СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по вокалу

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие "Народная песня- это щедрость, не знающая границ!"

Просмотр содержимого документа
«Занятие по вокалу»

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»


Отдел «Художественное творчество»






Методическая разработка открытого занятия

по теме:

«Народная песня – это щедрость, не знающая границ»


по дополнительной общеразвивающей программе

«СОЛЬНЫЕ ГОЛОСА»

Раздел программы «Вокальная подготовка»




педагог дополнительного образования, методист,

Панина Светлана Викторовна
















г. Ефремов, 2022г.

Дата - 24.03.2022г.

Место – МКУДО «ДДЮТ» кабинет №24

Время – 14.10-15.55 (45 минут)

Форма обучения – индивидуальная

Возраст учащейся: 13 лет

Год обучения: 2 год

Форма организации образовательного процесса на занятии, тип занятия – репетиционная вокальная работа

Цель занятия - раскрыть и раскрасить содержание народных песен через эмоционально-выразительную исполнительскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- формирование устойчивого интереса к музыкальной культуре многонациональных народов России (русской, украинской, белорусской);

- закрепление знаний о жанрах народных песен.

Развивающие:

- развитие грамотного и эмоционального пения;

- развитие умения передать характер песен через жест, мимику, динамику, движение;

- формирование вокальных навыков исполнения стилизованных народных песен.

Воспитательная:

- воспитание интереса к народной песне, вокальному творчеству, исполнительской деятельности.

Художественно-педагогическая идея занятия - на основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство, прочувствовать и осмыслить выразительное значение наиболее характерных черт народной музыки в целом, прививать уважение и гордость за достижения русской и многонациональной народной культуры. Данная идея актуальна в связи с объявленным 2022 годом – годом культурного наследия народов России.

Оборудование: кабинет для занятий вокалом, фортепиано, музыкальный центр, ноутбук

Концертный костюм учащейся. Мультимедийная презентация по теме занятия.

Распевочный материал: гимнастика артикуляционного аппарата, упражнения на дыхание, вокально-интонационные упражнения, скороговорки.

Вокальный репертуар

  1. Белорусская народная песня «Как работала у пана» (2.29)

  2. Русская народная песня «Завалинка», муз. Л. Николаевой, сл. Е Муравьева (3.51)

  3. Народная песня «Молитва матери», сл. С. Есенина (2.12)

  4. Авторская песня «Гляжу в озера синие» сл. И. Шаферана муз. Л. Афанасьевой (3.39)

Музыкальные ресурсы Интернет - тексты и минусовые фонограммы песен.

Технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ-технология.

Методы и приемы организации обучения:

-словесный (беседа);

-частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);

-метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);

- интерактивный метод (упражнение синквейн).

Планируемый результат занятия

Личностный

- уважительное отношение к русской культуре и культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств, проявляющихся в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметный

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения вокального репертуара, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметные:

учащаяся должна знать:

- исторические жанры народных песен;

- понимать значение современного жанра - стилизация народной песни;

должна уметь:

- эмоционально воспринимать и исполнять различные по жанру, стилю народные песни.

Структура занятия

I. Организационный этап. Постановка темы и цели занятия (2 минуты).

II. Актуализация знаний. Беседа. Игра «Назови жанр» (8 минут).

III. Основная часть.

1. Правильная певческая позиция. Распевание (6 минут).

2. Работа над эмоциональной выразительностью стилизованных народных песен. Исполнение песен под фонограмму «минус 1» (27 минут).

IV. Итог занятия (2 минуты).

Рефлексивный этап – самооценка о своей работоспособности на занятии, эмоциональном состоянии.

Ход занятия

I. Организационный этап. Постановка темы и цели занятия.

Слайд 1

Педагог:

- Здравствуй, Ирина! Сегодня занятие будет посвящено народной песне (педагог обращает внимание на экран, где написана тема занятия). Уверена, что твой концертный народный костюм, в котором ты одета – поможет тебе эмоциональнее, выразительнее раскрыть и раскрасить содержание народных песен.

II. Актуализация знаний. Беседа. Игра «Назови жанр».

Педагог:

-У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. О чем мы узнаем в песнях?

