СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие туризмом как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пешеходный туризм и спортивное ориентирование.

Просмотр содержимого документа
«Занятие туризмом как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников.»

14


Содержание



Введение 2-3

Основная часть

Актуальность и перспективность опыта 4-5

Ведущая педагогическая идея 6-7

Новизна опыта 8

Технология опыта 9-10

Результаты. Адресная направленность опыта 11

Литература 12









































Занятия спортивным туризмом как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников.

Условия возникновения опыта

Работая учителем физической культуры с учащимися нашей школы и проводя занятия в секции по спортивному туризму, я отметил тенденцию, что ежегодно в школу поступают всё больше и больше детей с недостаточным уровнем физического развития и слабым здоровьем. Это приблизительно 25-35% от класса

Детям с ослабленным здоровьем противопоказаны занятия профессиональными видами спорта, а они очень хотят заниматься физической культурой. Тогда я стал искать решения этой проблемы. Мною было принято решение разнообразить занятия по внеклассной работе Адаптировав и переработав опыт других педагогов я создал программу по туризму и спортивному ориентированию

Мне эта тема близка так же потому, что я много лет руковожу секцией по туризму и спортивному ориентированию. Туризм позволяет детям с ослабленным здоровьем и разным уровнем физического развития и подготовленности заниматься на уроках физической культуры. На занятиях школьники получают дифференцированную физическую нагрузку, исходя из их уровня физического развития и подготовленности. Пешеходные туристы – универсально подготовленные люди. Они должны владеть элементами многих видов спорта: ориентирования, тяжелой алтлетики (вес рюкзака достаточно большой),легкой атлетики, плавания и гимнастики (при преодолении навесных переправ). Кроме того должны обладать навыками оказания первой доврачебной медицинской помощи, быть биологами, краеведами, фотографами, географами.

С этой целью в школе была разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Здоровье». Программа предусматривает укрепление здоровья детей, профилактику заболеваемости, рефлексивное управление и воспитание здорового образа жизни всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) улучшение следующих показателей:

1. Внимательного отношения к своему здоровью всех участников образовательного процесса;

2. Сформированности здорового образа жизни в социуме школы;

3. Повышения мотивации обучения, следовательно, улучшения результатов всего образовательного процесса.

В этой программе определены основные направления практической деятельности по оздоровлению детей, одним из которых в нашей школе является туризм и спортивное ориентирование

Желание компенсировать, хотя бы малую долю того, что недодает ребятам школа, я стараюсь пополнить тренировками спортивного туризма.



Туризм способствует:

- укреплению нервно-психического здоровья;

- закаливанию организма подростков;

- укреплению опорно-двигательного аппарата;

- формирования чувства коллективизма;

- эколого-краеведческое воспитание;

- патриотическое воспитание;

-повышению двигательной активности и предупреждению угрозы развития гиподинамии.

Для решения этих проблем в нашей школе созданы все условия. Благодаря функционированию:



  • Туристической секции

  • Оснащение спортивного зала

  • Имеется трасса для занятий туристической техникой.

  • Наличие спортивного инвентаря для занятий туризмом ( страховочные системы с карабинами, верёвки разной длины и диаметра, палатки, спальники, планшеты, карта школьного двора, карта восточной части с. Сокол и т.д.), спортивный инвентарь для занятий общей физической подготовкой.

  • Наличие современной спортивной площадки для уроков и тренировок по спортивным и подвижным играм.

Как учителю и руководителю секции, мне необходимо было заняться поиском решения этой проблемы.































I . Актуальность и перспективность опыта



Я работаю по теме: «Формирование здорового образа жизни посредством туристического движения»

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию следующих задач:

  • адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям школьников.

  • введение в УВП здоровьесберегающей технологии обучения и воспитания;

  • формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего индивидуальное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Многие молодые люди, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их определению, вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы сам разрушающегося поведения, такие как употребление наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ. Можно сделать акцент на том, что необходимо обучить школьников новым формам поведения, воспитывать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.

