СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия научного общества учащихся «Основы проектной деятельности».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия научного общества учащихся «Основы проектной деятельности».

  1. Введение в курс. Проектная деятельность и её особенности.
  2. Умение видеть проблемы. Порядок проектной деятельности.
  3. Гипотеза; определение и задачи проекта.
  4. Учимся задавать вопросы.
  5. Учимся давать определение понятиям. Особенности разработки  проекта.
  6. Учимся классифицировать. Виды и классификация проектов по различным основаниям.
  7. Парадокс. Управление реализацией проекта.
  8. Учимся наблюдать.
  9. Как провести эксперимент. Компьютерный эксперимент.
  10. Как оценивать идеи. Компьютерный эксперимент: оценка.
  11. Компьютерный эксперимент: анализ полученных данных.
  12. Проект. Презентация проекта.
  13. Составление схем, таблиц, диаграмм, графиков.
  14. Требования к оформлению.
  15. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.
  16. Работа с проектом. Оформление документации.
  17. Методы исследования.
  18. Структура исследовательской работы и требования к её оформлению

Просмотр содержимого документа
«1 Введение в курс»

Тема: Введение в курс. Проектная деятельность и её особенности.

Цель: познакомить обучающихся с понятием проектная деятельность; воспитывать мотивацию к занятиям научной работой.


Образование — это то, что остается,
когда все выученное забыто.
Б.Ф. Скиннер

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

  2. Введение в курс

Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование предполагает наличие основных этапов:

  • постановка проблемы, 

  • изучение теории, посвящённой данной проблематике,

  • подбор методик исследования,

  • сбор материала, его анализ и обобщение,

  • научный комментарий,

  • собственные выводы.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Этапы проектирования: 

  • выработка концепции,

  • определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,

  • создание плана,

  • организация деятельности по реализации проекта. 

Проектная деятельность - это способ усвоения знаний, приводящий к высоким результатам. Проектное обучение не является внешним, дополнительным по отношению к основному традиционному обучению. Напротив, оно продуктивно, обогащает традиционное обучение, обеспечивает широкие межпредметные связи.

Главный критерий проектная деятельность - наличие самостоятельного творческого результата деятельности учеников.

Проектная деятельность, являясь основой образовательной области «Информатика», представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному: 

  • индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время, представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы);

  • коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

Как вы думаете, с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность?

Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием.

Думается, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира.

В течение года, мы будем с вами заниматься проектной деятельностью. Каждый из вас к концу года, подготовит какой- либо проект. Проекты мы будем создавать в программе Power Point.

III. Просмотр проекта «Жизнь без сигареты»

IV. Домашнее задание

Прочитать записи.

2



Просмотр содержимого документа
«10 Как оценивать идеи»

Тема: Как оценивать идеи. Компьютерный эксперимент: оценка.

Цель: познакомить учащихся различными способами оценки гипотезы или идеи; вспомнить, что такое гипотеза; развивать речь учащихся; воспитывать мотивацию к занятиям научной работой, интерес к предмету.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

1) Вспомним, что такое гипотеза.

Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий.

Способы проверки гипотез обычно делят на 2 большие группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (т.е. имеющихся знаний) в рамках которых данная гипотеза выдвинута.

Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

После проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяются, или отбрасываются, если проверка дает отрицательный результат.

Возможен и другой способ оценки – более быстрый и экономичный. Идею можно оценить в уме. Воспользуемся для этого специальной матрицей. Для того чтобы понять, как ею можно пользоваться, возьмем для примера какую-нибудь ситуацию, требующую решения. Например, нам требуется жилище для бродячего щенка (котенка и др.)

мозговой штурм

2) Выскажите свои идеи, эти идеи будем фиксировать в таблице на бумажном листе. (Напоминаем, по правилам идеи высказываются свободно и на первом этапе никакая критика идей категорически не допускается. Поощряются смелые, оригинальные, неожиданные идеи.

