СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие ВНД, работа с текстом с применением технологии продуктивного чтения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеурочное занятие построено на работе с текстом по технологии продуктивного чтения. Использованы прием ассоциаций, диалог с читателем, послушать-сговориться-обсудить. составление афиши.

Просмотр содержимого документа
«Занятие ВНД, работа с текстом с применением технологии продуктивного чтения.»

Конспект открытого урока «Приемы и способы работы с текстом как ключевая компетенция ЧГ»

Тема: «Новогоднее чудо»

Цель: прогнозировать развитие сюжета по ключевым словам; использовать метафору, использовать слова в свойственном им значении.

Задачи урока:

Образовательные:

  • создать условия для осмысленного чтения и художественного анализа текста рассказа;

Развивающие:

  • развивать монолого – диалогическую речь, расширять словарный запас,

  • развивать креативное мышление, воображение,

  • способствовать творческой деятельности учащихся; расширению кругозора

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к трудолюбию и мужеству людей;

  • способствовать формированию чувства любви к Родине и уважения к истории.


Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала и способов деятельности

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично – поисковый, преобразовательный, интерактивный.

Технологии: продуктивного чтения, ИКТ, интерактивная, здоровьесберегающая, личностно – ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве,


Планируемые результаты:

Личностные: смысловое восприятие художественного текста, нравственно - этическое оценивание содержания, способность к самопознанию и самооценке, принятие другой точки зрения;

Метапредметные:

Регулятивные: уметь выделять существенную информацию из текста, уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осуществлять самоконтроль и самооценку;

Познавательные: умение строить речевые высказывания, проявлять фантазию, извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, выражать свои мысли, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве, уметь объективно оценивать других, аргументировать своё высказывание, уметь убеждать

Предметные: знакомство с рассказом, осмысленное чтение и художественный анализ текста.















Этапы урока

Форма работы,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.





Прием сбор ассоциаций и обращение к жизненному опыту




Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала


- Здравствуйте, ребята.

- Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке.

Откройте тетради, запишите число, классная работа


- взгляните на экран, перед вами 4 картинки, что их объединяет? Назовите понятие. (слайд 1)


- Прочитайте словарные статьи Определите, о каком понятии идет речь. (слайд 2)

С.И.Ожегов:

… - это 1. нечто небывалое, сверхъестественное; 2. - нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью; 3. - означает: необыкновенный, выдающийся среди себе подобных; 4. - удивительно, поразительно хорош; 5. - выражение крайнего удивления, недоверия.

В.И.Даль:

- это всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы.

М.Фасмер: происходит от праславянского «чары».

- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Что мы будем делать на уроке?

- Что такое чудо?

- Вспомните, случалось ли с вами чудо? Поделитесь со мной этой радостью.

- Давайте приумножим эту радость. И пусть хорошее настроение сохранится у всех до конца занятия.

Положительный настрой на урок



«Объединяющее понятие».


Свободные высказывания:

- новогоднее чудо, Новый год, новогодние подарки, новогодняя ночь и тд.

























- О новогоднем чуде

- Свободные высказывания:

чудо – это волшебство, нечаянная радость



Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные:

Планируют необходимые действия, операции




















II. Актуализация знаний.

Цель: Актуализация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знаний.

Подготовка к чтению



Приём «Послушать – сговориться - обсудить».


Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Использование технологии продуктивного чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения. 



Предположите, каково содержание текста изложения по его названию и иллюстрации:

- По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать? (слайд 4)

- Может, иллюстрация нам поможет разобраться, кто герои этого произведения? (слайд 5)

- Предположите, какова тема этого текста? 

- Не зная текста, попробуйте определить, тип речи текста.


Итак, перед тем, как мы с вами будем работать с текстом, который называется «Новогоднее чудо», давайте выполним задание.

Задание. Подумайте и обсудите в парах, что для вас значит словосочетание «новогоднее чудо». Сформулируйте определение лексического словосочетания «новогоднее чудо». Составьте предложение со словосочетанием «новогоднее чудо». (слайд 6)

- Ребята, что для вас новогоднее чудо?

- Может ли человек совершить чудо?

Свободные высказывания



Высказываются





Работают в парах, обсуждают, дают лексическое значение к лексическому словосочетанию, составляют предложения.


Высказываются

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Познавательные: извлекают необходимую информацию; систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: строят монологические высказывания.

IV. Открытие новых знаний. Первичное чтение текста

Цель: организовать открытие новых знаний.

Включение открытия в систему знаний.









Прием «Работа с вопросником»








Прием «Написание творческих работ»

























Прием «Диалог с читателем»

Компетентностно- ориентированное задание. Использование технологии продуктивного чтения.

2 этап. Работа с текстом после чтения. 


Первое прочтение текста (слайд 7)

- Ребята, давайте познакомимся с текстом. Послушайте начало текста и подумайте, чем закончится история?

Новогоднее чудо

Жила-была маленькая девочка Анютка. Она была очень жизнерадостной девочкой с золотыми кудрями. Ее смех постоянно звенел в коридорах детского дома. Анютке не хотелось верить в горькую правду, что у ее мамы каменное сердце, и несмотря ни на что ждала мамочку каждый день. Приближался Новый год, старенькая нянечка рассказывала по вечерам чудесные сказки.