В ходе изучения школьной образовательной среды были выявлены следующие противоречия между:

необходимостью усвоить учениками большой объём учебной информации и невозможностью многих из них сохранять работоспособность в течение всего учебного дня.

  1. необходимостью решать проблемную ситуацию, применять творческий подход и недостаточной готовностью ученика к этому.

  2. В ведение в школьную программу третьего часа урока физической культуры.

Кроме того, перед учителями физической культуры также встают определенные проблемы, а именно:

  1. необходимо участвовать в районных соревнованиях по пешеходному туризму, спортивному ориентированию и в соревнованиях «Школа безопасности», а ученики недостаточно подготовлены, так как у них отсутствуют навыки по данному виду спорта (туризм не включен в комплексную программу по физической культуре).

  2. желание ребёнка достигнуть избранной цели (успешно пробежать дистанцию, прыгнуть в длину, в высоту и т.д.), но оно не всегда может реализоваться, так как недостаточно сформированы все физические навыки.

Ликвидировать эти противоречия или свести их к минимуму, чтобы укреплять здоровье школьников, воспитывать самостоятельную активную личность, способно введение туризма в курс физической культуры. Занятия на уроках спортивным туризмом успешно решают задачу получения учащимися разносторонней физической подготовки и, конечно, способствуют развитию и совершенствованию у школьников навыков по спортивному туризму, как одному из интереснейших видов спорта.

. Для учащихся среднего и старшего звена изучение идет на занятиях школьной туристической секции. Туризм - является уникальным физическим средством, способствующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия туризмом в любую погоду в любое время года особенно полезны для детей и подростков, поскольку благоприятно влияют на развитие сердечнососудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка. Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать, полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность".
Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма. Занятие спортивным туризмом гармонически развивает, все группы мышц. Систематические занятия спортивным туризмом совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, координацию движений. Туристические навыки необходимы и для формирования психологических качеств, таких как, воля, упорство, настойчивость, смелость, которые необходимы школьнику для повседневной учебной деятельности.

Туристические навыки – жизненно необходимы для человека любого возраста. Однажды приобретённые навыки туризма сохраняется у человека на всю жизнь. Прикладное значение туризма поисково - спасательная работа, обеспечение сохранения жизни людей. Этим должен владеть каждый, имеющий навыки спортивного туризма. Огромное количество несчастных случаев в лесу, горах ежегодно происходит из-за того, что люди не умеют вести себя в экстремальных условиях, не могут оказать первую доврачебную помощь. Большей частью это дети школьного возраста.

Туризм, является прекрасным средством патриотического, экологического и эстетического воспитания школьников.

























II. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что оптимальная физическая подготовка учащихся 6-9 классов достигается, если повысить интерес школьников к занятиям физической культурой и создать условия для развития творческих способностей через занятия спортивным туризмом на тренировках На этих занятиях учащиеся изучают основы туристических навыков, топографические знаки, туристское личное и групповое снаряжение и его применение на практике,(преодоление туристической полосы препятствий),организация походов, установка палатки и разведение костра, ориентированию, осваивают навыки работы с картой. Работа с учащимися на уроках строится с учетом дифференцированного, индивидуального подхода к каждому ребенку. Весь теоретический материал пропускается через каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. Учащиеся с успехом используют в учебной деятельности двигательные навыки и физические качества, развитые на уроках по спортивному туризму. Занятия проходят на улице, и это способствует закаливанию организма и укреплению здоровья. Дети и я работаем в атмосфере сотрудничества, положительных, созидательных эмоций, направленных на раскрытие и формирование креативной компетенции ученика. Благодаря оптимизации творческих способностей учащихся в учебной деятельности, происходит формирование ребенка как личности.

На тренировках по спортивному туризму и ориентированию моя задача как учителя - научить детей владеть собой в нестандартной ситуации, принимать самостоятельные решения в случае возникновения проблемы. Ведь только то, что человек сам успешно выполняет, вызывает у него желание повторить, закрепить результат, а, это значит , изменить себя с психологической, физической стороны. Поэтому цель моей работы направлена на раскрытие личности ребенка, её творческого потенциала, одарённости. На занятиях по спортивному туризму школьник получает необходимые теоретические знания от учителя и старается эти знания применить на практике в различных нестандартных ситуациях. После прохождения дистанции учащийся обсуждает успехи и ошибки с товарищами, делится впечатлениями. Ученик тренирует память, так как нужно запомнить все возможные правила техники безопасности похода, страховки, знание и чтения топографических знаков и чтения простейших карт.

