I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель - вызвать познавательный интерес к уроку. Приемы обучения - беседа. | Организационный момент Создаёт эмоциональный настрой на занятие, приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к занятию. | Проверяют свою готовность к уроку, приветствуют учителя. | Личностные: самоопределение Регулятивные: формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность. | |
II. Этап актуализации знаний Цель - обеспечить осознание учащимися цели урока; -вызвать познавательный интерес к уроку. Приемы обучения -беседа, работа с пословицей, словарная работа. | Постановка цели урока: а) Работа до чтения: Беседа. -Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком будет текст? -Что вы знаете о ежах? - Можно ли по иллюстрации определить, какие события будут происходить в рассказе? Работа с пословицей - Ребята, найдите ключ к загадке, и вы узнаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие. - Составьте пословицу из слов: глаза / страха / у / велики. - Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы. - Если человек чего-то боится, то часто он преувеличивает опасность. - Страх – это сильная эмоция, которая лишает человека возможности объективно оценивать ситуацию. - Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Страшный рассказ». - Что бы вы хотели узнать из рассказа? - О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию? - Чем, по-вашему, закончится рассказ? Словарная работа. 1. В тексте нам встретится слово «сени» Что это за помещение - сени? Как бы мы назвали это помещение сейчас? 2. Чулан – что это за помещение? - Как бы мы могли назвать его по-другому. | Выслушивают учебную ситуацию. В ходе беседы учащиеся догадываются о цели (о ёжике) (высказывают свои мнения) (У страха глаза велики) (высказывают свои мнения) (высказывают свои мнения) (СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах) (коридор) (ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой) (Кладовая) | Познавательные – умение извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному предмету Регулятивные - прогнозировать содержание урока | |
III. Этап открытия новых знаний Цель - организовать деятельность учащихся; -организовать структурирование учащимися новой информации; -обеспечить применение полученных знаний. Приемы обучения - чтение с остановками, беседа. | б) Работа с текстом во время чтения Первичное чтение рассказа. Чтение с остановками. - Читать рассказ будем по частям с остановками, чтобы вы получили возможность убедиться в наших предположениях и могли предсказывать дальнейший ход событий рассказа. - Как звали мальчиков? - Где они жили? - Почему они остались одни? - Что сделали Шура, и Петя, когда стемнело? - Какие чувства испытывали мальчики? - Почему вы так думаете? - Предположите, пожалуйста, чем ребята займутся дальше? б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». - Совпали ли наши предположения с событиями рассказа? - Почему мальчикам было страшно? - Почему же они говорили друг другу, что им не страшно? - Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»? - Что бы вы сделали на месте главных героев? - Что может произойти дальше? в) Чтение до конца рассказа. - Совпало ли наше предположение с реальным содержанием рассказа? - Кто же оказался причиной страха детей? - Откуда ёжик появился в доме? - Как поступили со зверьком? Проверка первичного восприятия. Беседа. - Понравился вам рассказ? - Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы оказались не правы? - В каких словах выражена главная мысль рассказа? - Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным? | Выслушивают учебную ситуацию. Читают текст. В ходе беседы учащиеся высказывают свои предположения. (Шура и Петя) (на даче) (родители ушли в гости) (ребята легли спать) (страх) (было темно, родителей не было) (высказывают свое мнение) (высказывают свое мнение) (было темно, ребята были одни) (мальчики пытались зрабрится) (испугался звуков) (высказывают свое мнение) (высказывают свое мнение) (ребят напугал ежик) (ёжик пришел из леса) (напоили молоком, отнесли в сарай) (высказывают свое мнение) | Личностные - ориентирование в нравственном содержании рассказа, следование моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные - чтение произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Коммуникативные - формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор. | |
IV. Физкультминутка Цель - внесение эмоционального заряда, снятие усталости и напряжения. | Хитрый ёжик-чудачок Сшил колючий пиджачок: Сто булавок на груди, Сто иголок позади. Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу - всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Возвращается к ежатам. | (проговаривают текст стихотворения с движениями) | Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни Регулятивные: развитие навыков внимания и самоконтроля Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность | |
V. Этап открытия новых знаний (2 часть) Цель - организовать деятельность учащихся; -организовать структурирование учащимися новой информации; -обеспечить применение полученных знаний. Приемы обучения – выборочное чтение текста, беседа. | б) Работа с текстом во время чтения Выборочное чтение. - Прочитайте, что делали мальчики, когда остались одни? - Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Прочитайте, что сделал Петя, когда сильно испугался. - Что произошло, когда вернулись мам и папа ребят? Прочитайте этот отрывок. -Прочитайте, что произошло с ёжиком? | (читают отрывки) | Личностные – смыслообразование. Коммуникативные - формировать умение договариваться, находить общее решение. Познавательные - умение проводить анализ, сравнение; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки. | |
в) Работа с текстом после чтения Беседа - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? -Что такое смелость? -Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? - Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ? - Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся. - Была ли у вас похожая ситуация, когда можно сказать, что «у страха глаза велики»? - Как бы вы сейчас поступили в этой ситуации? | Выслушивают учебную ситуацию. В ходе беседы учащиеся высказывают свои предположения. (рассказывают о ситуациях из своей жизни) | Личностные - самостоятельность и личная ответственность за свою часть работы. Коммуникативные - формирование навыков планирования учебного сотрудничества со сверстниками Познавательные - восстанавливать последовательность событий по цитатам | |
VI. Рефлексия Цель - осмысление процесса и результата деятельности. Приемы обучения – беседа. | - О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ Е. Чарушина «Страшный рассказ»? - Какой урок вы извлекли для себя? - Что больше всего понравилось? - Закончите одно из предложений: Было интересно… Я понял(а), что… Меня удивило… Я сделал(а) вывод, что… Мне захотелось… | (высказывают свои предположения) (Смелости, отваге). (высказывают свои предположения) | Личностные - оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. Регулятивные: развитие умения фиксировать факт завершения действий. Познавательные: развитие умения структурировать знания. Коммуникативные: формирование своего мнения и позиции | |