СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с детьми 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие с детьми 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Аквариумные и пресноводные рыбы"»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Воспитатель: Худорожкова Дарья Сергеевна


Дата: 18.03.2024 год

Группа: Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Вид НОД: познавательное развитие (окружающий мир)

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная

Цель: Расширение представлений детей о рыбах, обитающих в различной среде, о видах и об особенностях строения, в процессе совместной образовательной деятельности.

Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу и обитателям водоемов;

  • Воспитывать самостоятельность, в процессе игр.

Развивающие:

  • Развивать диалогическую речь, в процессе совместной образовательной деятельности;

  • Развивать интерес к познанию природы.

Обучающие:

  • Познакомить детей с пресноводными и аквариумными рыбами;

  • Учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.

Родион – продолжать развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Ева – продолжать учить доводить начатое дело до конца.

Кирилл – продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Список использованной литературы:

1. Программа «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативности детей в разных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа), метод стимулирования (поощрение).

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова.

Ход образовательной деятельности

Этапы деятельности

Деятельность педагога / детей

  1. Мотивационный этап

Дети стоят в кругу на ковре совместно с воспитателем. Воспитатель читает стихотворение.

- Ребята, я недавно прочитала одно стихотворение, и оно мне очень понравилось, не хотели бы вы его послушать?

Ответы детей

- Замечательно, слушайте внимательно!

«Под корягой дремлет сом,

Шевелит усами…

Ну, какой же это сон, Посудите сами?

Чуть прилег, и вдруг налим

Очутился рядом с ним,

В самой гуще камыша

Два поссорились ерша.

Щука щелкнула зубами…

Что за сон – судите сами!

Сом усами шевельнул, Рассердился и … заснул».

- Ребята, вам понравилось стихотворение?

Ответы детей

- Хорошо, а о чем это стихотворение?

Ответы детей

- Да, все верно, молодцы.

- Ребята, сегодня я вам предлагаю узнать много нового и интересного про рыб, вы согласны?

Ответы детей

- Хорошо, я очень рада.

  1. Основной этап

2.1 Беседа о пресноводных рыбах

Дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем. Воспитатель беседует с детьми, сопровождает свою речь иллюстрацией.

- Ребята, перед тем как нам с вами начать узнавать много нового и интересного, я вам предлагаю вспомнить, правила поведения во время занятия! Какие правила, мы с вами знаем?

Ответы детей

- Да, все верно, мы не будем перебивать друг друга, будем давать возможность высказаться каждому из нас, будем относиться друг к другу с уважением. Молодцы!

- И так, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о рыбах, живущих в пресной воде. Как ребят их называют?

Ответы детей

- Да, всё верно. Таких рыб называют пресноводными. Ребята, скажите, а вы знаете, какие водоемы считаются пресноводными?

Ответы детей

- Да, все верно. Это озеро, река, пруд, болота, ручьи. Молодцы, ребята!

- А сейчас, ребята. Мы с вами с помощью загадок познакомимся с некоторыми пресноводными рыбами. Вы готовы внимательно слушать? Ответы детей. Замечательно, не забывайте, поднимать руку!

- «Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает» (Щука)

- Кто же это, ребята? Ответы детей

- Да, все верно. Это щука. Давайте скажем все вместе. Молодцы! Предлагаю вам внимательно ее рассмотреть. Дети рассматривают изображение щуки.

- Щука — хищная рыба. Туловище рыбы вытянутое, покрыто  мелкой чешуёй.  Окраска чешуи может быть серовато-зеленой, серой или серо-коричневой. Голова щуки длинная, на нижней челюсти есть много острых зубов разной величины. За такое строение челюсти щуку прозвали «речной акулой». Глаза щуки располагаются высоко, благодаря чему хищник может осматривать большую площадь, не утруждая себя поворотом головы. У щуки есть жабры, с помощь которых она может дышать в воде, спинные и брюшные плавники, хвост. Щука питается разнообразными видами рыб, раками, лягушками.

- Вот, такая ребята, рыба! Предлагаю вам продолжить! Послушайте, следующую загадку!

- «Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников!» (Окунь)

- Кто же это, ребята? Ответы детей.

- Да, все верно! Это окунь. Давайте, с вами вместе скажем! Молодцы! Посмотрите на изображение! Окунь – хищник. Тело, его напоминает веретено,  покрыто  крепкой, но очень мелкой чешуей. Окраска тела зеленовато-желтая, на нём отчетливо видны черные полосы. Брюшко рыбы окрашено в белый цвет.  У рыбы много зубов, расположенных в несколько рядов. У окуня есть жабры, спинные, брюшные плавники, хвост.  Окунь питается мальками, личинками насекомых и икрой, которую отложили другие рыбы.

- Давайте, с вами познакомимся со следующей рыбкой. Послушайте, внимательно!

- «Он колючий, но не еж,

А речная рыба. (Ерш)

- Правильно, молодцы! Посмотрите, внимательно на изображение! Ёрш – мелкий речной хищник. У ерша короткое тело, покрытое чешуёй. Окрас на спине серо-зеленый, а по бокам есть бурые пятна. Челюсть представляет собой щетинковые зубы без клыков. У ерша есть жабры, спинные и брюшные плавники, хвост. Ёрш имеет множество шипов на плавниках.

