Занятие социального педагога с элементами тренинга
«Наш дружный класс»
для детей 5-6 классов
Разработала: социальный педагог Агасиева С.А.
2017
Цель: содействовать формированию дружного классного коллектива.
Задачи:
Расширять знания детей о дружбе; развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Формировать навыки конструктивного взаимодействия в группе; навыки сотрудничества.
Корригировать умение управлять своими чувствами и эмоциями.
Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.
Ход занятия
I.Организационный момент, психологический настрой
Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята! Когда мы говорим при встрече «Здравствуй», мы желаем друг другу здоровья, удачи и хорошего настроения.
- Поэтому я предлагаю вам: повернуться к соседу по парте, посмотреть в глаза, улыбнуться друг другу и сказать: «Я желаю тебе хорошего настроения!». ( Ребята говорят пожелания друг другу.)
- Очень хорошо!
II. Сообщение темы и цели занятия
- Мы собрались не просто так. Для того чтобы узнать тему нашего занятия, давайте определим, какие сказочные герои являются положительными, а какие отрицательными.
Задание из лёрнинг апс
- Тема нашего занятия – НАШ ДРУЖНЫЙ КЛАСС. (слайд 2)
- Сегодня на занятии, мы с вами составим правила дружбы классного коллектива, а также повторим, что такое дружба и какими качествами должен обладать настоящий друг. Зная эти правила, вы сможете добиваться успехов во всех делах.
На занятии вы должны будете выполнять различные задания в группах, по парам, по одному, играть в игры, отвечать на вопросы.
Один мудрый человек однажды сказал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир солнечного света»
- Как вы думаете, чем дружба и солнце похожи? (ответы детей: согревают, дают свет, радость)
- Правильно, дружба, также как и солнце дарит свет, тепло и радость!
Давайте сегодня, все вместе зажжём солнышко дружбы нашего класса.
Зажигать его мы будем при помощи ладошек – символов дружбы. После выполнения задания я буду делиться ладошками с теми, кто будет давать правильные и полные ответы, соблюдать правила игры и правила поведения.
III. Основная часть.
1. Предварительная беседа
- Ребята, кто из вас знает, что такое дружба?(ответы детей)
- Дружба это близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общих интересах (слайд 3).
- Ребята, а у вас есть друзья? (да, нет)
- Почему ты считаешь ---------- другом?
2. Работа с карточками «Лучики дружбы» (индивидуальная работа)
- А сейчас давайте подумаем, какими качествами должен обладать друг.
У вас на столах лежат лучики, на которых написаны разные человеческие качества. Прочитайте их внимательно и выберете только те, которые подходят для друга (1 минуту рассматривают)
(качества: жадный, ленивый, грубый, обманщик, ябеда, отзывчивый, честный, не ябедничает, трудолюбивый, добрый, ответственность, хитрость, справедливость, взаимовыручка, сострадание)
Задание выполняется индивидуально.
Кто уже выполнил? Проверьте друг у друга.
А теперь давайте проверим вместе (слайд 4)
- Итак, какими же качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг? Прочитайте.
- Очень хорошо! Я вижу, что вы знаете, каким должен быть настоящий друг!
Мы выяснили, каким должен быть настоящий друг: честным, добрым, внимательным, отзывчивым. (оценивание)
- А что нужно делать для того, чтобы дружным был весь класс? (нужно уметь правильно дружить).
Давайте все вместе составим правила дружбы нашего класса. (слайд 5)
3. Игра «Слепой и поводырь».
Для того, чтобы вывести первое правило дружбы, я предлагаю немного поиграть. Для игры мне нужно двое участников.
Тому, кто стоит слева, мы завяжем глаза — он будет «слепым». Второй участник станет «поводырем». Поводырь должен взять слепого за руку и медленно провести его через комнату. У поводыря необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не подглядывайте, все остальных прошу не подсказывать. (2–3 мин).
Поменяйтесь ролями.
Завязываем глаза «слепому», усложняем задание – ставим препятствие в виде модульной фигуры. (по окончанию – обсуждение).
- Когда ты был «слепым», тебе было страшно? Почему?
- Ты доверял своему «поводырю»?
- Кем легче быть «слепым» или «поводырем»?
- Что «поводырь» делает в этой игре для «слепого»? (помогает)
- Что должны делать друзья друг для друга? (помогать друг другу)
- Правильно! Давайте выведем первое правило дружбы нашего класса - ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ.
Слайд 6
(на слайде правило помогать друг другу)
- За выполнение правила игры я даю ладошку дружбы….. Молодцы!
4. Просмотр мультфильма с последующим обсуждением (по рассказу В. Асеевой “До первого дождя”).
- Ребята, для того чтобы вывести следующее правило дружбы мы должны посмотреть мультфильм. Во время просмотра подумайте, можно ли назвать девочек подругами?
- Как вы думаете, можно ли назвать девочек подругами?
- Как повела себя Оля по отношению к Тане?
- Может ли настоящий друг быть жадным?
- Правильно – настоящий друг никогда не должен жадничать. Поэтому, запомните, следующее правило дружбы нашего класса – НЕ ЖАДНИЧАТЬ!
