СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга «Сплочение коллектива. Профилактика возникновения конфликтных ситуаций».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические разработки

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Сплочение коллектива. Профилактика возникновения конфликтных ситуаций».»

Занятие с элементами тренинга

«Сплочение коллектива.

Профилактика возникновения конфликтных ситуаций».


Цель: Способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов. Сплочение ученического коллектива

Задачи:

1. Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

2. Создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Упражнение «Я сегодня вот такой».

Ведущий: Скажите, что вы знаете о конфликте? – ответы учащихся.

Ребята, назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у Вас на слово «конфликт»?

Ответы детей записываются на доске (спор, обида, страх, потеря, боль, драка).Обсудить ситуацию физического проявления конфликта (драка и ее последствия).

Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а так же рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта.

А теперь давайте попробуем провести эксперимент.

2. Упражнение «Снежинки».

Задание:

1. Возьмите листок.

2. Сложите его пополам.

3. Оторвите правый верхний угол.

4. Сложите еще раз пополам.

5. Еще раз оторвите правый верхний угол.

6. Еще раз сложите пополам.

7. И еще раз оторвите верхний правый угол.

8. Разверните листок и покажите свое произведение одноклассникам.

Дети выполняют задание.

Психолог. Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя у Вас был одинаковый материал, был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

Ответы детей.(потому что мы все разные)

Психолог. Правильно, мы все очень разные, каждый из нас неповторим, мы слышим, чувствуем, воспринимаем, запоминаем каждый по-своему и если бы все были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным. Именно поэтому конфликты естественны и неизбежны.

3. Упражнение «Встреча на узком мостике».

Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар.

Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:

1 пара – договориться, как пройти мост;

2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

  • Было ли решения ситуации эффективным?

  • Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?

Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?

4. Беседа «Практические способы решения конфликтов».

Способ 1: Учимся сдерживать эмоции

Надо научиться думать, не вовлекать в свое решение   эмоции. Эмоции затуманивают рассудок, раздувают эго, заставляют думать, что вы выше и умнее своего собеседника. Это неправильно, это путь в никуда.

На эмоциях человек может наговорить лишнего, сделать поспешные поступки, а когда немного остынет, начнет жалеть обо всем сказанном и сделанном. А вернуть уже ничего нельзя. Надо научиться контролировать свои мысли и эмоции. И потом, не надо себя накручивать. Не надо за человека додумывать. Пусть он сам изложит свою ситуацию и позицию.

Часто конфликты возникают тогда, когда человек бывает не в настроении, а мы навязываем ему свои вопросы, рекомендации или советы. Лучше подождать до завтра, пусть у него все уладится, а потом уже начинать разговор. В противном случае конфликта не избежать.

Способ 2: Учимся анализировать

Надо искать причину конфликта, а не бороться со следствием. Всегда надо смотреть шире, выходя за рамки конфликта, стараться проанализировать ситуацию и понять, как избежать подобных проблем в будущем.

Еще одна ошибка, которая приводит к серьезным конфликтам – это напоминание о промахах. Зачем упрекать человека за прошлые поступки или проступки, ведь это уже прошло. Прошлое не изменить. Живите здесь и сейчас. Помните об этом. Все остальное не важно.

Надо научиться неординарно мыслить, анализировать и решать конфликты. А главное, быстро и незамедлительно принимать решения по нестандартной ситуации. От быстроты вашего решения будет зависеть быть или не быть конфликту. Лучше его предотвратить, чем улаживать. И этому надо учиться.

Способ 3: Учимся не оскорблять и не накапливать проблемы

Если конфликт все же возник, то научитесь не оскорблять человека. Помните, что оскорбление не улучшит ситуацию, а послужит почвой для новой ссоры, раздует еще больший конфликт. Как правило, оскорблять начинает тот, кто понимает, что не прав, но его раздутое самомнение не хочет уступать, а других способов, кроме как наговорить гадостей, не находит. Ученые доказали, что если во время ссоры человек переходит на оскорбления собеседника, то это показатель его слабости, его неправоты, его неумения доказать свою точку зрения. Помните об этом и не опускайтесь так низко.

Иногда не столько слова, а тон, с которым они сказаны, могут сильно обидеть вашего собеседника. Поэтому всегда следите за тем, как произносите ту или иную фразу. Не язвите, не насмехайтесь, не высмеивайте какие-то качества, ведь не всем такое поведение нравится. Одним словом, ведите себя так, как хотите, чтоб вели себя с вами. Это очень важно. А самое главное, не устраивайте истерик. Проблема останется, а ситуация так и будет не решенная.

Есть отличная поговорка: «Проблемы нужно решать по мере их поступления». Не нужно копить обиды, переживания, какие-то спорные моменты. Будьте выше этого. Старайтесь все сразу обговорить, решить, прийти к общему знаменателю. Не накапливайте проблемы, иначе они могут превратиться в одну большую проблему, которую надо будет решать с удвоенной силой. И тогда будет сложнее разрешить ситуацию, и конфликт будет неизбежен.

И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».

5. Упражнение «Печатная машинка»

Инструкция: каждый участник получает несколько карточек с отдельными буквами. Ведущий объясняет, что из этих букв участники группы должны вместе сложить слово, которое относится к теме занятия.

6. Упражнение «Каким должен быть настоящий друг»

Учащиеся выходят по одному и тянут лепесток ромашки. После чего распределяют качества: хорошее или плохое качество человека ему попалось.

7. Обсуждение. Итоги.

Психолог. Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? (можно всегда договориться, и избежать конфликт и т.п).

В завершении хотелось бы сказать словами «великого»:

«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас».

Далай Лама (титул правителя Тибета.)


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!