Сегодня нянечка рассказывала, что в новогоднюю ночь происходят чудеса и сбываются самые заветные желания:

- Услышишь колокольчики саней Дед Мороза, загадай желание, напиши его на листке бумаге, из этой бумаги сложи самолетик, запусти его в открытое окно. Желание обязательно исполнится.

Ночью Анютку разбудил звонкий колокольчик. (слайд 8)


- Где жила маленькая девочка Анюта?

- Как описывает ее автор? Зачитайте.

- Какие средства выразительности использует автор, приведите примеры.

- Давайте предположим, почему Анютка оказалась в детском доме?

- Какие чувства переживает Анютка?

- Как вы думаете, с какой целью нянечка рассказывает детям чудесные сказки?

- О каком чуде рассказала нянечка?

- Как вы думаете, как могла закончиться эта часть истории? Спрогнозируйте, чем закончится история, напишите 5-6 предложений.


- А что же было на самом деле? Давайте прочитаем. (слайд 9)

Она сначала думала, что это вредный Колька не дает спать ребятам. Но Кольки не было, все девочки спали, а колокольчик звенел. Анютка соскочила с кровати…

По темной улице тихо шла женщина с золотым сердцем, было холодно, пронзительный ветер сбивал с ног, но ей некуда было торопиться. Вдруг она увидела, как на третьем этаже зажглось окно. В лицо прилетел бумажный самолетик.

31 декабря. Анюта помогает накрывать на стол. Это первый новый год, который Анюта будет встречать не в детском доме, а в уютной красивой квартире, со СВОЕЙ мамой. Бумажный самолетик украшал ёлку.

- Анечка, посмотри, какая злая метель разыгралась, - мама подхватила ее на руки и поднесла к окну.

- Мама, ты слышишь колокольчики звенят: это Дед Мороз на своей тройке?

- Тебе показалось, моё солнышко, это ветер свистит…

Мама была взрослой и совсем не верила в сказки, но Анюта знала, что Новый год – время чудес, главное не вешать нос. Она прижалась лбом к холодному стеклу и прошептала: «Спасибо тебе, добрый волшебник, Дедушка Мороз!».


- Какими были ваши ожидания? Оправданы ли они?

- Как вы думаете Анюта поверила в чудо? Докажите на примерах.

- Какие изменения произошли в жизни девочки?

- Почему автор выделил в тексте местоимение «своей»?

- Как женщина с «золотым сердцем» относится к девочке?

- Почему автор говорит, что у мамы Анюты «каменное сердце», а у этой женщины «золотое»?

- Анюта вновь слышит звон колокольчика, каковы ее действия?





Слушают текст.














Отвечают на вопросы









Письменно выполняют задание.

Монологическое выступление.
























Отвечают на вопросы



Познавательные: извлекают необходимую информацию; систематизируют собственные знания

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

VI. Этап проверки понимания прочитанного и закрепления изученного.

Развитие эмпатии.



Предлагаю объединиться в группы (по 5 чел)

Ваша задача: придумать свои вопросы или задания по прочитанному произведению. Начинайте свои вопросы со слов (раздать по 3 карточки группам)


НАЗОВИ – … (главного героя рассказа).

ПОЧЕМУ – … (нянечка рассказала о новогоднем чуде?)

ПРИДУМАЙ – … (другое название к рассказу)

ПОДЕЛИСЬ – … (своими впечатлениями по рассказу)

ОЦЕНИ – … (поступок женщины с золотым сердцем)

ОБЪЯСНИ – … (название рассказа)


- Молодцы!

Дети садятся в 3 группы по 5 чел.



Составляют вопросы, отвечают на вопросы противоположной группы


Личностные УУД: уметь выделить

нравственный аспект поведения.

Познавательные УУД:

решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых

операций, корректировать деятельность.

VII.Обобщение знаний. Подведение итогов

Задание на перенос информации сплошного текста в несплошной.





Групповая работа????






Надо ли???????

- Ребята, представьте, что по данному рассказу будет поставлен спектакль. Вам предстоит составить афишу.


- Представление афиш.




- Ребята, взгляните, что же лежит под елкой.

(Открывает коробку, достает плакат)

– А здесь послание, только его нужно расшифровать.

- Ребята, попробуйте разобраться и прочитайте, что здесь зашифровано. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится текст послания.


В R U О L Q Т Z N F Т L S W ЕR I Б N V Е S D С Q R О Y U В J L Е S F Т Q G О N V Т W Q Д S Y Е U I Д J L А: В V Z Ч D F У S G J Д L U О R W В Q Е S J Р N Z Ь, G В J ЕS D Р Q W Ь R Y В D G Н S R О Y I В Q U Ы V N Й F S Г Z G О L N Д, S R В Q Y О W U Л I J Ш V Z Е N Б Q R С W Т I R В V N О Z И R J Д L F Е D S Т Z П N G О D С S R Н Y I Е R Г W У G К Т J Е L М, W L К I G Т N Z О Q R Е W I Г R Y О V J Ж S Д R Е D F Т I!

Составляют афишу по памятке







Новогодний подарок, а в нем записка:

«Вот тебе совет от Деда: В чудо верь, верь в Новый Год, Волшебство идет по снегу К тем, кто очень его ждет!»


VIII. Оценочно- рефлексивный этап

Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности


- «Наряжаем ёлку»

зелёный шар – «я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение»;

красный шар – «не справился с заданием, у меня грустное настроение»

- Мне было приятно общение с вами. Желаю вам успехов в учебе.

Выходят к доске, на ёлку вешают шары.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!