Матрица для оценки идей

Идея

Сложно

Дорого

Опасно

Некомфортно

Долго

1

Поселить щенка дома

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

2

Сделать ему коттедж во дворе

Да

Да

Да

Нет

Да

3

Поселить его в подвале дома

Нет

Нет

Да

Да

Нет

4

Поселить его в коробке в подъезде

Нет

Нет

Да

Да

Нет

5

Сделать ему пещеру в ближайшем парке

Да

Нет

Да

Да

Да

6

Поселить его в школе

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

7

Найти ему хорошего хозяина

Да

Нет

Нет

Нет

Да



Наша матрица показывает, что самые хорошие идеи: поселить щенка дома и поселить его в школе. Правда, мы отметили, что и то и другое сложно. Дома сложно договориться с родителями, а в школе сложно найти (обычно) место, где щенок никому бы не мешал. Все-таки школа создана для других целей.

  1. Компьютерный эксперимент: оценка.

Задача.

Имеется квадратный лист картона. Из листа по углам вырезают четыре квадрата и склеивают коробку по сторонам вырезов. Какова должна быть сторона вырезаемого квадрата, чтобы коробка имела наибольшую вместимость? Какого размера надо взять лист, чтобы получить из него коробку с заданным максимальным объемом?

Компьютерный эксперимент.

План эксперимента.

Тестирование.

Провести тестовый расчет компьютерной модели.

Эксперимент 1

Проследить, как изменяется с увеличением выреза

  • длина стороны дна;

  • площадь дна;

  • объем коробки.

Эксперимент 2

Исследовать, как определить наибольший объем коробки и соответствующий вырез.

Эксперимент 3

Исследовать, как определить наибольший объем коробки и соответствующий вырез при изменении стороны исходного листа.

  1. Закрепление.

Решение задачи на компьютере в программе электронные таблицы Excel.

  1. Домашнее задание.

Провести Эксперимент 4. Исследовать, как изменяется наибольший объем коробки и соответствующий вырез, если уменьшить шаг изменения выреза (например, при 0,3 см).

3



Просмотр содержимого документа
«11 Попробуем провести несложный эксперимент»

Тема: Компьютерный эксперимент: анализ полученных данных.


Цели: сбор, анализ и структурирование информации; развитие любознательности, повторить сведения о 7 древних чудесах света. Повторение сведения о 7 древних чудесах света. Обучить первичным умениям поиска информации в Интернете. Формировать умения синтезировать информацию: составлять текстовый документ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Попробуем провести несложный эксперимент: перечислить семь чудес света. (Пирамида Хеопса; Висячие сады Семирамиды; Статуя Зевса; Галикарнасский мавзолей; Колосс Родосский; Александрийский маяк.)

(Почти наверняка назовут Вавилонскую башню. И ошибутся. Вавилонской башни не было. В Библии написано, что башню начали строить, но руководство строительства не смогло найти должного числа переводчиков, и ввиду языковых преград работы были прерваны.)

Высказать предположения, почему древние памятники архитектуры являются чудесами света?

Самые грандиозных, самые великолепные или в техническом смысле самые поразительные постройки и памятники искусства. Вот почему их называли чудесами.

ПРОЕКТ «Семь чудес света»

Проект по изучению памятников культуры, так называемых чудес света, развивает любознательность, повышает уровень образованности.

Многие знают о 7 чудесах света, но немногие могут перечислить их и тем более рассказать истории их возникновения. Мировой конкурс по выявлению семи величайших творений рук человеческих стартовал в 2005 году. Инициатива принадлежала швейцарскому бизнесмену Бернарду Веберу, который создал компанию с названием «Семь новых чудес света» и привлек к проекту группу международных экспертов.  За новую семерку чудес проголосовало не менее 19 миллионов человек.

Летом 2007 года в мире появился официальный список семи новых чудес света. А семь признанных чудес света иногда именуют с жалкой приставкой «бывшие семь великих чудес света» В наше время выбраны новые чудеса света.

Целью данного проекта является знакомство с памятниками мировой культуры, историей их создания, легендами, связанными с ними, а также на изучение старых и новых чудес света, причин их создания и разрушения.

В рамках проекта вы должны попробовать выделить критерии отбора чудес света, а также сами выбрать новые 7 чудес света.

