I. Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Прием сбор ассоциаций и обращение к жизненному опыту | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Здравствуйте, ребята. - Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке. Откройте тетради, запишите число, классная работа - взгляните на экран, перед вами 4 картинки, что их объединяет? Назовите понятие. (слайд 1) - Прочитайте словарные статьи Определите, о каком понятии идет речь. (слайд 2) С.И.Ожегов: … - это 1. нечто небывалое, сверхъестественное; 2. - нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью; 3. - означает: необыкновенный, выдающийся среди себе подобных; 4. - удивительно, поразительно хорош; 5. - выражение крайнего удивления, недоверия. | В.И.Даль: - это всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. | М.Фасмер: происходит от праславянского «чары». | - О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Что мы будем делать на уроке? - Что такое чудо? - Вспомните, случалось ли с вами чудо? Поделитесь со мной этой радостью. - Давайте приумножим эту радость. И пусть хорошее настроение сохранится у всех до конца занятия. | Положительный настрой на урок «Объединяющее понятие». Свободные высказывания: - новогоднее чудо, Новый год, новогодние подарки, новогодняя ночь и тд. - О новогоднем чуде - Свободные высказывания: чудо – это волшебство, нечаянная радость | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: Планируют необходимые действия, операции |
II. Актуализация знаний. Цель: Актуализация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знаний. Подготовка к чтению Приём «Послушать – сговориться - обсудить». | Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Использование технологии продуктивного чтения. I этап. Работа с текстом до чтения. | Предположите, каково содержание текста изложения по его названию и иллюстрации: - По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать? (слайд 4) - Может, иллюстрация нам поможет разобраться, кто герои этого произведения? (слайд 5) - Предположите, какова тема этого текста? - Не зная текста, попробуйте определить, тип речи текста. Итак, перед тем, как мы с вами будем работать с текстом, который называется «Новогоднее чудо», давайте выполним задание. Задание. Подумайте и обсудите в парах, что для вас значит словосочетание «новогоднее чудо». Сформулируйте определение лексического словосочетания «новогоднее чудо». Составьте предложение со словосочетанием «новогоднее чудо». (слайд 6) - Ребята, что для вас новогоднее чудо? - Может ли человек совершить чудо? | Свободные высказывания Высказываются Работают в парах, обсуждают, дают лексическое значение к лексическому словосочетанию, составляют предложения. Высказываются | Личностные: осознают свои возможности в учении; Познавательные: извлекают необходимую информацию; систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят монологические высказывания. |
IV. Открытие новых знаний. Первичное чтение текста Цель: организовать открытие новых знаний. Включение открытия в систему знаний. Прием «Работа с вопросником» Прием «Написание творческих работ» Прием «Диалог с читателем» | Компетентностно- ориентированное задание. Использование технологии продуктивного чтения. 2 этап. Работа с текстом после чтения. | Первое прочтение текста (слайд 7) - Ребята, давайте познакомимся с текстом. Послушайте начало текста и подумайте, чем закончится история? Новогоднее чудо Жила-была маленькая девочка Анютка. Она была очень жизнерадостной девочкой с золотыми кудрями. Ее смех постоянно звенел в коридорах детского дома. Анютке не хотелось верить в горькую правду, что у ее мамы каменное сердце, и несмотря ни на что ждала мамочку каждый день. Приближался Новый год, старенькая нянечка рассказывала по вечерам чудесные сказки. Сегодня нянечка рассказывала, что в новогоднюю ночь происходят чудеса и сбываются самые заветные желания: - Услышишь колокольчики саней Дед Мороза, загадай желание, напиши его на листке бумаге, из этой бумаги сложи самолетик, запусти его в открытое окно. Желание обязательно исполнится. Ночью Анютку разбудил звонкий колокольчик. (слайд 8) - Где жила маленькая