Ерш не любит речное течение. Питается ёрш более мелкими рыбами, беспозвоночными, насекомыми, растениями, икрой и личинками рыб.

- Послушайте, следующую загадку!

- «Совсем не крупный, но усатый,

Зеленовато-буроватый.

Он в речке мудрый секретарь…

Как все зовут его?… Пескарь»

- Правильно, молодцы! Пескарь имеет тело цилиндрической формы. Оно покрыто достаточно крупной чешуёй. Верх рыбки окрашен зеленовато–бурым цветом. По всему телу имеются синеватые и черноватые пятна, а брюшко имеет в желтоватый или серебристый оттенок.

- Ребята, как мы можем помочь пресноводным рыбам? Ответы детей

- Да, верно. Не стоит загрязнять водоемы, выбрасывать туда мусор и т.д. Нужно заботится о них, подкармливать и очищать водоемы.

Пальчиковая гимнастика «Жил да был»

Дети стоят в кругу возле своих стульчиков.

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить пальчиковую гимнастику. Внимательно, смотрите на меня и повторяйте за мной!

«Жил да был один налим - Сложить ладони и показать плавными движениями как плавает рыбка

Два ерша дружили с ним - Показать, как плывут две рыбки, параллельно расположенными ладонями

Прилетали к ним три утки,

По четыре раза в сутки - Сложить ладони крест-накрест и помахать, изобразив полет птицы

И учили их считать – Ритмично сжимать кулаки

Раз, два, три, четыре, пять – Загибать пальчики»

2.2 Беседа об аквариумных рыбах

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.

- Ребята, мы с вами поговорили о некоторых пресноводных рыбах. Но, рыбы живут не только в пресноводных водоемах, но еще кое - где. Послушайте, внимательно!

«Домик из стекла с водой

Есть в нем садик не большой

И ракушки, там и тут

Рыбки в домике живут»

- Что же это, ребята? Правильно, это аквариум. Как можно назвать таких рыбок? Все, верно. Аквариумные рыбки.

- Предлагаю вам познакомиться с самыми известными обитателями аквариума. Посмотрите, внимательно на изображение!

- Эту рыбку называют – гуппи. Одна из самых популярных аквариумных рыбок. Это самая неприхотливая рыбка. Гуппи, неравномерно окрашены в разные цвета. Давайте, с вами ее рассмотрим.

- Следующую рыбку называют – золотой рыбкой! Золотая рыбка – первые аквариумные рыбки. Предок золотых рыбок - карась. Окраска от жёлто – золотистой до огненно – красной. Она легко приручается и быстро учится реагировать на свет, на звук.

- Следующую рыбку называют – меченосцем! На хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. Бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами. У самки нет такого меча. К пище неприхотливы, но обязательно добавлять растительные корма. 

- Эту рыбку зовут – сомик. Очень похожи своими большими усами на наших речных сомов. Они любят лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – санитары аквариума, они поедают на его дне пищевые остатки. Сомики периодически поднимаются к поверхности за тем, чтобы захватить пузырёк воздуха.

- Ребята, как мы вами можем позаботиться об аквариумных рыбках? Ответы детей

- Да, все верно. Необходимо менять воду в аквариуме, кормить их и обгораживать их среду.

2.3 Дидактическая игра «Найди среду обитания рыбок»

Дети подходят к двум столом.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди среду обитания». Что вы видите на столе? Ответы детей

- Да, все верно! На столах у вас лежат места обитания рыб и сами рыбы. Ваша задача определить рыбы и место ее обитания.

Дети находят среду обитания.

- И так, ребята. Давайте, с вами рассмотрим, как вы справились с этой игрой. Показывайте и называйте рыбку и говорите ее среду обитания.

Дети называют рыбу и показывают среду обитания.

- Молодцы, ребята!

2.4 Дидактическое задание «Найди одинаковых рыбок и раскрась их одним цветом»

Дети берут стульчики и садятся за свои места.

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю взять свои стульчики и сесть за стол на свое место. У каждого из вас на столе цветные карандаши и листочек с изображением рыбок. Ваша задача найти одинаковых рыбок и раскрасить их одинаковым цветом!

Дети приступают к задания, воспитатель оказывает помощь нуждающимся.

- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы справились с заданием и нашли всех одинаковых рыбок!

3.Подведение итогов занятия

Дети стоят на ковре в кругу

- Ребята, давайте с вами все оставим на своих местах и встанем в круг на ковер.

- Сейчас я буду бросать вам мячик и задавать вопрос, а ваша задача на него ответить. Вы готовы? Ответы детей

- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников  и  хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы,  которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

- Что тебе понравилось больше всего?

- Молодцы, ребята!

4.Открытость

Дети стоят на ковре в кругу совместно с воспитателем.

- Ребята, я хочу вас похвалить за сегодняшнее занятие, вы большие молодцы. Я для вас подготовила небольшую раскраску. Вы ее можете забрать домой или раскрасить в любое свободное время, когда вы захотите. Наше занятие окончено. Всем спасибо!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!