У людей всегда был интерес к выдающимся достижениям. Уже в древности они выделили сооружения, которые вызывали восторг и восхищение благодаря своему художественному совершенству и размерам. В них соединились искусство и техника, и это уберегло их от забвения. Первое упоминание о семи чудесах света приписывают финикийскому писателю Антипатру из Сидона, жившему во2 в. до н.э. Число 7 выбрано не случайно, ему придавалось особое значение. Это число связано с религиозными представлениями многих народов. Мы побеседуем об изученных нами сооружениях и познакомимся с новыми. Выделим их характерные черты и то, что они были отражением миропонимания людей того времени.

Основополагающий вопрос:

Какие "чудеса" в России могли бы считаться "чудесами света"?

Дидактические цели:

Знать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

Уметь:

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

Проблемные вопросы учебной темы:


  • Может ли человек обойтись без чудес?

  • Как узнать, является ли творение рук человеческих чудом или нет?

  • Почему людей не устраивают старые чудеса света или почему человечество выбрало новые чудеса света, а не восстановило старые?

  • Какие можно выделить признаки чуда света?

  • Какие из объектов в России отвечают найденным признакам?

  • Нашло ли человечество достойную замену старым чудесам света?

  • Символическое значение числа 7.

  • Назначение семи чудес света.

  • Загадки семи чудес света.

Учебные вопросы:

  • Что такое чудо света?

  • Каковы старые чудеса света и как они появились?

  • Какие экспонаты МХК стали новыми чудесами света?

  • История создания каждого чуда света.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

1. Выбрать проблемный вопрос.

2. Провести исследовательскую работу (изучение литературы и интернет-источникови т.д.).

3. Приготовить презентацию проекта.

4. Подготовить критерии выбора свои семь чудес света.

5. Защита презентаций, демонстрируются результаты проекта и проводится обсуждение темы.

II. Практическая работа на компьютере

Выбрать тему предлагаемого проекта. Поиск информации в Интернете. Оформление информации в текстовом редакторе Word.

VI. Домашнее задание.

Работа с информацией.

3



Просмотр содержимого документа
«12 пр. презентация»

Тема: Проект. Презентация проекта.


Цели: сбор, анализ и структурирование информации; развитие любознательности, повышение уровня образованности. Формирование аналитических способностей: выделять характерные признаки объекта, отбирать самые важные данные, умения синтезировать информацию: составлять текстовый документ с включением графики и гиперссылок.



ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Темы предлагаемых проектов

1. «Выбери ПК»;

2. «Новости компьютерного мира»;

3. «Достопримечательности нашего города»;

  1. «Кроссворд – проверь свои знания»;

  2. «Это интересно»;

  3. «Социологический опрос»;

  4. «Семь чудес света»;

  1. «Стресс»;


ПРОЕКТ «СМЕХУ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ»


Основополагающий вопрос – «Где живет смех?»

Проблемные вопросы:

«Какие произведения являются юмористическими?».

Цель работы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды.

«Почему нам нравятся юмористические произведения?».

Цель работы– провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?».

«Кто умеет веселиться?».

Цель работы– поиск авторов, способных писать

веселые произведения.


ПРОЕКТ «ВЫБЕРИ ПК»


Планируемый результат: осознанный выбор модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.

Цели: показать практическое применение материала «Устройство ПК», изученного на уроках информатики.

Задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую  конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.


ПРОЕКТ «КРОССВОРД - проверь свои знания»


Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в табличном процессоре Excel.

Цель: используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.


ПРОЕКТ «ЭТО ИНТЕРЕСНО»


Планируемый результат: создание и оформление презентации «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни.

Цели: определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых для оформления текста, расширение круга практического применения.


ПРОЕКТ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС»


Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

Цель: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.


ПРОЕКТ «СТРЕСС»


Цель: изучить влияние стресса на организм человека и определить пути его предотвращения и преодоления.


ПРОЕКТ «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НАШЕГО ГОРОДА»


Цель: создать презентацию о достопримечательностях города.


Презентационный этап

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. Например: видеофильм, альбом, барометр, компьютерная газета, бюллетень, зимний сад, альманах, сварочный аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, письмо главе местной администрации, макет, словарь, электромагнит, атлас, воздушный змей, передвижная выставка, экспозиция музея, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д. Этот список можно было бы продолжить.