девочка Анюта? - Как описывает ее автор? Зачитайте. - Какие средства выразительности использует автор, приведите примеры. - Давайте предположим, почему Анютка оказалась в детском доме? - Какие чувства переживает Анютка? - Как вы думаете, с какой целью нянечка рассказывает детям чудесные сказки? - О каком чуде рассказала нянечка? - Как вы думаете, как могла закончиться эта часть истории? Спрогнозируйте, чем закончится история, напишите 5-6 предложений. - А что же было на самом деле? Давайте прочитаем. (слайд 9) Она сначала думала, что это вредный Колька не дает спать ребятам. Но Кольки не было, все девочки спали, а колокольчик звенел. Анютка соскочила с кровати… По темной улице тихо шла женщина с золотым сердцем, было холодно, пронзительный ветер сбивал с ног, но ей некуда было торопиться. Вдруг она увидела, как на третьем этаже зажглось окно. В лицо прилетел бумажный самолетик. 31 декабря. Анюта помогает накрывать на стол. Это первый новый год, который Анюта будет встречать не в детском доме, а в уютной красивой квартире, со СВОЕЙ мамой. Бумажный самолетик украшал ёлку. - Анечка, посмотри, какая злая метель разыгралась, - мама подхватила ее на руки и поднесла к окну. - Мама, ты слышишь колокольчики звенят: это Дед Мороз на своей тройке? - Тебе показалось, моё солнышко, это ветер свистит… Мама была взрослой и совсем не верила в сказки, но Анюта знала, что Новый год – время чудес, главное не вешать нос. Она прижалась лбом к холодному стеклу и прошептала: «Спасибо тебе, добрый волшебник, Дедушка Мороз!». - Какими были ваши ожидания? Оправданы ли они? - Как вы думаете Анюта поверила в чудо? Докажите на примерах. - Какие изменения произошли в жизни девочки? - Почему автор выделил в тексте местоимение «своей»? - Как женщина с «золотым сердцем» относится к девочке? - Почему автор говорит, что у мамы Анюты «каменное сердце», а у этой женщины «золотое»? - Анюта вновь слышит звон колокольчика, каковы ее действия? | Слушают текст. Отвечают на вопросы Письменно выполняют задание. Монологическое выступление. Отвечают на вопросы | Познавательные: извлекают необходимую информацию; систематизируют собственные знания Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
VI. Этап проверки понимания прочитанного и закрепления изученного. Развитие эмпатии. | | Предлагаю объединиться в группы (по 5 чел) Ваша задача: придумать свои вопросы или задания по прочитанному произведению. Начинайте свои вопросы со слов (раздать по 3 карточки группам) НАЗОВИ – … (главного героя рассказа). ПОЧЕМУ – … (нянечка рассказала о новогоднем чуде?) ПРИДУМАЙ – … (другое название к рассказу) ПОДЕЛИСЬ – … (своими впечатлениями по рассказу) ОЦЕНИ – … (поступок женщины с золотым сердцем) ОБЪЯСНИ – … (название рассказа) - Молодцы! | Дети садятся в 3 группы по 5 чел. Составляют вопросы, отвечают на вопросы противоположной группы | Личностные УУД: уметь выделить нравственный аспект поведения. Познавательные УУД: решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность. |
VII.Обобщение знаний. Подведение итогов Задание на перенос информации сплошного текста в несплошной. | Групповая работа???? Надо ли??????? | - Ребята, представьте, что по данному рассказу будет поставлен спектакль. Вам предстоит составить афишу. - Представление афиш. - Ребята, взгляните, что же лежит под елкой. (Открывает коробку, достает плакат) – А здесь послание, только его нужно расшифровать. - Ребята, попробуйте разобраться и прочитайте, что здесь зашифровано. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится текст послания. В R U О L Q Т Z N F Т L S W ЕR I Б N V Е S D С Q R О Y U В J L Е S F Т Q G О N V Т W Q Д S Y Е U I Д J L А: В V Z Ч D F У S G J Д L U О R W В Q Е S J Р N Z Ь, G В J ЕS D Р Q W Ь R Y В D G Н S R О Y I В Q U Ы V N Й F S Г Z G О L N Д, S R В Q Y О W U Л I J Ш V Z Е N Б Q R С W Т I R В V N О Z И R J Д L F Е D S Т Z П N G О D С S R Н Y I Е R Г W У G К Т J Е L М, W L К I G Т N Z О Q R Е W I Г R Y О V J Ж S Д R Е D F Т I! | Составляют афишу по памятке Новогодний подарок, а в нем записка: «Вот тебе совет от Деда: В чудо верь, верь в Новый Год, Волшебство идет по снегу К тем, кто очень его ждет!» | |