Разработка занятия по всеобщей истории «Культура Страны Восходящего солнца»
Автор:
Воронина Ирина Сергеевна,
учитель истории,
МБОУ «Безруковская основная общеобразовательная школа»
Аннотация занятия. Конспект занятия предназначен для учителей истории и мхк. При разработке занятия главное внимание уделялось культуросообразному и деятельностному подходам. Дети познают не только новый материал, но и становятся активными участниками. Занятия проводятся со школьниками 10-14 лет. Разработка занятия включает презентацию в формате Power Point , список литературы.
Цель
- познакомить с национальными особенностями культуры Японии;
Методическое оснащение занятия:
Материально-техническая база:
учебный кабинет
компьютер и мультимедиа-проектор
маленькая комната, для чайной церемонии оформленная в японском стиле
Формы организации познавательной деятельности
Методы работы:
исследовательский
элементы перформанс - технологии (действие, погружение в эпоху)
Зрительный ряд: презентация "Культура Страны Восходящего солнца".
Материалы: макеты бумажных вееров, ножницы, кисточки, черная тушь, 3 сорта чая, чайные чашки, ширма, маленькие столики для чая, ткань для драпировки, аппликации из веток сакуры, запись японского музыкального инструмента сямисэна.
Ход занятия
1. Организационный момент
оформление доски, подготовка к показу слайдов
2. Изложение материала с использованием презентации.
Учитель. Япония стала известна европейцам в XVI веке из рассказов путешественника Марко Поло. Острова, лежащие к востоку от Китая он упоминал под названием Чи Пин Гу. Это слово в переводе с японского языка означает солнце – корень – страна. ( слайд 1)
Какие факторы повлияли на формирование загадочной и своеобразной культуры Японии?
( слайд 2 - 3)
Нет сомнения это географический религиозный факторы. (слайд 4)
Заложенная в природе Японских островов постоянная угроза стихийных бедствий сформировала у народа душу очень чуткую к изменениям природы. Буддизм добавил тему о непостоянстве мира. Это привело японское искусство к воспеванию изменчивости.
Радоваться или грустить по поводу перемен присуще всем народам, но увидеть в недолговечности источник красоты сумели лишь японцы. ( слайд 5)
Особенностью японской архитектуры является то, что любое сооружение представляет собой не одно изолированное строение, а комплекс зданий, аллей садов которые образуют единый архитектурный ансамбль. ( слайд 6)
Природа-это божественное творение. Самые красивые участки природного ландшафта являются местом обитания добрых духов и богов. Поэтому для их проживания необходимо строить парки, сады, ландшафтные композиции. Сад камней Рёандзи в Киото самая известная садово-парковая композиция. С любой точки веранды из 15 всегда видны только14 камней. Тайна скрывается в особом ассиметричном расположении камней. Поскольку японцы отрицают симметрию в искусстве, считая завершенность несовместимой с вечным движением жизни.
У зрителей композиция в саду камней вызывает раздумья, ассоциации, переживания, связанные с ощущение спокойствия и безмолвия. ( слайд 7 )
Японский театр возник из мистерий и ритуальных действий.
В Японии сложилось три вида театрального искусства: театр Но, театр Кабуки, театр Дзёрури.
Театр Но. Все актеры мужчины, во время игры используют маски, все монологи поют высоким тембром.
Театр Кабуки. Все актеры мужчины, во время игры только главный герой использует маску, остальные наносят грим. Грим меняется в ходе представления и каждый элемент грима символичен.
Театр марионеток Дзёрури. Актеры-кукловоды, куклы сложной конструкции, певец-рассказчик. ( слайд 8). Ведёт представление певец-рассказчик под аккомпанемент щипкового музыкального инструмента – сямисэна. ( звучит запись музыкального инструмента сямисэна).
Главная цель спектакля – эмоциональное воздействие на зрителя и эффект соучастия.
Жанры японской скульптуры: храмовая, бытовая, скульптура малых форм. Миниатюрная японская скульптура нэцкэ известна всему миру. Ее главное назначение выполнять роль брелока или подвески. С помощью нэцкэ к поясу традиционной японской одежды кимоно прикреплялись кошельки, кисеты, коробочки для парфюмерии или лекарств. ( слайд 9).
Японская живопись – это особый вид изобразительного искусства, который совмещает в себе приемы живописи и графики. Основные направления: миниатюра, ксилография, каллиграфия. Предлагаю нарисовать один из японских иероглифов, который представлен на слайде. ( слайд 10)
3. Творческая мастерская с элементами перформанс - технологии.
