СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.

 

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"»

Занятие

«Выбирая профессию, выбираем образ жизни»


Цель: обогащение знаний детей о различных профессиях.

Задачи:

1.Познакомиться с особенностями некоторых профессий

2.Подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии.

3.Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.

4.Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

5. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь.

6.Воспитывать: уважение к труду, желание продолжить профессиональную подготовку в дальнейшей жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки профессий, компьютер, проектор, карточки с заданиями.


План:

  1. Организационный момент.

  2. Фонетическая зарядка.

  3. Вводная беседа. Сообщение о теме.

  4. Словарная работа.

  5. Вступительная беседа по теме.

  6. Сообщение учащихся о профессиях. - работа над сочинениями учащихся.

  7. Ознакомлением с профессией штукатура – маляра.

  8. Рефлексивный анализ занятия.

  9. Итог занятия. Рекомендации по выбору профессии.


Ход занятия


  1. Организационный момент.(1 слайд)

Коллективное чтение стихотворения

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Слышан грохот под землёй-

Рудокоп пошёл в забой.

Без работы, без труда

Не появится руда.

Экскаватор зашагал-

Будет рыть в степи канал.

Без работы, без труда

Не появится вода.

В корпусах станки стучат-

Человек работе рад.

Поспевая, шепчет рожь:

«Без труда не проживёшь».



  1. Фонетическая зарядка. (2 слайд)


Да, ребята. «Без труда не проживёшь»

А теперь смотрим на экран закончим предложения.

Землю красит- солнце, а (человека- труд).

Кто не работает, ,…(тот не ест).

Хочешь есть калачи,… (не сиди на печи).

Труд человека кормит,… (а лень портит).

Птица крепнет в полете, а (человек - в труде).

Поздно встанешь- (мало сделаешь).

Кто рано встает, у того ( копейка растет).


- Подумайте, что это за предложения?

- Это пословицы.

В устной народной творчестве очень много пословиц о труде.

Читают хором.

- Как вы понимаете значение этих пословиц? (ответы детей)

- Кто рано берется за работу, тому сопутствует везение и удача,…

  1. Вводная беседа. Сообщение о теме.

-Ребята, скажите, о чем мы сегодня будет говорить.

- Мне кажется, о труде.

- Тема сегодняшнего занятия.

«Выбор профессии - дело серьёзное».( 3 слайд)

- Прочитаем все вместе.

- Как вы думаете, почему мы эту тему взяли?

- Потому что мы скоро заканчиваем школу и приближается пора выбирать профессию.

- Я думаю, что будем говорить о профессиях, нужных в жизни.

Правильно, ребята, мы будем говорить о профессиях. Что же такое профессия? Что мы имеем в виду, когда произносим слово «ПРОФЕССИЯ», «Специальность»?

Необходимо различать эти понятия. (4 слайд)


IV. Словарная работа. Смотрим на экран, читаем слова.

Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.


Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Например, профессия – учитель. Специальность – учитель русского языка, учитель истории, учитель татарского языка. Врач – хирург, окулист, онколог, гинеколог. Продавец - продавец книг, продавец хлебобулочных изделий. Музыкант – пианист, баянист,

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Чтобы уметь различать профессию от специальности, мы с вами выполним два упражнения

Упражнение 1. Каждому ученику даются карточки с заданием, а один идет выполнять к доске.

( слайд)

1 - ое задание: из списка выделить специальности.

Учитель, водитель автобуса, продавец книг, инженер - механик, врач, штукатур – маляр, музыкант, артист, учитель татарского языка, воспитатель, педиатр, артист цирка, директор школы (должность).



Упражнение 2 (работа у доски.)

2 –ое задание: из списка выделить профессии.

Учитель физкультуры, водитель, пианист, хирург, продавец, садовод, строитель, повар, инженер, актер театра и кино, пчеловод, президент (должность)



V. Вступительная беседа по теме.


Классификация профессий ( 5 слайд)

На предыдущих классных часах мы с вами познакомились с наиболее удачной квалификацией профессий по предмету труда, которую предложил академик Е.А. Климов. Он выделил 5 групп. Пожалуйста, назовите эти группы. Я прошу вас дать полный ответ (ответы учащихся)

П – «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Т – «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Ч – «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Х – «ЧЕЛОВЕК- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

З – «ЧЕЛОВЕК –ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Человек – природа - этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. (инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод, ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог)


Человек – техника – люди этого типа работают с техническими устройствами(электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот, водитель)

Человек – человек – обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми. Воздействует на них (секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый, учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод)

Человек – знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист, бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ)

Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления. Наличие фантазии, таланта (скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер, композитор, актер, поэт, штукатур - маляр)


Назовите профессии данного типа.


Ребята, мы еще с вами проводили тестирование по определению типа будущей профессии и выяснили к какому типу каждый из нас относится.


Давайте посмотрим, насколько хорошо вы можете ориентироваться в мире профессий, а для этого проведем игры:

Первая игра - "Назови инструменты и угадай профессию":

назвать инструменты и определить профессию. (-----)

-ребята, вы убедились, что у каждой профессии есть свои инструменты.

ПОВАР

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель... И тогда

Ждёт вас вкусная еда.


ПАРИКМАХЕР

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.


ХУДОЖНИК

Он и фрукты, и природу

Нарисует, и портрет.

Взял художник на работу

Кисти, краски и мольберт.