Продуктом проектной деятельности может являться реферат. Но такая форма самостоятельной работы, как подготовка реферата, строится по другим законам, по другой технологии, нежели работа над проектом. Написание реферата направлено, на расширение или углубление знаний, развитие общеучебных умений, а не на решение личностно-значимой для учащегося проблемы.

Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом. Не нужно включать в итоговый продукт все, что было создано во время работы над проектом. Такое стремление идет вразрез с задачами по формированию способности к текущему контролю, анализу и отбору информации, к оценке результата. На презентации в первую очередь должен быть представлен продукт проектной работы.

Формы: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д.

Презентация проектов это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда.

Действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:

Учитель

Ученик

  • Организует презентацию.

  • При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

  • Выступает в качестве эксперта.

  • Выбирает (предлагает) форму презентации.

  • Готовит и проводит презентацию.

  • При необходимости консультируется с учителем (экспертом).

  • Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).


III. Практическая работа.

Работа над проектом.

IV. Домашнее задание.

Проект.



3



Просмотр содержимого документа
«12 проект. презентация»

Тема: Проект. Презентация проекта.


Цели: сбор, анализ и структурирование информации; развитие любознательности, повышение

уровня образованности. Вырабатывать умения поиска информации в Интернете.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

1. «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918 году один из основоположников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик.

2. Темы предлагаемых проектов

1. «Выбери ПК»;

2. «Новости компьютерного мира»;

3. «Достопримечательности нашего города»;

  1. «Кроссворд – проверь свои знания»;

  2. «Это интересно»;

  3. «Социологический опрос»;

  4. «Семь чудес света»;

  1. «Стресс».


4. АЛГОРИТМ РАБОТЫ


1. Выбрать проблемный вопрос.

2. Провести исследовательскую работу (изучение литературы и интернет – источников и т.д.).

3. Приготовить презентацию проекта.

4. Подготовить критерии выбора свои семь чудес света.

5. Защита презентаций, демонстрируются результаты проекта, и проводится обсуждение те

мы.


5. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:


ПОИСКОВЫЙ

  • Определение тематического поля и темы проекта.
  • Поиск и анализ проблемы.
  • Постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • Анализ имеющейся информации.

  • Сбор и изучение информации.
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

  • Анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • Выполнение запланированных технологических операций.

  • Текущий контроль качества.

  • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Подготовка презентационных материалов.
  • Презентация проекта.
  • Изучение возможностей использования результатов проекта.

КОНТРОЛЬНЫЙ

  • Анализ результатов выполнения проекта.

  • Оценка качества выполнения проекта.


III. Практическая работа.

Выбор темы проекта. Поиск информации.

IV. Домашнее задание.

Анализ информации.



2



Просмотр содержимого документа
«13 Составление схем, таблиц, диаграмм, графиков»

Тема: Составление схем, таблиц, диаграмм, графиков.

Цель: познакомить учащихся с графическими средствами наглядности при написании исследовательских работ, развивать речь учащихся; воспитывать мотивацию к учению.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Наглядность обучения – обучение учащихся на основе восприятия ими (зрительного, слухового и др.) событий, объектов, процессов или их изображений.

Принято различать наглядность внутреннюю или словесно-образную (примеры из жизни, исторические образы и т.п.), и внешнюю, или предметную (натуральные предметы и их изображения, карты, диаграммы, схемы и т.п.)

Под средствами наглядности подразумеваются также видео- и звукозаписи, то есть то, что воспринимается не только зрением, но и слухом.

Графическая наглядность наиболее часто применяется в условиях изложения нового материала, выполнения домашних заданий и т.д.

Наиболее распространенными графическими средствами наглядности являются схемы, таблицы, графики.

Схемы


Структурные

Логические

Поисковые

Представляют взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

В виде графических изображений, отображающих процесс, содержащих его составляющие, вытекающие одно из другого.

Графические изображения в виде логических схем, составляющие части которых, наряду с информацией, наполнены одним или несколькими познавательными вопросами.

Таблицы представляют собой перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в общем порядке по графам.

Синхроническая таблица – таблица, в основу которой положены факты и события, происходившие одновременно в различных частях света, регионах, странах; хронологические таблицы одновременно происходивших событий.

Графики – чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо, хронологические последовательности исторических событий во времени, а также сам перечень дат этих событий.