(на слайде правило не жадничать) Слайд.
И еще по одной ладошке я дам вам, за правильные и полные ответы.
Я тоже не буду жадничать и раздам вам всем по ладошке дружбы.
5. Упражнение «Без маски» (Слайд 9)
Для того чтобы узнать следующее правило дружбы давайте выполним упражнение «Без маски», в котором поупражняемся в честности.
На доске вы видите начало предложения, закончить его вы должны сами. Помните, что, ваши слова должны быть честными и искренними
Если мой друг болеет, ты….………… Когда тебе нужна помощь, ты обратишься к ……………….. Если другу купят новый телефон ты ….………….. Если твой друг совершит плохой поступок ты …………… Если твой друг тебя обидит ты…………………. Если ты обидишь своего друга, ты ……………………………………. Если твой друг будет драться с кем-то из другого класса …………….. Если твой друг нагрубит учителю ты …………………… |
- Как вы думаете, почему человек должен быть честным?
- А что может случиться, если мы будем нечестными в дружбе?
- Правильно, мы можем потерять своих друзей, они отвернутся от нас.
- Какое правило дружбы мы узнали?
БЫТЬ ЧЕСТНЫМ.
(быть честным) Слайд
- Оцените свои ответы сами. Поднимите руки те, кто ответил честно, полным ответом
6. Упражнение «Карандаши» Слайд 13
- Есть еще очень важное качеств, необходимое для дружбы - это сотрудничество.
- Кто знает, что такое сотрудничество?
Сотрудничать – это значит вместе делать сложное дело, которое одному не под силу.
Давайте еще поиграем и попробуем почувствовать на себе, что значит сотрудничать. Я прошу вас взять карандаши, выйти в центр класса и выберите себе пару. Встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки.
Вы должны постараться удержать карандаши, прижав их подушечками указательных пальцев, стоя друг напротив друга.
- молодцы!
- теперь не выпуская карандаши, давайте подвигаем руками вверх-вниз, вперед-назад.
- Это было подготовительное упражнение.
Теперь давайте встанем в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см). Соседи должны зажать карандаши между подушечками указательных пальцев. Теперь, все вместе, не выпуская карандашей выполняем мои команды:
- поднять руки, опустить их;
- сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;
- наклониться вперед, назад, выпрямиться;
- присесть, встать)
- Трудно ли было выполнять задание? Почему?
- Как должен выполнять действия каждый участник, чтобы карандаши не падали? (одновременно, с одинаковой скоростью, подстраиваясь под товарища).
-Очень непростое было задание, верно? И для того, чтобы справиться с ним
вы должны были действовать вместе, дружно, сообща!
Это и есть сотрудничество, которое является важнейшим правилом дружбы в классе.
(на слайде сотрудничать) Слайд 14
- Вы хорошо справились с заданием, видно, что вы очень старались. Но удержать карандаши удалось тем, кто внимательно слушал задание и соблюдал правило игры. (Оценивание)
7. Тренинг «Какой ты молодец» Слайд 15
- А сейчас давайте снова замкнем наш круг.
Повернемся к соседу справа, погладим его по голове и скажем: «Какой ты молодец!»
Повернемся к соседу слева и сделаем тоже самое.
Вам приятно было когда вас хвалят?
А что вы чувствуете, когда хвалите друга?
Поэтому не забывайте следующее правило нашей дружбы: хвалить друг друга!
( на слайде правило хвалить) Слайд
Я тоже хочу похвалить вас за то как вы хвалили друг друга. И вручаю всем по ладошке дружбы!
Садитесь на свои места.
8.Работа с правилами
- Ребята, давайте назовем правила дружбы, которые у нас получились. (слайд 16).
- На самом деле правил дружбы гораздо больше, . Давайте прочитаем, какие еще правила существуют. (читают правый столбик слайд 17)
- Не бояться просить прощения
- Уступать
- Не ябедничать
- Не зазнаваться
- Быть внимательными друг к другу
С ними мы познакомимся на следующем занятии
III. Заключительная часть
- А сейчас посчитайте каждый свои ладошки.
Поднимите руку те, у кого 5 ладошек и больше – сегодня вы работали отлично, соблюдали правила при выполнении заданий.
Поднимите руку те, у кого 4 ладошки – вы хорошо поработали, старались отвечать правильно, выполняли задания.
А те, кто набрал 3 ладошки должны стремиться работать лучше на следующем занятии.
- А теперь, возьмите каждый свои ладошки и приклейте на солнышко. Эти ладошки разные, как мы с вами, но наш класс это одна дружная семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царила доброта, взаимопомощь и доверие.
И так, чем мы сегодня занимались на занятии? (играли, отвечали, выводили правила дружбы)
Для чего нам нужны эти правила?
Где и как мы их будем применять?
Рефлексия.
Очень хорошо! Сегодня при выполнении заданий вы помогали друг другу, учились ценить дружбу.
Я желаю вам быть всегда дружными, доверяйте друг другу, поддерживайте друг друга в трудную минуту, будьте честными.
До свидания.
8