Вторая игра - «Отгадай профессию по описанию». Сейчас будете отгадывать профессии по описанию. Смотрим на экран. Внимательно слушаем. (видео)



  1. Это – древняя профессия ,призванная дарить людям счастье из песка и бетона, из деревянных брусьев, из гвоздей и радужных красок, и волшебной извести. Это профессия всегда в уважении и почете. (строитель)


  1. Ему доверяют самое ценное, самое дорогое, что есть на земле - детей. Он не просто работает с детьми - проживает вместе с ними каждую минуту, каждый урок. Насколько тонким и мудрым должен быть человек этой профессии, чтобы суметь посеять только те зёрна, которые дадут благородные всходы. Сколько же труда, умения, терпения, ума и души требует эта профессия! (учитель)


  1. Представитель этой профессии имеет дело с деньгами. (Продавец)


  1. Человек – этой профессией получает деньги за управление транспортным средством и перевозку людей или товаров. Под транспортным средством подразумевается автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро. (водитель)


  1. - Скажите, как зовут того, кто печет хлеб, батоны, рогалики? ( пекарь)


  1. Она шьёт одежду ни на что несмотря,

Все её знают, ведь она же... (швея)


  1. В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он - ... (артист)


  1. Варит он ни борщ, ни суп,

И ни каши с разных круп,

Варит он котлы стопные,

Трубы, прутья, швы сварные.

(Сварщик)


-Итак, профессий на свете очень много, и все они требуют от людей упорства, старания.

Ну, что устали? Для того ,чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку.

Физминутка: типы профессий. ( слайд)

Я буду называть профессию, а вы должны определить к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия.

• Ч-Т: два раза нагнуться

• Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас.

Ч-П: встать.(эколог)

• Ч_З: два раза сделать приседание.

• Ч-Х: поаплодировать.

(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник.)(программист, врач, электрогазосварщик)

- Скажите, в нашем учреждении представители, каких профессий работают?

- Воспитатель, медсестра, повар, охранник и т.д.

- Как нужно выбирать профессию?

- Профессию нужно выбрать по душе.

- Я думаю, по интересу.

- Нужно выбрать ту профессию, которую ты любишь.

Ту профессию, которую человек сам может справиться.

- Выбрать профессию, как вы думаете легко или трудно?

- Мне кажется, трудно.

- Я думаю не легко, будет выбрать будущую профессию.

Да, ребята выбрать, ту единственную профессию, которую тебе по душе очень трудно. И к выбору профессии нужно отнестись серьезно.

Значит, что можно сказать исходя из вышесказанного?

Все вместе прочитаем.(слайд )

Надо сознательно готовить себя к будущей профессии. Каждый должен выбрать ту профессию, которая даст вам возможность раскрыть свои способности. Профессию, к которой лежит ваша душа, в которой вы чувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым.

А счастливый труд – это труд по способностям, интересам человека.

- А что такое труд по способностям?

Я думаю, при выборе профессии нужно учитывать свои возможности.

- Мне кажется труд по способностям – это учет состояния своего здоровья.

Правильно ребята. Вы должны выбрать ту профессию, которая в жизни вас прокормит и которую вы в состоянии выполнить.

- Через год вы закончите школу, вступите в самостоятельную жизнь. Всем вам надо будет продолжить свое образование, учиться дальше.

Вы, наверное, подумали о своей будущей жизни и о своей будущей профессии.

- Какую профессию каждый из вас для себя выбрал?

- Кем ты хочешь стать? (Ответы)

  1. Ознакомлением с профессией штукатура – маляра.


Профессия штукатур-маляр

( слайд)
Ребята, я хочу вас ознакомить ещё одной важной профессией – профессией штукатура - маляра. 

Ребята, представьте , что если это профессия не существует каким был бы наш класс, наша школа…

Итак, ребята, для чего нужна нам профессия штукатур – маляр? (слайд)



VII. Итог занятия. Рефлексивный анализ.


Любую работу нужно делать с душой. Неважно, какую профессию выберете вы, станете или нет знаменитыми, главное – хорошо делать свое дело, и гордится этим.

И последним этапом проведем рефлексивный анализ нашего занятия.

( Я каждому раздам листочки, которые вы должны заполнить.)или с мячом устно

( слайд)

Сегодня на занятии :

  • Мы говорили………………………………………………………….

• Я научился……………………………………………………………

• Было интересно…………………………………………………….

• Было трудно………………………………………………………..

• Заставило задуматься………………………………………………



Итак, вы получили информацию о мире профессий.

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья».

( слайд)

Профессий много на Земле,

Но выбирай, любя

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь каждая из них важна.

Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

А сейчас я хочу вам предложить памятки - рекомендации по выбору профессии.

(Каждому участнику раздается памятка).

Рекомендации по выбору профессии:

1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему.

2. Изучайте профессию и все, что с ней связано.

Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии.

3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать.

4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями.

5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.

6. Имейте резервный вариант на случай неудачи.

7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.

8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать.


А что для этого вы должны делать сейчас, чтобы получить хорошую професссию? (хорошо учиться).

Но главное вы должны помнить всегда:

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой.

Куда по свету белому отправиться с утра.

Как путь не был бы долог,

Иди прямой дорогой,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.


На этом наше занятие подошло к концу.


Но прежде, чем попрощаться, я хочу чтобы вы оценили работу нашего занятия.

Если вы считаете, что наше занятие прошло на отлично, вы показываете пять пальцев,

если хорошо, то четыре,

если на удовлетворительно, три,

ну а если совсем не понравилось, то два.

Итак, какую оценку вы поставите нашей работе?


Спасибо за работу на уроке. До свидания.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!