  1. Закрепление.

Работа на компьютере. По таблице «Рост учащихся в саженях, аршинах, вершках, пядях» построить график и круговую диаграмму.

  1. Домашнее задание.

Составить гистограмму «Мой рост в саженях, аршинах, вершках, пядях».

2



Просмотр содержимого документа
«14 Требования к оформлению_»

Тема: Работа с проектом. Оформление документации.

Цель: Познакомиться с требования к оформлению текстового варианта и буклета проектной

работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Требования к оформлению текстового варианта проектной работы

Структура

Требования к содержанию

1. Информационный раздел

1.1. Титульный лист

  • Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).

  • Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).

  • Область научных знаний, рассмотренных в проекте.

  • Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).

  • Данные о руководителе.

  • Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).

1.2. Оглавление

  • Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

2. Описание работы

2.1. Введение

  • Актуальность выбранной темы.

  • Проблема.

  • Цель проекта.

  • Задачи, поставленные для реализации проекта.

  • План (содержание) работы.

2.2. Описание проектной работы и ее результаты

  • Теоретическая часть

  • Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

  • Назначение и применение проекта.

  • Выводы

  • Список использованной литературы, электронные адреса.

  • Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы).

3. Рефлексия деятельности

  • Оценивание степени достижения поставленных целей.

  • Оценивание качества результатов.

  • Приобретенные умения, знания, навыки.




Требования к буклету


  1. Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

  2. Размещены наиболее важные сведения.

  3. Краткость изложения информации.

  4. Достоверность информации.

  5. Лаконичность текста.

  6. Завершенность.

  7. Доступность текста.

  8. Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.

  9. Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.

  10. Объем информации.

  11. Правильно подобранные шрифты.

  12. Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.

  13. Наличие иллюстраций по теме.

  14. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

  15. Указание автора и руководителя проекта.

  16. Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.

  17. Эстетичность оформления.


III. Практическая работа.

Продолжить работу с проектом.

IV. Домашнее задание.

Работа с проектом.




2





Просмотр содержимого документа
«14 Учимся анализировать»

Тема: Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

Цель: Вырабатывать умения понимать текст, т.е. “укладывать” в своей собственной понятийной системе, находить главное и второстепенное, факты, подтверждающие идеи и т.д., а также выработать эффективные способы работы с текстом (способы “свёртывания”).

Только первый шаг труден.

Маркиза Дюдеффан

Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется, как следует.

Иоганн Вольфганг Гёте

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.


Приемы работы с текстом

Умение работать с книгой - это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Работа с книгой - процесс сложный. Обусловлено это, прежде всего тем, что чтение научно-литературных произведений всегда связано с необходимостью усвоения каких-то новых понятий. Сложно это и потому, что практически каждая книга оригинальна по своей композиции и требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.

1. Учащимся выдаются книги, которые они раньше не читали. Задание: через 2 минуты рассказать о содержании данной книги.

2. Задание: вырази 4 - 5 словами этапы работы по ознакомлению с текстом (книгой).

  • Полистать

  • Оглавление

  • Вопрос

  • Главное


Алгоритм работы по ознакомлению с текстом (книгой).

1. Беглый обзор текста, его общий для того, чтобы иметь общее представление о тексте (книге). Говоря образно, то благодаря этому предварительному, беглому знакомству мы можем посмотреть на местность, по которой придется идти пешком, с высоты птичьего полета. Это можно сделать несколькими способами:

  • полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации (до чтения текста);

  • познакомиться с оглавлением.

При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это лучше всего в следующей последовательности:

  • заглавие;

  • автор;

  • издательство (или учреждение, выпустившее книгу);

  • время издания;

  • аннотация;

  • оглавление;

  • авторское или издательское предисловие (в книгах учебных и научных есть введение, где обычно автор дает краткий анонс содержания основных разделов и глав);

  • справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т. п.).

  • почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание.

2. “Задать себе вопросы по поводу текста”. Получив общее представление о содержании текста, полезно поставить вопросы по поводу излагаемых в нем проблем. Например:

  • Насколько мне это интересно?

  • Что мне известно об этой проблеме?

  • Какие идеи вынесены в заголовки?

  • Что нового я смогу узнать?

