Тема: Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.
Цель: Вырабатывать умения понимать текст, т.е. “укладывать” в своей собственной понятийной системе, находить главное и второстепенное, факты, подтверждающие идеи и т.д., а также выработать эффективные способы работы с текстом (способы “свёртывания”).
Только первый шаг труден.
Маркиза Дюдеффан
Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется, как следует.
Иоганн Вольфганг Гёте
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Приемы работы с текстом
Умение работать с книгой - это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.
Работа с книгой - процесс сложный. Обусловлено это, прежде всего тем, что чтение научно-литературных произведений всегда связано с необходимостью усвоения каких-то новых понятий. Сложно это и потому, что практически каждая книга оригинальна по своей композиции и требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.
1. Учащимся выдаются книги, которые они раньше не читали. Задание: через 2 минуты рассказать о содержании данной книги.
2. Задание: вырази 4 - 5 словами этапы работы по ознакомлению с текстом (книгой).
Полистать
Оглавление
Вопрос
Главное
Алгоритм работы по ознакомлению с текстом (книгой).
1. Беглый обзор текста, его общий для того, чтобы иметь общее представление о тексте (книге). Говоря образно, то благодаря этому предварительному, беглому знакомству мы можем посмотреть на местность, по которой придется идти пешком, с высоты птичьего полета. Это можно сделать несколькими способами:
При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это лучше всего в следующей последовательности:
заглавие;
автор;
издательство (или учреждение, выпустившее книгу);
время издания;
аннотация;
оглавление;
авторское или издательское предисловие (в книгах учебных и научных есть введение, где обычно автор дает краткий анонс содержания основных разделов и глав);
справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т. п.).
почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание.
2. “Задать себе вопросы по поводу текста”. Получив общее представление о содержании текста, полезно поставить вопросы по поводу излагаемых в нем проблем. Например:
Насколько мне это интересно?
Что мне известно об этой проблеме?
Какие идеи вынесены в заголовки?
Что нового я смогу узнать?
3. Чтение (глубокое знакомство с текстом).
4. Выделить главное и второстепенное в тексте (книге).
5. Резюме. Оценить уровень содержательности текста (книги), степень его логической структурированности.
2. Учащимся предлагаются: учебник, хрестоматия, учебные пособия, книги для чтения, таблицы, атласы.
Что общего между ними? Чем отличаются эти издания?
Самостоятельная работа.
Задание: заполните таблицу “Общие черты и различия учебных изданий”
Общие черты и различия учебных изданий
Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось.
Проверьте выполнения задания с помощью текста
Общетипологической классификации учебных изданий не существует.
По роли в учебном процессе выделяют следующие Учебные издания: 1) учебники; 2) учебные пособия; 3) практикумы; 4) программно-методические издания.
Учебник - издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Для него характерна строгость и точность отбора и изложения материала, четкая структура, преемственность, тематическое и методическое единство. Учебники одновременно выполняют функции обучающие, воспитательные и развивающие. В них предусмотрены компоненты, рассчитанные на закрепление пройденного материала.
Хрестоматия - учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Она помогает развитию аналитических способностей, приобретению навыков анализа.
Учебное пособие - издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Разница между учебником и учебным пособием состоит в том, что в учебнике теоретические основы курса излагаются в строгом соответствии с программой, а в учебном пособии - без учета таковой.
К учебным пособиям относятся также хрестоматии, книги для чтения, таблицы, атласы, отдельно изданные части курса, наглядные учебные пособия.
Наглядное учебное пособие - содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию и воспитанию. Оно помогает наглядно представить изучаемые объекты и явления, лучше понять их суть.
3. Изобразить строчку из песни или общее содержание песни. Другие – отгадывают.
Вопрос: По каким признакам Вы поняли, что задумана именно эта песня?
4. Каждый ученик, получает один и тот же текст (“Научные идеи можно сравнить не с булыжниками, которые положишь – и они лежат, а с зёрнами; они должны прорасти”) и схематически изображают, на компьютере в любой программе про что он (текст ).
Группы выбирают одну из схем и прочитывают по ней смысл текста. Озвучивание. Авторы текста оценивают понимание.
5. Почему вас поняли так. Причины озвучиваются.
