СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие - тренинг "Берем агрессию под контроль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Занятие - тренинг "Берем агрессию под контроль" - для детей среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Занятие - тренинг "Берем агрессию под контроль"»

Занятие - тренинг "Берем агрессию под контроль"

Цель:

– установление доверительных внутригрупповых отношений;
– поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими;
– психологическая коррекция детских обид.

Задачи:

– развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием;
– обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; 
– накопление психологических знаний о безопасных способах выражения агрессии.

Материалы и оборудование: ноутбук; проектор; музыка; плакат “Правила работы в группе”; бланки с высказываниями; ручки; карточки, на которых написаны варианты, когда человек применяет агрессию; надувные шарики красного и зелёного цвета; - поле для составления таблицы “Опасные и безопасные способы выражения агрессии”; карточки со способами выражения агрессии (раздаточный материал).


Ход занятия

1. Введение.

Цель: обозначить тему, цели тренинга, настроить на работу, рассказать о правилах работы в группе. Материалы: заготовленные правила

Ведущий: “Тема нашего занятия “Берём агрессию под контроль”. На занятии мы будем учиться управлять своими эмоциями, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение”.

Ведущий просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе: две ладони смотрят на психолога – “я готов сегодня работать активно”; ладони повернуты тыльной стороной к психологу – “я не готов сегодня работать активно”; одна ладошка “лицом”, а другая тыльной стороной – “я готов работать, но у меня сегодня нет настроения”.

Ведущий: “Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Давайте посмотрим, что это за правила”. (Приложение 1)

2. Упражнение “Новое, хорошее”.

Цель: актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы.

Ведущий по кругу просит ответить на вопрос “Что нового, хорошего произошло у вас за последние дни? Что красивого, весёлого вы видели?” Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хорошего не было. В этом случае важно напомнить, что радости в жизни бывают не только большие. Приятные эмоции может вызвать любая мелочь, просто важно помнить об этом и обращать на такие мелочи своё внимание.

3. Обсуждение понятия “агрессия”. Притча о змее 

Цель: осознание смысла понятии “агрессия”, позитивных и негативных сторон агрессии. 

Материал: карточки, на которых написаны варианты, когда человек применяет агрессию (Приложение 2).

Ведущий: “Достаточно часто можно увидеть, как некоторые ребята дерутся. Как вы думаете, что является причиной драк?”

Ведущий: “Вы правы. Любая драка является следствием агрессии человека”.

Ведущий: “В словаре даётся такое определение агрессии: агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим”.

Давайте вместе подумаем и обсудим, по каким признакам мы можем отличить агрессивного человека? ( Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведет себя в разговоре? Какое у него поведение?)

Примерные ответы детей: (агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно)

Ведущий: Я хочу рассказать вам одну притчу о змее. Послушайте внимательно.

Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камнями, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: « Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Ведущий: “Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях ее можно применять оправданно? Не спешите с ответом. Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны варианты, когда человек применяет агрессию. Вам нужно выбрать те варианты, когда человеку агрессия необходима”.

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом. 
Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других.
Деструктивная агрессия направлена оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.

4. Упражнение «Я злюсь, когда…»

Цель: снижение эмоционального напряжения.

Ведущий: Все участники записывают на листочке ситуации, в которых они обычно злятся.

Каждый участник по кругу или по желанию резко мнёт лист, одновременно говорит фразу: «Я злюсь, когда…», после чего бросает скомканный лист в мусорное ведро. (Приложение 3)

После  завершения  упражнение  обсуждается.

5. Упражнение “Рассерженные шарики”.

Цель: помочь ребенку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека; активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребенок мог увидеть, почувствовать, “услышать” раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл. 

Материал: надувные шарики красного и зелёного цвета (на каждого участника).

“Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях”.

Ведущий: “Ребята, а сейчас мы посмотрим, что бывает с нами, когда мы выходим из себя и не можем что-то стерпеть.(Вызывается помощник-доброволец из группы.)

