СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по всеобщей истории. Культура Страны Восходящего Солнца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия может быть использована при итоговом повторении по всеобщей истории в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«культура страны восходящего солнца»






Разработка занятия по всеобщей истории «Культура Страны Восходящего солнца»



Автор:

Воронина Ирина Сергеевна,

учитель истории,

МБОУ «Безруковская основная общеобразовательная школа»

























Аннотация занятия. Конспект занятия предназначен для учителей истории и мхк. При разработке занятия главное внимание уделялось культуросообразному и деятельностному подходам. Дети познают не только новый материал, но и становятся активными участниками. Занятия проводятся со школьниками 10-14 лет. Разработка занятия включает презентацию в формате Power Point , список литературы.

Цель

- познакомить с национальными особенностями культуры Японии;

Методическое оснащение занятия:

Материально-техническая база:

  • учебный кабинет

  • компьютер и мультимедиа-проектор

  • маленькая комната, для чайной церемонии оформленная в японском стиле

Формы организации познавательной деятельности

  • групповая

Методы работы:

  • исследовательский

  • элементы перформанс - технологии (действие, погружение в эпоху)

Зрительный ряд: презентация "Культура Страны Восходящего солнца".



Материалы: макеты бумажных вееров, ножницы, кисточки, черная тушь, 3 сорта чая, чайные чашки, ширма, маленькие столики для чая, ткань для драпировки, аппликации из веток сакуры, запись японского музыкального инструмента сямисэна.

Ход занятия

1. Организационный момент

  • оформление доски, подготовка к показу слайдов

2. Изложение материала с использованием презентации.

Учитель. Япония стала известна европейцам в XVI веке из рассказов путешественника Марко Поло. Острова, лежащие к востоку от Китая он упоминал под названием Чи Пин Гу. Это слово в переводе с японского языка означает солнце – корень – страна. ( слайд 1)

Какие факторы повлияли на формирование загадочной и своеобразной культуры Японии?

( слайд 2 - 3)

Нет сомнения это географический религиозный факторы. (слайд 4)


Заложенная в природе Японских островов постоянная угроза стихийных бедствий сформировала у народа душу очень чуткую к изменениям природы. Буддизм добавил тему о непостоянстве мира. Это привело японское искусство к воспеванию изменчивости.

Радоваться или грустить по поводу перемен присуще всем народам, но увидеть в недолговечности источник красоты сумели лишь японцы. ( слайд 5)


Особенностью японской архитектуры является то, что любое сооружение представляет собой не одно изолированное строение, а комплекс зданий, аллей садов которые образуют единый архитектурный ансамбль. ( слайд 6)


Природа-это божественное творение. Самые красивые участки природного ландшафта являются местом обитания добрых духов и богов. Поэтому для их проживания необходимо строить парки, сады, ландшафтные композиции. Сад камней Рёандзи в Киото самая известная садово-парковая композиция. С любой точки веранды из 15 всегда видны только14 камней. Тайна скрывается в особом ассиметричном расположении камней. Поскольку японцы отрицают симметрию в искусстве, считая завершенность несовместимой с вечным движением жизни.

У зрителей композиция в саду камней вызывает раздумья, ассоциации, переживания, связанные с ощущение спокойствия и безмолвия. ( слайд 7 )


Японский театр возник из мистерий и ритуальных действий.

В Японии сложилось три вида театрального искусства: театр Но, театр Кабуки, театр Дзёрури.

Театр Но. Все актеры мужчины, во время игры используют маски, все монологи поют высоким тембром.

Театр Кабуки. Все актеры мужчины, во время игры только главный герой использует маску, остальные наносят грим. Грим меняется в ходе представления и каждый элемент грима символичен.

Театр марионеток Дзёрури. Актеры-кукловоды, куклы сложной конструкции, певец-рассказчик. ( слайд 8). Ведёт представление певец-рассказчик под аккомпанемент щипкового музыкального инструмента – сямисэна. ( звучит запись музыкального инструмента сямисэна).

Главная цель спектакля – эмоциональное воздействие на зрителя и эффект соучастия.


Жанры японской скульптуры: храмовая, бытовая, скульптура малых форм. Миниатюрная японская скульптура нэцкэ известна всему миру. Ее главное назначение выполнять роль брелока или подвески. С помощью нэцкэ к поясу традиционной японской одежды кимоно прикреплялись кошельки, кисеты, коробочки для парфюмерии или лекарств. ( слайд 9).

Японская живопись – это особый вид изобразительного искусства, который совмещает в себе приемы живописи и графики. Основные направления: миниатюра, ксилография, каллиграфия. Предлагаю нарисовать один из японских иероглифов, который представлен на слайде. ( слайд 10)

3. Творческая мастерская с элементами перформанс - технологии.

