СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие «Родители и ребенок»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие «Родители и ребенок»»

Занятие «Родители и ребенок»

Цель: Познакомить родителей с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя.

Задачи:

  1. расширить теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.

  2. познакомить родителей с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя.

  3. оптимизация детско-родительских отношений.


Оборудование: ватман, маркер, магнитофон, грецкие орехи, ручки, карандаши, магнитофон, раздаточный материал .

Ход занятия:
Ритуал приветствия. Родители приветствуют друг друга, взявшись за руки и слегка пожимая их. Затем психолог предлагает участникам, озвучить с каким настроением, и каким ожиданием пришёл каждый из них.



Беседа.

Мама – самое дорогое, прекрасное слово на свете, это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

Давайте отвлечемся от сегодняшних забот, тревог и вспомним самые светлые минуты общения со своими детьми, минуты, приносящие вам счастье материнства (звучит музыка 3-4 минуты).

А когда вы почувствовали первый раз себя именно мамой, когда пришло это глубокое ощущение? (родители по кругу делятся своими ощущениями)

Как мы нужны своим детям с нашей, только матерям присущей глубоко индивидуальной любовью, с возможностью и способностью с самого начала наблюдать первые шаги и пробы своего малыша, с неистощимым терпением и умению радоваться каждому крохотному успеху, чувствовать их боль.

Цель нашей встречи – взглянуть еще раз на свои отношения с малышом со стороны, обсудить вопросы, которые касаются только мам?



  1. Упражнение «Орешек» (с грецкими орехами).

Посмотрите на эти орешки. Они на вид все одинаковые. Мы не знаем, что у них внутри, внешне все похожи (каждому раздаю по орешку). А сейчас, задание! Нужно за одну минуту изучить этот орешек. Начинаем! (по истечении времени, собираем орешки в общую миску). А теперь найдите все свой орешек! Скажите, как вы его узнали? (перенос на ребенка).

  1. Мини – лекция «Что такое безусловное принятие»

Что значить принимать ребенка, безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не ждали и не требовали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется или нет? Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т.д., просто так, за то, что он есть.

Нередко слышим слова родителей: «Не жди от меня хорошего, пока не сделаешь…», «Вот станешь хорошим мальчиком, тогда и буду любить…» В этих фразах прямо сообщается, что ребенка принимают условно, «только если…»

Приглядимся: в этих фразах прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение характерно для нашей культуры. Похвалишь ребенка – он укрепится в доброте, накажешь – и зло отступит. Но эти средства не всегда безотказны. Закономерно – чем больше ругаешь, тем хуже человек становится. Воспитание – не дрессура, а родитель не для того, чтобы вырабатывать условные рефлексы.


3.Упражнение «Язык принятия и непринятия»

Родителям предлагается составить список высказываний на «языке принятия» ребёнка и на «языке непринятия». Участники составления списка как бы отвечают на вопрос: «Как узнает ребёнок, что мы его принимаем или, наоборот, не принимаем.

«Язык принятия»

«Язык непринятия»

Оценка поступка, а не личности

Похвала

Одобрение

Согласие

Позитивные телесные контакты

Улыбка

Контакт глаз

Доброжелательные интонации

Эмоциональное присоединение

Поощрение

Выражение своих чувств


Отказ от объяснений

Негативная оценка личности

Команды

Приказы

Подчёркивание неудачи

Оскорбление

Угроза

Наказание

Жёсткая мимика

Угрожающие позы

Негативные интонации

- приветливый взгляд;

- ласковые прикосновения;

- прямые слова: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть!»;

- объятия (не менее 8 раз в день, В. Сатир: «человеку объятия необходимы для выживания»);

- тон в разговоре, общении;

- положительные эмоциональные высказывания.

Знаки безусловного принятия питают эмоционально, помогают психически развиваться.


4.Упражнение «Перефразирование»

Фраза ребёнка

Ответ на «языке принятия»

Ответ на «языке непринятия»

1.



2.






Предлагается каждому сказать какую-либо фразу (ситуацию) от лица ребёнка, и все записывают ответную фразу сначала на языке принятия, а потом на языке непринятия. После того, как все графы таблицы заполнены, один из родителей принимает роль ребёнка и произносит детские фразы, а остальные отвечают ему на языке принятия и на языке непринятия. После того, как родитель побывал в роли ребёнка, ему предлагается поделиться впечатлениями.


  1. Мини – анкета «Наши семейные вечера».

От того, каким будет вечер в семье, зависит завтрашний день ребенка. Создать в доме уют, тепло, покой – удел женщины, матери. А сейчас я предлагаю вам необычное задание. Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Цель этого анализа помочь разобраться в отношениях с ребенком, своевременно предотвратить ошибки, чтобы не допустить, избежать нервных срывов, агрессии у своих детей.

Если вы поступаете как сказано – хлопните в ладоши, не всегда – кивните головой, никогда так не поступаю – отрицательно кивните головой.

  1. Каждый вечер уделяете время ребенку на разговоры, игры, рассказы о своем детстве.

  2. Рассказываю ребенку сказки на ночь, говорю о том какой он добрый, умный, храбрый, вежливый.

  3. Вместе с ребенком смотрим детские передачи, мультфильмы, обсуждаем их.

  4. Ребенок не смотрит со взрослыми телепередачи для взрослых.

  5. Перед сном совершаем прогулки с детьми.

  6. Ребенок никогда не ложится спать не прощаясь.

  7. Не рассказываю на ночь страшных историй.

  8. Никогда не решаем конфликты взрослых при детях.

  9. Укладываю ребенка спать в одно и то же время, не позднее 9 часов вечера.

С какими утверждениями вы не согласны? Если первые 3 ответа говорят о вашей любви, привязанности, взаимоотношениях, контакте с ребенком, то последние – о вашей заботе по созданию комфортных условий, необходимых для неокрепшей нервной системы. Если хотя бы один из пунктов не выполняется, то это может привести к печальным результатам не только во взаимоотношениях, но и отразиться на здоровье ребенка.

А сигналом может служить: агрессия, упрямство, плаксивость, крики по ночам, капризы.


  1. Рефлексия. Составление «свода правил для матерей» (обратная связь).

Представим, что нам поручили составить свод правил для матерей, каждое из которых начиналось бы «Любить ребенка, значит…»

Дорогие мамы! Пусть ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью ваших детей.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!