Ответ учащейся - из песен мы узнаем о жизни народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого.

Педагог:

- Все верно. Персонажи народных песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной русской природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотри, на ее ветвях нет листьев (слайд 2).

- В процессе изучения многообразия народной музыки, мы знакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров ты сейчас назовешь, тем больше листиков появится на веточках березы.

Игра «Назови жанр»

Учащаяся называет знакомые жанры русской народной песни, на березке появляются листики с их названиями (слайд 3).

Примеры:

Солдатская «Солдатушки, браво ребятушки»

Хороводные, плясовые песни «Посеяли деки лен»

Лирические «Степь да степь кругом»

Трудовые «Дубинушка»

Педагог:

- Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни.

Подумай и назови эту характерную черту.

Как только учащаяся называет эту черту, на слайде у корней березы появляется слово «Напевность». Педагог играет на фортепиано фрагмент песни «Во поле береза стояла».

Педагог:

- Певучесть, напевность, мелодичность - наиболее характерные черты народной музыки в целом. В твоем репертуаре тоже есть такие песни. Но прежде перейти к исполнению, выполним правила певческой позиции, вокальные упражнения.

III. Основная часть.

  1. Правильная певческая позиция. Распевание (6 минут).

Педагог:

- Традиционно начало занятия состоит в подготовке правильной певческой позиции – стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Лицо свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.

Гимнастика артикуляционного аппарата

Разработка мягкого неба.

«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

«Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

Разработка щёк.

«Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

Разработка языка.

«Укольчик» - кончик языка с напряжением упираем то в одну то в другую щеку.

Разработка губ.

«Улыбка хоботок» - чередование положения губ.

Упражнения на дыхание

Во время выполнения дыхательных упражнений  нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи.

Исходное положение: встать прямо в удобной позиции, положить правую руку на живот. Медленно вдохнуть через нос, при этом плечи должны находиться в неподвижном положении, а живот надуться. Выдох делать как можно медленнее, шёпотом произнося звук «Ф», одновременно сдувая живот и следя за неподвижностью плеч. Упражнение следует повторить 3-5 раз.

- Систематические тренировки дыхания помогут выработать плавность вдоха без усилий, задержку воздуха без головокружений, плавность выдоха без толчков.

Вокально-интонационные упражнения

1) Пение закрытым ртом;

2) Ай-я, ой-ё, эй-е, я;

3) Яли-я, яли-я, яли-яли, яли-я;

4) Ты моя-я-я, ты долинушка моя;

5) У меня,у меня,у меня лебеда;

Скороговорки

Пестренькая сойка

О весне мне спой-ка!

Просит заинька косой

Спой мне песню, сойка, спой!

Берёзка коренистенькая,

По корню — криволистенькая,

По серёдке — суковатенькая,

По вершинке — высококудреватенькая.

2. Работа над эмоциональной выразительностью стилизованных народных песен. Исполнение песен под фонограмму (-1).

Педагог:

- Возвращаемся к теме нашего занятия. (Слайд 4) Народная песня – это корни, связывающие человека с историей своей Родины, это мудрость, богатство родного языка, высокая духовность и душевная щедрость – это наше наследство. Что необходимо сделать исполнителю, чтобы песня была интересна слушателям, чтобы они поняли её смысл?

Ответ учащейся - нужно самим вникнуть в смысл песни, пропустить её через себя, затем используя силу слова, интонации, жеста, движения эмоционально и выразительно сыграть, исполнить песню.

Педагог:

- Верно. Анализируя феномен эстрадной музыки  и её взаимодействие с русской народной песней, синтезируя с танцем и сценическим образом, открывается новый жанр стилизация народной песни (слайд 5).

-Современные тенденции воплощения народной песни на сцене раскрывают специфику и манеру вокальной выразительности в русских народных песнях в современном исполнительстве, что является актуальным и востребованным для современного слушателя. Все песни, которые ты будешь исполнять на занятии тебе знакомы, и относятся к современному жанру - стилизация народной песни.