Список причин непонимания и условий понимания
Условия понимания | Причины непонимания |
Ассоциации | Неумение выразить мысль |
Знания | Стереотипы |
Наблюдения | Отсутствие логики |
Комментарии, указания | Отсутствие знаний о предмете разговора |
Аналогия | Отвлечённость мысли собеседника |
Догадка | Необычность ситуации |
Логичность рассуждений | Краткость изложения |
Стереотипы | Недоверие |
Краткость изложения | Бедность речи |
Представление предмета | Отсутствие у собеседника в его тезаурусе предмета разговора |
Выделение общей канвы рассуждения | Неправильная расстановка логических ударений |
Нельзя понять всё, не понимая деталей | Непонимание деталей ведёт к непониманию в целом |
Увлечённость | Отсутствие желания понять |
Опора на интуицию | Недостаток информации |
Подробность изложения | Бедность воображения |
Наличие большого количества признаков | Неточность аргументации |
Очевидность | Полная уверенность в своей точке зрения |
Эмоциональность | Многословие |
Компетентность | Отсутствие общего языка и опыта |
Склонность личности к восприятию текста | Подсознание |
Связь различных блоков интеллекта | Многократное повторение |
Связь текста с эмоциональной сферой человека | Отсутствие опыта и методики воспроизведения |
Физическое состояние человека | Обилие новых (и вообще обилие) терминов |
Опыт восприятия и методика восприятия | Отрицательная эмоциональная связь между учителем и учениками |
Подсознание | |
Интерпретация | |
Положительная эмоциональная связь между объясняющим и обучающим | |
Инструкция
“Некоторые практические рекомендации по развитию способности понимать текст” (по И. Ф. Неволину)
Известное еще не есть понятое. Поэтому только тогда знание - сила, если оно сопровождается теоретическим пониманием и практическим умением. Знание - орудие, а не самоцель.
Осознавай и различай свои знания по видам и степени понимания (предпонимание, эмпирическое понимание, теоретическое понимание).
Сообразуй свое речевое поведение и эмоции с видами и степенью понимания; не будь упрям, инертен, ленив при пересмотре своих мыслей и переходе от предпонимания к адекватному пониманию.
Теоретическое понимание освобождает и упорядочивает мысль, разгружает память. Понимание некоторых теоретических принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
В процессе понимания главная трудность - понимание целого, то есть понимание человека, вещи, явления в его становлении и развитии.
Фундаментальное средство формирования теоретического мышления и развития всеобщих форм теоретического понимания, - изучение философии.
Овладевай метаинформацией шире, чем это практически необходимо. Метаинформация - средство ориентации в окружающем мире.
В ситуации непонимания нужно выявить тот первичный уровень и те факторы непонимания, которые стали препятствием понимания последующего.
Различай объективные вопросы и метавопросы. Для обобщенного понимания всего текста ставь метавопросы к выделенным частям. Задавай вопросы сам себе в несколько раз чаще, чем это делал раньше при работе с текстом.
Для развития и совершенствования теоретического мышления чаще проводи мысленные эксперименты, мысленные проигрывания ситуаций.
Каждый принимает речь (текст) на своем языке. Следовательно, чтобы лучше и быстрее понимать, нужно сознательно и целенаправленно работать над расширением своего словарного запаса.
Для более быстрого и безошибочного освоения нового термина, понятия, формулы необходима специальная тренировка, осознание особой учебной задачи - этапа материализации умственного действия (написание, проговаривание, синонимическая замена и т. д.).
Для освоения информации (знаковой системы) с высоким уровнем обобщения и абстракции необходима специальная работа по соотнесению элементов этой знаковой системы с языком.
Не путай: “не запомнил” - это одно, “не понял” - это другое.
Различай: когда непонятна связь между словами и когда непонятно то, что обозначается этими словами.
Отрабатывай и осознавай каждый уровень понимания: явление в его развитии (онтология), знаковую систему, ее элементы и связи между ними (синтактика), соотношение и выражение сущности явления или его отдельных сторон (но не всего богатства реальных связей!) в знаковой системе (семантика).
Для того чтобы понять, нужно уметь слушать, уметь видеть, уметь читать.
6. Виды чтения текста. Для того чтобы уметь структурировать текст, необходимо владеть умением работать с текстом или книгой. Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.
Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что становится ясно - в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы их найти. Беглый просмотр книги - по существу “поисковое” чтение.
Тщательная проработка текста (иногда его называют “сплошным чтением”) - это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст - еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.
В зависимости от цели “свёртывания” информации применяют различные виды чтения, которые несут разную смысловую нагрузку.
III. Домашнее задание.
Прочитать записи.
6