнастика. Д) Разминка для всего тела | Дети называют слова-отгадки. (мимика, жесты, голос) Дети иметируют движениями пальцев рук, действия мышки) Учащиеся после подготовки проговаривают скороговорки с различной интонацией. Дети выполняют зарядку с клоуном |
Практическая часть (Театрализация) (15 мин) | - Хорошо. Актёры готовы, зрители на месте. Пора начинать наш спектакль.(Приложение6) (Дети показывают спектакль по мотивам сказки Владимира Григорьевича Сутеева «Под грибом») | Дети показывают спектакль. |
Итог занятия (3мин.) | - Вот наше выступление подошло к концу. Давайте поблагодарим артистов за их прекрасную работу и подарим им аплодисменты. - А нам пора возвращаться в класс. Закройте глаза и произнесите звук «ш-ш-ш» - вот ветер перемен помог нам вернуться. - Ребята о чем мы говорили сегодня на занятий? - Что нового вы узнали? - Что вам понравилось больше всего? - Какую мы смотрели сказку? - Чему она нас научила? Давайте похлопаем друг другу за хорошо выполненную работу. | Дети отвечают на вопросы, а затем аплодируют друг другу. |
Домашнее задание (1мин) | Подготовить сообщение на тему «Премьеры в театрах нашего города» (Рассказать какие фильмы, спектакли, концертные программы будут демонстрироваться в театрах нашего города в ближайшее время). | |
Рефлексия (3мин.) | - Ребята, скоро наступит всеми любимый праздник «Новый год». - Что принято делать на Новый год? ( предполагаемый ответ детей: «наряжать ёлку») - Давайте и мы с вами нарядим нашу ёлочку. У вас на столах лежат ёлочные игрушки и коробочки с подарками. Если вам понравилось занятие и было интересно, возьмите игрушку и закрепите её на ёлке, а если вам не понравилось и было не интересно , то возьмите «коробочку с подарком и поместите её под ёлку. (первый учитель даёт оценку занятию и закрепляет свою игрушку). - В театре вы сегодня побывали, Актерами себя вы показали. Артисты, зрители – все были хороши. Похлопаем, друг другу от души! До новых встреч! | Дети украшают ёлку, которая размещена на доске. |
Приложение 1
Приложение 2
оперный
зверей
Теней
балета
Юного зрителя
кукольный
Театр
Драматический
Приложение 3
Приложение 5
Кинезиологическая гимнастика.
Пальчиковая игра "Перчатка"
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
Зарядка для речевого аппарата.
Упражнение «Лягушка и слоник»
Широко улыбнёмся, показав сомкнутые зубы, улыбаемся широко, как лягушки, а теперь губки вытягиваем трубочкой вперёд, тянем сильнее, как хоботок у слоника. Мы сейчас будем по очереди превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» широко улыбаемся, на счёт «два», тянем хоботок.
А теперь разомнём язычок.
Упражнение «Лошадка»
Приоткроем рот, улыбнёмся, показав зубы. И поцокаем язычком , как будто лошадка скачет и цокает копытцами медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Смотрите за своим язычком и старайтесь не двигать нижней челюстью.
Артикуляционная гимнастика.
Интетнет ресурс
Orechi.ru
Мимическая гимнастика.
а) дыхательная
Упражнение «Свеча»
- Представить большую свечу, надо резким выдохом задуть. Набрать полную грудь воздуха – выдохнуть сразу весь на слог ФУ.
Много свечей – набрать воздух и долго выдувать на звуки ПФФФФ
б) речевая.
- набрать много воздуха и на выдохе быстро проговорить скороговорку.
Скороговорка. Лена играла в лото с Лизой.
Разминка для всего тела (музыкальная запись)
Приложение 6.
Сценарий по сказке Владимира Грегорьевича Сутеева «Под грибом» в обработке И.В. Таргунаковой.- учитель начальных классов.
(Звучит мелодия из программы «В гостях у сказки» на сцене появляется сказочница.)
Сказочница: Можно сказку начинать!
Артистов надо нам позвать!
Вас мы ждем в театре нашем
-Вам представление покажем.
Представление о том.
Что случилось под грибом!
(звучит музыка лисёнка 1. на сцену выбегает лмсёнок озираясь по сторонам.)
Лисёнок: Я лисенок озорной
Со мной в лесу никто не дружит.
Всем я буду здесь вредить!
Мусор буду здесь сорить!
Чипсы, семечки, салфетки,
Ну и фантик от конфетки. (разбрасывает мусор и убегает) (звучит музыка из-за занавеса выходит муравей с садовой тачкой.)
Муравей: Ну вот, опять в лесу кто-то насорил,
а убирать за собой мусор не стал. Безобразие!
(начинает убирать сор)
Кто не любит на природе провести часок-другой,
При хорошей то погоде так не хочется домой!
У реки, в лесу, и в поле можно время провести,
Только так, чтобы природе нам урон не нанести.
{Собирает мусор в пакет, кладет в тележку и везет в сторону.Снимает перчатки и пританцовывает).
Вот какой я удалец,
Муравейка - молодец!
Весь я мусор подобрал
Лес очистил и убрал!
Звучит грамзапись шума дождя.
- Ой! Кажется, дождь начинается. Куда бы мне спрятаться? О! Вот грибок растет, под него я и спрячусь.
Я здесь дождик пережду,
А потом домой пойду.