- Начнем с исполнения белорусской народной песни «Как работал я у пана» (слайд 6). Песня «Как работала у пана» - это песенка про батрака, служившего у пана несколько лет. С каждым годом, он получал в оплату все более ценные вещи (курочку, уточку, телю…)

- Подбери слова из эмоционально-образного словаря содержания музыки, чтобы охарактеризовать эту песню (слайд 7).

Ответ учащейся - песня веселая, живая, подвижная, игровая, задорная…

Педагог:

- Итак, твоя задача – эмоционально-образно весело, живо, игриво исполнить эту песню.

Учащаяся исполняет песню «Как работала у пана».

Комментарии педагога.

Педагог:

- В оригинале, в финале песни батрак получает дивчину (невесту). Песня поучительная! Она подчеркивает то, что человек своим постоянным настойчивым трудом может добиться очень многого!

Педагог:

Слайд 8

- Следующая песня «Завалинка». У этой песни есть авторы - сл. Е. Муравьева, муз. Л. Николаевой. Она является исполнительницей своей песни. По характеру она схожа с песней Черевички. Как стилизовать ее?

Ответ учащейся - можно стилизовать элементами сценических и танцевальных движений.




Педагог:

-Итак, твоя задача – стилизовать народную песню: продемонстрировать комплекс народного вокала, эстрадного вокала, сценического образа и танца.

Учащаяся исполняет песню «Завалинка».

Комментарии педагога.

Педагог:

- Ирина, вспомни главную особенность, черту народной музыки, об этом мы сегодня говорили ранее.

Ответ учащейся – напевность, мелодичность….

- Так звучит песня «Молитва Матери» (слайд 9) на стихи русского поэта С. Есенина. Какой смысл песни?

Ответ учащейся - старенькая мать молится перед иконой Богу о сохранении невредимым сына, который ушел на войну.

Педагог:

- Твоя исполнительская задача – эмоционально передать драматические нотки, так как стихотворение по интонации напоминает печальную народную песню, плач.

Учащаяся исполняет песню «Молитва матери».

Комментарии педагога.

Педагог:

- Невозможно говорить о песенной культуре современной России, не вспоминая её историю. Песни прошлых лет органично входят в современную культуру. Такой песней предлагаю подойти к завершению занятия. Это красивая, поистине народная песня «Гляжу в озера синие» (слайд 10), авторы которой сл. И. Шаферана, муз. Л. Афанасьевой. Впервые она прозвучала в фильме «Тени исчезают в полдень». Первой ее исполнила певица Екатерина Шаврина. Именно её голос мы слышим в фильме. Потом ее исполняли знаменитые советские исполнители – Ольга Воронец, Валерий Ободзинский, Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, современные российские исполнители - Валерия, Валентина Бирюкова, Марина Девятова, Надежда Бабкина (слайд 11). Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключены широта, история и щедрость русского характера! Предлагаю исполнить эту песню вдвоем.

Учащаяся и педагог исполняют песню «Гляжу в озера синие».

Комментарии педагога.

Рефлексивный этап – самооценка своей работоспособности на занятии, эмоционального состояния (слайд12)

Учащаяся выбирает смайлик, характеризующий ее эмоциональное состояние в данный момент занятия (свернуть презентацию)

IV. Итог занятия.

Педагог:

- Занятие подошло к концу. Подведем итог (слайд 13)

И- интересно было на занятии?

Т- творчество ( что удалось?)

О- оценка себя на занятии (Лист самооценки. Приложение.)

Г- главное в теме занятия.

Педагог:

- Как ты понимаешь слово щедрость? Какие народные пословицы ты знаешь о щедрости? (слайд 14)

Ответ учащейся - доброта, бескорыстие….

Слайд 15

Педагог:

-Остается только удивляться, насколько талантлив и щедр душой народ, который создает такие красивые песни, не знающие границ! Не менее талантлива и ты! Благодарю тебя за работу на занятии. Желаю успехов в исполнительской деятельности, которая поможет тебе творчески самореализовываться, культурно и музыкально развиваться. Занятие закончено. До свидания.


Литература

  1. Александрова Н. Вокал. Краткий словарь терминов и понятий. Издательство «Лань», 2017г.

  2. Чарнецкая Т. «Как стать артистичным». - М.,2017г.

  3. Википедия. Жанры народной музыки.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!