Учитель. У вас на столах лежат макеты японских вееров. Раскрытой частью веер направляем к себе. Берем кисть, макаем в чернила и пытаемся нарисовать все элементы иероглифа. Проводя линии сверху вниз.(дети рисуют иероглиф)

"Не сотвори, а найди и открой" главная первооснова с точки зрения японских художников. Чтобы понять, что означает этот иероглиф, поучаствуем в одной из древних церемоний. Эта церемония играет в жизни японцев особую роль и называется чайная. ( слайд 11). Считается, что чайная церемония помогает просветлять ум, и постигать тайный смысл скрытых истин. Для участия в чайной церемонии необходимо снять обувь и проследовать по дорожке из белых камней до чайного домика. Белые камни нам сегодня заменят листы белой бумаги. Эти листочки приведут нас в чайный домик.(дети, сняв обувь следуют за учителем в соседний кабинет где подготовлена комната для чайной церемонии).

Учитель. Мы с вами подошли к входу в чайный домик. Обратите внимание как низко расположен вход. Поэтому нам придется буквально вползать в помещение.(вход задрапирован тканью и дети вслед за учителем вползают в комнату для чайных церемоний.)

Учитель. (в комнате гостям кланяются две девушки, одетые в кимоно). При входе в домик мы с вами буквально вползали - это означает, что мы поклонились хозяевам, и стали равными друг другу не зависимо от положения. Обратите внимание на убранство комнаты: низкий столик, ширма, экибано. Угощать нас чаем будут сегодня две хозяйки. Они приглашают нас к столу.(девочки поклонившись предлагают гостям занять место за столом и удаляются за ширму)

Учитель. Пока девочки готовят чай, я замечу, что во время чайной церемонии можно говорить только о чае, сидеть, подогнув под себя ноги и особым образом держать чайную чашку. Для этого чашку берут правой рукой, ставят на ладонь левой руки и немного поворачивают к себе. Сделав первый глоток, необходимо ощутить вкус чая и затем за два последующих выпить чашку. Пока наши хозяйки заняты делом немного потренируемся.(дети берут чашки и учатся их правильно держать)

Учитель. Наши хозяйки вышли к гостям и сейчас мы попробуем чай. (девушки разливают чай в чашки). Предлагаю поучаствовать в турнире 3 чашек. Это означает, что хозяйки по очереди будут выносить разные сорта чая и вам необходимо их попробовать и угадать.(девушки три раза по очереди выносят чай, а ребята пытаются отгадать сорт)

Учитель. Чай великолепный. А победители получают настоящие японские подарки- это пачки с чаем.(девочки дарят подарки). Спасибо хозяйкам за великолепный чай, чайная церемония закончилась и нам пора возвращаться.(девочки кланяются, а дети покидают помещение)

4. Закрепление материала с использованием презентации.

Учитель. Продолжим разговор о японском искусстве. Вернемся к иероглифу, который вы нарисовали. ( слайд 10). Посмотрите внимательно, что вам напоминают его элементы. (учащиеся отвечают, что это чайный домик, а учитель поправляет и говорит, что этот иероглиф означает слово чай.) Итак, мы испытали на себе главный принцип японских художников "не сотвори, а найди и открой".

Поговорим о японской литературе. ( слайд 11-12). Каждый образованный человек должен владеть мастерством стихосложения хокку. Художественный образ в хокку одно из четырех времен года и определенное настроение, переданное через подтекст. В стихотворение обязательно присутствует элемент недосказанности. Принцип стихосложения. Три строки, семнадцать слогов, чередующихся как 5 - 7 – 5.

Например.

Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку:

То бабочка была.

Чтобы научиться сочинять хокку поиграем в игру «Найди окончание в хокку» ( слайд 13).(дети по очереди называют)

А теперь попытаемся досочинить стихотворение хокку самостоятельно. Перед вами слайд (слайд 14) где только две строки в хокку вам небоходимо сочинить третью. (дети сочиняют, а затем декламируют).

Учитель. Сегодня мы вами познакомились со своеобразной и очень интересной культурой Японии. И если у вас после нашей встречи появилось желание изучать эту культуру глубже, это означает, что цель нашего занятия достигнута.



Мультимедийное приложение презентация "Культура Страны Восходящего солнца".

Литература.

1. Василевский, Р.С. Искусство стран Востока/ Р.С.Василевский. – М.: Просвещение,1986

2. Бонгард-Левин, Г.М. Древние цивилизации / Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Мысль, 1989.

3. Пронников, В.А. Японцы/ В.А. Пронников – М.: Изд-во Наука, 1985.













































Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Культура Страны восходящего солнца Выполнила: Воронина И. С. МБОУ «Безруковская основная  общеобразовательная школа»

Культура Страны восходящего солнца

Выполнила: Воронина И. С.

МБОУ «Безруковская основная

общеобразовательная школа»

«Японская культура подобна напитку, который народ издавна готовит по собственным рецептам» В.В.Овчинников.

«Японская культура подобна напитку, который народ издавна готовит по собственным рецептам» В.В.Овчинников.

Япония небольшое государство, расположенное на островах Тихого океана и подверженное тайфунам и землетрясениям.

Япония небольшое государство, расположенное на островах Тихого океана и подверженное тайфунам и землетрясениям.

