СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие факультатива "Трудные части речи" по теме "ПРИЧАСТИЕ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по теме "Причастие" включает задания на образование причастий разного вида, на повторение морфологических и синтаксических признаков этой части речи. В материалах есть маршрутный лист, по которому на уроке работают учащиеся.

Просмотр содержимого документа
«ПРИЧАСТИЕ»

ТЕМА УРОКА: Причастие. Обобщение и повторение изученного.


ЦЕЛИ УРОКА: обобщение и систематизация изученного материала, закрепление навыка употребления в речи причастных форм и конструкций; формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Знать морфологические и синтаксические признаки причастия.

  2. Уметь определять причастия в тексте и употреблять их в речи. подбирать и группировать материал по теме «Причастие».

ТИП УРОКА: урок систематизации и обобщения знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, таблицы, тесты, карточки.


ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока

(1 слайд) Приветствие

2. Объявление темы, целеполагание.

(2 слайд) Сегодня на уроке мы обобщим знания об одной трудной части речи. Догадайтесь, о какой? Впишите в свободные клеточки название части речи, о которой говорится в стихотворении:

Вот свойство мое обязательное:









Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

Конечно, речь пойдёт о причастии.

Если вы ответили правильно, то заработали 1 балл. Выставляйте баллы за каждое задание, которое оценивается. В конце урока вы подсчитаете общее количество баллов и узнаете свой уровень знаний.

(3 слайд) -Какие задачи мы поставим перед собой на урок? (Закрепить умение находить, образовывать причастия и определять их грамматические признаки).

  1. Актуализация.

(4 слайд) М.В.Ломоносов сказал о причастии: « Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

В.И. Даль вторил ему: «Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного».

Каков же главный признак причастия?

(Объединение свойств прилагательного и глагола)

(5 слайд) Вспомните, в самом начале изучения темы мы сочинили сказку о родителях Глаголе и Прилагательном и об их ребенке Причастии.

(6 слайд) 1 задание. Давайте представим, какой этот ребёнок. Образуйте причастия:

Ответы запишите в кроссворд.

1











2









3










4











5









6










7










8










9










1. Который закипает.

2. Которых избрали.

3. Которого можно различить.

4. Которую заметили.

5. Который отдал.

6. Которая запаслась.

7. Которых испытывают.

8. Которую разлили.

9. Которые зацвели.

(7 слайд) Самопроверка. Ключ. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Максимум – 9 баллов.

1 з

а

к

и

п

а

ю

щ

и

й


2 и

з

б

р

а

н

н

ы

е

3 р

а

з

л

и

ч

и

м

ы

й

4 з

а

м

е

ч

е

н

н

а

я


5 о

т

д

а

в

ш

и

й


6 з

а

п

а

с

ш

а

я

с

я

7 и

с

п

ы

т

у

е

м

ы

е

8 р

а

з

л

и

т

а

я



9 з

а

ц

в

е

т

ш

и

е



  1. Систематизация и обобщение теоретических знаний

(8 слайд) 2 задание. С родителями причастия всё понятно, оно на них похоже, а кто был предком причастия? Что же было в далёком прошлом? Может быть, причастий не было в древнерусском языке

О родословной причастий расскажет наш Языковед

История русского причастия богата событиями. В древнерусском языке, как и в современном, причастие совмещало признаки глагола и прилагательного. Постепенно одни причастные формы утрачивали глагольные признаки, другие лишались признака прилагательных. И те и другие приобретали новое значение – а значит, переходили в другие грамматические классы слов. При этом они как бы раздваивались: старая причастная форма, одновременно оставаясь причастием, переходила в другой класс. Возникли омонимы – причастие и непричастие (например, любимый теперь и причастие, и прилагательное). В некоторых случаях возникшие таким образом омонимы различались на письме. (Например, жареный картофель – прилагательное, жаренный на сковороде – причастие. Оба эти слова восходят к причастию жареныи, которое впоследствии «раздвоилось»).

Другие формы окончательно порвали с причастием. Причастия на -л- стали глаголами прошедшего времени. Утратив глагольные признаки, действительные причастия настоящего времени с суффиксами -уч-, -ач- «покинули» причастие и стали прилагательными: висячий, стоячий, лежачий, могучий и т.п. Вместо них русский язык принял старославянские по происхождению причастия с суффиксами -ущ-, -ащ-: стоящий, лежащий, висящий, могущий и т.п.