(Шум дождя, летит бабочка и танцует танец под музыку)
Бабочка: Ах, где же от дождя укрыться мне,
Ой, Муравей пусти меня, пожалуйста, к себе!
Крылья все мои намокли,
Я пыталась улететь,
Только в дождик не суметь.
Мне под небеса подняться,
И до домика добраться.
Муравей: (помогает бабочке спрятаться под гриб)
Так и быть уж от дождя
Спрячу, скрою я тебя,
Как-нибудь мы потеснимся
Может вместе поместимся.
Шумит дождь, бежит мышка. Танец мышки. Дождь усиливается.
Мышка: Ой, какой же сильный дождь!
Я совсем промокла и замерзла. Муравей, Бабочка!
Пустите и меня под грибок!
Бабочка: Здесь нам места маловато,
Втроем нам будет тесновато.
Мышка (жалобно): Полевая мышка я,
Не бросайте вы меня.
К норке я не добегу,
В этих лужах утону.
Муравей: Так и быть уж, от дождя,
Скроем, спрячем мы тебя,
Как-нибудь мы потеснимся,
Может, все и поместимся!
(Мышка идет под гриб. Идет дождь , появляется Лягушка).
Лягушка {жалобно): Приключилась беда,
У меня болит нога.
Я долго под дождем плясала,
Очень сильно я устала,
Не укроете меня -
Так погибну от дождя.
Мышка: Что же делать?
Как же быть?
Где же место раздобыть?
Стало что-то тесновато,
Всем нам места маловато.
Бабочка: Вот что я хочу сказать:
Лягушку надобно спасать!
Хоть для меня она и враг,
Но не брошу ее так.
Муравей: Так и быть уж, от дождя, Скроем, спрячем мы тебя, Как-нибудь мы потеснимся, Может, все и поместимся!
Лягушка: Что же, я скажу вам всем:
Раньше бабочек не любила совсем,
Но теперь сказать должна,
Будем с бабочкой друзья.
(Идет под грибок. Звучит волшебная музыка, маленький гриб меняется на большой. Звучит музыка для зайца, бежит заяц и смотрит, куда же ему спрятаться. Замечает гриб и просит.)
Зайка: Ой, скорее помогите!
Лисенок гонится за мной.
Он целый день меня гонял,
Просто жутко напугал.
Обещал он прямо здесь,
Меня догнать и тут же съесть!
Вы от него меня спасите,
Под грибок меня пустите!
Лягушка: Жалко нам, косой, тебя
Ну-ка прячься вот сюда.
(Заяц прячется за зверушек под гриб. Звучит запись «Заяц, ты меня слышишь?! И под быструю музыку на сцену выбегает лисёнок и ищет зайца, обращаясь к зверушкам. подходит к грибу и осматривает всех)
Лисенок (запыхавшись): Здравствуйте, мои зверушки!
Вы ведь знаете, кто я?
А ну- ка, быстро отвечай:
Заяц тут не пробегал?
Мне обедать пришел час
Прячется он среди вас?
Здесь он, это точно знаю!
Сейчас вас всех перекусаю!
Муравей (выходит вперед): А ты, лисенок, не злись,
Ты со мной сперва сразись!
Мышка (выходит вперед): Нас здесь много, ты - одна!
Лисенок (надвигаясь на зверушек): Ой, ой, ой! Вас не боюсь!
Сейчас со всеми разберусь!
Все идут на Лисенка, а Лисенок пятится назад
Лисенок: Ой, да что ж это, друзья!
Не ругайте вы меня!
Вы уж все меня простите,
Поскорее отпустите.
Обещаю точно я,
С зайцем будем мы друзья.
(Звучит музыка, Гриб поднимается.)
Гриб: Вы зверушки не кричите,
Лучше дружбу укрепите.
А для этого друзья,
С вами песню спою я!
Гриб: Давайте за руки возьмемся, (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся.
Передадим по кругу мы,
Частичку дружбы, теплоты
Все дети вместе со сказочными героями исполняют песню из мультфильма «Кот Леопольд», «Все на свете можешь ты!»
Гриб: Вижу я, что вы добры,
И по-прежнему дружны. Лягушка: Ква-а-а! Ква-а-а! Ква-аа!
А дождь-то, кончился, друзья!
Зайка: Ой, а как же это получилось?
Что под грибом все поместились?
Лягушка: Посмотрите, наш грибок - то вырос!
Удивительный вопрос...
От чего наш гриб подрос?
Гриб: От грибного-то дождя,
Очень быстро расту я!
Бабочка: Да, друзья, нам не забыть бы,
Всем грибку сказать: «Спасибо!»
Здесь, в зелененьком лесочке,
От дождя нас спас грибочек.
Гриб: Да что там я, мое дело - не большое. Не меня, друзья, благодарите, а лучше друг другу спасибо скажите. А у меня к вам вопрос: «Кто в лесу тачку оставил?».
Муравей (выходит вперед) ОЙ! Спасибо, что спросил.
Я про неё совсем забыл.
Ведь сегодня до дождя в лесу порядок навёл я.
Здесь кто-то мусор разбросал
И за собою не убрал.
Лисенок: Признаюсь честно вам, друзья,
Что этот кто-то – это я
Вы меня, друзья, поймите!
И за всё меня простите.
И я вам честно обещаю,
За порядком наблюдать,
Не сорить не баловать!
Все: Царили, чтоб в лесу всегда, дружба, мир и чистота!
(звучит песенка Пяточка «Доброта»)
Приложение 6.
Описание слайдов презентации.