Педагогический процесс, проходящий в игровой форме, позволяет учитывать разный уровень физической, технической и возрастной подготовленности учащихся и, конечно, укрепить их здоровье.

Я начинаю заниматься со школьниками туризмом с 6 класса, что делает процесс преподавание поэтапным и непрерывным.

Этот вид спорта позволяет объединять школьников разного уровня подготовленности в один сплоченный коллектив. Дети, имеющие ограничения по состоянию здоровья для занятий физической культурой, могут пройти дистанцию по самочувствию и в соответствии с состоянием своего здоровья (делается это, конечно, с разрешения школьного врача). Для школьников-подростков это очень важно и значимо, потому что позволяет им реализовать свои «подростковые амбиции», кроме того, занятие спортивным туризмом в какой-то степени предотвращают негативное влияние улицы.

Для этого необходимо создать следующие условия:

  1. Реализация программы и проведение занятий в секции по туризму и спортивному ориентированию .

  2. Организация игр и соревнований по туризму в пришкольном лагере.

3. Организация спортивных часов в группах продленного дня.

4. Организация туристских слётов и соревнований по туризму.

5. Организация Дней здоровья.

6. Организация отдыха и тренировочных сборов в областном лагере «Роза ветров».

7. Участие в соревнованиях по туризму и ориентированию, проводимых областным центром внешкольной воспитательной работы, федерацией спортивного ориентирования, департаментом физической культуры и спорта.

8. Организация и проведение походов однодневных и многодневных.

Моя педагогическая деятельность, как учителя физической культуры и руководителя туристского кружка направлена на работу в русле педагогического здоровья. Формирование и проведение здоровьесберегающего образовательного пространства. Создание необходимых условий успешной, сознательной деятельности учащихся, основанной на использовании рациональных методов и приемов, направленных на формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни. Это достигается путем оптимизации учебно-воспитательного процесса через использование здоровьесберегающей технологии.

























III. Новизна опыта

1.Методика преподавания основана на организацию и обучения спортивного туризма с применением ориентирования. Методика основана на создании условий раскрытия творческой активности учащихся (рисование объектов местности, проектирование пути).

2.Обязательный этап деятельности – рефлексия, т.е. момент, когда дети обсуждают проделанную работу. Учащиеся путём индивидуального и группового обсуждения приходят к правильному решению.

3. Новизна опыта состоит в реализации принципа интеграции внеурочной и урочной деятельности в обучении туристическим навыкам.

4. Проведение тренировок на свежем воздухе.

5.Проведение занятий с компьютерной поддержкой.

Мною разработаны:

  • Программа по пешеходному туризму и ориентированию на 3 года;

  • Серии сюжетно- ролевых игр туристической направленности;

  • Положения о проведении соревнований по школьному слету



































IV. Технология опыта

Цель моей педагогической деятельности

Целью моей педагогической деятельности является, укрепление здоровья и развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и на занятиях в туристической секции.

Предлагаемый мною педагогический опыт нацелен на создание условий для формирования потребности у учащихся заниматься физическими упражнениями через уроки и занятием спортивным туризмом и ориентированием.

Учу наблюдать и понимать природные явления. Воспитываю у детей постоянный интерес к пониманию природных явлений – для туризма, спорта и отдыха на природе. Приобщаю к заботе о природе и изучаю экологические правила для туризма, спорта и отдыха.

