М
униципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мошковский детский сад № 3 «Улыбка» комбинированного вид
Занятие – сказка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР – 2 уровня) по теме:
«Приключения Колобка в осеннем лесу»
Подготовили и провели:
учитель – логопед высшей квл. категории
Минакова И.М.
Воспитатель высшей квл категории Миллер Р.В.
Мошково 2020 - 2021 учебный год
Цель: обобщить пройденный материал по темам «Осень», «Деревья», «Овощи», « Фрукты», « Грибы», « Ягоды» .
Задачи: - создать позитивное настроение у воспитанников;
- закрепить знания об осенних изменениях в природе;
-формировать представления о разных видах грибов, ягод, деревьев;
- активизировать словарь глаголов и прилагательных, существительных по теме;
- продолжить работу над общими речевыми навыками: просодикой, темпом и ритмом;
- развивать память, мышление, внимание, воображение, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать умение выступать перед аудиторией, артистизм;
- укреплять веру в свои силы.
Материал: костюмы Заяц, Колобок, Лиса, Волк, Медведь, Доктор, Помидор, Ежиха, Дедушка, Бабушка; предметные картинки ягод, грибов, фруктов, овощей, деревьев; муляжи фруктов и овощей; пособие по ТРИЗ « Овощные домики», карточки – загадки по ТРИЗ; избушка, деревья, сундучок; игрушечный заяц, бочонок, большая бумажная морковка; сладкие сувениры; звукозапись « крик журавлей», «шелест листьев», « шум дождя», «сказочная музыка», « красивая плавная музыка» для музыкального сопровождения. стихов.
Конспект занятия – сказки « Путешествие Колобка в осеннем лесу»
(звучит «сказочная музыка», дети входят в зал, держась за руки, встают полукругом возле избушки)
Ход мероприятия:
Учитель – логопед: Нельзя нам на свете прожить без чудес
Они нас повсюду встречают
Волшебный осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
На поляне - красота, только что за чудеса?
Домик сказочный стоит
Постучаться нам велит.
(детей встречают дедушка и бабушка)
Ангелина: «- как хорошо, что вы в гости зашли,
а мы как раз колобок испекли»
Артем: «Вот лежит он на окошке
Остывает понемножку»
Лиза: - Ой, смотрите, Колобок, покатился за порог!
Любава: -Колобок, румяный бок, ты куда спешишь, дружок?
Колобок ( Миша): - я спешу в осенний лес!
М
ирослава: - а тебя никто не съест?
Учитель - логопед: покатился Колобок по дорожке, вдруг - откуда не возьмись - Заяц – быстрые ножки.
Заяц (Сережа): - Колобок, я тебя съем!
Колобок: - Зайка, ты меня не кушай, лучше ты стихи послушай.
Лиза: - Тише, с нами Осень говорит.
Слышишь, листик под ногой шуршит
Зайка глупый серенький дрожит
Любава: Белка шишки с елки шелушит
Слышишь? Частый дождик моросит
Тише! С нами Осень говорит.
Юлиана: - «Осень трогает листочки
Сыплет желуди горстями
Нить прядет из серой тучки.
Поливая все дождями»
Мирослава: - Да разве дождик – это плохо!
Надень лишь только сапоги
И в них не только по дорогам,
А хоть по лужицам беги!»
Аня: - « А как приятно под дождем
Шептаться с зонтиком вдвоем
И даже можно зонтик взять
И под дождем потанцевать»
Учитель - логопед: - Колобок, наш очень ловкий, а тебе дадим морковку!
- читать закончили стихи. Колобок, быстрей беги,
Волк по лесу рыщет, добычу себе ищет.
Волк (Дима): - Колобок, я тебя съем!
Колобок: - Ой, ребята, помогите, меня от Волка защитите!