Учитель. У вас на столах лежат макеты японских вееров. Раскрытой частью веер направляем к себе. Берем кисть, макаем в чернила и пытаемся нарисовать все элементы иероглифа. Проводя линии сверху вниз.(дети рисуют иероглиф)
"Не сотвори, а найди и открой" главная первооснова с точки зрения японских художников. Чтобы понять, что означает этот иероглиф, поучаствуем в одной из древних церемоний. Эта церемония играет в жизни японцев особую роль и называется чайная. ( слайд 11). Считается, что чайная церемония помогает просветлять ум, и постигать тайный смысл скрытых истин. Для участия в чайной церемонии необходимо снять обувь и проследовать по дорожке из белых камней до чайного домика. Белые камни нам сегодня заменят листы белой бумаги. Эти листочки приведут нас в чайный домик.(дети, сняв обувь следуют за учителем в соседний кабинет где подготовлена комната для чайной церемонии).
Учитель. Мы с вами подошли к входу в чайный домик. Обратите внимание как низко расположен вход. Поэтому нам придется буквально вползать в помещение.(вход задрапирован тканью и дети вслед за учителем вползают в комнату для чайных церемоний.)
Учитель. (в комнате гостям кланяются две девушки, одетые в кимоно). При входе в домик мы с вами буквально вползали - это означает, что мы поклонились хозяевам, и стали равными друг другу не зависимо от положения. Обратите внимание на убранство комнаты: низкий столик, ширма, экибано. Угощать нас чаем будут сегодня две хозяйки. Они приглашают нас к столу.(девочки поклонившись предлагают гостям занять место за столом и удаляются за ширму)
Учитель. Пока девочки готовят чай, я замечу, что во время чайной церемонии можно говорить только о чае, сидеть, подогнув под себя ноги и особым образом держать чайную чашку. Для этого чашку берут правой рукой, ставят на ладонь левой руки и немного поворачивают к себе. Сделав первый глоток, необходимо ощутить вкус чая и затем за два последующих выпить чашку. Пока наши хозяйки заняты делом немного потренируемся.(дети берут чашки и учатся их правильно держать)
Учитель. Наши хозяйки вышли к гостям и сейчас мы попробуем чай. (девушки разливают чай в чашки). Предлагаю поучаствовать в турнире 3 чашек. Это означает, что хозяйки по очереди будут выносить разные сорта чая и вам необходимо их попробовать и угадать.(девушки три раза по очереди выносят чай, а ребята пытаются отгадать сорт)
Учитель. Чай великолепный. А победители получают настоящие японские подарки- это пачки с чаем.(девочки дарят подарки). Спасибо хозяйкам за великолепный чай, чайная церемония закончилась и нам пора возвращаться.(девочки кланяются, а дети покидают помещение)
4. Закрепление материала с использованием презентации.
Учитель. Продолжим разговор о японском искусстве. Вернемся к иероглифу, который вы нарисовали. ( слайд 10). Посмотрите внимательно, что вам напоминают его элементы. (учащиеся отвечают, что это чайный домик, а учитель поправляет и говорит, что этот иероглиф означает слово чай.) Итак, мы испытали на себе главный принцип японских художников "не сотвори, а найди и открой".
Поговорим о японской литературе. ( слайд 11-12). Каждый образованный человек должен владеть мастерством стихосложения хокку. Художественный образ в хокку одно из четырех времен года и определенное настроение, переданное через подтекст. В стихотворение обязательно присутствует элемент недосказанности. Принцип стихосложения. Три строки, семнадцать слогов, чередующихся как 5 - 7 – 5.
Например.
Гляжу – опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Чтобы научиться сочинять хокку поиграем в игру «Найди окончание в хокку» ( слайд 13).(дети по очереди называют)
А теперь попытаемся досочинить стихотворение хокку самостоятельно. Перед вами слайд (слайд 14) где только две строки в хокку вам небоходимо сочинить третью. (дети сочиняют, а затем декламируют).
Учитель. Сегодня мы вами познакомились со своеобразной и очень интересной культурой Японии. И если у вас после нашей встречи появилось желание изучать эту культуру глубже, это означает, что цель нашего занятия достигнута.
Мультимедийное приложение презентация "Культура Страны Восходящего солнца".
Литература.
1. Василевский, Р.С. Искусство стран Востока/ Р.С.Василевский. – М.: Просвещение,1986
2. Бонгард-Левин, Г.М. Древние цивилизации / Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Мысль, 1989.
3. Пронников, В.А. Японцы/ В.А. Пронников – М.: Изд-во Наука, 1985.