3. Чтение (глубокое знакомство с текстом).

4. Выделить главное и второстепенное в тексте (книге).

5. Резюме. Оценить уровень содержательности текста (книги), степень его логической структурированности.


2. Учащимся предлагаются: учебник, хрестоматия, учебные пособия, книги для чтения, таблицы, атласы.

Что общего между ними? Чем отличаются эти издания?

Самостоятельная работа.

Задание: заполните таблицу “Общие черты и различия учебных изданий”

Общие черты и различия учебных изданий

              Общие черты            

               Различия                     

 

 

Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось.

Проверьте выполнения задания с помощью текста


Общетипологической классификации учебных изданий не существует.

По роли в учебном процессе выделяют следующие Учебные издания: 1) учебники; 2) учебные пособия; 3) практикумы; 4) программно-методические издания.


Учебник - издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Для него характерна строгость и точность отбора и изложения материала, четкая структура, преемственность, тематическое и методическое единство. Учебники одновременно выполняют функции обучающие, воспитательные и развивающие. В них предусмотрены компоненты, рассчитанные на закрепление пройденного материала.

Хрестоматия - учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Она помогает развитию аналитических способностей, приобретению навыков анализа.

Учебное пособие - издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Разница между учебником и учебным пособием состоит в том, что в учебнике теоретические основы курса излагаются в строгом соответствии с программой, а в учебном пособии - без учета таковой.

К учебным пособиям относятся также хрестоматии, книги для чтения, таблицы, атласы, отдельно изданные части курса, наглядные учебные пособия.

Наглядное учебное пособие - содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию и воспитанию. Оно помогает наглядно представить изучаемые объекты и явления, лучше понять их суть.


3. Изобразить строчку из песни или общее содержание песни. Другие – отгадывают.

Вопрос: По каким признакам Вы поняли, что задумана именно эта песня?

4. Каждый ученик, получает один и тот же текст (“Научные идеи можно сравнить не с булыжниками, которые положишь – и они лежат, а с зёрнами; они должны прорасти”) и схематически изображают, на компьютере в любой программе про что он (текст ).

Группы выбирают одну из схем и прочитывают по ней смысл текста. Озвучивание. Авторы текста оценивают понимание.

5. Почему вас поняли так. Причины озвучиваются.

Список причин непонимания и условий понимания

Условия понимания

Причины непонимания

Ассоциации

Неумение выразить мысль

Знания

Стереотипы

Наблюдения

Отсутствие логики

Комментарии, указания

Отсутствие знаний о предмете разговора

Аналогия

Отвлечённость мысли собеседника

Догадка

Необычность ситуации

Логичность рассуждений

Краткость изложения

Стереотипы

Недоверие

Краткость изложения

Бедность речи

Представление предмета

Отсутствие у собеседника в его тезаурусе предмета разговора

Выделение общей канвы рассуждения

Неправильная расстановка логических ударений

Нельзя понять всё, не понимая деталей

Непонимание деталей ведёт к непониманию в целом

Увлечённость

Отсутствие желания понять

Опора на интуицию

Недостаток информации

Подробность изложения

Бедность воображения

Наличие большого количества признаков

Неточность аргументации

Очевидность

Полная уверенность в своей точке зрения

Эмоциональность

Многословие

Компетентность

Отсутствие общего языка и опыта

Склонность личности к восприятию текста

Подсознание

Связь различных блоков интеллекта

Многократное повторение

Связь текста с эмоциональной сферой человека

Отсутствие опыта и методики воспроизведения

Физическое состояние человека

Обилие новых (и вообще обилие) терминов

Опыт восприятия и методика восприятия

Отрицательная эмоциональная связь между учителем и учениками

Подсознание

 

Интерпретация

 

Положительная эмоциональная связь между объясняющим и обучающим

 



Инструкция

Некоторые практические рекомендации по развитию способности понимать текст” (по И. Ф. Неволину)

  1. Известное еще не есть понятое. Поэтому только тогда знание - сила, если оно сопровождается теоретическим пониманием и практическим умением. Знание - орудие, а не самоцель.

  2. Осознавай и различай свои знания по видам и степени понимания (предпонимание, эмпирическое понимание, теоретическое понимание).