Воспитатель проводит игру «Да – нет»
Воспитатель: - раз зовет на помощь друг, становитесь быстро в круг,
На вопросы отвечайте, так бывает или нет, быстро дайте мне ответ:
- осенью собирают урожай фруктов? (ДА)
- осенью становится больше насекомых? (нет)
- осенью погода чаще дождливая? (да)
- осенью зайцы ложатся в спячку? (нет)
- осенью белки делают запасы орехов? (да)
- осенью люди сажают картошку? (нет)
-
осенью ель сбрасывает листья? (нет)
- осенью цветут цветы? (нет)
- осенью растут грибы? (да)
- осенью тучи солнце закрывают? (да)
- осенью часто – часто льют дожди? (да)
- Туманы осенью плывут? (да)
- ну а птицы гнезда вьют? (нет)
- птичьи стаи улетают (да)
- солнце светит очень жарко? (нет)
- Все купаются в реке? (нет)
- можно детям загорать? (нет)
- ну, а что же надо делать куртки, шапки надевать? (да)
- сапоги всем обувать? (да)
Воспитатель: - Молодцы! Знаете приметы осени.
Пока Волк с детьми на вопросы отвечал, Колобок наш убежал.
Волк: « У – У –У!»
Воспитатель: - что ты Волк, не обижайся, мы тебе подарим зайца.
Колобок, бежал, бежал, вдруг Медведя повстречал.
Медведь ( Артем): - Колобок, я тебя съем!
Колобок: - Ой, помогите, меня от Медведя спасите!
Учитель - логопед: Мишка, Колобка не трогай, ты ступай в свою берлогу, видишь , осень в лес пришла, отдыхать тебе пора! Поиграем, детвора!
проводит игру «Доскажи словечко»
Цель: формировать знания об изменениях в природе, характерных для осени, развивать глагольный словарь, внимание и память.
О
сенью на юг перелетные птицы….улетают.
Гусей крикливый караван к югу… тянется.
Журавли, прощаясь с родиной… курлычат
Ребята, послушайте, как необычно кричат журавли( слушают запись «крик журавлей»)
Трава и цветы поздней осенью… увядают, сохнут.
Осенью с деревьев листья… опадают, облетают.
Листья под ногами шуршат, шелестят (слушают запись «шелест листьев»)
Осенью листья деревьев…желтеют.
Листья в воздухе…кружатся. На землю…ложатся.
Люди урожай…собирают.
Дни осенью короче… становятся.
Дождь холодный…льет, идет, моросит (слушают запись «шум дождя»)
Воспитатель проводит игру « Незнайкины рисунки» (с целью закрепления цвета овощей и фруктов)
Воспитатель проводит игру «4 лишний»
Подберезовик, масленок, мухомор, боровик;
Малина, клубника, подосиновик, ежевика;
Огурец, помидор, банан, кабачок;
Яблоко, груша, морковь, виноград;
Учитель – логопед проводит игру «Грибы и ягоды»
Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Педагог называет разные ягоды и грибы, а дети приседают на «гриб», поднимают руки вверх на «ягоду». Кто ошибся, выходит из игры ( малина, мухомор, сыроежка, облепиха, черника, лисичка, масленок, земляника, клубника)
Проводит игру по ТРИЗ « Овощные домики» (детям нужно верно расселить жильцов)
И
гру по ТРИЗ « Найди отгадку» ( по карточке – схеме дети находят нужный фрукт или овощ, учитывая форму, цвет, где растет)
Учитель - логопед: Пока Медведь ответ искал да с нами играл, Колобок наш убежал.
Медведь ревет.
Учитель - логопед: - ты Медведь, не обижайся, лучше медом угощайся.
Медведь довольный удалился, ну а Колобок дальше покатился, громко песню напевал, да Лисицу повстречал.
Лиса ( Аня): - Колобок, Колобок, какой ты румяный!
А как красиво поешь, подойди поближе, спой еще разочек, мой вкусненький дружочек!
Колобок: - ой, ребята, помогите, от Лисы меня спасите!
Дети читают «Диалоги»
Вика: «Сел мышонок на масленок,
А масленок липкий гриб
Вот мышонок и прилип
Ай, ай, ай, мама, мама, выручай!»
Костя (Заяц): - обожаю я свеколку!