(Из тома «Языкознание. Русский язык». «Энциклопедии для детей»)

( 9 слайд) Внимательно ли вы слушали? Ответьте на вопросы:

- Чьи признаки совмещало в себе причастие в древнерусском языке?

- Какие суффиксы «покинули» причастие и стали суффиксами другой части речи?

- Из какого языка пришли причастия с суффиксами –ущ-, -ащ-?

  1. Практическая работа

( 10 слайд) 3 задание.

- С помощью каких суффиксов образуются современные причастия? Вспомните и заполните пропуски в таблице.

1 вариант 2 вариант


… страдательных причастий

… вр.

-ем-/-ом-

II спр.

Прош. вр.

… , -нн-,


Суффиксы …

наст.вр.

I спр.

/ …

-ащ-/-ящ-

… .вр

-вш-, ...




(Проверка осуществляется учителем и учениками, справившимися с заданием первыми) 6 баллов

( 11 слайд) Физкультминутка

Отдохнуть сегодня нам тоже помогут причастия. Выполняйте действия, соответствующие причастиям.

  • Встающие из-за парт

  • Хлопающие глазами

  • Вертящие головами

  • Разминающие руки

  • Прыгающие на месте

  • Улыбающиеся друг другу

  • Садящиеся на свои места

( 12 слайд) 4 задание. Как называются синтаксические обороты, которые мы использовали во время нашей разминки? (причастные обороты)

Когда причастный оборот выделяется запятыми?

(13 слайд) Выделите причастные обороты графически, если надо, поставьте запятые.

Перед нами родные просторы уходящие вдаль. Наше внимание привлекают белые и пушистые облака медленно проплывающие по светло-серому небу. Ветви деревьев качающиеся от легкого ветра издают тихий шорох.

(14 слайд) Взаимопроверка в парах. По 1 баллу за правильный ответ. Максимум 3 балла.

(15 слайд) 5 задание. Причастие росло, развивалось, стало взрослой, самостоятельной частью речи.

Составьте автобиографию причастия (работа в парах по рядам)

1 ряд – уходящие, 2 ряд – проплывающие, 3 ряд – качающиеся

Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.

Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________время, ______________________ вид.

Мать оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.

Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.

Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.

Общая проверка. Максимум – 16 баллов

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(16 слайд) Давайте подведем итоги нашего урока.

- Какие цели перед собой мы ставили в начале урока?

- Справились ли мы с задачами, поставленными перед собой?

- Подсчитайте, сколько баллов вы набрали за урок. Оцените свою работу.

(17 слайд) Совсем скоро мы будем отмечать День матери. Дома напишите сочинение «Письмо моей маме» с использованием причастий.

Просмотр содержимого документа
«приложение»

1 задание. Образуйте причастия. Ответы запишите в кроссворд (9 баллов).

1











2









3










4











5









6










7










8










9










1. Который закипает.

2. Которых избрали.

3. Которого можно различить.

4. Которую заметили.

5. Который отдал.

6. Которая запаслась.

7. Которых испытывают.

8. Которую разлили.

9. Которые зацвели.


3 задание. Заполните пропуски в таблице (6 баллов)


1 вариант 2 вариант


… страдательных причастий

… вр.

-ем-/-ом-

II спр.

Прош. вр.

… , -нн-,


Суффиксы …

наст.вр.

I спр.

/ …

-ащ-/-ящ-

… .вр

-вш-, ...





4 задание. Выделите причастные обороты графически, если надо, поставьте запятые. (3 балла)

Перед нами родные просторы уходящие вдаль. Наше внимание привлекают белые и пушистые облака медленно проплывающие по светло-серому небу. Ветви деревьев качающиеся от легкого ветра издают тихий шорох.



5 задание. Составьте автобиографию причастия (работа в парах по рядам, 16 баллов)

1 ряд – уходящие, 2 ряд – проплывающие, 3 ряд – качающиеся


Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.

Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________время, ______________________ вид.

Мать оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.

Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.

Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.





























  • Встающие из-за парт

  • Хлопающие глазами

  • Вертящие головами

  • Разминающие руки

  • Прыгающие на месте

  • Улыбающиеся друг другу

  • Садящиеся на свои места




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!