СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Жизнь одна"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование эмоциональной, положительной самооценки и позивной установки подростков на жизнь.Познакомить участников тренинга с приемами саморегуляции. Совершенствовать личностные качества.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Жизнь одна"»

Занятие с учащимися с элементами тренинга

«ЖИЗНЬ ОДНА».

на формирование эмоционально-волевой сферы

Цель: формирование эмоциональной стабильности, положительной самооценки и позитивной установки на жизнь у подростков..

Задачи:

познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.


Форма проведения занятия – групповая, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.


I. Приветствие.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы попробовать вместе избавиться от своих неприятностей, стать лучше, терпимей, научиться относиться друг к другу с пониманием и уважением.

Кто стеснителен и нерешителен, после наших занятий пусть станет смелым и отважным, кто не может и минуты усидеть на месте, пусть станет спокойным и сосредоточенным. Пусть пройдут ваши тревоги – мы будем вместе улучшать себя и добьемся этого! Жизнь одна и ей надо дорожить!

Из всех созданий, живущих на земле, только человек может изменить себя.

Только человек является архитектором своей судьбы.

В. Джеймс.


От безбожья до Бога – мгновение одно

От нуля до итога – мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.

О. Хайям

Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения:

Психолог каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

Психолог:

Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо «Двадцать миль под водой», когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове).

И вот сейчас у вас на столах лежат таблицы, составленные Робинзоном Крузо, в ней описаны варианты того, как человек рассматривает непредвиденную ситуацию в жизни( попал на необитаемый остров).

Давайте ознакомимся с ней. Здесь описывается зло и добро. А ведь мы обычно в подобных ситуациях видим лишь негативный фон, а увидеть положительные моменты порой не можем.


Приложение1. Таблица, составленная Робинзоном Крузо.


Зло

Добро

Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе.

Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения.

Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

Я беззащитен против нападения людей и зверей.

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня.

Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.

Ноя живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.


На примере Робинзона Крузо выполним следующее упражнение.



Упражнение «Плохо – хорошо». Работа в группах.


Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.


Ход упражнения:

Учащимся предлагается любая малоприятная ситуация: например, 1)ссора с любимым человеком; 2)конфликт с родителями. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации.

Результаты работы каждой группы зачитываются, сравниваются и дополняются.


Самый лучший пример для подростков, особенно девочек, - героиня одноименного художественного фильма, созданного по роману «Унесенные ветром», Скарлетт. В самые тяжелые жизненные моменты она всегда говорила себе: «Я не буду думать об этом сегодня – я подумаю об этом завтра». Действительно утром приходит всегда хорошее, разумное решение. Недаром русская пословица гласит: «Утро вечера мудренее».


Психолог: но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.

Упражнение «Я НЕ ОДИН»

Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.

Ход упражнения:

Психолог: сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.

Игра «Стул любви».

В центр ставится стул.

Ведущий. Этот стул непростой, это стул любви. Кто хочет посидеть на нем и получить от окружающих ласку, тепло и любовь? (Кто-то из детей садится). А вы, ребята, тихонько подойдите и нежно погладьте, а потом разбегайтесь.


Вся наша жизнь – это борьба

И тому подтверждение стихотворение С.В.Михалкова «Завидное упорство»

Хозяйка в кладовушке, на окне

Оставила сметану в кувшине.

И надо ж было.

Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!

Два малых лягушонка в тот же час

Бултых!- В кувшин, не закрывая глаз,

И ну барахтаться в сметане!... и понятно,

Что им из кувшина не выбраться обратно,-

Напрасно лапками они по стенкам бьют:

Чем больше бьют, тем больше устают…

И вот уже один, решив, что все равно

Самим не вылезти, спасенья не дождаться,-

Пуская пузыри, пошел на дно…

Но был второй во всем упорней братца-

Барахтаясь во тьме, что было сил,

Он из сметаны за ночь масло сбил

И оттолкнувшись, выскочил к рассвету.

Психолог: И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но предупреждаю сразу оно не из легких. Кто к этому готов, кто хочет его пройти, встаньте. Игра «Вырвись из круга».

Игра «Вырвись из круга»

Психолог: я прошу вас образовать круг, взяться за руки, в середину круга прошу впустить хорошего борца. За пределами круга – жизнь. Ваша задача выйти в жизнь. Доказать нам, что вы действительны достойны этого. Но если вы не сделайте этого за одну минуту, то погибните. Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого хорошего человека, но это слишком легко. Ваша задача выпустить в жизнь человека, который действительно хочет жить, будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.


Психолог: подобные ситуации встречаются и в жизни: наглядный пример тяжелобольные люди, страдающие неизлечимыми заболеваниями, когда человек хватается за любую спасательную «соломинку», чтобы выжить. Это люди, которые знают в чем смысл жизни.


Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как жить.
Ф.Ницше

Анализ сказки Д. Соколова «Сказка о милостивой судьбе»
Цвели рядышком два деревца — молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе.
– Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные!..
– Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке...
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уже — спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них — то, что было когда-то первым деревцем, — расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.
Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.
Вопросы для обсуждения:

  • Можно ли изменить судьбу?

  • Какова судьба дерева? (Рост, питание, цветение.)

  • Какова судьба человека? (Рождение, развитие, продолжение рода, смерть.)

  • Как хотело изменить судьбу второе дерево?

  • Достигли ли деревья своих целей?

  • Что определяет смысл жизни — судьба или сам человек?

  • Для чего живет человек? Зачем пришел он в этот мир?

  • Для чего живете вы?