  3. Сообразуй свое речевое поведение и эмоции с видами и степенью понимания; не будь упрям, инертен, ленив при пересмотре своих мыслей и переходе от предпонимания к адекватному пониманию.

  4. Теоретическое понимание освобождает и упорядочивает мысль, разгружает память. Понимание некоторых теоретических принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

  5. В процессе понимания главная трудность - понимание целого, то есть понимание человека, вещи, явления в его становлении и развитии.

  6. Фундаментальное средство формирования теоретического мышления и развития всеобщих форм теоретического понимания, - изучение философии.

  7. Овладевай метаинформацией шире, чем это практически необходимо. Метаинформация - средство ориентации в окружающем мире.

  8. В ситуации непонимания нужно выявить тот первичный уровень и те факторы непонимания, которые стали препятствием понимания последующего.

  9. Различай объективные вопросы и метавопросы. Для обобщенного понимания всего текста ставь метавопросы к выделенным частям. Задавай вопросы сам себе в несколько раз чаще, чем это делал раньше при работе с текстом.

  10. Для развития и совершенствования теоретического мышления чаще проводи мысленные эксперименты, мысленные проигрывания ситуаций.

  11. Каждый принимает речь (текст) на своем языке. Следовательно, чтобы лучше и быстрее понимать, нужно сознательно и целенаправленно работать над расширением своего словарного запаса.

  12. Для более быстрого и безошибочного освоения нового термина, понятия, формулы необходима специальная тренировка, осознание особой учебной задачи - этапа материализации умственного действия (написание, проговаривание, синонимическая замена и т. д.).

  13. Для освоения информации (знаковой системы) с высоким уровнем обобщения и абстракции необходима специальная работа по соотнесению элементов этой знаковой системы с языком.

  14. Не путай: “не запомнил” - это одно, “не понял” - это другое.

  15. Различай: когда непонятна связь между словами и когда непонятно то, что обозначается этими словами.

  16. Отрабатывай и осознавай каждый уровень понимания: явление в его развитии (онтология), знаковую систему, ее элементы и связи между ними (синтактика), соотношение и выражение сущности явления или его отдельных сторон (но не всего богатства реальных связей!) в знаковой системе (семантика).

  17. Для того чтобы понять, нужно уметь слушать, уметь видеть, уметь читать.

6. Виды чтения текста. Для того чтобы уметь структурировать текст, необходимо владеть умением работать с текстом или книгой. Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что становится ясно - в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы их найти. Беглый просмотр книги - по существу “поисковое” чтение.

Тщательная проработка текста (иногда его называют “сплошным чтением”) - это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст - еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.

В зависимости от цели “свёртывания” информации применяют различные виды чтения, которые несут разную смысловую нагрузку.


III. Домашнее задание.

Прочитать записи.

6



Просмотр содержимого документа
«14. работа с пр. оф.док»

Тема: Работа с проектом. Оформление документации.

Цель: Познакомиться с рекомендациями по оформлению презентации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Презентация проектной работы должна включать:

  1. название проекта;

  2. состав проектной группы;

  3. цель проекта;

  4. вопросы проекта (1-2 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения);

  5. аннотацию (актуальность проекта, кратко – содержание);

  6. предполагаемый продукт проекта;

  7. выводы;

  8. список использованных ресурсов.


Рекомендации

Для создания качественной презентации
необходимо придерживаться четырех принципов построения презентации:

  • Зачем?

  • Что?

  • Как?

  • Что дальше?

Нужно определить:

1. Зачем эта презентация?

2. Что разместить на слайдах?

3. Как представить информацию на слайде?

4. Что дальше делать с полученной информацией?

Рекомендации для оформления слайдов

1. Один слайд - одна идея.

2. Один текстовый слайд - максимум семь строк.

3. Минимум слайдов, максимум смысла.

4. Единый стиль оформления.

5. Диаграммы для данных и таблиц.

6. Рисунки для абстрактных понятий.

7. Анимация и эффекты - только к месту.

8. Сами меняйте слайды, если это возможно.

9. Не демонстрируйте слайд без пояснений.

10. Поэтапно объясните каждый слайд:

  • элементы;

  • обозначения;

  • выводы.

Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления.

  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон

  • Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).


Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).


Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.


Содержание информации

  • Используйте короткие слова и предложения.

  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.


Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24.

  • Для информации – не менее 18.

  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).


Способы выделения информации

Следует использовать:

  • Рамки, границы, заливку;

  • Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;

  • Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.


Объем информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

  • Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов).

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • С текстом;

  • С таблицами;

  • С диаграммами.


Основные недоработки презентаций исследования учащихся

  • Совершенно не отражается ход исследовательской деятельности, нет постановки проблемы, вывода.

  • Вместо этого – изложение теоретического материала, или просто информация по какой-то теме.

  • При этом много неоправданных различных технических эффектов, которые отвлекают внимание от содержательной части.


III. Практическая работа.

Продолжить работу презентации, по рекомендациям оформления слайдов.


IV. Домашнее задание.

Работа с презентацией проекта.

3



Просмотр содержимого документа
«16. Методы исследования»

Тема: Методы исследования.

Цель: Познакомить с основные методы исследования в методике как науке.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Методы исследования можно подразделить на методы сбора информации и методы анализа собранной информации.

Основные методы исследования в методике как науке

Метод – система принципов, правил, приемов и требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Метод включает в себя 3 аспекта:

  1. предметно-содержательный;

  2. операциональный;

  3. аксиологический.

Существуют 4 группы методов:

  1. специальные, которые применяются только в рамках отдельных наук и основываются на специальных основах и теориях.

  2. общенаучные, которые основываются на общеметодологических законах познания.

  3. универсальные, которые основываются на общефилософских закономерностях понимания действительности  (например, принцип диалектической противоречивости).

  4. теоретические и практические методы.

Теоретические методы  исследования:
Анализ = разложение на составные части. Различают: анализ литературных источников (как правило, ретроспективный) и анализ нормативных документов, таких как УП, образовательные стандарты, программы. В большинстве случаев анализ предшествует синтезу или обобщению.
Моделирование используется для схематического изображения исследуемых систем. Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала и способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте. Можно смоделировать педагогическую систему, ситуацию общения, речевые образцы.
Обобщение данных

Практические методы исследования:
Опросные методы (беседы, интервью, анкетирование) – эти методы часто используются для предварительных заключений при постановке гипотезы исследования.
Наблюдение должно быть направленным и фиксированным.
Тестирование используется, как правило, для диагностики уровня владения ИЯ (до, в течении и после изучения).
Пробное обучение построено в основном на эрудиции и педагогической интуиции учителя. Проверяется первичная рабочая гипотеза исследователя.
Опытное обучение основано на проведении массового обучения.
Эксперимент
Методический эксперимент – это организованная для решения методической задачи совместная деятельность испытуемых и исследователей, неотъемлемыми признаками которой являются:

  1. точная организованность во времени;

  2. наличие предварительно сформулированных гипотез;

  3. план и организованная структура;

  4. возможность изолированного учета методического воздействия исследуемого факта;

  5. измерение исходного и заключительного состояния знаний.

Категории бывают первичными, вторичными и третичными.
Структура эксперимента состоит из 3 блоков:

  1. до-экспериментальная дедуктивная эксперчасть: на этом этапе формируется гипотеза, обосновывается структруа, методика эксперимента.

  2. экспериментально-теоретическая часть: решается вопрос о достоверности эксперимента, проведение эксперимента и описание его хода, изложение и анализ итоговых данных, интеграция процесса эксперимента, синтез результата и данных о процессе, решение проблемы.

  3. формулирование теорий по теме исследования: обобщение теоретических выводов, определение их значения, изложение системы практических рекомендаций.


Классификации МЭ:

  1. по соотнесению с фазами исследований:

  2. диагностический

  3. разведывательный

  4. основной

  5. по количеству предоставляемых гипотез:

  6. вертикальный (сравнивается уровень знаний одних и тех же испытуемых в разные временные рамки)

  7. горизонтальный (сравниваются взаимоисключающие гипотезы в разных группах испытуемых)

  8. смешанный

  9. по степени приближенности к естественному процессу обучения:

  10. искусственный

  11. естественный

  12. по степени предопределяемости:

  13. открытый

  14. закрытый

 

  1. Домашнее задание.

Прочитать записи.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!