МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛУКОМОРЬЕ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «Радуга»
Конспект занятия «Сокровищница традиций Малой Родины в городе Михайловка» для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
Разработала: воспитатель Сотникова Лариса Николаевна
Цель: Закрепить знания детей о родном крае, народных промыслах Михайловки.
Задачи:
Образовательная:
- развивать представления детей о городе Михайловка, родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой Родины;
Развивающая:
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного города;
- развивать речь, как средство общения.
Воспитательная:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Материал и оборудование: пазлы от картинки «герб города Михайловки», бечевка, клей, фрагменты цветной бумаги, шаблон, карта города Михайловки, презентация.
Предварительная работа: экскурсии по городу, разучивание стихотворений о родном городе.
Ход.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья!
- Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.
-Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу…?
(Ответы воспитанников).
- Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…
- Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.
А, сейчас, послушайте стихотворение:
Что такое Родина? Маму я спросила.
Улыбнулась мама, повела рукой.
Это наша Родина - милая Россия,
нет другой на свете Родины такой!
В сердце ты у каждого, Родина - Россия,
Белые берёзки, колос налитой.
Нет тебя привольней, нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой.
- Ребята, а какая ваша Родина? Где вы живете? В какой стране?
Дети называют.
- А в каком городе?
- Где расположен наш город? В какой области?
Ответы детей: В Волгоградской области.
- А чем славится наш город Михайловка?
Воспитатель: А славится наш город еще и поэтами. Вот послушайте отрывок стихотворения М. Г. Ткачевой-Будановой «ГОРОД МИХАЙЛОВКА - НАША OTPAДA»
Город любимый, наш город прекрасный,
Мы тебя любим, тобою живём.
Добрый наш, тёплый, открытый и ясный
Ты наш причал, наш приют и наш дом (…)
В ногу со временем мирно шагая,
Лёгких не ищешь ты в жизни дорог.
Шифер, цемент и кирпич твой все знают
- Славы твоей неизменный залог.
Воспитатель: И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей Михайловке.
- Наша первая наша остановка — «Историческая».
- Ребята, есть такая наука история и география. Ученые изучают наш край его пошлое и настоящие. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на этот слайд что вы видите?
- Наш город Михайловка является старинным и древним, он основан в 1762 году.
Воспитатель: А теперь, вам предстоит задание: Вы получаете карту Города Михайловка. И по краю карты вам нужно выложить вот эту бечевку и приклеить.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, получайте вот этот фрагмент (воспитатель дает пазл от картинки «Герб Михайловки»). А что это такое вы узнаете, когда пройдете все станции.
Воспитатель: А теперь мы отправляется на следующую станцию.
Воспитатель с детьми под веселую музыку обходят круг и возвращаются.
Воспитатель: Куда мы с вами прибыли?
Воспитатель: Михайловский краеведческий музей.
Музей находится в бывшем доме купца Аксенова Семена Павловича. Существует легенда, что свое богатство купец получил при переправе через реку Медведицу, найдя мешок с золотыми монетами.
Воспитатель: Давайте заглянем в музей. И посмотрим, что там.
На слайде картинка грамофона.
Воспитатель: Что вы видите?
Дети называют.
Воспитатель помогает: старинная кровать, тумбочка, ажурная скатерть и один интересный предмет, который сейчас и не встретишь в доме. Как нам узнать, что это за предмет, и для каких целей он служил?
Дети: Мы не знаем.
Воспитатель: Это граммофон. С его помощью можно было прослушать музыку, которая была записана на пластинке.
Воспитатель, чтобы наш граммофон заиграл, давайте отгадаем, какие вы знаете музыкальные народные инструменты.
Дети называют: балалайка, ложки, трещотка, гармонь.
Воспитатель: Молодцы, отгадали.
Воспитатель: Давайте встанем в полукруг и возьмем платочки (раздает).
Включается видеозапись казачьего ансамбля «Медведица» «Ой, заболела у Шуры головка...»
https://yandex.ru/video/preview/17377521653878154584
Дети слушают и приплясывают.
Воспитатель: Молодцы, все хорошо танцевали, получаете еще один пазл.
Воспитатель: А мы отправляемся дальше.
Воспитатель с детьми под веселую музыку обходят круг и возвращаются.
Воспитатель: Славится наша Михайловка и народными умельцами.
Кожухова Валентина Алексеевна – мастер по созданию авторских украшений из кожи и камней. Каждое украшение, созданное ее руками, удивительно и неповторимо.
Первобытные люди украшали стены жилища изображениями животных, явлений природы. На одежде, предметах быта, оружии и орудиях труда изображали орнаменты растений, сцены из жизни.
Воспитатель: Я вам предлагаю немного поработать в мастерской Валентины Алексеевны и выложить вот такое украшение из фрагментов цветной бумаги.
Дети выкладывают ожерелье.
Воспитатель: Чтобы научить мастерству создания украшений из кожи, что нужно?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, красивые у вас получились украшения.
Воспитатель: А мы отправляемся дальше.
Воспитатель с детьми под веселую музыку обходят круг и возвращаются.
Воспитатель: А чтобы нам в этот дом войти, надо старинную разгадать запись. Части букв стерлись. Кто сможет их восстановить?
Дети восстанавливают запись.
На слайде:
Воспитатель: Дом особый, знаешь сам. Православный Божий …(храм).
Церковь Николая Чудотворца.
Воспитатель: А вы когда-нибудь были в нашем храме?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вас больше всего поразило в храме?
Ответы детей.
Воспитатель: А как нужно вести себя в храме?
Ответы: Нужно вести себя спокойно, тихо, стараться не разговаривать.
Воспитатель: Наш храм носит имя святого Николая Чудотворца. Давайте на минутку заглянем в храм и послушаем, как красиво поют и величают этого святого на Руси.
Включается видеоролик:
https://yandex.ru/video/preview/7966844373488724165
Воспитатель: Понравилось вам исполнение? В нашей стране много храмов посвящены Николаю Чудотворцу, который совершил немало чудес. И однажды он даже спас ребенка, который утонул.
Воспитатель: Молодцы, получаете еще один пазл.
А мы отправляемся дальше. Что вы видите?
Дети: Река.
Воспитатель: А как называется река, которая протекает в нашем городе?
Дети: Медведица.
Воспитатель: Предлагаю поиграть нам в ручеек. Становитесь парами.
Дети играют.
Воспитатель: Ручеек бежит быстро. Молодцы, поиграли, устали, давайте отдохнем, посидим.
Воспитатель читает стихотворение.
Малая Родина
Я так люблю свои края родные
И солнца восходящего лучи.
А осенью листочки все цветные
Летящие как мотыльки в ночи.
Медведица родная змейкой вьётся,
Питаясь родниковою водой.
А рыбы всякой! Даже щука бьётся!
И я горжусь, Медведица, тобой!
Любуюсь красотой своего края
И песнями соловушек в лесу.
И это Родина моя родная!
И я тебе любовь свою несу!
Вера Сягайло
Воспитатель: Давайте сложим все фрагменты, которые вы получили. Посмотрите, что у нас вышло?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, это герб города Михайловки. Что изображено на гербе?
Ответы детей.
Воспитатель: Это Архангел Михаил, он победил дракона. В его руке меч. Архангел Михаил является святым покровителем нашего города, носящего его имя.
Город Михайловка – наша отрада,
Доли не ищем мы в жизни иной,
Счастливы мы, нам другого не надо,
Славный ты наш, навсегда мы с тобой.
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?
Ответы детей.
Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Воспитатель: Спасибо вам за занятие.