Кира (автор): – говорит зайчонок волку.
Заяц: - вот, попробуй. Угощаю! Будет вкусно, обещаю!
Дима(Волк): - свекла мне не по зубам! Вот тебя я лучше …ам!
Автор: - но в зубах злодея волка оказалась лишь морковка.
А
втор ( Аля): - Ты откуда , баклажан?
Баклажан (Юлиана): - прибыл я из теплых стран.
Автор: - гость наш холода боится.
Баклажан: - значит, буду жить в теплице!
Мальчик (Сережа): - еж, еж, Где живешь?
Еж (Артем): - я живу в густом лесу!
Мальчик: - еж, еж, что несешь?
Еж: - В норку яблоки несу
Буду яблоки делить
Своих деток кормить.
Девочка ( Вика): - где ты, дождик, бродил?
Дождь (Лиза): - в роще рыжиков будил,
чтобы зорьку не проспали,
в кузовок к тебе попали.
Девочка (Кира): Помидор на грядке делает зарядку.
- как здоровье, помидор?
Помидор (Ангелина): - хорошо, в порядке!
Девочка: - весь вспотел ты. Не устал?
Помидор: - да устал. От зарядки красным стал!
Е
жиха (Аля): - заболел малютка ежик!
-Доктор, что ему поможет?
Доктор (Мирослава): - ваш поправится сынок, а спасет его чеснок!
Учитель - логопед: среди кленов и осин сундучок стоит один
Разукрашен листьями, не велик он и не мал…
Кто же нам его прислал?
Отгадать вас просим кто же это? Осень.
Осень? Очень может быть.
Что же в сундучке лежит?
Мирослава: - Может здесь осенние туманы
Что легли на сонные поляны?
Любава: - Может листьев мягких золотой ковер?
А
нгелина: - Первой измороси расписной узор?
Артем: - Может крик прощальный журавлей?
Кира: - или тихий шепот тополей?
Учитель - логопед: - что же в этом сундучке лежит?
Не пора ли нам его открыть?
Ничего не получается, сундучок не открывается!
Мы не будем унывать, надо нам загадки отгадать.
« С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед
А меня все обижают: шкуру тонкую сдирают» (ЛИПА)
« Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит?» (ОСИНА)
«Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем» (ЕЛЬ)
«У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке, ветки только на макушке» (СОСНА)
«Ягодку сорвать легко – ведь растет не высоко.
Под листочки загляни – ка – там созрела … (земляника)
«на пеньке сидят братишки.
Все в веснушках как мальчишки.
Эти дружные ребята называются (опята)
«эти ягоды все знают, нам лекарство заменяют.
Е
сли вы больны ангиной, пейте на ночь чай с (малиной)»
« на колючем кустике желтенькие бусики.
Наступило осень тихо, и поспела (облепиха)
Учитель - логопед: что же это получается, сундучок опять не открывается!
Мы не будем унывать, на вопросы станем отвечать.
- кто не делает запасов на зиму? Белка, бурундук, лиса
- он на ветке зеленый висел, а осень пришла – и он пожелтел, на землю слетел и там почернел дятел, арбуз, листок
- у кого дом под кустом? Волк, лиса, заяц
- какие грибы растут под березой подосиновик, рыжик, подберезовик
- он большой и косолапый любит по лесу гулять, а когда зима настанет, будет лапу он сосать бурундук, волк, медведь
- в какой сказке герои убирают урожай «Теремок», « 3 поросенка», « репка»
- зимняя квартира медведя нора, дупло, берлога
- любимое время года Снегурочки лето, осень, зима
- фрукты и ягоды, сваренные в сахаре каша, варенье, борщ
Воспитатель: как мы славно поиграли,
на вопросы отвечали и ни капли не устали,
колобка от Лисы спасали,
вот и сказочке конец , Колобок наш молодец!
Сундучок наш, наконец, свою крышку приподнял,
что же сундучок скрывал?
Колобок: вы чудесные ребята, на кого ни погляжу,
и за это, дорогие, я вас щедро награжу!
(достает угощение из сундука)