Синтоизм и буддизм – основные религии японцев Синтоизм – обожествление природы и почитание предков. Буддизм – вероучение со сложной философией, идеями непостоянства и недолговечности всего сущего.

Синтоизм и буддизм – основные религии японцев

Синтоизм – обожествление природы и почитание предков.

Буддизм – вероучение со сложной философией, идеями непостоянства и недолговечности всего сущего.

Духовно-религиозные основы японской культуры Четыре меры прекрасного «саби» - красота, прелесть старины «ваби» - гармония, прелесть обыденного «сибуй»- лаконизм, простота «югэн» - недоговоренность, намек

Духовно-религиозные основы японской культуры

Четыре меры прекрасного

«саби» - красота, прелесть старины

«ваби» - гармония, прелесть обыденного

«сибуй»- лаконизм, простота

«югэн» - недоговоренность, намек

Японская архитектура  Архитектурные сооружения характеризуются естественной близостью к природному ландшафту. Дорожки должны быть извилистыми, а скаты на крышах домов загнуты вверх, чтобы злые духи не смогли попадать в человеческое жилище.

Японская архитектура

Архитектурные сооружения характеризуются естественной близостью к природному ландшафту. Дорожки должны быть извилистыми, а скаты на крышах домов загнуты вверх, чтобы злые духи не смогли попадать в человеческое жилище.

Садово-парковое искусство  Сад камней Рёандзи в Киото.

Садово-парковое искусство

Сад камней Рёандзи в Киото.

Японский театр и музыка  Театр Но, театр Кабуки, театр Дзёрури.

Японский театр и музыка

Театр Но, театр Кабуки, театр Дзёрури.

Скульптура и живопись . Японская живопись: характерные черты каноничность и сакральность. Миниатюра- маленький рисунок который украшает свиток с поэтическим текстом Ксилография – гравюра по дереву Каллиграфия – искусство иероглифической письменности. Человек не пишет, а рисует не пером, а кистью, приводя её в движение не только рукой но и всем телом

Скульптура и живопись .

Японская живопись: характерные черты каноничность и сакральность.

Миниатюра- маленький рисунок который украшает свиток с поэтическим текстом

Ксилография – гравюра по дереву

Каллиграфия – искусство иероглифической письменности.

Человек не пишет, а рисует не пером, а кистью, приводя её в движение не только рукой но и всем телом

Искусство икебаны и чайных церемоний. Искусство икебаны – составление композиций из цветов.  Чайная церемония

Искусство икебаны и чайных церемоний.

Искусство икебаны – составление композиций из цветов.

Чайная церемония

Хокку – японское стихосложение. Художественный образ в хокку одно из четырех времен года и определенное настроение переданное через подтекст. В стихотворение обязательно присутствует недосказанность. Принцип стихосложения. Три строки, семнадцать слогов, чередующихся как 5 - 7 – 5. Например. Гляжу – опавший лист Опять взлетел на ветку: То бабочка была.

Хокку – японское стихосложение.

Художественный образ в хокку одно из четырех времен года и определенное настроение переданное через подтекст. В стихотворение обязательно присутствует недосказанность. Принцип стихосложения. Три строки, семнадцать слогов, чередующихся как 5 - 7 – 5.

Например.

Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку:

То бабочка была.

Поэтическая игра.  «Найди окончание хокку » Снег на шляпе моей: Как подумаю, что не чужой он, - Получится веер Вот если к луне Приделать длинную ручку, Для летучей мыши!.. Сломанный зонтик – Вот славное вышло зимовье Шляпы не снимет.. Зимняя муха Так и вьется вокруг меня –  Вода с водою Пугало в поле Хоть вельможа явись – и тогда Холодно бедняжке Лед растаял в пруду, И снова зажили дружно Сразу легче ноша…

Поэтическая игра. «Найди окончание хокку »

Снег на шляпе моей:

Как подумаю, что не чужой он, -

Получится веер

Вот если к луне

Приделать длинную ручку,

Для летучей мыши!..

Сломанный зонтик –

Вот славное вышло зимовье

Шляпы не снимет..

Зимняя муха

Так и вьется вокруг меня –

Вода с водою

Пугало в поле

Хоть вельможа явись – и тогда

Холодно бедняжке

Лед растаял в пруду,

И снова зажили дружно

Сразу легче ноша…

Сочиняем последнюю строку в хокку 1 строка – 5 слогов 2 строка – 7 слогов 3 строка – 5 слогов  С ветки на ветку  Тихо сбегают капли...

Сочиняем последнюю строку в хокку

1 строка – 5 слогов

2 строка – 7 слогов

3 строка – 5 слогов

С ветки на ветку Тихо сбегают капли...

Доминанта японской культуры Взаимопроникновение двух начал мира природы и мира человека стало основой японской культуры. Нравственные ценности воплощаются в образах природы и раскрываются через образ человека.

Доминанта японской культуры

Взаимопроникновение двух начал мира природы и мира человека стало основой японской культуры. Нравственные ценности воплощаются в образах природы и раскрываются через образ человека.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!