Ведущий просит помощника надуть красный шарик и завязать его.

Ведущий: “Ребята, представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева. Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным? Давайте посмотрим, что произойдёт, если человека переполненного раздражением, обидой или гневом задеть?”

Ведущий просит помощника прыгнуть на шарик.

Ведущий: “Что случилось с шариком? Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему? Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.) Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным? Давайте теперь надуем зелёный шарик, но завязывать его не будем” Ведущий просит помощника держать шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Ведущий: “Вы помните, шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева. А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился? Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь? Гнев – малоприятная эмоция, поэтому часто его проявление оказывается под запретом. Но если запретить себе его проявление, гнев никуда не денется. Очень важно научиться проявлять свой гнев. Ребята, когда мы выражаем гнев и раздражение, контролируя их, то они могут “выйти” из человека, как воздух из нашего шарика и никому не причинят вреда”.

6. Упражнение “Опасные и безопасные способы выражения агрессии” 

Цель: получить знания о безопасных способах разрядки гнева. 

Материал: поле для составления таблицы “Опасные и безопасные способы выражения агрессии”; карточки со способами выражения агрессии (раздаточный материал) (Приложение 4).

Ведущий: Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные способы выражения агрессии. Ваша задача – определить, какой это способ выражения агрессии опасный или безопасный и поместить свою карточку в соответствующее поле таблицы. Важно, чтобы участники пришли к выводу: “Управлять своим гневом – значит уметь его правильно выражать, а не искусно прятать”.

7. Упражнение “Рубка дров”.

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры.

Ведущий говорит следующее: “Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: “Ха!”

8. Упражнение “Выставка”.

Цель: разрядка агрессивных эмоций.

Материал: магнитофон, диск с релаксационной музыкой.

Ведущий. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3–4 раза. 
Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии разных людей. Вы ходите, рассматриваете их лица. Вы видите фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели. Вы проходите в другую комнату. Здесь размещены фотографии людей, которых вы любите. Их лица излучают тепло, доброту, понимание. Вы знает, что они вас любят. А сейчас мы снова окажемся в нашем классе.
После упражнения происходит обмен мнениями: Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?

Рефлексия.

Цель: получение обратной связи

Ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие, что понравилось или, что не понравилось в ходе занятия, подводит итоги занятия.




























Приложение 1

Правила работы в группе

1.Правило активности (Активная работа на занятии каждого участника.)

2.Правило «один в эфире» (Не перебивать того, кто говорит.)

3.Правило «равные права» (Нельзя осуждать и оценивать высказывания другого человека. Каждый имеет право на своё мнение.)
4. Правило «Я» (Говорить только от своего имени, например, «Я считаю…»)

5. Правило секрета (Не выносить обсуждение за пределы занятия.)

6. Правило искренности (В группе не стоит лицемерить и лгать.)


Приложение 2

Зачем человеку нужна агрессия?

Чтобы защитить свою жизнь или жизнь другого человека.

Чтобы навредить другому.

Чтобы постоять за свою честь или честь других перед врагами.

Чтобы самоутвердиться за счёт унижения других.


Приложение 3

Найдите как можно больше вариантов продолжения предложения:

• «Я злюсь, когда…»


Приложение 4

Опасные и безопасные способы выражения агрессии

ГРУБИТЬ


РИСОВАТЬ

КРИТИКОВАТЬ

ПИСАТЬ РАССКАЗЫ


ССОРИТЬСЯ


СМЕЯТЬСЯ

СТРАДАТЬ


ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ

ОСКОРБЛЯТЬ

КОЛОТИТЬ ПОДУШКУ

или боксёрскую грушу

ВИНИТЬ ДРУГИХ В СВОИХ НЕУДАЧАХ


ПРОСТИТЬ ОБИДУ

УГРОЖАТЬ


ЛЕПИТЬ

ДРАТЬСЯ

ЗАНЯТЬСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ


ОБМАНЫВАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ, ЧТО ВСЁ В ПОРЯДКЕ

ГОВОРИТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!