Техника безопасности на каждом уроке. Страховочная система, карабины и их использование в туристском прикладном силовом упражнении на школьной туристической трассе. Для развития физических качеств учащихся на тренировках по туризму включаю специальные упражнения:- упражнения для развития гибкости - «мышеловка», подлезание под наклонными ветками, преодоление «завала»;

- упражнения для развития общей и скоростной выносливости - ходьба с рюкзаком; бег в медленном темпе от 2000м до 5000 м;

Зимой провожу занятия по лыжной подготовке

За время обучения в секции учащиеся первого года приобретают необходимые умения и навыки туриста, такие как, укладка рюкзака, установка палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре, обустройство бивуака, преодолевать небольшие расстояния однодневного похода, знакомятся со страховочной системой, пробуют пользоваться, знакомятся с туристическими узлами и пробуют их вязать. Развивают такие физические качества, силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию. Учащиеся знают как себя вести в экстремальных условиях, могут оказать посильную доврачебную помощь в походе. Знают технику безопасности при проведении занятий по туризму. Провожу занятия в форме игры, путешествия.

На втором году обучения продолжается совершенствование навыков техники пешего туризма и приобретаются новые, такие, как ориентирование на местности, знают карту и топографические знаки, могут определять азимут, в совершенстве пользуются страховочной системой при прохождении трудных туристических маршрутов. Могут провести двухдневный поход и организовать ночлег.

На третьем году обучения учащиеся могут в совершенстве применять все необходимые знания и умения на практике при проведении походов. Умеют сами наводить дистанцию и проходить её с сопровождением командной верёвки.

На занятиях по туризму для юношей включаю комплексы упражнений на развитие силы:

__ для мышц плечевого пояса с использованием гантелей и гимнастической перекладины;(приложение 13)

__ для мышц туловища и ног;

- включаю кроссовую и лыжную подготовку.

__ подтягивание на высокой перекладине;

__ отжимания из упора лёжа;

Провожу сюжетно-ролевые занятия в пришкольном лагере по преодолению туристической полосы препятствий, с целью закрепления навыков ранее изученных элементов туризма

Организую и провожу тренировки и соревнования на школьной трассе в спортивном зале, где имеется;(навесная переправа, переправа с параллельными верёвками, подъём, спуск, бревно с наведёнными перилами, траверс.



















Результаты

  1. Февраль 2013 -Первенство и чемпионат области по спортивному ориентированию на лыжах памяти В.А.Полякова. В зачёт 2го этапа спартакиады учащихся по спортивному ориентированию-1место

  2. 15-19 февраля 2013 Участие в 3м этапе зимней Спартакиады учащихся (Лакиза Влад, Казакова Виктория)

  3. Июнь 2013Участие во Всероссийских соревнованиях «Амурская многодневка» (Лакиза Влад, Казакова Виктория)

  4. 7-8 сентября 2013 Первенство и чемпионат области по спортивному ориентированию бегом -2место

  5. 9-16сентября 2013г. Участие в областных соревнованиях «Школа безопасности»

  6. 19-20 октября «Сахалинская многодневка» -1место

  7. 9-16 сентября 2014г. Чемпионы областных соревнований «Школа безопасности»

Адресная направленность опыта

Данный опыт работы можно использовать учителям физической культуры при планировании и организации педагогической деятельности.Методы и приёмы могут использоваться тренером при проведении занятий в секции туризма. Опыт работы может быть интересен классным руководителям и воспитателям групп продлённого дня для организации досуговой деятельности учащихся.
































ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Кодыш Э.Н. «Соревнования туристов» - М.:«ФиС»,1990.

  2. Константинов Ю.С., «Туристские соревнования учащихся» - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.

  3. Кошельков С.А., «Обеспечение безопасности при проведении слетов и туристских соревнований учащихся» - М.: ЦДЮТ МО РФ,1997.

  4. Программа «Спортивное ориентирование»

  5. Медико- санитарная подготовка учащихся- Москва «Просвещение» 1988

  6. Спортивно прикладной туризм 8-9 класс Волгоград Издательство «Учитель» 2009.

  7. С.Ф. Богатов, О.Г. Крюков «Спортивное ориентирование» Москва Военное издательство 1982

  8. В.Алешин, Н. Калиткин «Соревнования по спортивному ориентированию» Москва «Физкультура и спорт» 1974


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!