В завершении этой беседы знакомство с философским завещанием матери Терезы:


Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Осуществи ее.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай ее.

Жизнь – это долина слез. Преодолей все.

Жизнь – это песня. Допой ее до конца.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.

Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать ее.

ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.



Упражнение «Лепим скульптуру»

Ведущий предлагает детям встать в круг. Один из детей по желанию становится «глиной», а остальные «скульптурами».

Задание: слепить скульптуру под названием «Доброта». Поочередно все участники игры становятся «глиной». Названия скульптур тоже меняется – «Ответственность», «Любовь», «Ненависть», «Решительность», «Уверенность», «Беззащитность» и т.д.

Упражнение «Солнечный круг».

1 часть. Каждый участник группы на листе бумаги рисует солнце. В центре изображает себя или пишет свое имя.

У солнца рисует много лучей, на трех из них записывает три самых лучших своих качества.

2 часть. Дети просят друг друга прикрепить лист со своим солнцем булавочками к одежде на спину.

3 часть. Под музыку двигаясь по комнате, дети подходят друг к другу и пишут на лучиках хорошие качества и достоинства того, к кому они подошли. После выполнения, листы с солнышками открепляются и каждый забирает свой лист с собой.

Психолог: Ребята, когда вам будет трудно, возьмите свое солнце, и оно вас обязательно согреет теплом сердец участников нашей группы.

Рефлексия.

Медитативное упражнение (Мысленная прогулка по своему телу)
Включается спокойная музыка. Учащиеся сидя на стуле принимают удобное положение, закрывают глаза.

Психолог:

Позвольте себе на мгновение просто осознать свое тело…, осознать чувства… Возможно в течение дня вы не обращали достаточного внимания на некоторые части вас…Отметьте симметрию ваших рук, вашего тела, вашей левой стороны в правой стороне… и затем уделите внимание глубоко внутри себя, той части вашего тела, которая, как вы всегда верили, была здорова…Независимо от того, какие у вас были болезни вы всегда могли рассчитывать на эту часть вас…это часть вашего тела.

Может быть это ваше сердце. Может быть это ваши глаза, может быть ваши губы…Может быть ваши ноги или ваши уши. Найдите часть вас, которая когда вы о ней думаете, всегда чувствует себя полной сил, всегда чувствует себя полной сил, всегда кажется здоровой. Часть вас, которой вы доверяете больше всего, что она остается здоровой и остается полной сил.

И как только вы осознаете эту часть, как только вы проникнетесь в эту часть…, почувствуйте её… Почувствуйте эту часть вашей физиологии, вашего тела(П). И, когда вы это сделаете, начинайте представлять, что эта часть вашего тела похожа на музыкальный инструмент. И она производит звук…шум…мелодию…И слушайте звук этих чувств…звук той части вашего тела, которая связана с вашим здоровьем, с вашей энергией. И слушайте этот звук. И когда вы услышите звук, возможно, вы сможете усилить чувство, и ощущение здоровья, энергии и жизни может начать распространяться и вне этой части вашего тела.

И когда вы слышите этот звук и ощущаете это чувство, возможно, когда вы делаете новый вздох, вы можете обонять этот звук. Вы можете обонять это ощущение жизни и энергии. И заметьте, каким вы ощущаете этот запах. Он сладкий или фруктовый? Он терпкий…, он ароматный… И отметьте каким этот запах ощущается внутри? И какой у него может быть вкус? Так чтобы вы могли обонять и попробовать это ощущение и чувство энергии…(П)

И дайте этому запаху, этому звуку начать распространяться. И думайте о каких-нибудь частях вашего тела, и о др.чувствах, которые возможно не так здоровы, как вам бы хотелось. И пусть звук и запах и вкус той жизни и энергии и здоровья станут танцем, охватывающим все части вашего тела. И так это расходится изнутри… И вы даже начинаете это видеть, словно от той части вашего тела исходит свет. Какие цвета, как ярко выглядит эта энергия, эта жизнь, как она танцует в ритме…в красках…под музыку…проникая изнутри во все части вашего тела. Массируя изнутри каждую часть вашего тела…(П)

И завтра утром, когда вы проснетесь, вы поднимитесь с ощущением энергии и жизни, расслабленно и в то же время, с готовностью, которую вы вероятно можете почувствовать, когда вы открываете глаза и входите в контакт с миром вокруг вас. И даже звуки вне комнаты могут подпевать этому чувству внутренней энергии и спокойствия…


Упражнение «Творчество».
Участникам предлагается изобразить свое эмоциональное состояние красками, разукрасив собственный силуэт на бумаге. Желающие показывают рисунок и рассказывают о том, что они изобразили, о своих чувствах.


Чтение декларации самоценности.

Участникам раздаются карточки. Каждый из них громко читает написанное.

Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Психолог: Я желаю вам всем удачи. Живите с улыбкой и никогда с ней не расставайтесь. Улыбайтесь друг другу! Пусть вам всегда, везде и во всем будет хорошо. Да сбудутся ваши желания и мечты.

Вашему вниманию предлагается видеоролик «Ты знаешь, как хочется жить!»

В завершении нашего занятия хочется предложить следующее:

На столе у меня стоят весы-это весы жизни. Одну чашу весов назовем строчкой из песни «Я люблю тебя жизнь!» а другую чашу, также строчкой из песни «А нам все равно…». Я хочу, чтобы вы на своих сердечках написали сво имя и положили их на ту чашу весов, на которую вам подсказывает ваше сердце, ваше внутреннее состояние, ваше будущее. Свое решение прошу прокомментировать.

Рефлексия занятия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!